Роль семьи в становлении личности в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

ФИО: Лукишин А.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3990
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Роль семьи в становлении личности в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



Разработка урока литературы, направленная на формирование нравственных ценностей (семьи) у подростков 8-го класса, по повести

 А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в связи с проведением в Российской Федерации Года семьи-2024».

 

ФИО учителя: Лукишин Алексей Николаевич

Место работы: МБОУ «Школа №41» г. Нижний Новгород

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: Литература

Класс: 8 класс

Тема: Роль семьи в становлении личности в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Форма проведения: урок – размышление.

Технологии деятельностного характера (интеллект-карта, кластер, синквейн)

Цели урока:

способствовать формированию морально-нравственных ценностей;

– продолжить формировать навыки анализа художественного текста;

– стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.

Задачи: 

  1. актуализировать знания учащихся о Пушкине А.С.;
  2. ознакомить с историей создания произведения «Капитанская дочка»;
  3. воспитывать ответственность за свои поступки.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.

Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.

Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.

Оборудование: учебник «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А. С. Пушкина, иллюстрации к повести «Капитанская дочка» (портреты главных героев повести – Петр Гринев, Мария Миронова), мультимедийный проектор, компьютер.

Методы: Пересказ, работа со статьей учебника, анализ, чтение

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационно-установочный этап.

 

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… 

с возможностью делать добро людям. 

Л.Н. Толстой

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас на нашем уроке. Продолжаем наше путешествие по литературе XIX века и урок мы начнём словами великого русского гуманиста Л.Н. Толстого: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям.» (Слайд №1)

– Как вы понимаете смысл этого изречения? Ответы детей. (Я считаю, что по-настоящему счастливым человеком является тот, кто способен совершать добрые дела).

– Спасибо, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на слайды. (Слайды №2,3,4) Подумайте, что объединяет их? (На каждом слайде запечатлён добрый поступок, мы видим людей, которые совершают добрые дела, в том числе по отношению к любимому человеку).

III. Целеполагание.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О добре, о любви, о семейных ценностях)

-А что такое семья? (Ответы детей).

– Спасибо за ваше мнение. Давайте посмотрим, как объясняется в «Толковом словаре» Ожегова значение этого слова.  «СЕМЬЯ, и, мн. семьи,- мей, семьям, ж. 1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей. 2. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок.). Дружная школьная с. Студенческая с .(Слайд №5)

-Подберите синонимы к слову «семья». (брак, близкие, семейство, семейный круг)

– На примере какого произведения мы будем говорить о семье? (повесть «Капитанская дочка»).

– Кто автор этого рассказа?   (А.С. Пушкин)

Учитель: Вот мы и определили тему нашего урока. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему: «Роль семьи в становлении личности в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».     (Слайд №6)

Учитель: Попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока. Цель: разобраться в содержании прочитанного и рассмотреть, как в повести А.С. Пушкина раскрываются понятия семьи и любви.

Какие задачи сегодня на уроке будем решать?

Знать: 1. Тему семьи по повести «Капитанская дочка». 2. Какой образ семьи в повести предлагает автор произведения? 

Понять: авторский замысел, характер отношений внутри семьи, обычаи и традиции в семьях героев произведения

Уметь: анализировать содержание прочитанного текста, сравнивать, формулировать и аргументировать своё мнение, делать выводы.   (Слайд №7 Цель и задачи урока).

Учитель: Я даю вам установку на то, как мы будем получать свои оценки. В конце урока вы заполните листы самооценки. 

Слайд №8. Оценка знания:

 – разработка кластера

–  работа в группе над мини-проектом

–  активность на уроке – главный критерий.

+  знаю, понял, умею

?  сомневаюсь

  трудно, сложно.

  1. Вводный материал о теме семьи в русской литературе.

Учитель: Тема семьи — одна из главных тем в русской литературе. Русская литература второй половины XIX века представляет нам целую галерею произведений, которые смело можно назвать «семейными». Из них мы получаем опыт семейных отношений, опыт взаимодействия с родителями. «Семейным романом» можно назвать и повесть А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В своей книге автор немало внимания уделяет роду и семье, он видит в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, усматривает историческое значение семьи для развития государства в целом. 

  1.   Актуализация знаний. 
  2. Учитель: Дома вы должны были внимательно прочитать рассказ, выделить в нём главные, на ваш взгляд, эпизоды, связанные с темой семьи, а также выделить семьи, которые занимают главенствующую роль в повести. Назовите, пожалуйста, семьи, которые присутствуют в повести? (Семья Гриневых, семья Мироновых) слайд 8.

Учитель: Совершенно верно. В книге А. С. Пушкина в центре внимания находятся две семьи: Гринёвых и Мироновых. Уклад жизни в этих семьях связан с лучшими традициями дворянской культуры: чувством долга, чести, человеческого достоинства. В них царит любовь, уважение, взаимопонимание. Молодое поколение воспитываются словом и делом, оно защищено от подлости, жестокости, бесчестия. 

  1. Составление кластера.

Учитель: Прежде чем перейти непосредственно к анализу произведения, в частности, к разбору описания двух семей-героев повести, предлагаю вам проверить себя, насколько внимательно вы прочитали текст. Задание – составить кластер. Я читаю описание членов семьи из повести (слайд 9-10), а вы называете и записываете героя в своих тетрадях.

А) богатые дворяне. Они владеют 300 крепостными: «…у батюшки триста душ крестьян…» – Гриневы

Б) Бедные дворяне. Они владеют одной крепостной крестьянкой Палашкой: «...ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего то душ одна девка Палашка…» – Мироновы 

В) …является военным в отставке. Он вышел в отставку в звании премьер-майора: «…в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер майором в 17… году.» – глава семейства Гринев-старший

Г) …– добрый, ласковый, но беспечный мужчина. Его жена управляет и им, и всей крепостью: «Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию…» – глава семейства, капитан Миронов 

Д) … – добрая, умная, энергичная женщина. Она управляет крепостью больше, чем ее муж: «…и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком…» – жена капитана Миронова

Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища по парте. (Ученик у доски объясняет, остальные проверяют). Обратите внимание на критерий оценки, который используем: «5» – нет ошибок, «4» – 1 ошибка, «3» – 2-3 ошибки, «2» – 4 ошибки и более. (Слайд 11)    – Кто из вас справился с работой? Молодцы, я очень рад за вас, что все внимательно прочитали повесть и так хорошо запомнили героев.

  1. Анализ текста

Учитель: при подготовке к этому уроку вы поделились на 2 групп. 1-я группа нашла и подготовила сообщение об Семье Гриневых, а 2-ая группа –Семьи Мироновых. Задание вы должны были выполнить в форме сравнительной таблицы (Приложение 1).  Итак, вам слово. 

 

Семья Гриневых Семья Мироновых
достаток
воспитание детей
глава в доме
отношения в семье, главные жизненные принципы

 

Учитель: Молодцы. Итак, сверим ваши ответы с показаниями таблицы (на слайде 12). Образ семьи Гринёвых, бесспорно, доказывает то, что именно родители, воспитывая своего ребёнка, «строят», направляют его характер и отчасти его судьбу.  Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость и чувствительность. Честность и прямота отца развили в нём патриотизм, чувство собственного достоинства, понятие долга и чести. В центре семьи Мироновых находятся Василиса Егоровна и Иван Кузьмич — двое супругов, чьи характеры объединяют простые, но добрые и нравственные ценности. Здесь есть и дочка Маша — девушка скромная и боязливая, однако способная найти силы в случае трудностей.

Просмотр отрывка из к/ф «Капитанская дочка» /5-7 мин/ (2.32 по 2.39) – слайд 13.

Учитель: Вы увидели фрагмент из кинофильма, который повествует нам об аресте Петра Гринева. Сейчас перед вами лежат лисы с вопросами (Приложение 2), я попрошу Вас ответить на вопросы. Ответы на задания необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Для полной картины вам предоставлен отрывок из главы «Арест». – слайд 14.

  1. Что решила предпринять Марья Ивановна, чтобы спасти Гринева? 
  2. Какие национальные черты русской женщины воплощает в себе Мария Ивановна?
  3. Почему Гринев не мог оправдаться? ______________________________________________
  4. Кто донес на Гринева? __________________________________________________________
  5. Чей это портрет: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»? ______________________________
  6. Как называется изобразительное средство: «бедная сирота», «гнусный бунт», «милая капитанская дочка»? _____________________________________________________________
  7. Какой оборот речи использован в предложении «… заставляло часто смеяться от чистого сердца»? 
  8. Какова главная идея романа «Капитанская дочка»? 

Учитель: Ваши ответы сверяем с доской (слайд 14)

VIII. Заключение урока: 

Учитель: Итак, заканчивая урок, вернёмся к проблеме, которую поставили в начале урока: похожи ли семьи Гриневых и Мироновых или они противопоставлены одна другой?

– Можно ли сказать, что повесть актуальна в наши дни? И почему образ семьи Мироновых и Гриневых для вас, как для молодого поколения, является примером в становлении личности?  В каждой семье свои взаимоотношения, обусловленные, скорее, чисто психологическими особенностями их членов: в семье Гриневых царит строгий “патриархат”, а Василиса Егоровна управляет не только мужем, но и крепостью. Но обе семьи объединяет главное: в центр всего семейного уклада помещаются вечные ценности – любовь, верность, доброта, совесть – то, на чем мир держится. И это передается из поколения в поколение. А.С. Пушкин   показывает, что семьи Гриневых и Мироновых взаимно дополняют друг друга. Они похожи атмосферой добра, простоты, искренности, обе семьи воспитали хороших детей – именно эти качества и позволяют воспитать в современной молодежи образ настоящей, традиционной семьи, в которой все должно быть гармонично и взаимно. (слайд 15)

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: изменилось ли у вас после знакомства с семьями из повести «Капитанская дочка» представление о том, какая должна быть семья в наше время? (Да. Для меня образ семьи Гриневых и Мироновых является образцом воспитания и сохранения семейных ценностей). Слайд 16

Учитель: составим синквейн. Перед вами ключевые слова: семья, любовь. 

 

  1. Работа с Листом самооценки.

Учитель: Настало время оценить свою работу на уроке. Обратитесь к своим оценочным листам и проанализируйте свою учебную деятельность на нашем занятии. (Слайд 17 Лист самооценки.)

  1. домашнее задание (Слайд 20)

Учитель: Домашнее задание у нас будет написать эссе на тему: «Семья в повести «Капитанская дочка» и современная семья».

Для написания сочинения вам помогут вопросы:

1) Как воспитание влияет на формирование личности? 2) Какое влияние родители оказывают на детей? 3) Когда родители могут гордиться детьми? 4) Какие нравственные ценности укрепляют семью? 5) Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы? 6) В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? 7) Какое влияние семья оказывает на формирование личности?

XII. Обобщение.  Подведение итогов. (слайд 21).

Учитель: Закончить сегодняшний урок я хочу мыслью о том, что молодая семья Гриневых основывалась на жизненных принципах, которые были заведены еще их родителями. И я думаю, что и вы многое почерпнете из этого урока, когда будете создавать свои собственные семьи, где главным будет любовь, верность и все, что связано с добром. И помните слова русского классика, писателя А. П. Чехова: «В семейной жизни самый важный винт – это любовь».

 

Приложение 1.

Сравнительная таблица

 

Семья Гриневых Семья Мироновых
достаток
300 тыс. душ, дворянская усадьба. Крестьянская изба, из крепостных – девка Палашка.
воспитание детей
В модных, типичных для того времени традициях. По-видимому, Маша воспитывалась только своей матерью и отцом.
глава в доме
Андрей Петрович. Василиса Егоровна.
отношения в семье, главные жизненные принципы
Доброта,

честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира.

Доброта,

честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира.

 

Приложение 2.

Отрывок из главы «Арест»

Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке.

     Слух о моем аресте поразил все мое семейство. Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачёвым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца. Батюшка не хотел верить, чтобы я мог быть замешан в гнусном бунте, коего цель была ниспровержение престола и истребление дворянского рода. Он строго допросил Савельича. Дядька не утаил, что барин бывал в гостях у Емельки Пугачева, и что-де злодей его таки жаловал; но клялся, что ни о какой измене он и не слыхивал. Старики успокоились и с нетерпением стали ждать благоприятных вестей. Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию.

  1. Что решила предпринять Марья Ивановна, чтобы спасти Гринева? /просить помощи у императрицы/
  2. Какие национальные черты русской женщины воплощает в себе Мария Ивановна? /преданность, доброту/
  3. Почему Гринев не мог оправдаться? /не хотел впутывать Машу/
  4. Кто донес на Гринева? /Швабрин/
  5. Чей это портрет: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»? /императрица/
  6. Как называется изобразительное средство: «бедная сирота», «гнусный бунт», «милая капитанская дочка»? /эпитет/
  7. Какой оборот речи использован в предложении «… заставляло часто смеяться от чистого сердца»? /фразеологизм/
  8. Какова главная идея романа «Капитанская дочка»? /утверждение идеалов чести/