Методическая разработка внеурочного занятия “Все работы хороши!”

ФИО: Штыркова И.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3981
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка внеурочного занятия "Все работы хороши!"
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2

(МБОУ ГИМНАЗИЯ №2)

Московская обл., 

142306 г.Чехов, ул.Чехова, д. 8 А (здание №1)

Методическая разработка внеурочного занятия 

Урок-путешествие 

«Все работы хороши!»

Составитель:  Штыркова Ирина Сергеевна 

Тема: «Все работы хороши!».

Целевая аудитория: обучающиеся 1-2 классов.

Цель: Формирование у учеников представления о многообразии профессий.

Задачи:

Образовательные:

Активизировать, закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся знания учащихся о профессиях.

Учить видеть необходимость в определении профессии.

Способствовать обогащению словарного запаса детей.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.

Способствовать осознанию учащимися ценности и важности профессий для общества.

Прививать интерес у учащихся к миру профессий.

Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Воспитывать патриотизм. 

Развивающие: 

Развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку.

Развивать навыки взаимодействия в малых группах.

Способствовать активизации речевой деятельности детей, развивать их связную речь.

Метод: игровой.

Форма организации: игра-путешествие. 

Оборудование и образовательные ресурсы: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: знать профессии, их особенности, трудности;

Метапредметные: строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить сообщения в устной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Личностные: развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; осознать критерии для правильного выбора будущей профессии.

 

Ход занятия: 

 

Этап  Деятельность учителя  Деятельность учащихся 
Актуализация знаний  На свете есть много разных профессий: врач, строитель, учитель,

водитель. Но есть одна особенная – Родину защищать. Защищать Родину –

это священный долг. Века проходят, а в памяти людей остаются те,

кто когда-то геройски отстаивал свободу своей страны. Независимо

от должности, звания этих людей ими гордятся и уважают, потомки

помнят их дела и подвиги. Наверное, каждый мальчишка в детстве

мечтает стать героем. И, уже повзрослев, немногие выбирают профессию

офицера, так как некоторые не готовы взять на себя огромную

ответственность за весь народ и страну. Да, офицеры всегда были в почете.

Но какой ценой они достигают профессиональных вершин! Офицер – это

не просто профессия, это намного больше, это призвание. Солдат отдает

свою жизнь стране, безоговорочно служит ей всю жизнь, каждый день.

Скажите, ребята, а только офицеры принимают участие в военных действиях?

Люди каких еще профессий очень важны во время военных действий?

Сегодня мы отправимся в необычное, даже можно сказать опасное путешествие – на фронт. И узнаем какие же профессии могут там очень пригодиться.

Путешествовать мы будем и по воде, и под водой, и по воздуху, и по земле. На станциях нас ждут разные испытания и задания. 

Ответы детей 

Работа по теме занятия 

Первая станция 

Вторая станция 

Третья станция 

Четвертая станция 

Ну что, вы готовы к такому серьезному путешествию??

Тогда в путь! 

И на первой станции нас ждет самолетик Тишка. 

Как вы думаете, на каком транспорте мы до нее доберемся? Правильно, на самолете.

Итак, слушай мою команду! Приготовились к полету!

По команде учителя «Заводим моторы!» – дети делают

вращательные движения руками перед грудью. При

команде: «Самолёты летят» дети разводят руки в стороны

(как крылья у самолёта) и бегают врассыпную (вокруг себя). По сигналу

учителя: «На посадку!» – дети садятся на места.

Мы добрались до первой станции. Скажите, ребята, кто управляет самолетами?

Правильно – пилот (летчик) 

Лётчик – это человек, который управляет летающей машиной. Люди мечтали летать, как птицы, с давних пор. В древних мифах рассказывается о людях, которые пытались летать. Например, Икар, который приклеил себе крылья, сделанные из перьев, воском к телу и взлетел. Однако, когда он приблизился к Солнцу, воск расплавился, Икар упал и погиб. Но мечта – осталась!

Затем человек занялся полётами на аппаратах, которые были легче воздуха, и начались первые полёты на воздушных шарах, наполненных горячим воздухом или водородом. Однако большим недостатком воздушных шаров было то, что лётчик целиком зависел от капризов погоды и постоянно сбивался с курса. Человеку всё ещё было далеко до настоящих полётов.

Учёные и инженеры очень много трудились и создали самолёт, у которого есть мотор, крылья, пропеллер, хвост и кабина для лётчика. Самолёт – очень сложная машина. Он размером с целый дом, и именно лётчик должен поднять его в воздух и в конце полёта плавно посадить на землю. Управлять такой махиной ему прежде всего помогают приборы. Они показывают, с какой скоростью летит самолёт, какая погода за бортом, они же предупреждают лётчика о неполадках. Кроме приборов, лётчику помогают сидящие с ним в кабине штурман, механик, стюардесса, а с земли – авиадиспетчер.

Есть лётчики, которые работают на пассажирских самолётах, есть те, которые летают на грузовых. Такие самолёты перевозят даже танки! А есть лётчики, управляющие маленькими самолётами: они тушат пожары, рассыпают удобрения, доставляют полярникам еду и письма. Ещё есть военные лётчики.  «Быть в постоянной боевой готовности» — главная характеристика этой профессии. Военные летчики стоят на страже границ страны, участвуют в борьбе с международным терроризмом, в миротворческих операциях, спасают гражданских людей и оказывают гуманитарную помощь.

За 100 лет авиация «пролетела» путь от фанерных аэропланов до реактивных самолетов. Поэтому постоянное обучение и экзамены станут основой трудовых будней, а боевые вылеты – это те самые моменты истины, когда умение применять в деле полученные знания решает всё. Летчик военного самолета не имеет права на ошибку — она грозит гибелью сослуживцев.

Самолетик Тишка приготовил для вас задание. Сделать бумажный самолет.

Вы отлично справились с заданием и нам нужно отправляться в путь.

Следующая станция называется “Паровозик из Ромашково”

Как вы думаете, на какой транспорт мы пересядем? 

Подвижная игра «Голубой вагон»

Дети строятся в 3 колонны на одной стороне.

Первый стоящий в колонне – паровоз, остальные – вагоны.

Учитель дает гудок, и дети начинают двигаться

колоннами вокруг своего ряда. «Поезда приехали к станции»,-

говорит учитель. Дети замедляют темп и садятся на свои места.

Тепловозы я вожу,

Пассажирам я служу,

Я не токарь, не горнист,

Я веселый … машинист.

Скажите, ребята, кто управляет поездом? Машинист.

А как вы думаете, какую роль выполняют машинисты во время военных действий?

В годы Великой Отечественной войны машинисты в прифронтовой полосе водили на фронт поезда с военной техникой, оборудованием, бойцами, а оттуда железнодорожники везли санитарные вагоны, раненых. Нередко приходилось вступать в боевые схватки с наступающими силами фашистов, отбивать атаки, уводя поезда. Составы часто попадали под бомбежку, много погибло машинистов в эту страшную войну. 

Ну что, наш паровозик из Ромашково предлагает поиграть в игру, которая так и называется “Паровозик”.

С помощью считалки выбирается водящий, он будет Паровозиком:

Едет, едет паровоз –

Две трубы и сто колёс,

Две трубы и сто колёс

Машинист там рыжий пёс.

Он считает до пяти,

А водящим будешь – ты!

Остальные дети – вагончики. У каждого вагончика есть депо – цветной круг. У паровоза нет депо, и он стоит в стороне. Паровозик свистит (если нет свистка, то можно говорить громко: «Ту-ту!») и начинает собирать вагончики, дотрагиваясь до каждого ребенка. Вагончики цепляются друг за друга и следуя за паровозиком, покидают зону своих депо. Паровозик свистит во второй раз и вагончики вместе с паровозиком разбегаются, стремясь занять себе депо.  Тот ребенок, который не успеет занять депо, становится водящим и получает новый свисток.

Ну что, отправляемся дальше! Следующая станция, на которую мы отправимся называется “Полевая кухня”.  А  доберемся мы до нее на необычном транспорте:

Под водой железный кит,

Днём и ночью кит не спит.

Днём и ночью под водой

Охраняет твой покой.

Что это? Правильно – подводная лодка. 

Подводные лодки широко использовались для снабжения баз, заблокированных противником с моря и суши, отдельных кораблей в океане, а также для доставки из дальних стран необходимых грузов. Например, советские подводные лодки доставляли боеприпасы и продовольствие в осажденный гитлеровцами Севастополь, а на обратном пути эвакуировали раненых бойцов и население. 

Подводные лодки двигаются очень тихо и почти незаметно. Вот и от нас в следующем задании потребуется тишина и высокая точность. 

Игра “Островки.”

Дети по 2-3 человека шагают по островкам (передвигая их). Основная цель – не наступить на пол.

Вот мы добрались до станции “Полевая кухня”. Как вы думаете, о какой профессии мы поговорим? (повар)

Чтобы Родине служить,

Нужно очень сильным быть.

Чтобы силы накопить,

Нужно с ложкою дружить.

Только мамы рядом нет…

Кто ж состряпает обед?

(Повар)

Как вы думаете, можно обойтись без повара на фронте? Почему? 

Человек должен качественно питаться, чтобы быть всегда здоровым и бодрым. Вкусная и полезная пища даёт людям силы и обеспечивает хорошее настроение. Чтобы некоторые продукты стали вкусными, хорошо переваривались и лучше усваивались в организме, их нужно приготовить. Как правильно сварить, испечь, поджарить или потушить продукты, из чего и что приготовить, знают повара.

Сейчас мы посоревнуемся. Я предлагаю вам разделиться на три команды (по рядам). А вот и задание – перед вами две кастрюли. В одной будет вариться суп, в другой – компот. Ваша задача распределить продукты в нужные кастрюли. Чья команда сделает это быстрее, та и победит.

Вы замечательно справились с заданием. И вам необходимо отправляться в путь.

Впереди нас ждет последняя станция, а доберемся мы до нее на боевой машине. Отгадайте на какой.

Дети отгадывают ребус. ТАНК

Танкист — любой член экипажа танка, включая командира танка, наводчика орудия, механика-водителя и заряжающего.

Командир танка руководит действиями танкового экипажа при ведении им боевых действий, в ходе учебно-боевой деятельности и технического обслуживания материальной части. Командир танка подчиняется командиру танкового взвода и является непосредственным начальником для членов экипажа танка. Должности командиров танков комплектуются военнослужащими после обучения в учебной воинской части.

Наводчик орудия танка является заместителем командира танка.

Механик-водитель подчиняется командиру танка и несёт непосредственную ответственность за техническое состояние ходовой материальной части танка.

Заряжающий танка входит в состав экипажа танка, подчиняется командиру танка. Вместе с наводчиком участвует в подготовке орудия к бою. Он также следит за готовностью средств связи и выполняет обязанности наблюдателя в указанном командиром секторе обзора.

Во второе воскресенье сентября в России отмечается День танкиста в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных сил страны бронетанковой техникой.

Итак, мы добрались до станции, но ее название скрыто. Давайте попробуем расшифровать ее название. 

Любой профессии военной 

Учиться надо непременно. 

Чтоб быть опорой для страны, 

Чтоб в мире не было …

Ответ: Войны

Она у нас в войсках традиционно,

Крупней чем взвод, но меньше батальона.

Ответ: Рота

Его можно разобрать,

Смазать и опять собрать.

Он защитник для солдат. 

Что же это? – …

Ответ: Автомат

Мы день не спим,

 Мы ночь не спим

. И день и ночь 

Стучим, стучим. Часы 

Какое слово у нас получилось? Врач

Что вы знаете об этой профессии? 

Военный врач – это человек с высшим медицинским образованием, который имеет воинское звание.

У военных врачей есть особое нейтральное положение, которое было закреплено за ними в 1864 году Женевской конвенцией. Согласно Конвенции, военные врачи обязаны выполнять только медицинские обязанности, оказывать помощь пострадавшим от военных действий либо вооруженных конфликтов без исключений.

В армии военные врачи считаются наиболее важными фигурами. Без этой категории военных армия не смогла бы существовать.

Военный врач должен иметь командирские навыки и уметь организовать медицинскую службу, также важна способность решать задачи оказания медицинской помощи, как в мирное время, так и в условиях вооруженных конфликтов или военных действий.

ВУЗ, в котором готовят военных врачей, это – Военно-Медицинская академия имени  С.М. Кирова. Академия медицинских наук, созданная в декабре 1944 г. Авторитет Военно-медицинской академии создали ее профессоры, врачи и педагоги, многие из которых стали основателями знаменитых научных школ. Среди них Н.И. Пирогов, создавший школу военно-полевых хирургов, С.П. Боткин – основатель школы военно-полевых терапевтов, И.М. Сеченов и И.П. Павлов основали школу русских физиологов  и многие другие. 

Ответы детей 

Выполняют движения 

Ответы детей 

Выполнение задания по схеме

Ответы детей 

Игра 

Ответы детей

Игра  

Ответы детей

Выполняют задание  

Ответы детей 

 Ответы детей

Выполняют задание 

Ответы детей 

Отгадывают загадки. Составляют слово ВРАЧ 

Ответы детей

Рефлексия  Ну что, настало время возвращаться домой и подводить итоги. 

Вам понравилось наше путешествие?

Скажи, о каких профессиях мы сегодня поговорили?

Почему важны эти профессии?

Сегодня мы особое внимание уделили тем профессиям, которые стоят на защите нашей страны. Каждый из нас должен помнить, что обязан защищать свою Родину, своих родных. 

Как видите, дети, профессий немало – такую себе выбирай

Чтоб делом всей жизни твоей она стала,

Чтоб честным трудом ты прославил свой край.

Выбор будущей профессии – это очень важное дело. Много раз мы будем говорить о выборе профессии. Как сказал К.Д.Ушинский «Если вы удачно выберете профессию и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Ответы детей