Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
г. Астрахани «Дом творчества «Успех»
Управления образования администрации
МО «Город Астрахань»
Общеразвивающая образовательная дополнительная программа
«Художественное валяние!»
Художественная направленность
Возрастная категория от 7 до 12 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: педагог ДО
Мурашко А. Т.
г. Астрахань
1.1.Пояснительная записка
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12.2012 №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.№ 41;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая Правительством Российской Федерации 04.09.2014 №1726-р.
– Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые). Письмо Минобрнауки РФ 09-3242 от 18.11.2015 г.
– Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. N 652н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых». (Вступил в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.)
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступил в силу с 1 марта 2023 г)
Программа творческого объединения«Художественное валяние» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. При составлении образовательной программы декоративно-прикладного творчества,использовались материалы различных дополнительных программ “Студия декоративно-прикладного творчества: рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008”. Программы «Художественная обработка материалов» О.А. Кожина «Технология», Просвещение 2006г. Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. Н .Шалагина «Пособие по сухому валянию «Волшебная нить.»Основы содержания программы направлены на развитие творческой личности обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. При введении в программу «Художественное валяние» задача обучиться новому ремеслу за короткое время и получить удовлетворительные результаты успешно решается. Обучающиеся знакомятся с новым видом рукоделия, успевают постичь некоторые секреты мастерства и получают значимые для себя результаты.
Занятия включают в себя и теоретическую и практическую части. Теоретические сведения даются на соответствующих занятиях перед новыми видами деятельности учащихся. Правила поведения в кабинете. Правила безопасного труда при выполнении работ.
На занятиях в кружке ребята занимаются валянием шерсти, текстильным моделированием. В программе представлены учебно-методические разработки, направленные на организацию работы объединения «Художественное валяние»приобщение детей к техническому и художественному творчеству через создание изделий из войлока, шерсти.Работа с таким материалом, как шерсть, не только прията, но и полезна. Очень успокаивающее и увлекательное занятие. Шерсти можно придать удивительную форму и объем. Обучающиеся создают своими руками игрушки, украшения, чехлы для мобильных телефонов и все, что подскажет фантазия! Ребята, прошедшие обучение, будут свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий.
Программа предназначена для возрастной категории обучающихся : 7-12 лет.
Характеристика психологических особенностей обучающихся данного возраста:
Обучающиеся 7-8 лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо – вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Особенности поведения обучающихся младшей группы (7—8 лет)
- высокий уровень активности
- стремление к общению вне семьи
- стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
- понимание различий пола
- стремление получить время на самостоятельные занятия
- ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным.
Обучающиеся 9-10 лет.Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем.
Особенности поведения детей средней группы (9—11 лет)
- энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
- часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности
- любят коллективные игры
- шумны, спорят
- боятся поражения, чувствительны к критике
- интересы постоянно меняются
- начинают осознавать нравственные нормы
- пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг
Обучающиеся 11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
Сопровождающему легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
Принципы, лежащие в основе программы:
∙ принцип увлекательности и творчества реализуется через определение и развитие творческих способностей;
∙ принцип сознательности и активности предполагает формирование и развитие в ходе обучения осознанного отношения к деятельности и ее результатам, активное участие в реализации
проектов;
Особенностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в объединении«Художественное валяние», у обучающегосяв процессе творческой деятельности формируются важные качества личности: выдержка, терпимость, усидчивость, аккуратность, а также вырабатываются универсальные учебные действия: умение планировать, представить результат, осуществлять контроль, доводить начатое дело до конца, вести совместную деятельность, диалог с педагогом и обучающимися разных возрастов. Программа имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для работы вусловиях учреждений дополнительного образования. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.
Актуальность данной программы в том, что объемным валянием и
художественным войлоком могут заниматься все желающие. Валяние войлокамодное и популярное занятие во многих странах мира. Валяние – техникадоступная для начинающих, даже у новичков сразу же получится любое мягкое забавное изделие. Работа с художественным войлоком представляетбезграничные возможности для создания разнообразных поделок. За короткоевремя можно свалять забавные войлочные игрушки и сувениры, изготовитьудивительные картинки. Войлок можно кроить, окрашивать в разные цвета, дополнять вышивкой,бисером, кружевами, создавая уникальные авторские вещи. Современныедизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом работают сэтим материалом, создавая красивые и полезные предметы.
Новизна программы
заключается в том, что объекты труда(изделия) рассматриваются не как самоцель, а как:
средство эстетического воспитания и достижения личностного развития воспитанника;
Технология: творческого развития
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Частично-поисковый (работа по самостоятельному созданию композиции, нахождению цветового решения работы, подбору цветовой гаммы).
- Метод поощрения
контроля и самоконтроля; - Словесный, практический:
- Репродуктивный, продуктивный.
Форма занятий: практическое занятие, обсуждение.
Критерии отбора: В Т\О « Декор- мастерская» принимаются все желающие без отбора.
Режим занятий: 2 р в неделю по 2 часа.
По содержанию программа имеет стартовый уровень сложности.
Цель программы–Формировать у обучающихся навыки работы с шерстью в техниках: сухое валяние, мокрое валяние, выкладывание шерсти.
Задачи:
Образовательные:
∙ Сформировать комплекс знаний в области валяния, включающие
законы и правила трехмерного изображения, декоративные композиции, основу цветовой грамоты, технологических основ валяния (материалы, инструменты, приспособления и т.д.);
∙ Научить элементарным приемам работы с шерстью: сухое валяние, мокрое валяние, выкладывание шерсти.
- овладеть навыками проектирования и создания продуктов труда;
Развивающие:
Развивать творческое способности обучающихся:
- мышление, воображение.
- аналитические способностей (умение сопоставлять),
Формировать:
- привычку к свободному творческому самовыражению.
- умение оценивать свою работу,
- корректирование деятельности с целью исправления недочетов;
Воспитательные:
Воспитывать:
- интерес к народным традициям;
- умение анализировать произведения декоративно-
прикладного искусства, работать в коллективе.
- трудолюбие, бережливость, ответственность, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность;
Предполагаемые результаты: В процессе образовательной деятельности у обучающихся формируются компетенции:
Предметные:
Знания:
- безопасные приемы работы с фильцевальной иглой;
- способы получения изделий из шерстяных волокон разными способами и их применение в быту;
- материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия «Валяние»;
- устройство фильцевальной иглы, их разнообразие и назначение;
- технологию выполнения простых изделий способами сухого и мокрого валяния;
- требования к качеству готовых изделий;
- особенности профессий валяльного производства;
- правила электробезопасности бытовых электроприборов;
Умения:
- определять вид волокна и других материалов для того или иного изделия;номер и вид игл для фелтинга;
- использовать инструменты и приспособления для сухого и мокрого валяния;
- выполнять раскладку и сваливание несложных изделий, подбирать отделку, фурнитуру;
- последовательно выполнять обработку изделия, доводить его до нужного качества и вида.
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии.
Навыки:
–Умение правильно работать с ножницами, иглами,наперстками, подложкой для валяния щёточками-подушками и др инструментом: вырезать отдельные элементы композиции, склеивание деталей.
Личностные компетенции:
Здоровьесбережения
Знание и соблюдение правил личной гигиены.
Самосовершенствования, саморегулирования
- Развитие творческих способностей: воображению, фантазии.
- Выявление проблем, поискспособов их устранения;
- Осуществлениесамоконтроля.
Социального взаимодействия:
- Бесконфликтное общение в творческом объединении.
Метапредметные:
Информационные:
- искать и выделять необходимую информацию;
- применять методы информационного поиска;
- выбирать эффективный способ решения творческой задачи.
Познавательной деятельности:
- Постановка и решение познавательных задач,
-
- умение достигать целей,
- знание способов планирования деятельности, анализа, рефлексии, адекватной самооценки своей деятельности;
- приобретение опыта самостоятельной деятельности.
- Понимание успеха и неуспехасвоей деятельности.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Тема: Вводное занятие.Введение в образовательную программу. Знакомство с техникой валяния. Инструктаж по технике безопасности. | 2ч | 1ч | 1ч |
2 | Тема: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции.Фелтинг, фильцевание | 2ч | 1ч | 1ч |
3 | Тема: Знакомство со Способами и видами валяния. | 2ч | 1ч | 1ч |
4 | Тема:Введение в курс. Валяние из шерсти как вид художественного творчества, материалы, инструментыи приспособления. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
5 | Тема: Основные технологические приемы раскладки и валяния шерсти. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
6 | Тема: Основные приемы сухого и мокрого валяния. Раскладка шерсти на плоскости и шаблоне. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
7 | Тема: Изготовление образцов плоских и объёмных на шаблоне | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
8 | Тема: Картины из шерсти.Приёмы рисования шерстью | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
9 | Тема: Техника и приемы изготовления плоских изделий (картин, панно) методами мокрого и сухого валяния. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
10 | Тема: Растительный мир.Панно «Маки» в технике мокрого и сухого валяния | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
11 | Тема: Панно «Маки» в технике мокрого и сухого валяния | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
12 | Тема: Панно «Цветы Виолы, Лилии» в технике мокрого и сухого валяния | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
13 | Тема: Панно «Цветы Виолы, Лилии» в технике мокрого и сухого валяния | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
14 | Тема: Панно «Цветы Розы, Ромашки» в технике мокрого и сухого валяния | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
15 | Тема: Панно «Цветы Розы, Ромашки» в технике мокрого и сухого валяния | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
16 | Тема: Пейзаж,Панно | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
17 | Тема: Пейзаж,Панно | 2ч | 1ч | 1ч |
18 | Тема: Натюрморт | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
19 | Тема: Панно «Подводный мир». | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
20 | Тема: «Подводный мир». Панно «Рыбы» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
21 | Тема: «Подводный мир». Панно «Рыбы» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
22 | Тема: Панно «Обитатели подводного мира». | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
23 | Тема: Панно «Обитатели подводного мира». | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
24 | Тема: Животный мир. Панно «Обитатели животного мира» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
25 | Тема: Животный мир. Панно «Обитатели животного мира» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
26 | Тема: Животный мир. Панно «Обитатели животного мира» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
27 | Тема: Животный мир. Панно «Обитатели животного мира» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
28 | Тема: Панно «Птицы Фламинго» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
29 | Тема: Панно «Птицы Фламинго» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
30 | Тема: Панно «Птицы Попугаи» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
31 | Тема: Панно «Птицы Попугаи» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
32 | Тема: Контрольное занятие «Растительный мир.
Панно Цветы» |
2ч | 0.5ч | 1.5ч |
33 | Тема: Панно «Птицы» | 2ч | 1ч | 1ч |
34 | Тема:Панно «Птицы» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
35 | Тема: Панно «Бабочки, насекомые» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
36 | Тема: Панно «Бабочки, насекомые» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
37 | Тема: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство со способами и видамиобьёмного валяния. | 2ч | 1ч | 1ч |
38 | Тема:Животный мир. Композиция «Обитатели животного мира» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
39 | Тема:Композиция «Обитатели животного мира» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
40 | Тема:Композиция «Обитатели животного мира» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
41 | Тема:Композиция «Обитатели животного мира» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
42 | Тема: Композиция «Обитатели животного мира» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
43 | Тема: Композиция «Обитатели животного мира» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
44 | Тема: Композиция «Птицы» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
45 | Тема: Композиция «Птицы» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
46 | Тема: Сказочные персонажи. Изготовление сказочного персонажа. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
47 | Тема: Сказочные персонажи. Изготовление сказочного персонажа. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
48 | Тема: Сказочные персонажи. Изготовление сказочного персонажа. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
49 | Тема: Сказочные персонажи. Изготовление сказочного персонажа. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
50 | Тема:Мультяшки – персонажи. Изготовление композиции Тролли, Феи» и тд.. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
51 | Тема:Мультяшки – персонажи. Изготовление композиции Тролли, Феи» и тд. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
52 | Тема:Мультяшки – персонажи. Изготовление композиции. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
53 | Тема: Куклы. Изготовление композиции кукла. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
54 | Тема: Изготовление композиции кукла. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
55 | Тема: Изготовление композиции кукла. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
56 | Тема: Изготовление композиции кукла. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
57 | Тема: Фрукты, Овощи Изготовление композиции. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
58 | Тема: Изготовление «композиции фрукты или овощи» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
59 | Тема: Изготовление «композиции фрукты или овощи» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
60 | Тема: Изготовление «композиции фрукты или овощи» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
61 | Тема: Изготовление «Композиции пироженое-мороженое» из шерсти в технике валяния. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
62 | Тема: Изготовление «Композиции пироженое-мороженое» из шерсти в технике валяния. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
63 | Тема: «Композиция брошь Цветы» из шерсти в технике валяния. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
64 | Тема: «Композиция брошь Цветы» из шерсти в технике валяния. | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
65 | Тема: «Композиция брошь из шерсти в технике валяния.» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
66 | Тема: «Композиция брошь из шерсти в технике валяния.» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
67 | Тема: «Композиция брелок » из шерсти в технике валяния.» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
68 | Тема: «Композиция брелок » из шерсти в технике валяния.» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
69 | Тема: «Композиция брелок смайлик» из шерсти в технике валяния.» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
70 | Тема: «Композиция брелок смайлик» из шерсти в технике валяния.» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
71 | Тема : Контрольное занятие «Тема: Изготовление «композиции фрукты или овощи» | 2ч | 0.5ч | 1.5ч |
72 | Тема: Итоговое занятие.. Чаепитие. | 2ч | – | 2ч |
Всего: | 144ч | 38.5ч | 105.5ч |
Содержание учебной деятельности:
1 Тема: Вводное занятие:
Теория:-История валяния. Первоначальные сведения о сухом и мокром валянии. Материалы и инструменты для сухого валяния. Техника безопасности.
Знакомство с кабинетом для проведения занятий, с группой детей, обсуждение плана работы на год.
Практика:- показ поделок
2 Тема: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции. Фелтинг, фильцевание .
Теория:-История валяния, фелтинг, фильцевание
Практика:- Упражнения с фильцевальной иглой.
3 Тема: Знакомство со Способами и видами валяния.
Теория:– Первоначальные сведения о шерстяных волокнах. Принцип сваливаения шерстяных волокон. Виды шерсти и их названия.
Практика:-Этапы подготовки сырья к работе а) стрижка б) окраска в) очес г)валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Сведения о войлоке. Техника шебори. Раскладка прядей на ткани.
4 Тема:Введение в курс.
Теория:-Валяние из шерсти как вид художественного творчества,
Практика:-материалы, инструменты и приспособления.
5 Тема: Основные технологические приемы раскладки и валяния шерсти.
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Упражнения на сочетание контрастных и сходных цветов. Колористика: ахроматические цвета. Законы композиции: статика и динамиака.
- Тема. Основные приемы сухого и мокрого валяния. Раскладка шерсти на плоскости и шаблоне (2ч)
- Тема: Изготовление образцов плоских и объёмных на шаблоне. (2ч)
- Тема: Картины из шерсти. Приёмы рисования шерстью(2ч)
- Тема: Техника и приемы изготовления плоских изделий (картин, панно) методами мокрого и сухого валяния. (2ч)
Теория:Знакомство с основами цветовой гаммы и изготовлением картин, панно.
Практика: Создание картины по разделам: растительный, подводный мир и животный мир.
10-15. Тема: Растительный мир.
Тема: Панно «Маки» Цветы Виолы, Лилии, Розы, Ромашки » в технике мокрого и сухого валяния (12ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей на ткани. Создание картины.
16-18 .Тема: Пейзаж, Панно. Натюрморт(6ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей на ткани. Создание картины.
19-23. Тема: Панно «Подводный мир».Панно «Рыбы». Панно «Обитатели подводного мира».(10ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей на ткани. Создание картины.
24-27. Тема: Животный мир. Панно «Обитатели животного мира» (8ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей на ткани. Создание картины.
28-33. Тема: Панно «Фламинго». Панно « Попугаи».Панно «Птицы» (12ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей на ткани. Создание картины.
34-35 Тема Панно «Бабочки, насекомые» (4ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей. Создание картины.
- Тема: Знакомство со способами и видами объёмного валяния.
Теория:-Основные теоретические сведения.Первоначальные сведения о шерстяных волокнах. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Принцип сваливания
шерстяных волокон. Основы колористики: контрастные и сходные цвета. Основные виды раскладки шерсти: перпендикулярная и радиальная. Различные способы сваливания полотна.
Практика: Придание формы сваливаемому изделию.
Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей. Создание объемных поделок с помощью игл способом фелтинга, фильцивания. Создание композиций по разделам: животные, птицы, сказочные персонажи, куклы, овощи и фрукты, брелоки, броши, украшения.
38-43. Тема: Животный мир. Композиция «Обитатели животного мира». (12ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей. Создание объемных поделок с помощью игл способом фелтинга, фильцивания.
44-45. Тема: Композиция «Птицы». (4ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей. Создание объемных поделок с помощью игл способом фелтинга, фельцивания.
46- 52. Тема: Сказочные персонажи. Изготовление сказочного персонажа.
Мультяшки – персонажи. Изготовление композиции Тролли, Феи» и тд. ( 14ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законамикомпозиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей. Создание объемных поделок с помощью игл способом фелтинга, фильцивания.
53-56. Тема: Куклы. Изготовление композиции кукла.(8ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законамикомпозиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей. Создание объемных поделок с помощью игл способом фелтинга, фельцивания.
57-60. Тема: Фрукты, Овощи Изготовление композиции.(8ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей. Создание объемных поделок с помощью игл способом фелтинга, фильцивания.
61-62 Тема: Изготовление «Композиции пироженое-мороженое» из шерсти в технике валяния.(4ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей. Создание объемных поделок с помощью игл способом фелтинга, фильцивания.
63-66. Тема: «Композиция брошь Цветы» из шерсти в технике валяния. «Композиция брошь из шерсти в технике валяния.» (8ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей. Создание объемных поделок с помощью игл способом фелтинга, фильцивания.
67-70. Тема: «Композиция брелок » из шерсти в технике валяния.»
«Композиция брелок смайлик» из шерсти в технике валяния.»(8ч)
Теория: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции Колористика.
Практика: Этапы подготовки сырья к работе-стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей. Создание объемных поделок с помощью игл способом фелтинга, фильцивания.
- Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1 Календарный учебный график программы «Художественное валяние!»
№ | Месяц
Число |
Форма проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | беседа | 2ч | Тема: Вводное занятие.Введение в образовательную программу. Знакомство с техникой валяния. Инструктаж по технике безопасности. | Ул .Ветошникова 2 | — | |
2 | обсуждение | 2ч | Тема: Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции. Фелтинг, фильцевание | Ул .Ветошникова 2 | — | |
3 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Знакомство со Способами и видами валяния. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
4 | практическое занятие | 2ч | Тема:Введение в курс. Валяние из шерсти как вид художественного творчества, материалы, инструментыи приспособления. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
5 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Основные технологические приемы раскладки и валяния шерсти. | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение | |
6 | практическое занятие | 2ч | Тема: Основные приемы сухого и мокрого валяния. Раскладка шерсти на плоскости и шаблоне. | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение
Практическая работа |
|
7 | практическое занятие | 2ч | Тема: Изготовление образцов плоских и объёмных на шаблоне | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
8 | практическое занятие | 2ч | Тема: Картины из шерсти. Приёмы рисования шерстью | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение Практическая работа | |
9 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Техника и приемы изготовления плоских изделий (картин, панно) методами мокрого и сухого валяния. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
10 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Растительный мир.Панно «Маки» в технике мокрого и сухого валяния | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
11 | Практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Маки» в технике мокрого и сухого валяния | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение. Практическая работа | |
12 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Цветы Виолы, Лилии» в технике мокрого и сухого валяния | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
13 | практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Цветы Виолы, Лилии» в технике мокрого и сухого валяния | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение Практическая работа | |
14 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Цветы Розы, Ромашки» в технике мокрого и сухого валяния | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
15 | практическая занятие | 2ч | Тема: Панно «Цветы Розы, Ромашки» в технике мокрого и сухого валяния | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение Практическая работа | |
16 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Пейзаж,Панно | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
17 | практическое занятие | 2ч | Тема: Пейзаж,Панно | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
18 | практическое занятие | 2ч | Тема: Натюрморт | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
19 | практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Подводный мир». | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение Практическая работа | |
20 | практическое занятие | 2ч | Тема: «Подводный мир». Панно «Рыбы» | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение.
Практическая работа |
|
21 | практическое занятие | 2ч | Тема: «Подводный мир». Панно «Рыбы» | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение Практическая работа | |
22 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Обитатели подводного мира». | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение Практическая работа | |
23 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Обитатели подводного мира». | Ул .Ветошниквоа 2 | Наблюдение Практическая работа | |
24 | практическое занятие | 2ч | Тема: Животный мир. Панно «Обитатели животного мира» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
25 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Животный мир. Панно «Обитатели животного мира» | Ул .Ветошниквоа 2 | Практическая работа | |
26 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Животный мир. Панно «Обитатели животного мира» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
27 | практическое занятие | 2ч | Тема: Животный мир. Панно «Обитатели животного мира» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
28 | практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Птицы Фламинго» | Ул .Ветошникова 2 | наблюдение | |
29 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Птицы Фламинго» | Ул .Ветошниквоа 2 | Практическая работа. | |
30 | практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Птицы Попугаи» | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение Практическая работа | |
31 | практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Птицы Попугаи» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
32 | практическое занятие | 2ч | Тема: Контрольное занятие «Растительный мир.
Панно Цветы» |
Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение Практическая работа | |
33 | обсуждение
практическое занятие |
2ч | Тема: Панно «Птицы» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
34 | практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Птицы» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
35 | практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Бабочки, насекомые» | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение | |
36 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Панно «Бабочки, насекомые» | Ул .Ветошникова 2 | НаблюдениеПрактическая работа | |
37 | Беседа, обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство со способами и видамиобьёмного валяния. | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение
Практическая работа |
|
38 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема:Животный мир. Композиция «Обитатели животного мира» | Ул .Ветошникова 2 | Наблюдение Практическая работа | |
39 | обсуждение
практическое занятие |
2ч | Тема:Композиция «Обитатели животного мира» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
40 | практическое занятие | 2ч | Тема:Композиция «Обитатели животного мира» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
41 | практическое занятие | 2ч | Тема:Композиция «Обитатели животного мира» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
42 | практическое занятие | 2ч | Тема: Композиция «Обитатели животного мира» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
43 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Композиция «Обитатели животного мира» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
44 | практическое занятие | 2ч | Тема: Композиция «Птицы» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
45 | обсуждение
практическое занятие |
2ч | Тема: Композиция «Птицы» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
46 | практическое занятие | 2ч | Тема: Сказочные персонажи. Изготовление сказочного персонажа. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
47 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Сказочные персонажи. Изготовление сказочного персонажа. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
48 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Сказочные персонажи. Изготовление сказочного персонажа. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
49 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Сказочные персонажи. Изготовление сказочного персонажа. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
50 | практическое занятие | 2ч | Тема:Мультяшки – персонажи. Изготовление композиции Тролли, Феи» и тд.. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
51 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Мультяшки – персонажи. Изготовление композиции Тролли, Феи» и тд. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
52 | практическое занятие | 2ч | Тема: Мультяшки – персонажи. Изготовление композиции. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
53 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Куклы. Изготовление композиции кукла. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
54 | практическое занятие | 2ч | Тема: Изготовление композиции кукла. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
55 | практическое занятие | 2ч | Тема: Изготовление композиции кукла. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
56 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Изготовление композиции кукла. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
57 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Фрукты, Овощи Изготовление композиции. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
58 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Изготовление «композиции фрукты или овощи» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
59 | практическое занятие | 2ч | Тема: Изготовление «композиции фрукты или овощи» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
60 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: Изготовление «композиции фрукты или овощи» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
61 | практическое занятие | 2ч | Тема: Изготовление «Композиции пироженое-мороженое» из шерсти в технике валяния. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
62 | обсуждение
практическое занятие |
2ч | Тема: Изготовление «Композиции пироженое-мороженое» из шерсти в технике валяния. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
63 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: «Композиция брошь Цветы» из шерсти в технике валяния. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
64 | практическое занятие | 2ч | Тема: «Композиция брошь Цветы» из шерсти в технике валяния. | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
65 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: «Композиция брошь из шерсти в технике валяния.» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
66 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: «Композиция брошь из шерсти в технике валяния.» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
67 | практическое занятие | 2ч | Тема: «Композиция брелок » из шерсти в технике валяния.» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
68 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема: «Композиция брелок » из шерсти в технике валяния.» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
69 | обсуждение
практическое занятие |
2ч | Тема: «Композиция брелок смайлик» из шерсти в технике валяния.» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа | |
70 | обсуждение
практическое занятие |
2ч | Тема: «Композиция брелок смайлик» из шерсти в технике валяния.» | Ул .Ветошникова 2 | Практическая работа Наблюдение | |
71 | обсуждение практическое занятие | 2ч | Тема : Контрольное занятие «Тема: Изготовление «композиции фрукты или овощи» | Ул .Ветошникова 2 | Беседа.Устный опрос Практическая работа | |
72 | практическое занятие | 2ч | Тема: Итоговое занятие. Подведение итогов. | Ул .Ветошникова 2 | Беседа.Устный опрос | |
Всего: | 144ч |
2.2 Условия реализации программы:
Методическое сопровождение:
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- компьютер
- медиапроектор.
- программа «Художественное валяние».
- -Календарно-тематический план.
- -Фото познавательного и обучающего характера.
- -Методическая литература по прикладному искусству, альбомы, открытки, наглядные пособия.
- -Таблицы или иллюстрации, где отображается последовательность и разные техники.
Инструменты и приспособления:
- Иглы для фелтинга разных номеров
- Поролоновые губки
- Формы для детского творчества
- Пупырчатая плёнка
- Москитная сетка
- Массажёры деревянные
- Скалки
- Бамбуковые коврики
- Картон
- Скотч
- Проволока
Материалы:
- Сливер
- Гребенная лента
- Кордочёс-(это шерсть, которую помыли, высушили и один раз расчесали на специальном оборудовании-кардочесальной машине. Волокна в кардочесе расположены в разных направлениях, они практически не спутаны, или спутаны минимально).
- Синтепон
- Пряжа
- Шёлковая ткань
- Фетр
Рабочее место должно быть сухим и устойчивым. Сверху стол необходимо накрыть плотной полиэтиленовой пленкой
Поверхность шерсти уваливается растиранием. Это самый простой способ валяния, на нем основаны техника быстрого валяния и скатывания.
В наши дни широкое распространение получил «холодный» или «сухой» способ валяния, как доступный и многогранный вид рукоделия. Объемное валяние удивительное, интересное занятие, а сегодня и модное. Даже у новичков сразу же получится любое мягкое забавное изделие. Для работы потребуется несколько иголок для валяния, красивая шерсть, синтепон, подложка и желание работать.
2.3. Формы аттестации
Контроль проводится промежуточный и контрольный.
Формы контроля: – Практическая работа,беседа, устный опрос, выставка.
Этапы текущего педагогического контроля
Срок | Раздел | Тема | Какие ЗУН контролируются | Форма контроля |
декабрь | Изготовление плоских панно
Картины из шерсти. Приёмы рисования шерстью Композиции в технике сухого и мокрого валяния. |
Контрольное занятие «Растительный мир.
Панно Цветы»» |
Умение с основами цветовой гаммы и законамикомпозиции Колористика.
Этапы подготовки сырья к работе- стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей на ткани. Создание картины. |
Практическая работа
Наблюдение.Устный опрос |
май | Изготовление объёмных композиций
в технике сухого и мокрого валяния |
Контрольное занятие «Тема: Изготовление «композиции фрукты или овощи»». | Знание Основы колористики: контрастные и сходные цвета. Основные виды раскладки шерсти: перпендикулярная и радиальная. Различные способы сваливания полотна.
придания формы сваливаемому изделию. Этапы подготовки сырья к работе- стрижка, окраска, очес, валяние. Материалы и инструменты для мокрого и сухого валяния. Раскладка прядей. Создание объемных поделок с помощью игл способом фелтинга, фельцивания.Создание композиций. |
Практическая работа, Наблюдение.Устный опрос |
Для определения уровня усвоения содержания программного материала в конце года проводится Диагностика образовательных результатов.
Ф,И воспитанников | Показатели | Кол-во баллов | Уровень | ||||
Творческий
подход |
Аккурат
ность |
самостоя-тельность | знание терминоло
гии |
Сваливание шерсти | |||
Результаты оцениваются по 3- бальной системе:
3 балла – высокий,
2 балла – средний,1 балл – низкий.
Критерии оценивания деятельности обучающихся
3 балла – это работа выполненная с соблюдением всех этапов:
– Работа выполнена с творческим подходом, реализацией замысла.
– выполняется очень аккуратно.
– самостоятельно без помощи педагога.
– присутствует знание терминологии и умение проектировать и создавать композиции различных видов.
2 балла:
-Творческий замысел реализован на среднем уровне.
– Работа выполнена недостаточноаккуратно.
– Работа выполнена самостоятельно, но с частичной помощью педагога.
– Умение изготавливать и проектировать поделки с частичной помощью педагога.
1балл:
-Творческий замысел слабо выражен.
– Работа выполнена не аккуратно
– Обучающийся не проявляет инициативу, выполняет простейшие этапы работы. Испытывает сложности в конструировании.
Уровень
13-15 баллов – высокий уровень.
9-12 баллов – средний уровень.
5-8 баллов низкий уровень
3.4. Оценочные материалы.
1 . Дать определение понятиям :
Войлок –
_ ( плотный толстый материал, сваленный из шерсти.0
Валять –
( катая, разминая, сбивать из шерсти, пуха.)
Кошма –
(войлочный ковер из овечьей или верблюжьей шерсти.)
Ковер –
( изделие (обычно многоцветный, узорчатый) из шерстяной, шелковой и упругой ткани, часто с ворсом, употребляемое для покрытия пола, украшения стен.)
Фетр –
(тонкий плотный войлок высшего сорта, употребляемый на шляпы, обувь.)
Шляпа –
(головной убор, обычно с тульей и полями.)
- 2. Дать определение понятиям :
- Гребенная лента
- Кордочёс
- Подложка
- Ответить на вопрос – Что такое Фильцевание?
Воспитательный модуль
№ | Содержание | Срок | |
1 | В рамках программ «Тропинка к здоровью» беседа « Сберегаем и укрепляем зрение школьников» | сентябрь | |
2 | Профилактика ДДТТ беседа «Школа здоровья и радости» | сентябрь | |
3 | В рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни» проведение бесед с обучающимися по сбережению здоровья, соблюдения правил гигиены и профилактики заболеваний «От охраны здоровья к успеху в учёбе»обучения | сентябрь | |
4 | Участия в мероприятиях проводимыми Д.Т «Успех» | по плану | |
5 | В рамках программы «Каникулы, каникулы – веселая пора».
Чаепитие. Развлекательная программа «Здравствуй лето» |
июнь |
Работа с родителями.
№ | Содержание | Срок |
1 | Урок-знакомство | сентябрь |
2 | Проведение родительских собраний | май |
3 | беседы с родителями об успехах их детей | ежегодно |
4 | Посещение родителей открытых занятий,
посещения родителями мероприятий дома творчества, совместных посещений музеев, различных выставок. |
по плану |
Психолого-педагогическое сопровождение :
Развитие творческих способностей:
-Методики для диагностики воображения и творческого мышления – модифицированная методика Торрнса Э. П. «Круги».
-Методика на образную креативность «Две линии».
Приложение №1
Сухой или холодный способ валяния
Существует множество пород овец, которые дают разную шерсть. Для объемного валяния можно использовать любой вид шерсти, будь то тонкая, или грубая: мытая необработанная шерсть; руно или чесальная лента (продукт чесания); камвольная чесаная шерсть или так называемая ровница. Проще и легче всего валять из чесальной ленты или из руна. Ровница валяется несколько тяжелее, поскольку волокна шерсти располагаются параллельно, и плотный равномерный войлок получается лишь после долгого валяния. Для валяния используют шерсть естественного цвета или окрашенная.
Иглы
Пробивные иглы для объемного валяния изготавливают из стали и на конце имеют зазубринки. Длина игл от 7 до 9 см., а крючки бывают разной толщины. Обычно предлагается три разных размера игл. Как правило, грубые (толстые) иглы используются для более грубой шерсти и в начале работы. Тонкие иглы требуются для тонкой шерсти и отделки деталей. Средняя толщина универсальна и годится практически для изготовления объемных войлочных изделий от начала до конца. Иглы для валяния очень острые, поэтому нужно, не спеша, работать на подложке. Следует быть внимательным во время работы, чтобы не уколоть собственный палец. Пробивные иглы легко гнутся, могут сломаться или загнутся. Поэтому нужно сразу же обзавестись некоторым запасом игл. Для удобства работы можно использовать подходящий держатель для нескольких игл. С их помощью гораздо быстрее и эффективнее валять крупныедетали.
Подложка
При небольших деталях и в начале работы игла с каждым уколом проходит глубоко сквозь шерсть, что чрезвычайно опасно для пальцев, которые эту шерсть держат. Поэтому из соображений безопасности в качестве подложки всегда нужно подкладывать кусок поролона (толщиной 8-10 см.) или пенопласта.
Список литературы для педагога
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально – культурной деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов, 2012.
- Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: Из-во «Учитель», 2012.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/Сост.Н.К.Беспятова.– М.: Айрис – пресс, 2013. – 176с. – (Методика).
- Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов /Д.: Феникс, 2011. – 347 с.: ил. –(Высшее образование).
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. – 112с., ил.
- Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 2012. – 159с.