Методическая разработка “Волшебные струны” с презентацией

ФИО: Майорова Е.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4010
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка "Волшебные струны" с презентацией
Итоговая оценка: 1 место,  91 баллов(-а)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА»

Методическая разработка

«Волшебные струны»

с презентацией

Возраст детей 7–15 лет

Авторы-составители:

педагоги дополнительного образования:   

   Ольга Владимировна Рыжова

 Елена Борисовна Майорова

     Наталия Борисовна Малышева

Нижний Новгород

2024

Оглавление

 

1 Введение  3
2 Основная часть  6
3 Заключение  15
4 Приложение 1. Технические средства обеспечения 15
6 Приложение 2.  Наглядные пособия 16
7 Приложение 3. Используемая литература и медиа ресурсы 16
8 Приложение 4. Презентация

 

Методическая разработка

«Волшебные струны»

Введение

Аннотация

Комбинированное мероприятие посвящено истории создания, развитию и звучанию струнных инструментов, в нем принимают участие учащиеся, родители, педагоги. Будут исполнены популярные произведения для скрипки, фортепиано, гитары и арфы., также выступит хор. Гости и участники мероприятия знакомятся с презентацией о струнных музыкальных инструментах, ответят на вопросы викторины и выполнят ряд заданий.

Адресат: 

В мероприятии принимают участие учащиеся 1-9 музыкально-хоровых классов МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» и их родители. «Эстетически воспитанный человек – это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты», – так определяет конечную цель эстетического воспитания краткий словарь «Семейное воспитание». Всеобщность эстетического воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприкасается с эстетическими явлениями духовной жизни, труда, искусства. Поэтому эстетическое образование каждого ребенка является важнейшим условием формирования с детства социально активной личности. В этот период важно формировать умение добиваться успехов и правильно относится к неудачам, развивать эмпатию, уверенность в себе, адекватно сотрудничать со сверстниками, но также уметь регулировать и контролировать свои эмоции. Поэтому в работе с этим возрастом особенно актуальна такая форма работы как концерт.

Об авторах:

Малышева Наталия Борисовна – педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» по классу гитары. Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж -30 лет.

Майорова Елена Борисовна –педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» по классу сольфеджио и истории музыки. Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж -32 года.

Рыжова Ольга Владимировна – педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» по хоровому классу. Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж -28 лет.

Деятельность педагогов дополнительного образования осуществляется на базе МБОУ «Школа №63 с углублённым изучением отдельных предметов», продолжая многолетние традиции, заложенные более 28 лет назад. В основу обучения были положены авторские программы С.Р. Брейнера (Заслуженный работник культуры РФ, заведующий отделением НМК   им. М. Балакирева), Н.Я. Брейнер (преподаватель ГБПОУ «НМУ им.М.А.Балакирева), Н.Б. Лашковой (музыковед, преподаватель ГБПОУ «НМУ им.М.А. Балакирева до 1991г.).

Хоровые коллективы и инструменталисты студии являются лауреатами   международных, региональных, областных и городских конкурсов.  

Ряд выпускников разных лет стали профессиональными музыкантами, ведут педагогическую и концертную деятельность. За многие годы сложились свои традиции: ежегодные встречи выпускников и родителей, обязательные поездки в театр оперы и балета им. А.С. Пушкина совместно с родителями, музыкальный фан – клуб (под руководством  педагога Е.Б. Майоровой),  встречи с ветеранами «Мы помним тебя, ветеран»,  совместные музыкальные тематические вечера.

Основная педагогическая идея:

Триединство «образование, творчество, исполнительство» является составляющей основной педагогической идеи.

Идея личностно-ориентированного подхода предполагает отказ от авторитарного характера общения в пользу демократического, поисково-творческого.  

Ведущие цели взаимодействия педагогов с родителями – создание необходимых условий для развития взаимозависимых и ответственных отношений, обеспечивающих целостное развитие личности.

Мероприятие требует длительной подготовки в течение учебного года. Музыкальный материал должен быть выучен и отработан. 

Организация мероприятия есть сотрудничество, участие без принуждения и, соответственно, успех от деятельности. 

Актуальность:

Сегодня, как никогда, актуальным становится воспитание культурных ценностей у подростков через любовь к музыке, т.к. эстетическое воспитание затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, что способствует успешности в жизни.

Цель мероприятия: 

Знакомство с историей создания, развития инструментов, на которых играют учащиеся наших классов.

Задачи:

Развивающая: развить художественно – эстетический вкус, развить у учащихся потребность в самостоятельном познании культурно-исторических ценностей как базовых, стимулировать творческую активность.

Обучающие: расширить представление об истории возникновения и развития струнных инструментов, закрепить знания музыкального и теоретического материала.

Воспитательные: передать любовь к художественным, литературным и музыкальным источникам путем слушания и исполнения литературного и музыкального материала, развить потребность к творческому труду.

Методы:

Объяснительно – иллюстративный метод (показ презентации, репродукций)
Репродуктивный метод (исполнительская деятельность)
Игровой метод(викторина)

Метод рефлексии (вопрос-ответ, викторина, дидактическая игра)

Методологические принципы:

Системно – деятельностный подход

Личностно-ориентированный подход 

Культурологический подход

Ожидаемые риски

неявка участников, технические проблемы. 

Ожидаемые результаты:

– пробудить у участников желание изучать музыкальное искусство; 

привить потребность в прекрасном; 

– сплотить и вовлечь родительский коллектив в воспитательный процесс;

побудить к творческой и концертной деятельности;

– помочь созданию благоприятной атмосферы общения, способствующей получению опыта культуры взаимодействия с ребенком, укреплению внутрисемейных отношений.

Межпредметные связи:

Комплексная программа музыкально-хорового обучения предполагает тесную взаимосвязь между музыкальными дисциплинами: хор, постановка голоса, история музыки, сольфеджио музыкальный инструмент, что способствует развитию у учащихся профессиональных навыков и эстетического вкуса. Межпредметная связь мероприятия носит синтезированный характер. Искусства существуют сразу в нескольких предметно-пространственных средах: среда исторической эпохи, художественное пространство.

 

Основная часть

Тема мероприятия

«Волшебные струны»

Звучит фрагмент музыкального произведения:

А. Вивальди «Времена года» («Весна»)

ВЕДУЩИЙ:

Мы рады приветствовать в нашем зале наших воспитанников-учащихся нашей музыкальной студии, и, конечно рады родителям, которые пришли на нашу встречу. 

Сегодня мы поведем разговор, конечно же, … о музыке.

Все услышали прозвучавший фрагмент из произведения А.Вивальди, и если даже вы затрудняетесь сказать, как называется это произведение, можно смело утверждать, что вы все его слышали.

Музыка окружает нас! Она звучит в кинофильмах, телевизионных передачах, в детских мультиках, на рингтонах наших телефонов…Музыка многообразна, «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. Она наполнит гармонией мира их юные сердца…», – говорил В.Г.Белинский, и мы рады, что учим ваших-наших детей слушать, понимать и любить музыку.

Уважаемые родители! Нам хотелось бы думать, что, приходя домой, дети делятся с вами своими впечатлениями. И вы, дорогие родители, всегда понимаете их язык. Предлагаем вам поиграть: угадайте, про какие музыкальные инструменты говорят ваши дети.

ИГРА «Говорят дети» (записано со слов детей)

  • Инструмент… Она такая большая …На ней красивую музыку играют…Звук тихий, нежный…ней играли в Древней Греции …. Она красиво звучит. Она еще и красиво выглядит …Она стоит… У нее есть много струн…(Арфа).
  • Перед каждой игрой нужно протирать…Самая верхняя струна обозначает самый высокий звук… Еще у нее есть специальный отдел в чехле, где тетради…струны. (Гитара).
  • Она маленькая, деревянная…выглядит как овал, только в середине прорези… Звучит длинно, у нее палочка (Скрипка).
  • Оно деревянное, выглядит как прямоугольник, есть длинная часть, много (81-82) палочек. Можно сказать, что он громкий. Есть колесики. (Фортепиано).

ВЕДУЩИЙ:

А теперь игра для ребят!

Кто на чем играет?

На баяне-баянист.

На гитаре-гитарист.

На гармошке-гармонист.

А на гуслях?… 

ГУСЛЯР

На тромбоне-тромбонист.

На кларнете-кларнетист.

На флейте-флейтист.

А на трубе?… 

ТРУБАЧ

На кобзе-кобзарь.

На дужке-дударь.

На ложках-ложкарь.

А на бубне?…

УДАРНИК

На арфе-арфист.

На органе-органист.

На пианино-пианист.

А на рояле?…

ПИАНИСТ

Аудио-вопросы.

Определите два звучащих инструмента:

1). Паганин. Соната-концертата

(СКРИПКА+ГИТАРА)

2). Бах. Соната

(ВИОЛОНЧЕЛЬ+ФОРТЕПИАНО)

4). Паганини. Кампанелла

(СКРИПКА+ФОРТЕПИАНО)

Вы обратили внимание как называется наша гостиная? Сегодня речь пойдет об инструментах, у которых есть струны. Какие вы знаете инструменты?… С какого инструмента мы начнем сегодняшний рассказ?…

ВЕДУЩИЙ:

ИСТОРИЯ СКРИПКИ

Точное место и время рождения скрипки не известно. Считается, что она имеет народное происхождение. В 15 веке, в результате слияния арабского ребаба, казахского кобыза и испанской фидели и британской кротты образовался инструмент виола.

Слайды 3 и 4

 Именно она считается предком скрипки Виола да браччо (-ит., «виола для руки») имела разное количество струн. 

В начале 16в появился еще один родственник скрипки-пошетта (фр., «пошетт»-«карман»). Он использовался учителями танцев практически до конца 19в.

Слайд5

Скрипка в ее современном виде окончательно сформировалась лишь в середине 16в на севере Италии. Династия скрипичных мастеров началась с Андреа Амати (ит. город Кремона ). Самый известный из них-Николо Амати. Его учениками стали Антонио Страдивари, Андреа Гварнери, Якоб Штейнер, они добились огромного успеха – это была вершина в создании скрипок! Инструменты Страдивари и Гварнери до сих пор никем не превзойдены: они имеют необыкновенное качество звучания, высоко художественный внешний вид. Скрипки Антонио Страдивари, Гварнери «дель Джезу» имеют стоимость в миллионы долларов.

Слушание фрагмента со звучанием скрипки Страдивари 

Скрипка «Страдивари Венявского». Музей Музыки – поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Или Джошуа Белл и скрипка Страдивари. – поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

На звучание скрипки влияют все детали: и материал, из которого сделана скрипка, и лак, и симметричность инструмента. Скрипка- чудо дизайна!  Она имеет очень красивую форму, похожую на стройную женскую фигуру. И названия частей скрипки соответствуют этому: головка, шейка, подбородник, «спина», «живот»-это нижняя и верхняя деки, посередине-«талия», – и даже пуговка. А внутри у нее-душа…

Слайд6

Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления скрипки (тополь, груша, вишня, береза, кипарис, орех, сосна). В результате этих многочисленных экспериментов выяснилось, что для верхней деки лучше всего подходит ель, а для боков и нижней деки – клен. Это подтверждается и всеми современными исследованиями. Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, они изготавливаются из древесины клёна. Ель и клен- эти породы дерева, которые имеют особенные свойства, позволяющие инструменту быть звонче. Чтобы изготовить скрипку нужно дерево, обладающее определенными качествами: оно должно быть легким, звучным, прочным, негнущимся и долговечным.  Лучшим материалом для скрипки считаются деревья, выросшие высоко в горах. Обусловлено это тем, что они имеют повышенную устойчивость к перепадам температуры и влажности. Душка (от слова «душа»)—это маленькая, но чрезвычайно важная круглая распорка из еловой древесины, именно от нее зависит звук скрипки. Если ее убрать, скрипка будет звучать, как пустая деревянная коробка. Подгрифок изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева. Гриф— длинная дощечка из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра). Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

Слайд7

 На недосягаемую высоту поднял искусство игры на скрипке поднял Никколо Паганини. Завистники считали, что он продал душу дьяволу, чтобы стать лучшим в мире скрипачом.

Звучание скрипки – это пение, голос. У нее поющее -говорящий, «очеловеченный» звук. Теплота тона скрипки зависит и от натуральных материалов, которые рождают звук. Смычок-это пучок белых волос из хвоста серой лошади, натянутый на древко. Изготовление смычков – это тоже целая история с великими мастерами.

А вот струны делались из специально обработанных и скрученных бараньих кишок. Позже их заменили на металлические и синтетические.

Скрипка обладает способностью возрождения. Дерево, из которого она сделана, становится лучше со временем. Поэтому инструменты, сделанные 400 лет назад, сейчас звучат еще лучше. Скрипка, на которой не играют, умирает-теряет красоту звука.

Итак, изготовление скрипки- очень сложное дело, ведь некоторые инструменты не имеют красивого звука. И вы поняли, что при изготовлении скрипки использовались самые разные породы дерева. А вот насколько вы были внимательными, сейчас проверим.

Перед вами на столе лежат картонные карточки с названиями разных пород дерева: береза, сосна, орех, тополь, груша, дуб, клен, ель, вишня, красное дерево. Надо выбрать те породы, из которых, как вам кажется, можно изготовить скрипку.

(Дидактическая игра «Стань мастером Страдивари». Приглашаются три человека, которые выбирают картонные заготовки с названиями пород дерева)

Скрипка-очень изящный и многогранный инструмент. Она может звучать нежно, чувственно и возвышенно. 

И сейчас вы в этом убедитесь.

Произведение Сен-Санса «Лебедь» исполняет наша ученица–Фотина Таисия

АРФА

Слайд9

Никто из ученых не может точно сказать, когда и как появилась арфа. Это струнный щипковый музыкальный инструмент. Один из древнейших символов Ирландии (нарисован на государственном гербе).

Слайд10

 Согласно легенде, арфа обязана охотничьему луку. Когда первобытный человек натягивал тетиву, она издавала своеобразный звук. Натянув еще одну тетиву, можно было сыграть уже небольшую мелодию. Первые изображения арфы, похожей на лук, были обнаружены в виде рисунков Древнего Египта в 3 веке до нашей эры в гробницах фараонов.

Слайд11

В античных мифах на арфе играли боги. Инструмент наделяли волшебной силой.

В средневековой Европе под звучание арфы арфой аккомпанировали себе барды. Она была небольшого размера, ведь барды постоянно носили ее с собой.

Слайд12

В Россию арфа прибыла в середине 18 века. Царица Екатерина II приобрела его для студенток Смольного института.

Слайд13

 Инструмент быстро приобрел популярность, и стал часто звучать в дворянской среде.

Арфа имеет треугольную форму., 46-47 струн. Кроме корпуса и грифа с натянутыми струнами, есть еще целых семь! педалей для хроматического повышения.

При игре на арфе пальцами дергают струны, иногда перебегая по ним (глиссандо).

В современном оркестре этот инструмент не столь эмоционален, но зато обладает красочным звучанием. Арфой аккомпанируют другим инструментам, играют на ней и соло.

Так как этот инструмент нельзя носить с собой, как это делали барды, вы сейчас увидите фрагмент выступления нашей ученицы- Кардаковой Софьи.

Включается видеозапись с исполнением украинской народной песни на арфе Кардаковой Софии.

ВЕДУЩИЙ:

История гитары тоже уходит в далекую древность. Ее предшественниками считаются щипковые инструменты, которые на тот момент ещё не имели грифа: кифара и цитра. На них играли в Древнем Египте и Древней Греции, а чуть позже – и в Риме. С появлением длинной узкой шейки появилась необходимость в цельном резонаторе. Изначально его делали из пустотелых сосудов и других объёмных предметов: панциря черепахи, высушенных плодов тыквы или выдолбленных деревянных отрезков ствола. Деревянный корпус, составленный их верхней и нижней деки и боковин (обечаек) придумали в Древнем Китае в начале I тысячелетия нашей эры.

И все-таки речь хочется повести об одном знаменитом и любимом инструменте, предшественнике современной гитары: это лютня.

Слайд15

Лютня относится к семейству струнно-щипковых инструментов, по характеру своего звучания немного напоминает гитару, тем не менее, её голос гораздо мягче и нежнее, а тембр – бархатный и трепетный, так как более насыщен обертонами.  

Была шутка: музыкант, играющий на лютне, две трети времени занимается тем, что настраивает инструмент, а одну треть музицирует на не настроенном инструменте.

Покорение Европы лютня начала в 8 веке с Испании и Каталонии. Инструмент стал стремительно распространяться по другим европейским странам: Италии. Франции, Германии, вытесняя другие бытовавшие в то время инструменты, такие как цитра и пандура. В 16 веке популярность лютни достигла своего апогея. Она доминировала как у профессиональных музыкантов, так и у любителей. 

К концу 17 века популярность лютни стала заметно падать, так как её постепенно вытесняли такие инструменты, как гитараклавесин, а несколько позже и фортепиано. В 18 веке она фактически уже не употреблялась, за исключением нескольких разновидностей, которые бытовали в Швеции, Украине и Германии. И лишь на рубеже 19 и 20 веков, из-за возникшего вновь интереса к старинным инструментам, внимание к лютне вновь сильно возросло.

Многие композиторы писали для лютни 

Произведение муз. В.Вавилова «Канцона», стихи Анри Волохонского-«Город золотой» исполняет наша ученица Кушнаренко Дарья  в дуэте с педагогом –Малышевой Н.Б.

Интересные факты об инструменте. Делятся наши учащиеся:

Слайд16

1 ученик: У многих народов изображение лютни служило символом гармонии, молодости и любви. 

2 ученик: Лютня являлась эмблемой – символическим изображением влюбленных.

3 ученик: Лютня в эпоху Возрождения очень часто отображалась на живописных полотнах, даже Орфея и Аполлона художники того времени рисовали не с лирой, а с лютней. 

4 ученик: Великий английский поэт и драматург У. Шекспир очень часто упоминал лютню в своих произведениях, восхищался её звучанием.

Слайд17

А теперь немного поговорим о гитаре, тем более, что большое количество наших учеников играет на этом инструменте.

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

Гитара — популярный струнный щипковый музыкальный инструмент. Может использоваться в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента в различных жанрах музыки.

 В 6-ом веке, появились первые инструменты по звуку напоминавшие 

современную гитару: мавританские и латинские гитары, лютни, а через несколько веков появилась виуэла, которая по форме стала первым прототипом гитары. Из-за распространения инструмента по Европе, название «гитара» претерпело большие изменения. В Древней Греции «гитара» имела название «кифара», которое перекочевало в Испанию как латинское «cithara», затем в Италию как «chitarra», а позже во Франции и Англии появилось «gitar». Первые упоминания о музыкальном инструменте под названием «гитара» датируются 13 веком.

В 15-м веке в Испании изобретают инструмент, имеющий пять сдвоенных струн. Такой инструмент был назван испанской гитарой и стал музыкальным символом Испании. От современной гитары ее отличал вытянутый корпус. К концу 18-го века, испанская гитара приобретает законченный внешний вид и имеет большой запас произведений для игры. В начале 19-го века испанский гитарный мастер Антонио Торрес, усовершенствовал гитару, придав ей современную форму и размер. Такой вид гитары стали называть классическими гитарами.

Произведение Д.Вандерса «Жар гитары» исполняет наша ученица Кардакова София

ВЕДУЩИЙ:

Классическая гитара появилась в России благодаря гастролирующим по стране испанцам. Обычно гитару привозили, как сувенир и найти ее было трудно, они появлялись только в богатых домах. Со временем появились мастера из Испании, которые стали делать гитары в России. После появления в России, гитара получила новые функции: добавили одну струну, изменили строй гитары. Гитару с семи струнами начали называть русской гитарой. Эта гитара до середины 20-го века была популярна не только в России, но и по всей Европе. Но после 2-ой мировой войны популярность ее снизилась, и в России все чаще стали играть на обычной гитаре. На данный момент русские гитары редко встречаются.

Слайд18

Интересные факты об инструменте. Делятся наши учащиеся:

1ученик: Первые гитары или похожие на них инструменты вероятно появились более 4000 лет назад.

2ученик: Антонио Торрес Хурадо, испанский гитарист и лютье, считается наиболее значимым испанским гитарным мастером 19 века. Именно он спроектировал и сформировал современный внешний вид и дизайн классической гитары.

3ученик: Самая большая акустическая гитара была изготовлена в Порту, Португалия, и продемонстрирована публике 7 января 2001 года. Она была произведена на складе в Пакош де Феррейра мастером Пауло Пименталем и выставлена в Порту в рамках празднования дня города. Длина гитары составляет 16,75 м, ширина – 7,57 м, а глубина – 2,67. Однако больше всего впечатляет вес этого инструмента. Невероятные 4 тонны! Эта гитара весит больше, чем средний семейный фургон.

4ученик: Акустическая гитара в современном мире является основным инструментом, который используется во многих жанрах музыки. В начале 20-го века акустическая гитара стала самым популярным инструментом на планете. Сейчас она делит пальму первенства с фортепиано.

5ученик: В наши дни гитарные струны изготавливаются из нейлона и стали, но в более древние времена для изготовления гитарных струн использовались кишки и жилы животных. В некоторых случаях использовали шёлк.

Слайд19

«Прадедушкой» струнных инструментов, в том числе и фортепиано, является монохорд (ведь вся система струн по высоте их звучания разработана на основе музыкальных законов Пифагора). Время появления монохорда, предположительно, 5 век до н.э. Он представлял собой ящик с натянутой струной.

Слайд 21

Но что можно сыграть на одной струне? Когда соединили несколько монохордов, это превратилось в клавикорд.

Слайд 22

Клавико́рд (от лат. Clarus — «яркий» и chorda— «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, «дедушка» современного фортепиано. Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года. Поначалу это был небольшой деревянный ящик, внутри которого помещались струны. Снаружи находились клавиши. Когда нажимали на клавишу, гвоздь, закрепленный на ее конце, касался струны и та издавала звук. Через некоторое время мастера заменили гвозди на металлические штифты— тангенты. Характерным исполнительским приёмом игры на клавикорде является бебунг ( в пер. «трепетание») — род «клавишного вибрато», который невозможен на других клавишных инструментах. Звук, получаемый от одной струны, получался очень тихим, поэтому для усиления звука применялось удвоение и утроение струн для каждого звука, этот метод используется неизменно в фортепиано.

(Видео: И.С.Бах. Партита. Звучит клавикорд)

ВЕДУЩИЙ:

Изначально небольшие переносные клавикорды использовались бродячими музыкантами. С годами инструмент преображался. Появлялись и огромные, размером со стол, были и маленькие, размером с книгу. Все они отличались искусной отделкой, украшались резьбой, позолотой. Иногда на внутренней стороне крышки рисовались картины, клавикорд становится красивым и изящным предметом интерьера. 

Еще одним похожим инструментом, шагающим в ногу с клавикордом, был клавесин.

Слайд23

 Он отличался более громким звуком и способом звукоизвлечения. На конце клавиши установлен так называемый «прыгунок». В верхней части прыгунка закреплена специальная пластинка – плектр, наподобие медиатора на электрогитаре (изначально это были гусиные перышки). Когда исполнитель нажимал на клавишу, задний ее конец поднимался, прыгунок двигался вверх   и плектр защипывал струну. Есть одна особенность – от силы нажатия на клавишу звук не меняется.

Слайд24

(Видео или аудио: звучание клавесина Ж.Рамо. «Перекличка птиц»).

Исполняет младший хор: И.Гайдн «Старый добрый клавесин)

 ВЕДУЩИЙ:

 И по сей день проходят концерты, в которых звучат клавесины и клавикорды.  Есть мастера, занимающиеся изготовлением клавесинов и клавикордов, по старинным чертежам, заимствованным в музеях со всего мира.

Итак! Время шло и требовало новых открытий!  В 1709 году итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори раздумывал над созданием нового механизма звукоизвлечения. А что, если перышки, которые щиплют струны в клавесине, заменить молоточками? Нажимая с разной силой на клавиши, при помощи молоточка можно извлекать звуки разной силы- от тихого до очень громкого. Потому инструмент и получил название «Фортепиано» (Громко-тихо).   Струны на этом инструменте есть? Есть. Клавиши есть? Есть. По клавишам происходит удар. Поэтому и называется фортепиано: струнный ударно-клавишный инструмент.

Слайд 25

 Под словом «Фортепиано» понимают все разновидности клавишных струнных инструментов с молоточковой механикой. Таких разновидностей две: рояль и пианино. «Рояль» в переводе с французского означает «королевский». Струны длиннее, чем у пианино и располагаются горизонтально в крыловидном корпусе. У пианино струны расположены вертикально, звук более приглушенный, это камерный, домашний инструмент, так как не занимает большого пространства.) Чтобы звук был сочнее и громче, на каждую клавишу приходится по три струны, которые настраиваются на один тон.

Фортепиано преподают в музыкальных школах и студиях, ему подвластны любые стили и направления. 

Играют ученики и педагоги.

Диана Марина исп.:  Массне «Элегия»

Ансамбль педагогов (Рыжова О.В., Майорова Е.Б.) Смирнова «Полька и танго».

ВЕДУЩИЙ:

– А зачем во время исполнения поднимают крышку рояля?

(Ответы из зала.) 

ВЕДУЩИЙ: 

Крышка – отражатель звука. Когда крышка рояля закрыта, звук приглушенный и мягкий. Для больших концертных исполнений крышку поднимают, используя большой штиц (подпорка, стойка), звук становится полным.

– Зачем роялю три педали?

(Ответы из зала.)

ВЕДУЩИЙ: 

Правая педаль служит для продления звука. При ее нажатии убираются демпферы(Слайд26), которые выполняют роль глушителя струн (это маленькие войлочные подушечки, которые упираются в металлические струны внутри пианино). Таким образом, звук не заглушается, тянется. Левая педаль нужна для того, чтобы звук сделать тише, путем сдвижения клавиатуры в правую сторону. Чтобы звук был сочнее и громче, на каждую клавишу приходится по три струны, которые настраиваются на один тон. Таким образом, молоточек бьет не по трем, а только по двум струнам. Средняя педаль выполняет похожую функцию правой педали, но для каждой конкретной клавиши- специальный звуковой эффект, когда необходимо удержать только один звук, а остальные-нет. 

В современном мире фортепиано очень популярный инструмент. Композитор Яков Дубравин и поэт Вольт Суслов посвятили этому чудесному инструменту песню. 

Средний хор исп.: муз.Я.Дубравина, сл.В. Суслова “Рояль”

Звучит Танец Феи Драже из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

ВЕДУЩИЙ:

– Знает ли кто-нибудь, какой музыкальный инструмент звучит?

Челеста. Ее еще называют клавишным металлофоном.

Слайд27

ВЕДУЩИЙ:

Название произошло от итальянского слова celeste, что в переводе означает «небесный». В 1886 году челесту изобрел французский мастер Огюст Мюстель.  Принцип звукоизвлечения прост: молоточек ударяет о металлическую пластинку. Заменить по-настоящему звучание челесты нельзя, потому что ни один инструмент не обладает таким сказочным колокольным звучанием. Очень часто она соседствует с арфой, таким же нежным, но струнным инструментом. 

Итак! Хотелось бы подвести итоги нашего занимательного концерта.

  1. Этот музыкальный инструмент русский писатель Гаврила Романович Державин называл «тихогромом». (фортепиано)
  2. Что общего между бараньими кишками, конским волосом и человеческим ухом? (струнно-смычковые инструменты. Выстроить логическую цепочку)
  3. Назовите самый многострунный инструмент оркестра.  (арфа) Сколько струн у арфы?  (46. Варианты: 100-101, 46-47, 8, 72)
  4. Сколько групп в симфоническом оркестре?  (четыре. Струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные)
  5. На каком инструменте играл знаменитый итальянец Никколо Паганини?  (скрипка, гитара)
  6. С какими инструментами вы познакомились сегодня впервые?  
  7. Какой инструмент является прародителем всех струнных и фортепиано? 
  8.  Из каких пород дерева делают скрипку?
  9.  В чем отличие клавикорда от клавесина?
  10.   Сколько струн у арфы?
  11.  Послушайте звучание инструмента и угадайте его название. (Звучит калимба. Демонстрация инструмента и небольшой комментарий: достаточно молодой, нечасто используемый инструмент, небольшого размера, простой в обращении. Совет подарить этот инструмент деткам, он развивает музыкальный слух). 

Под звуки мелодии, исполняемой на калимбе, ведущая прощается со зрителями.

Заключение.

Музыкальная гостиная «Волшебные струны» дает базовые знания о таких музыкальных инструментах, как скрипка, арфа, клавесин, клавикорд, лютня, гитара, фортепиано… В этом мероприятии принимает участие большое количество учащихся, оно помогает раскрыть творческий потенциал детей, осуществить их самореализацию, воспитывает музыкально-эстетический вкус, что соответствует задачам Федерального проекта «Успех каждого ребенка». При подготовке музыкального вечера учащиеся вложили много труда, эмоций, своей души. Исполнение музыкальных произведений вызывает родительскую гордость за своих детей, что помогает сплочению семьи и созданию семейных ценностей. Форма музыкального воспитания учащихся – музыкальная гостиная» – стала традиционной в нашем коллективе, поэтому впереди у ребят еще много встреч с прекрасным.

 

Приложение 1

Технические средства обеспечения:

ноутбук;

фортепиано;

 гитара;

скрипка;

калимба;

видеопроектор;

интерактивная доска;

музыкальный центр.

Приложение 2

Наглядные пособия:

  1. AntoonvanWelie. «Художник» (слайд 12)
  2. Бартоломео Венето. «Лютнистка»
  3. В.А.Тропинин. «Гитарист» (слайд 18)
  4. Д.Г.Левицкий . «Портрет неизвестной».
  5.  Д.Г.Левицкий. «Портрет воспитанницы»
  6. Неизвестный автор. Репродукция картины «MaestreaDancer» (слайд 5)
  7. Неизвестный автор. Репродукция картины музыкантши (слайд 15)
  8. Скрипка
  9. Гитара
  10. Рояль
  11. Калимба
  12. Карточки для дидактической игры