Проект познавательно-исследовательской деятельности средней группы № 3 «Юные краеведы»

ФИО: Пантилеева Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3920
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Проект познавательно-исследовательской деятельности средней группы № 3 «Юные краеведы»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



Проект познавательно-исследовательской деятельности средней группы № 3 «Юные краеведы»

Продолжительность проекта: 4 недели
Тип проекта: Познавательно-творческий проект.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Актуальность: Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Цель проекта: 

Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи проекта:

– вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

– познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

– познакомить детей с особенностями народного быта;

– воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

– расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;

– развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;

– развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен;

– познакомить детей с разными видами народного творчества;  

– развивать художественно — творческие способности детей;              

– осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Значение проекта:
Для детей:
Обучающее:
• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
• Познакомить детей с русской народной игрушкой;
• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающее:
• Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
• Воспитывать патриотические чувства у детей.
Для педагогов:
• Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
Для родителей:
Подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту):
• Русские народные костюмы (женские, мужские, обрядовые),
• Русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т.п.),
• Русские народные праздники (Масленица, Иван Купала, Пасха и т.д.)
• Быт (русская изба),
• Защитники Руси (создание мультимедиа картотеки о русских богатырях).
Форма проведения итогового мероприятия проекта: организация выставки детского творчества.
Продукты проекта:
Для детей:
· Лепка филимоновской свистульки (из пластилина), роспись дымковской игрушки (рисование), рисование пластилином «Жостовский поднос» (в миниатюре).
Для педагогов:
· Создание альбома «Традиции русского народа» по материалам родителей.
· Организация выставки детского творчества.
Для родителей:
· Подготовка материала для альбома «Традиции русского народа».
· Посещение выставки детского творчества.
Ожидаемые результаты по проекту
· Обогащение знаний и представлений детей о русских народных традициях.
· Развитие патриотических чувств у детей.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

– заучивание потешек, прибауток, закличек;

– использование пословиц, загадок, поговорок;

– чтение художественной литературы;

– использование русских народных песен и танцев;

– проведение русских народных игр;

– использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

– применение игрушек и изделий народных промыслов;

– разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

– рассказ о народных обычаях и традициях;

– рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

– беседы, вопросы, разъяснения.

Предполагаемый результат:

Для воспитанников:

– знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка), освоение техники рисования узоров;

– обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;

– формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;

– воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.

Для педагогов:

– создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;

– личностный профессиональный рост, самореализация педагога;

Для родителей:

– желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

– укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами.

Этапы проекта:

Реализация проекта: I этап – подготовительный

Разработка проекта.

1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта

3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

II этап – основной

Интеграция образовательных областей по проекту

Социально-коммуникативное развитие:

– сюжетно-ролевые игры;

– коммуникативные игры;

– ситуации;

– беседы.

«Познавательное развитие»:

– беседы;

– НОД;

– экскурсия в краеведческий музей.

«Развитие речи»:

– составление описательных рассказов;

– сочинение сказок, стихов и рассказов;

– речевые упражнения.

«Игровая деятельность»:

– дидактические игры;

– игры-драматизации;

– игровые упражнения;

– развивающие игры;

– строительные игры.

«Художественно-эстетическое развитие»:

– конструирование;

– рисование;  

– лепка;

– аппликация;

– чтение художественной литературы;

– слушание музыкальных произведений.

«Физическая культура»:

– физминутки;

– народные игры;

– подвижные игры.

III этап – заключительный

Анализ результатов проектной деятельности:


Системная паутинка по проекту:
Познание
Чтение художественной литературы
Коммуникация
Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.
Просмотр видеофильма «Сергиев Посад – город поделок» о музее игрушек в г. Сергиев Посад. Знакомство детей с понятием «музей», расширение представлений детей о народной русской игрушке.
Презентация «Защитники Отечества – от древности до наших дней». Знакомство детей с традициями русского народа. Обсуждение жизни наших предков.
Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
Викторина «По сказочным дорожкам». Приобщение детей к русскому фольклору. Беседа-обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.
Беседа-обсуждение жизни наших предков.
Социализация
Физическая культура

Формы взаимодействия с семьей
Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой».
Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Бабка-Ёжка», «Бабушка и пирожок», «Змейка с воротцами».

Задание для родителей подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту)

Художественное творчество
Музыка

Режимные моменты
Лепка из пластилина «Избушка».
Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах.
Пластилинография «Жостовский поднос». Расширение представлений детей о народных промыслах.
Лепка «Филимоновской свистульки» из пластилина. Приобщение детей к мастеровым традициям русского народа.
Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков.
Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки.
Рисование декоративное «Весёлые матрёшки (хоровод).

Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»).

Русские народные подвижные игры на прогулке.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»
I этап. Подготовительный.
Чтение русских народных потешек, пестушек, русских народных сказок. Рассматривание матрёшки, дымковского коня. Освоение игры на детских музыкальных инструментах. Постановка проблемы, значимой для детей: в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Принятие решения создать альбомы «Традиции русского народа», «Русская народная игрушка», сделать выставку детских работ по теме.
II этап. Основной.
1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта: предметы старого русского быта, матрёшки, дымковские игрушки, филимоновская свистулька, куклы в национальных русских нарядах, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты (детские).
2. Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
3. Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки. Лыкова, с.82
4. Лепка из пластилина «Избушка». Расширение представлений детей о деревянных (бревенчатых) постройках.
5. Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
6. Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.
7. Просмотр видеофильма «Сергиев Посад – город поделок» о музее игрушек в г. Сергиев Посад. Знакомство детей с понятием «музей», расширение представлений детей о народной русской игрушке.
8. Рисование декоративное «Весёлые матрёшки (хоровод). Лыкова, № 46, с.106.
9. Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах.
10. Пластилинография «Жостовский поднос». Расширение представлений детей о народных промыслах.
11. Лепка декоративная по мотивам народной пластики «Филимоновские игрушки-свистульки». Приобщение детей к мастеровым традициям русского народа. Лыкова, № 49, с. 112.
12. Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков. Косарева, с. 115.
13. Викторина «По сказочным дорожкам». Приобщение детей к русскому фольклору.
14. Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой». Приобщение детей к русскому фольклору.
15. Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.
16. Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
17. Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.
18. Презентация «Защитники Отечества – от древности до наших дней». Знакомство детей с традициями русского народа. Обсуждение жизни наших предков.
III этап. Заключительный.
Оформление альбома «Русские народные традиции, творчество, культура».
Оформление альбома «Русская народная игрушка».
Организация выставки детских работ.
Презентация проекта.
Перспективное планирование познавательно – творческого проекта

Этапы работы                      Содержание работы Сроки
                 I Подготовительный – подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала;

– подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности, игрушек, мультфильмов и атрибутов для игровой деятельности;

– разработка методических пособий, конспектов НОД;

– ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта;

– распределение заданий между участниками проекта;

– опрос родителей «Что ваши дети знают о народной культуре и традициях?», «Посещаете ли Вы с детьми места, связанные с народным творчеством, русскими обычаями и промыслами?».

1 неделя
               II

    Практический

       (основной)

       с детьми

  

«Познавательное

       развитие»

 

– просмотр видеоматериалов: «История возникновения русской народной культуры», «Что в имени твоем сказка?», «Панорама русских обычаев»;

– НОД «Рассказ-беседа по ознакомлению с народными обычаями и традициями»;

– НОД «При солнышке тепло, при матушке добро»;

– НОД «Дымковские игрушки: откуда к нам пришли?»

2 недели
«Социально-коммуникативное»

 

– экскурсия – «Знакомство с бытом русской избы»;

– сюжетно-ролевые игры: «В гости к бабушке Арины»», «Уложим спать Катю в колыбельку», «Прокати нас лошадка на саночках»;

– ситуации: «Как у бабушки Маруси…», «Вот Ванюшкина кроватка».

Беседа: «Что такое сказка?», «Чудо-мастера Руси»

– просмотр презентаций: – музей п. Мишелевка «Мастера и умельцы своего дела»; – «Хохлома»;

– «Гжель».

 
«Речевое развитие» – НОД «Прогулка по фольклорным дорожкам»;

– составление описательного рассказа: «Эти мудрые сказки», «Русская народная игрушка»;

– рассказы из личного опыта: «Как мы с мамой ездили в гости к бабушке в деревню»;

– придумывание сказок и разных историй о сказочных героях (домашнее задание);

– рассказы по открыткам;

-пословицы, поговорки, загадки;

– итоговое мероприятие «В гостях у сказки».

 
«Игровая деятельность» – дидактические игры: «Нос, пол, потолок», «Быль или небылица», «Ждем гостей», «Узнай потешку», «Чудо узоры», «Угадай сказку»;

– строительные игры: «Дом в деревни»;

– игры-драматизации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» на новый лад, потешки «Как петух в печи пироги печет», «Как у бабушки Варвары».

 
«Художественно-

    эстетическое

       развитие»

 

1. Конструирование

Разный вид конструктора, использование бросового материала (проволока, коробки и др.), «Лего»:

– «Домик для собачки»; – «Строительство сказочных домов»; – «Наш деревенский дворик».

2. Рисование

Использование различных технологий (штамп, наброс, кляксография):

– «Дымковские игрушки»; – «Матрешек русский хоровод»; – «Волшебная ложка»; – «Ставеньки резные, окна расписные».

3. Лепка

Составление узоров и изображений из пластилина и соленого теста):

– «Угощение для матрешек»; – «Козленок»; – «Уточка» (дымковская игрушка); – «Домик».

4. Аппликация

– «Фартук для бабушки»; – «Украшу я тарелочку цветами»; – заборчик для петушка «Солнышко и тучка»; – коллективная работа «Роспись кокошника».

Чтение художественной литературы

– Русские народные сказки: – «Лисичка сестричка и серый волк»; – «Заяц-хваста»; – «Три медведя»; – «Гуси-лебеди» и другие.

Пословицы, поговорки, загадки, приметы, стихи и рассказы.

5. Музыка

Слушание любимых мелодий «Гусельки»:

– «На горе-то мак»; – «А я по лугу»; – «Светит месяц»; – «Во саду ли в огороде» и другие;

Музыкально-литературный вечер «Во поле береза стояла»;

Организация концерта для детей 2 младшей группы: чтение стихов, потешек, закличек, пение песен.

 
«Физическая

культура»

 

1. Утренняя гимнастика:

– «Как котик в гости ходил»; – «Матрешки».

2. Подвижные игры:

– «У медведя во бору»; – «Гуси-лебеди»; – «Совушка сова»; – «Колпачок»; – «Мыши водят хоровод».

3. Хороводые игры:

– «Галя по садочку шла»; – «Ходит Васька серенький».

4. Ходьба по массажным дорожкам:

«Веселый ручеек», «Нарядная фантазия».

 
«Познавательно-исследовательская деятельность» 1.   Рассматривание альбомов и иллюстраций:

– «Матрешка – символ страны»; – «Народные промыслы»; – «Дымковские чудо игрушки»;

– «Предметы русской избы»; – «Русская национальная одежда».

2. О чем рассказали фотографии?:

– «Старый портрет»; – «На память платочек».

3. Игры – эксперименты (сравнение по величине, форме, цвету, дизайну, по количеству предметов).

 
С родителями

 

1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2. Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Народное творчество» в группе разнообразными экспонатами.

3. Привлечение к созданию библиотеки:

– приобретение книг, поиски информации о истории возникновения русской народной культуры;

– создание альбома «Любимый рецепт моей бабушки»;

– изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме.

4.Экскурсия выходного дня в историко-краеведческий музей (исторический зал);

5. Выполнение домашнего задания с детьми:

– сочинение рассказов и сказок;

– совместная творческая работа «Мастерство рук творения»;

– изготовление масок для драматизации сказок.

6. Предложить консультацию «Народная мудрость гласит» (пословицы), «Сказки читаем – речь развиваем!», «Знакомьте детей с народным фольклором».

7. Создание презентаций: «Праздники народного календаря», «Знакомство детей с народным фольклором».

 
               III

Заключительный

– представление презентации проекта для педагогов ДОУ и родителей;

– представление центра в группе «Народное творчество» для детей других групп;

– представление творческих работ детей «Красота дымки»;

– выставка детско-родительского творчества «Мастерское рук творенье»;

– выставка художественной библиотеки «В гостях у русской народной сказки., потешки, пестушки и песенки»

– фотовыставка «Художественно-творческие способности детей при ознакомлении с народной культурой и традициями»;

– демонстрация методического продукта, созданного в процессе деятельности проекта.

1 неделя

Материалы к проекту:
Литература:

  1. «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.
  2. Борменкова Т.М. «Русский фольклор в развитии речи детей», 2018г., изд-во «ТЦ Сфера».
  3. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, 2015г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
  4. Громова О.Е. «Ознакомление дошкольников с социальным миром», 2012г. «ТЦ СФЕРА».
  5. О.Л. Князева, М.В. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре, 2016 г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.
  6. Кондрыкинской Л.А. «С чего начинается Родина?», 2003г. «ТЦ Сфера».
  7. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
  8. Куприна Л.С. «Знакомство детей с русским народным творчеством», 2001г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.
  9. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
  10. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
  11. Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», М., «Цветной мир», 2015.
  12. Пентелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.
  13. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», 2003г., изд-во «Скрипторий 2000».
  14. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина», М., Мозаика-Синтез, 2011.
  15. Федотова Г.П. «На золотом крыльце сидели», 2000г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.

Русские народные мелодии и песни:

«Плясовая»,

«Весёлая русская»,

«Во поле берёзка стояла»,

«Порушка-Пораня»,

«Барыня»,

«Как на тоненький ледок»,

«Во кузнице»,

«Солдатушки, бравы ребятушки».

Русская народная подвижная игра «Гуси-гуси»
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
— Гуси-гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

Русская народная подвижная игра «Бабка Ёжка»
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит!
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.
Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

Русская народная подвижная игра «Бабушка и пирожок»
Задачи: развивать ловкость и внимательность, скоростные качества.
Описание: Выбираются «Бабушка» и «Пирожок». Остальные дети встают в круг, взявшись за руки. «Пирожок» находится в центре круга, а «Бабушка» – за его пределами. Дети говорят:
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки,
И с начинкой пирожок,
Ну-ка, съешь меня, дружок!
«Пирожок» выбегает из круга (дети поднимают руки вверх, образуя ворота), а «Бабушка» старается его поймать. После чего ведущие меняются.

Русские народные считалочки
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!