Конспект интегрированного занятия по познанию развитию в подготовительной группе. Тема: «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней» для детей старшего возраста 5-6 лет

ФИО: Ерина Н.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3916
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Конспект интегрированного занятия по познанию развитию в подготовительной группе. Тема: «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней» для детей старшего возраста 5-6 лет
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



 

Муниципальное образовательное учреждение – МОУ-СОШ № 3

г. Маркса Саратовской области им. Л.Г. Венедиктовой 

Структурное подразделение детский сад-школа №8

Конспект интегрированного занятия по познанию развитию в подготовительной группе.

Тема: «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»

для детей старшего возраста 5-6 лет

 

                     Выполнила воспитатель: Ерина Наталья Геннадьевна

 

Конспект интегрированного занятия по познанию развитию в подготовительной группе.

Тема: «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»

Цель: Формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости и уважения к защитникам Отечества.

Задачи:

– Обобщить и систематизировать представления о том, как люди защищали свою Родину в разные времена.

 

– Закрепить знания детей о воинском снаряжении в прошлом и настоящем, о родах войск и современном вооружении, названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, булава, копье, щит, меч, лук, стрелы).

– Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках Земли русской.

 

– Совершенствовать диалогическую форму речи; умения составлять предложения из заданных слов.

– Развивать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства, умение работать в команде, согласовывать свои действия со сверстниками.

 

 – Воспитывать интерес к русской истории, жизни предков и героев.

 

Словарная работа: кольчуга, шлем, палица, колчан, славяне, русичи.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

 

Предварительная работа:

Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Слушание аудиозаписи былин: «Святогор и Илья Муромец», «Никита Кожемяка», «Садко».

Рассматривание картин Васнецова: «Три богатыря», «Богатырь на распутье».

Разучивание стихов о Российской армии, пословиц о Родине.

 

Материалы:

Мультимедийный проектор с экраном,

Презентация к занятию «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»,

Мольберт,

Фотоиллюстрации о России (леса, реки, озера, горы, поля, моря),

Музыкальная колонка (мелодия из телепередачи: «Что? Где? Когда?», из песни «Гляжу в озера синие», русские народные мелодии гусли.

Картина – пазлы «Три богатыря»,

Куклы:  артиллерист, танкист,  матрос, картинки: лётчик, подводник;  военная техника: самолет, подводная лодка, корабль, пушка, ракетная установка, танк  к игре: «Составь предложение»;

Карточки для детей с индивидуальными заданиями (с изображением оружия и одежды русского богатыря и современного солдата),

Карандаши красного и синего цвета на каждого ребенка.

 

Силуэты щитов, акварельные краски, кисточки, вода в баночке, подставки под кисточки, салфетки.

 

Ход занятия

 

Звучит музыка из песни «Гляжу в озера синие»

 

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в далекое прошлое нашей страны – в Древнерусское государство. 

 Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли.

О делах родной земли! 

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? (Россия)

– Какое красивое слово! Закройте глаза и произнесите это слово ласково… (Россия)

– Как еще можно назвать Россию? (Родина. Отчизна. Страна. Родина-Мать. Отечество.)

– Что такое Родина? (Это место, где человек родился. Это наше родное село Курманаевка. Родина – это наши мамы, папы и друзья. Это наш детский сад и воспитатели)

Воспитатель: Обратите внимание на звучание слов: род, родня, родственники, родители, родные места. Все они созвучны со словом Родина. Родина – это земля, где ты родился. Родину называют самыми дорогими словами – матерью, отечеством. Родная земля нас кормит и поит.

     Выключить музыку.

– Наша Родина Россия – это большая страна, с ее дремучими лесами, полноводными реками и озерами, высокими горами, глубокими морями, безбрежными полями. (Показ иллюстраций)

дети садятся на стульчики

Воспитатель: С давних времён люди гордились своей страной и посвящали песни, стихи, пословицы.

Ребята, расскажите, какие пословицы вы знаете о Родине?

– Родина – мать, умей за нее постоять.

– Человек без Родины, что соловей без песни.

– Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей.

– За родной край и жизнь отдай.

– Родина любимая, что мать родимая.

Ребята, скажите, как вы понимаете пословицу: «Родина – мать, умей за нее постоять»

Воспитатель: Как вы думаете, что значит любить свою Родину? (Это значит гордиться своей страной, любить ее, защищать и оберегать; быть достойным гражданином своей страны, своим старанием помогать процветанию и развитию страны, знать историю своего народа)

Воспитатель: Как называлась наша страна раньше? (Русь)

– Как называли себя наши предки? (Славяне, русичи)

– Наши предки называли себя славянами. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

(«Славяне» похоже на слово «слава», славяне – славный народ)

(Слайд 2)

– Древние Славяне были светловолосые, голубоглазые, крупного телосложения, добрые и гостеприимные, очень храбрые смелые, они любили свою Родину.

(Слайд 3)

– Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Но в те далекие времена Русь была намного меньше. Со временем государство росло, расширялось, и сейчас Россия – самая большая страна в мире.

– А как вы думаете, нужно ли защищать наши земли? (Ответы детей)

– Зачем их нужно защищать? (Ответы детей)

(Слайд 4)

(Слайд 5)

В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (степных кочевников Печенегов, Половцев), которые разоряли поселения, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Поэтому необходимо защищать нашу Родину.

(Слайд 6)

Воспитатель: А вы знаете, как произошло слово «защитник»? Послушайте, как оно звучит: ЗА-ЩИТ-НИК. В старину не было такого оружия как в современном мире. Воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, мечей, и копий. Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому воинов стали называть защитниками.

Игра: «Что? Где? Когда?»

(Слайд 7) (Звучит музыка «Что? Где? Когда?» и на экране появляется сундук)

Воспитатель: Внимание на наш экран. Вопрос:

– Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.

(Слайд 8) (Кольчуга)

при правильном ответе звучит музыка из передачи  «Что, где, когда?»

(Слайд 9) Вопрос:

– Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.

(Слайд 10) (Шлем)

(Слайд 11) Вопрос:

– Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же…

(Слайд 12) (Меч)

(Слайд 13) Вопрос:

– Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький….

(Слайд 14) (Щит)

(Слайд 15)

Воспитатель: Кому принадлежат эти предметы? (Богатырю)

(Слайд 16)

Воспитатель: Да, раньше на Руси защитников Родины называли богатырями.

– Какие еще предметы принадлежат богатырю? (Колчан со стрелами, палица, копьё, топор)

Воспитатель: Обратите внимание, что все оружие было очень тяжелым. Каким должен был быть воин, чтобы это все носить? (Очень сильным, крепким и выносливым)

(Слайд 17)

Воспитатель: Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Назовите имена богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

– На каких конях они сидят? (Добрыня Никитич на белом, Илья Муромец – на вороном, Алеша Попович, на гнедом)

– Почему такие мощные и сильные кони под ними? (Если бы кони были обычными, они не выдержали бы своих мощных наездников)

– С кем боролись эти герои – богатыри в былинах и сказках? (С Соловьем – разбойником, Змеем Горынычем, Тугарином Змеевичем)

Игра: «Сложи картину «Три богатыря» из пазлов»

Воспитатель: Приглашаю вас к столу сложить картину «Три богатыря» из пазлов. (Пазлы заранее приготовлены на столах. Ребята подходят к столу, собирают пазлы в картину)

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? (Картина «Три богатыря»)

Воспитатель: Минули времена былинных богатырей, но русское воинство продолжало расти и крепнуть.

– Мы с вами живем в современном мире, и в наше время у России тоже есть защитники. Кто они? (Это наша Российская Армия)

(Слайд 18)

Воспитатель: Скажите, какие военные специальности вы знаете? (Артиллеристы, танкисты, моряки, радисты, десантники, пограничники, летчики)

(Слайд 19)

Воспитатель: Давайте посмотрим на изображение солдата, который защищает Россию в наше время.

– Назовите экипировку современного солдата (форма защитного цвета, каска, спец очки, бронежилет, автомат, берцы)

(Слайд 20)

Воспитатель: Чем отличается внешний вид современного солдата от древнерусского богатыря? (Изменилась форма воинов, боевая техника, оружие)

– А как вы думаете, что общего у современного солдата и богатыря? (Сила, мужество, любовь к Родине)

А еще их объединяет любовь к русской песни. Отдыхая от сражений, они пели любимые песни. Давайте и мы споем.

Исполнение песни «Шли солдаты на войну»

Воспитатель: На нашей планете много разных стран. У каждой страны есть своя армия, в которой служат военные. В мирное время они проводят учебные сражения на военных полигонах. В армии военная техника.

У военных есть свой особенный праздник. Я думаю, что вы знаете,  о каком празднике я говорю?

  Игра: «Составь предложение»

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы знаете боевую технику и тех, кто ею управляет.

Например, подводнику нужна подводная лодка. Берем куклу подводника и ставим рядом с подводной лодкой, а потом составляем предложение, о том какие военные использует эту технику: например, «Подводник служит на подводной лодке».

Артиллерист стреляет из пушки. (Артиллерист управляет ракетной установкой)

Танкист управляет танком.

Матрос служит на корабле. (Матрос несет службу на корабле)

Лётчик управляет самолетом. (Летчик поднял самолет в небо. Лётчик  летает на самолёте.)

Подводник  плавает на подводной лодке.

Дидактическая игра: «Что кому принадлежит»

Дети садятся за столы. На столах листочки с индивидуальными заданиями.

Воспитатель: Перед вами листочки, на которых изображены предметы. Вам нужно выбрать, какие предметы принадлежат богатырю, соединить красной линией эти предметы и богатыря, а какие предметы принадлежат современному солдату, соединить синей линией эти предметы и солдата.

– Какие предметы вы соединили с богатырем? (Русский богатырь: палица (булава), кольчуга, меч, шлем, копьё, щит)

– Какие предметы вы соединили с современным солдатом? (Современный солдат: граната, карта, пистолет, бронежилет, каска, сапоги (берцы), автомат)

– Какие предметы лишние? (Кастрюля, карандаши)

Воспитатель: Ребята, а это что? (щиты). Как вы думаете, чего  не хватает на щитах? (Символа). Для чего нужны символы? Что они могут означать?  Ребята, я предлагаю вам придумать и нарисовать  символ на щите. Выберите тот щит, на котором, вы будете рисовать. Приступайте к работе.

Дети рисуют акварельной краской под музыку гусли. 

Какой ты символ нарисовал. Что он означает?

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне.

 (Дети стоят возле воспитателя)

 Наше занятие подошло к концу.

 А сейчас проверим, насколько вы сегодня были внимательны и как хорошо запомнили все, что я вам рассказывала про богатырей.

Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете только словами: “Да” или “Нет”

 – Наша Родина сильна (да)

– И у нас она одна (да)

– На Руси богатыри есть (да)

– Им всегда хвала и честь (да)

– Илья Муромец герой (да)

– Он был самый молодой (нет)

– Соловья он победил (да)

– Из автомата подстрелил (нет)

– Алеша Попович тоже герой (да)

– Он сильный, смелый и молодой (да)

– Карабаса в бою победил (нет)

– На танках боролись богатыри с врагом (нет)

– Они воевали с мечом и копьем (да)

– Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)

– Он змея сумел победить своей силой (да)

– Гордимся мы нашими богатырями (да)

– Хотим ли мы быть такими же сами (да)