Статья: “Педагоги и родители – два мира одного пространства: новые грани взаимодействия с семьей”

ФИО: Шмелькова А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3817
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Статья: "Педагоги и родители - два мира одного пространства: новые грани взаимодействия с семьей"
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



«Педагоги  и родители – два мира одного пространства: новые грани взаимодействия с семьей».

Шмелькова Анастасия Александровна, 

МАДОУ № 20 

«Детский сад комбинированного вида» 

г. Кемерово

Аннотация

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. 

Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольного учреждения – с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей. Малыш учится только у тех, кого любит, кому доверяет, кто для него авторитетен. А это значит, что именно родители являются его самыми лучшими воспитателями.

Признание приоритета семейного воспитания определяется, на мой взгляд, сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью отношений семьи и детского сада. 

Планируя работу с родителями, мы решаем следующие задачи: 

  1. Помочь родителям справляться с проблемами, возникающими при воспитании детей, лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях. 
  2. Обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательные процессы у детей и их эмоциональную сферу. 
  3. Научить родителей прислушиваться к своим детям, их чувствам, помочь установить доверительные отношения с ребенком. 

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями: 

  1. доброжелательный стиль общения; 
  2. индивидуальный подход; 
  3. сотрудничество, а не наставничество;
  4. тщательная подготовка к каждому мероприятию;
  5. динамичность. 

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей: 

 положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей; 

 учет индивидуальности каждого обучающегося; 

 самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка; 

 укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий; 

 возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье; 

 возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений; 

 открытость детского сада для семьи; 

 сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;

  создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ; 

 диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка. 

Функции работы ДОУ с семьей: 

1.ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно воспитательного процесса, организуемого в ДОУ; 

  1. психолого-педагогическое просвещение родителей; 
  2. вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; 
  3. помощь отдельным семьям в воспитании детей; 
  4. взаимодействие родителей с общественными организациями города;
  5. распределение обязанностей и ответственности в работе (родители – воспитатель – методист – медперсонал – заведующая – специалисты). 

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. 

Новые формы и методы работы ДОУ с семьей: 

 “Круглый стол” по любой теме; 

 собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование; 

 интервью с родителями и детьми на определенные темы; 

 тематические выставки; 

 консультации специалистов; 

 устный журнал для родителей; 

 семейные спортивные встречи; 

 почта и телефон доверия; 

 конкурсы семейных талантов;

  семейные проекты “Наша родословная”; 

 открытые занятия для просмотров родителей; 

 контрольные работы для родителей; 

 аукцион секретов воспитания; 

 родительская гостиная; 

 портфолио семейного успеха. 

Важные моменты: 

  1. все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены; 
  2. содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; 
  3. оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст – на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); 
  4. содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. 

Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации. 

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе необходимо для развития их собственного ребенка. 

Семья и детский сад, имея особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установления доверительных, партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. 

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, позволяющая обсудить наиболее важные вопросы жизнедеятельности детского сообщества и принять необходимые решения; повысить педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание своих детей, активизировать их роль в жизни детского коллектива; согласовывать, координировать  и объединять усилия воспитателя, специалистов и семьи в создании  условий для развития духовно  богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка. 

Педагог или специалист, работающий с группой, родителей, выполняет следующие функции: 

 руководящую – осуществляет методическое обеспечение; 

 экспертную – помогает участникам провести анализ работы; 

 аналитическую – обобщает и комментирует происходящее; 

 посредническую – организует общение родителей друг с другом. 

Это особенно важно, когда кто- либо из них негативно относится к тому или иному человеку в группе; 

 мобилизующую – привлекает родителей к решению проблем, создаёт в группе условия для эффективного взаимодействия; 

 консультирующую —  обеспечивает родителей необходимой информацией и отвечает на возникающие вопросы. 

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка. 

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услуг, оказываемых специалистами (логопедом, психологом и др.). Презентация дошкольного учреждения может проходить через средства массовой информации, сети интернет (например, сайт учреждения), дни открытых дверей, стендовая информация и т.д. 

Дни открытых дверей – не только средство удовлетворения естественного интереса и любопытства родителей к тому, как живут их дети в детском саду. Это, прежде всего знакомство с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, а также преодоление иногда очень стойкого, у части родителей, поверхностного суждения о роли детского сада в жизни и воспитании ребёнка. 

Знакомство с организацией педагогического процесса, с приёмами работы педагога, его манерой общения с детьми, тоном, речью, обращённой к ребёнку, многому может научить родителей. 

Педсовет с участием родителей. 

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта их индивидуальных потребностей. 

Конференция с родителями. 

На конференции в занимательной форме педагоги, профессиональные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это даёт возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами. 

Основная цель конференций – обмен лучшим опытом семейного воспитания. С докладами на конференции выступают родители. Проводит конференцию методист или заведующий детским садом, которые подводят итоги после обсуждения докладов, дают конкретные ответы на волнующие родителей вопросы. 

Педагогическая пропаганда среди населения.  

Предполагает выступления в СМИ, размещение консультаций, рекомендаций и прочего материала в сети интернет и многое другое. Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы. 

Читательские конференции или литературные гостиные. 

Читательские конференции организуются в библиотеках или на территории детского сада и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать социологи, писатели, поэты. Могут организовываться «дни сказок», обсуждение произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми. Выступления воспитанников ДОУ. Цель их – показать результаты воспитания в общественных детских учреждениях. 

Тематические выставки.  

Эффективной формой работы с родителями является организация разнообразных по содержанию и форме тематических выставок. Такие выставки позволяют знакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания детей, пропагандировать лучший опыт семьи, в доступной наглядной форме представлять демонстрационный материал. 

Проекты.  

Актуальность: проекты направлены на интенсификацию работы с семьёй на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ.  

Цели и задачи совестной работы педагогов и родителей. 

Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения. Важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. Эта работа будет эффективной, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, гигиенических и оздоровительных процедур. 

Следовательно, родители и педагоги должны стать партнерами-единомышленниками. Чтобы достичь этой цели, сотрудники детского учреждения должны создать необходимые условия. 

Во-первых, детское образовательное учреждение должно быть полностью открыто для семьи и с точки зрения информации, и с точки зрения непосредственного участия семьи в образовательном процессе. Родители должны быть осведомлены о предоставляемых в детском учреждении образовательных услугах, условиях пребывания ребенка в яслях, особенностях реализуемых программ воспитания. 

Во-вторых, сотрудники детского учреждения, в свою очередь, должны иметь представление о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье, его индивидуальных особенностях и создавать возможности для получения такой информации создавать возможности для получения такой информации. 

В-третьих, педагоги должны вести специальную работу, направленную на формирование партнерских отношений с родителями, на привлечение семьи к сотрудничеству.