СТАТЬЯ “ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ”

ФИО: Михалева Е.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3893
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: СТАТЬЯ "ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ"
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



УДК 37.014.15 

ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 

Аннотация. В статье представлены основные ориентиры государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Проанализированы традиционные ценности, заявленные в федеральных нормативных документах. Представлены государственные символы как неотъемлемая составная часть образовательного процесса. Приведена цель в деятельности педагога по формированию духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Заявлены задачи по формированию традиционных российских духовно-нравственных ценностей и планируемым результатам воспитательной работы в дополнительных образовательных программах, а также, расписаны в соответствие с направленностью программы. Рассмотрены структурные компоненты рабочей программы воспитания и приведен пример календарного плана воспитательной работы.

Ключевые слова: традиционные ценности, духовно-нравственные ценности, дополнительное образование детей (далее – ДОД), дополнительная образовательная программа, государственная политика, государственные символы.

Современная социальная ситуация развития системы дополнительного образования акцентирует внимание на развитие духовно-нравственных традиционных ценностей подрастающего поколения, как одно из важных условий обновления содержания и технологий дополнительных образовательных программ (далее – ДОП или программа).

Одной из задач государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала является обучение и воспитание детей и молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, заявленных в Указе Президента Российской Федерации (далее – РФ) от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Особая роль в защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается при решении задач, которые способствуют развитию «системы образования, обучения и воспитания, как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству».

Создание условий для развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности является необходимым приоритетом обновления содержания и технологий дополнительных общеразвивающих программ. 

По мнению А. В. Золоторевой, совокупность образовательных программ – это один из видов образовательного пространства ДОД, в основе которого лежит механизм образовательного пространства, включающий организацию взаимодействия учреждений, коллективов, педагогов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к образованию [4].

В образовательном пространстве ДОП необходимо отразить ориентации на «служение людям», что заявлено у К. В. Дашук, возможно это происходит при совместной деятельности педагога с воспитанниками по поиску и изучению нравственных образцов духовной культуры. Следовательно, на этой основе происходит выработка иерархии ценностей и норм жизни, «которые формируют активную социальную позицию личности в творческой, продуктивной самореализации во благо человечества» [2].

Для «взращивания» высоконравственной личности по мнению Е. Б. Цибизовой, педагогу необходимо поставить цель по духовно-нравственному воспитанию такую, как умение организовывать педагогическую деятельность в процессе усвоения и принятия базовых национальных ценностей. Данный процесс будет способствовать формированию нравственных качеств учащихся [8].

М. И. Рожков условно относит освоение учащимися трех групп духовно-нравственных ценностей [6]: 

  • жизненные ценности, которые отражают общечеловеческие нормы – это любовь, свобода, вера, семья, здоровье и т. д.;
  • моральные ценности, связанные с отношением человека к базовым категориям нравственности, такие как, честность и верность, гуманизм и сострадание, долг и уважение;
  • эстетические ценности, которые определяются культурными традициями, такие как, чувство прекрасного, наслаждение формой, цветом, звуком и др.

Следовательно, содержание каждого занятия, педагогу необходимо построить так, чтобы научить учащихся традиционным российским ценностям.

Поднимается ряд вопросов: что и на основе чего формировать и как же выстроить педагогу содержание занятий, включающие традиционные российские духовно-нравственные ценности в программе?

Обратимся к нормативно-правовому обеспечению государственной политики РФ по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, на основании которых необходимо отразить содержание своей программы педагогу.

В нормативном документе об учете традиционных ценностей человека в Указе Президента РФ от 9.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» дано объяснение, что же такое традиционные ценности и указан их перечень. Традиционные ценности – «это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». 

Ответ на вопрос что, включает в себя традиционные ценности, тоже отражен в данном Указе, помимо это перечень традиционных ценностей аналогично представлен в Указе Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» – это: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Вместе с тем необходимо помнить, что религия является «неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказывает значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан».

Не так давно, президентом был обозначен главный вектор в образовании в новом Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу 2036 года» – это личностное, профессиональное развитие, патриотическое воспитание, сохранение национального своеобразия и духовных ценностей. Определены национальные цели развития РФ. Особое внимание стоит уделить задачам в достижениях национальных целей развития РФ по «Реализации потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности», что сможет задать вектор оптимизации образовательным программам. 

Так, например, в рамках реализации ДООП выделим следующие целевые показатели и задачи, заявленные в Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309: 

  • обеспечение возможностей для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
  • обеспечение участия учащихся в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание;
  • вовлечение учащихся в добровольческую и общественную деятельность;
  • обеспечение функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию;
  • обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей в сфере культуры, искусства и народного творчества.

При реализации дополнительных образовательных программ на всех уровнях образования необходимо включать консолидирующую основу формирования общероссийской гражданской идентичности для подрастающего поколения, которая является неотъемлемой составной частью образовательного процесса – это государственные символы. Они заявлены в письме Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2022 г. № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» в  методических рекомендациях «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления». Важную роль проявления патриотических чувств и принадлежности к огромной стране с великой историей, а также, сопричастности и народного единства отводят государственным символам России. Итак, изучение государственной символики РФ в ДОД можно реализовать в ДОП по шести направленностям:

  • социально-гуманитарная (изучение государственной символики связано со значимыми событиями в области истории, обществоведения, краеведения, музееведения, юриспруденции, журналистики, управления, масс-медиа и др.);
  • художественная (ознакомление с государственной символикой может осуществляться с помощью определенных видов искусств и жанров художественного творчества);
  • туристско-краеведческая (изучение истории государственной символики можно связать с организацией поисковой, исследовательской деятельности, организацией проектных команд);
  • техническая (изучение истории государственной символики в ДОП с цифровым конструированием);
  • естественнонаучная (изучение государственной символики связано со значимыми событиями научной картины мира);
  • физкультурно-спортивная (изучение государственной символики связано со значимыми событиями в истории спорта).

Цель в деятельности педагога по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся в рамках ДООП заключается в том, чтобы развивать у учащихся ценности, которые позволят им жить гармонично в современном обществе.

В рамках Указа Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» можно выделить ряд задач по формированию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, так например:

  • укрепление гражданского единства («признание гражданами РФ суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия РФ» – Указ Президента РФ от 06.12.2018 г. № 703); 
  • укрепление общероссийской гражданской идентичности («формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России» – Указ Президента РФ от 06.12.2018 г. № 703);
  • укрепление межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей;
  • защита исторической правды, сохранение исторической памяти;
  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи на исторических и современных примерах;
  • укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей;
  • защита и поддержка русского языка, как государственного языка РФ;
  • воспитание в духе уважения к традиционным ценностям.

Результаты воспитательной работы в ДОП определяются степенью сформированности ценностных ориентаций у учащихся [7]:

− уровень приобретения знаний, которые являются базой для формирования ценностных ориентаций (социальных знаний об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);

− уровень принятия ценностных приоритетов (опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества – человек, Отечество, семья, природа, мир, культура, труд и знания); 

− уровень распространения в практической деятельности и социальных взаимодействиях группы негативных и позитивных проявлений (опыт самостоятельного общественного действия.

Выделим общие планируемые результаты воспитания и социализации учащихся в ДОП: ценность воспитания и образования, уважение традиционных культурных и национальных ценностей России, уважение к проявлениям российской идентичности и любовь к Родине; ценность семьи и семейных отношений. А также, условно, можно выделить планируемые результаты в программах разной направленности:

  • художественная направленность: ценность духовного и нравственного воспитания (интеллектуальное и духовное обогащение детей, элементарное знакомство с православной верой, русских национальных традиций и обычаев, представлений о доброте, справедливости, милосердии и др.); освоение культурного наследия России (культурные ценности от искусства и архитектуры до литературы и музыки); ценность эмоционального интеллекта (умение осознавать и контролировать свои чувства, навык стрессоустойчивости и др.);
  • техническая направленность: ценности в профессиональной ориентации (новаторство, надежность, честь и др.), социально-экономическая грамотность, навык трудолюбия, ответственности и др.; стремление осваивать новые информационные ресурсы;
  • физкультурно-спортивная и туристско-краеведческая направленность: ценность здоровья, готовность ввести здоровый образ жизни, навык дисциплины, сотрудничества и др.;
  • естественнонаучная направленность: готовность участвовать в общественной жизни страны, ценность науки и образования, ценность сохранения природы и жизни на Земле;
  • социально-гуманитарная направленность: нормы и правила гражданского общества, ценность русского языка, труда, профессии, важность осознанного выбора. 

Результаты воспитания также можно расписать в соответствие с разными целевыми группами детей в программах ДОД:

  • одаренные дети: популяризация научных знаний, навыков социальной адаптации, профессионального самоопределения;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья: навыки межкультурной коммуникации, социальной адаптации, ценность культуры здоровья.
  • дети в сложной социальной ситуации: познавательная мотивация, социальная устойчивость, здоровый образ жизни, навык дисциплины, трудолюбия, ответственности и др.

С 2020 года в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. появилась статья 2 п. 9, согласно которой соответствующие образовательные программы основного и дополнительного образования включают в содержание «Рабочую программу воспитания и план воспитательной работы». При этом воспитание должно быть направлено в том числе на развитие «духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (ст. 2, п. 2, ФЗ-273).

Сотрудники Министерства просвещения РФ ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных технологий» М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. В Гончарова разработали методические рекомендации «Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей», а также сотрудники ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания» представили методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы». 

Опираясь на теоретический анализ исследований, а также, федеральные и региональные нормативные документы, выделим следующие структурные компоненты рабочей программы воспитания

  • введение, то есть актуальность, особенности контингента детей и их семей, социальные, экономические, кадровые факторы; 
  • целевая часть – цель, задачи, целевые ориентиры воспитания, планируемые результаты; 
  • содержательная часть – формы проведения воспитательных мероприятий, методы воспитательного воздействия;
  • организационная часть – условия организации воспитания, в том числе особые условия с учётом содержания программы, контингента детей, анализ результатов воспитания; 
  • заключительная – календарный план воспитательной работы.

Приведем пример содержания воспитательного процесса, представленный в «Календарном плане воспитательной работы» в рамках ДООП художественной направленности в таблице 1.

Таблица 1

Календарный план воспитательной работы

Мероприятия

(форма/название)

Сроки Ответственные Практический результат, информационный продукт
Традиции образовательного учреждения (ОУ)
Посвящение в «Бусинки» сентябрь педагог ДО Фотоматериал об участие детей
Работа с ученическим коллективом (по каждому направлению)
Направление «Гражданско-патриотическое воспитание»
День защитника Отечества «Гербом и флагом России горжусь!» февраль педагог ДО Выступление детей
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей
Челлендж «Милой Мамочке моей» ноябрь педагог ДО Выступление детей
Правовое воспитание и культура безопасности учащихся
Встреча с интересными людьми «Умеем ли мы понимать друг друга» апрель педагог ДО Фотоматериал об участие детей
Экологическое воспитание
Конкурсно-игровая программа «Первые цветы» март педагог ДО Фото- и видео материал об участие детей
Совместная деятельность ОУ, семьи, громады, социального окружения
Праздничный концерт «День знаний» сентябрь педагог-организатор  Выступление детей

Таким образом, в статье рассмотрены традиционные российские духовно-нравственные ценности, которые необходимо отражать в дополнительной образовательной программе в соответствии с государственной политикой. Нормативную основу составил следующий пакет документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Указ Президента РФ от 9.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
  • Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу 2036 года»;
  • письмо Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2022 г. № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» (методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»);
  • Указ Президента РФ от 06.12.2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666»;
  • методические рекомендации Министерства просвещения РФ: «Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей», ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных технологий»; «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы», ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания представили».