Функциональная грамотность на уроках технологии и ИЗО

ФИО: Ефимченко Т.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3886
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Функциональная грамотность на уроках технологии и ИЗО
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



СЛАЙД1. Содержание предмета «Технология» и «Изобразительное искусство» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих.

СЛАЙД2. Для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определенным критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика, а это значит, что данные должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого ребёнка.

СЛАЙД3. Сейчас мы рассмотрим небольшую часть вопросов и заданий, развивающих функциональную грамотность на уроках изобразительного искусства и технологии.

СЛАЙД 4. Уроки технологии тесно связаны с инженерными дисциплинами, следовательно, ученикам необходимы уверенные знания и навыки решения технических задач в различных областях деятельности людей. На уроках используются различные по тематике, уровню сложности и форме задания на формирование математической грамотности.

Например, построение швейных изделий в М 1:4 и натуральную величину развивают пространственное воображение, умение читать и выполнять чертежи.

Задания на умение выполнять не сложные математические расчеты такие как: Расчет количества ткани для пошива изделия, себестоимость продуктов для приготовления блюда, расчет пищевой ценности, калорийности блюда. 

СЛАЙД 5. На уроке «Основы графической грамоты. Деление окружности на равные части» (технология 7 класс) ученики учатся делению окружности на равные части с помощью чертежный инструментов. 

Дома на основе полученных знаний и навыков – Разрабатывают дизайн проект декоративного панно, используя деление окружности на равные части. Находят примеры зданий, при строительстве которых использовалось деление окружности на части.

СЛАЙД 6. В макетировании не обойтись без основ математики и черчения, знаний свойств материалов. Выполнение развертки, графическое оформление документации пригодятся обучающимся в дальнейшей жизни.

СЛАЙД 7. Задание, формирующее Читательскую грамотность:

Юным художникам нужно представить себя иллюстраторами любимой книги, сказки, стихотворения, изобразить какой-то фрагмент или персонажей произведения.

Работа над иллюстрацией помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения.

СЛАЙД 8. Креативное-дизайнерское мышление, стилизация дает большие возможности развить у детей не только изобразительные способности, но и дизайнерское мышление и творческую индивидуальность.  

На уроке «Моделирование швейного изделия» 6 класс учащимся предлагается с помощью геометрических фигур создать эскиз модели фартука, придумать название, определить назначение.

СЛАЙД 9. 7 класс. На основе ассоциаций разработать идеи моделей на тему «Юбка-карандаш».

СЛАЙД 10. Владение способом стилизации (упрощения) сложной формы помогает ученикам создать новый художественный образ.

СЛАЙД 11. Процесс «визуализации музыки» – слухозрительная синестезия, за которыми закрепился термин «цветной слух», лежит в основе «музыкальной графики»

СЛАЙД 12.  

В предмете «Технология» есть практикоориентированные финансовые задачи, которые позволяют адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям: рассчитать, спрогнозировать, оценить риски.

Каждый раздел включает в себя уроки финансовой грамотности. 

 

На своих уроках мы развиваем у обучающихся креативное и творческое мышление, стимулируем самостоятельный поиск нужной информации в различных источниках, даем возможность выбора путей решения, учим работать в коллективе, применять полученные знания в повседневной жизни.

Мы создаем условия для формирования личности, которая будет легко адаптироваться в быстро меняющемся мире.