Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Белеет парус одинокий»

ФИО: преподаватель О.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4000
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Белеет парус одинокий»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Белеет парус одинокий»

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творческому наследию М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать умение правильно воспринимать содержание произведения, навык выразительно читать стихотворение наизусть. 

Познакомить детей с романсом «Белеет парус одинокий»

-Формировать умение подбирать прилагательные к существительному «море».  

-Познакомить детей с понятием «штиль» и его значением в природе.

Развивающие: 

– Развивать творческие способности детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, умение создавать парус из лент на коврографе, композиционные умения (размещать парусник «в море», волны).

Развивать воображение.

Воспитательные:

 – Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова, эмоционально – ценностное отношение к поэтическому искусству своего народа.

 

Демонстрационный материал: цифры от 1 до 8, буквы, видеоролик «Парусник», аудиозапись «Шум моря», аудиозапись романса «Белеет парус одинокий».

Раздаточный материал: ракушки, коврограф , ленты для изображения парусника. карточки: 1 – с парусником, 7 без изображений; 3 карточки с цифрами -1,2,3; 5 карточек без  цифр.

Предварительная работа: беседы о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, просмотр презентации, рассматривание книг, иллюстраций и фотографий «Тарханы», «Кавказ», чтение и заучивание наизусть стихотворений «Тучи», «Белеет парус…»

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В круг веселый вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся,

А теперь назад вернемся.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней.

Если каждый улыбнётся –
    Утро доброе начнётся.

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем

 

Воспитатель: Сегодня действительно доброе утро. А настроение у вас какое?

Дети: От чего зависит хорошее настроение? (Как можно поднять себе настроение?

 

Воспитатель: А мне поднимает настроение один предмет, который находится в этой коробочке. Вы узнаете, что там находится, если отгадаете ребус (слово)

 

4 2 7 1 3 6 5 8
о а н р к и в а

 

Воспитатель: как вы думаете, почему она мне поднимает настроение?

Дети: Потому что можно услышать звуки моря.

Воспитатель: правильно, она напоминает мне о красивом море. А вы хотите послушать, как оно шумит в ракушке?

(Дети берут ракушки и слушают.)

Воспитатель: на самом деле мы слышим в ракушке тихие звуки, которые постоянно окружают нас. Все шумы собираются в ней, отражаются от ее стенок. (Шум ветра, дождя, шум от проезжающей машины)

А шум моря совсем другой-вот такой. Запись шума моря.

Вот оно море.  (На экране видео запись моря)

Игра «Какое море?»

(Дети называют прилагательное и кладут ракушку на поднос.)

Воспитатель: Незабываемое

Дети: Синее, голубое, бескрайнее, спокойное, тихое, далекое, любимое, родное, шумное, опасное, глубокое, загадочное, бирюзовое, прозрачное, огромное, сердитое, печальное.

Физкультминутка «Море»

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.) 

 

Воспитатель:   Что же появилось  на море?

Дети: Парусник.

Воспитатель: Он плывет к нам все ближе и ближе. Какой он?

Дети: Белый, одинокий.

Воспитатель: На фоне голубого моря он особенно выделятся. Что он делает?

Дети: Белеет.

Воспитатель: в каком стихотворении можно встретить слова: белеет парус?

Дети: «Парус» М.Ю.Лермонтова.

Воспитатель: М.Ю. Лермонтов писал стихи, поэмы. Значит кто он?

Дети: поэт

Воспитатель: Он вырос недалеко от Пензы в селе «Тарханы», он наш с вами земляк.

Воспитатель: Стихотворение «Парус» он написал в Петербурге, бродя по берегу моря (Финского залива). Кто хочет из вас прочесть нам стихотворение «Парус»?

Воспитатель: А чтобы никому не было обидно, его прочитает тот выберет карточку с изображением парусника.

(Дети читают стихотворение.)

Воспитатель: как вы думаете, какое это стихотворение?  

Дети: Грустное.

Воспитатель: Почему? 

 Дети: Потому что Парусник одинокий.

Воспитатель: – А откуда приплыл парус?  

 Дети: с моря, с дальних стран.

Воспитатель: Море бывает спокойным, но, если на море поднимется сильный ветер, что начнётся?

Дети: начинается шторм. 

Воспитатель: А что такое мачта?

Дети: Это высокий столб для крепления парусов.

Воспитатель: А что происходит в шторм с парусами?

Дети: Они наполняются ветром, поднимаются и корабль движется вперед

Воспитатель: – А как вы думаете, дети, если поднимается ветер, что происходит с мачтой? 

Дети: гнется и скрипит.

Воспитатель: Правильно. Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг остановился. Ветер стих и на море штиль. Кто поможет нам объяснить, что такое штиль?

Дети: Штиль это безветренная тихая погода. 

Воспитатель: Полина, как называется безветренная погода. (Штиль)

Как же нам помочь паруснику, ведь ему нужно плыть дальше. 

Дети: пригласим на помощь ветер. 

Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики

Воспитатель: – Сначала мы попробуем «наполнить ветром наши паруса».

(Раздаем детям «паруса» – листы белой бумаги формат А5).

Воспитатель: – Берем наши «паруса» с двух сторон за короткий край.

Набираем носом побольше воздуха, и дуем сначала тихо на «парус».

– Высоко ли поднялся наш парус?

 Дети: низко

Воспитатель: – Теперь снова набираем воздух носом и дуем ртом сильно.

– Как теперь поднят наш парус?

Дети:  – высоко

Воспитатель:  – Высоко то высоко. Вы молодцы, но наш корабль уплывет так не далеко.

– Видите, как быстро наш парус опустился вниз?

Воспитатель: – Теперь мы с вами наберем еще больше и будем дуть как можно дольше на наш парус. У кого листочек дольше не опустится вниз, тот станет отважным капитаном  нашего парусника. 

Воспитатель: Все ребята молодцы, все отважные моряки. Ветер  мы с вами изобразили. А как вы думаете. можно ли изобразить парусник?

Дети:  конечно же можно.

Упражнение «Парусник»:

1.Встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены.

2.Сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках.

3.Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад).

4.Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой).

5.Вернуться в исходное положение.

Воспитатель:  – Ребята,  мы сейчас изобразили парусник с помощью движений , а с помощью чего еще можно изобразить парусник? 

Дети:  Можно с помощью пластилина, красок,  картона. конструктора лего.

Воспитатель:  Хотите, мы с вами с помощью лент попробуем изобразить парусник? Где нам будет удобнее это сделать?

Дети: За столами.

Воспитатель: Занимайте места, можно мне с вами?

Воспитатель: Перед нами лежит коврограф. Он разделен на клеточки. Выкладывая ленточки по клеточкам, как по образцу, у вас тоже получится парусник. 

Воспитатель: Что есть у парусника?

Дети: Корпус

Воспитатель: какого цвета корпус?

Дети: Коричневого

Воспитатель: На какую геометрическую фигуру он похож?

Дети: На трапецию.

Воспитатель: из скольки клеток состоит нижняя часть паруса.

Дети: Из 6.

Воспитатель: Верхняя часть корпуса равна?

Дети: 8 клеткам.

Воспитатель: Боковые стороны соединены наискосок. 

Воспитатель: Что еще есть?

Дети: Мачта.

Воспитатель: Какого цвета мачта?

Дети: коричневого.

Воспитатель: Скольким клеткам равна высота мачты?

Дети: 5

Воспитатель: Парус какого цвета?

Дети: Белого

Воспитатель: на какую геометрическую фигуру он похож?

Дети: на треугольник.

Воспитатель: Прежде чем выполнять задание разомнем пальцы

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму
(Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки — друзья —
Это лодочка моя.

Паруса подниму,
(Поднять выпрямленные ладони вверх.)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
(Имитация движений волн и рыбок.)
Плывут рыбки тут и там.

Воспитатель: Какие красивые у вас получились парусники.  А вот и море. (Стол застелен тканью голубой) И чтобы все смогли ими полюбоваться мы их где разместим?

Дети: на море 

Воспитатель: А рядом можно положить ракушки. И конечно же, хочется еще раз послушать стихотворение. В стихотворении 3 четверостишья. Сколько детей могут прочитать это стихотворение?

Дети: 3

Воспитатель: У меня есть карточки с цифрами, у кого окажутся карточки с цифрой 1,2,3 тот и будет читать.

Воспитатель: Первый начинает читать первое четверостишье под какой цифрой?

Дети: Один

Воспитатель: второй под цифрой 

Дети: 2

Воспитатель: Третий под цифрой 3 

Дети читают стихи.

Воспитатель: На стихи М.Ю. Лермонтова написан замечательный романс «Белеет парус одинокий». Послушаем?

Слушают романс

Воспитатель: Какой характер музыки?

Дети: грустный

Воспитатель: Спокойный или стремительный, напряженный, взволнованный.

Дети: Стремительный.                                                                                                   

Воспитатель: – Итак, ребята, о ком мы сегодня говорили на нашем занятии

Дети: О М.Ю.Лермонтове, его стихотворении «Парус»

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось ( запомнили) на занятии?

Дети: ответы детей

Воспитатель: что вам показалось самым сложным?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Что вы узнали нового?

Воспитатель: Вы сегодня читали стихотворение, слушали романс, какие чувства они у вас вызвали? (грусти или радости, печали или веселья). Воспитатель: Назовите цвета, на которые похожи эти чувства. Они холодные или теплые? Значит ли это, что грусть, тоска, печаль, одиночество – холодные чувства(ответы детей). Часто изображая предмет, художники говорят, что он теплого или холодного цвета.

А холодные цвета они какие?

Дети: синий, фиолетовый, коричневый

А какие теплые цвета вы знаете?

– Мне очень хочется попробовать выразить наши сегодняшние чувства с помощью цвета.  А вам? Работать будем все вместе, но прежде, чем начать, подумайте, какие цвета выбрать. Постарайтесь не накладывать цветные пятна рядом друг на друга, без просветов. Дети на мольберте размещают ……

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Его помнят и любят в нашей стране и во всем мире. Я очень горжусь, что он вырос недалеко от Пензы в селе «Тарханы», что он наш с вами земляк. Мне бы очень хотелось узнать о нем побольше. Предлагаю вам сегодня придя домой расспросить ваших пап и мам о том, что они знают о М.Ю. Лермонтове и завтра нам всем рассказать. Согласны?

– А сейчас приглашаю вам посетить выставку книг М. Ю. Лермонтова, хотите?