КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по изобразительному искусству
на тему: «Иллюстрация к любимой сказке»
Тип: комбинированный
Форма занятия: урок-практикум, урок с использованием ИКТ
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «иллюстрация» и сформировать умения выполнять иллюстрации к любимой сказке на самостоятельно выбранные сюжеты.
Задачи урока:
Обучающие:
- углубить знания обучающихся о книжной иллюстрации как виде изобразительного искусства;
- формировать умения построения композиции рисунка, определять сюжет, цель и содержание, выделение главного в иллюстрации.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству, продолжить развитие умений воспринимать и анализировать материал, отвечать и задавать вопросы;
- формирование у обучающихся бережного отношения к книгам.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- способствовать формированию творческого воображения, наблюдательности, самостоятельности, уверенности в своих силах, умения анализировать.
Методы:
- Методы наглядности (демонстрация, иллюстрация)
- Словесный (рассказ, беседа, вопрос-ответ);
- Практические методы
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- Формировать представление школьников о способах создания выразительного образа сказки;
- Способствовать овладению приемами грамотного построения композиции на листе бумаги.
Личностные результаты:
- Способствовать появлению мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- Формировать готовность к саморазвитию и самообразованию
Метапредметные результаты:
- формировать умения ставить учебную задачу
- Формировать умения сравнивать анализировать ошибки в изображениях.
- формировать умение излагать своё мнение;
- формировать умение делать вывод
- уметь осуществлять рефлексию собственной деятельности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Сказки», наглядные пособия (образцы иллюстраций к сказкам), альбом или листы бумаги, простой карандаш и ластик, краски, кисточки, баночка для воды.
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, меня зовут ***. Я буду вести сегодня у вас занятие изобразительного искусства. Учитель проверяет присутствующих, проверяет наличие необходимых инструментов.
- Сообщение темы и цели занятия
Учитель: Помните, как в детстве, когда вы еще не умели читать, вы рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев? (ответы детей). Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные.
И сегодня мы с вами узнаем, как художники в своих произведениях создают образы сказочных персонажей, в произведениях живописи и в декоративно – прикладном искусстве.
Тема нашего занятия: «Иллюстрация к любимой сказке». Познакомимся с выразительными средствами, которые помогают выявить характерные черты сказочных героев, как с помощью композиции передать отношение героев. Выполним красочные иллюстрации к любимой сказке.
- Актуализация и мотивация знаний
Ребята, вспомните свои любимые сказки, и назовите их? (ответы учащихся). Итак, прежде чем мы с вами приступим к рисованию иллюстраций к сказкам, немножко с вами поиграем (презентация с заданиями).
Задание 1. «Почтальон принёс сегодня несколько телеграмм». Отгадайте, кто их нам прислал. На экране появляются вопросы.
1.«Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл».
(Колобок. Из русской народной сказки).
- «Я по полю пошла, в поле денежку нашла,
Самовар себе купила и гостей всех напоила,
Веселились все вокруг, но вмешался злой паук».
(Муха-Цокотуха из сказки К.Чуковского «Муха Цокотуха».)
- «Спасите! Нас съел серый волк!»
(Козлята из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).
- «Деревянным острым носом всюду лезу я без спросу».
(Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».)
- «А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок».
(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
- Я в гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за мной следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка) - У меня есть
Дружок — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Звали меня…
(Винни Пух)
- В ступе я с метлой летаю
Малых деток похищаю,
Костяна моя нога
Кто же я?…
(Баба-Яга) - Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы я большой зазнайка,
А ну-ка угадать меня сумей-ка,
Известен всем под именем…
(Незнайка)
Задание 2. «Чудеса и Волшебство». А сейчас, ребята вам предстоит вспомнить все волшебные предметы, при помощи которых герои книг совершали чудеса. И ещё вы должны вспомнить все транспортные средства, с помощью которых могут передвигаться сказочные герои.
«Волшебные предметы»: корыто, огниво, цветик – семицветик, золотой ключик, волшебная лампа, живительный порошок.
«Волшебные средства передвижения»: сапоги – скороходы, ковёр – самолёт, ступа, волшебные калоши, машина времени, ядро, летучий корабль, воздушные шары., метла.
Задание 3. «Отгадай сказку»
- Туфелька, принц, мачеха, тыква, бал, фея (Золушка)
- Стрела, коробченка, кощей, яйцо, игла, 3 сына (Царевна-лягушка)
- Осел, петух, собака, сыщик, король, разбойники (Бременские музыканты)
- Лягушки, крот, ласточка, эльф, зернышко (Дюймовочка)
- Кирпичный домик, домик из соломы, домик из веток, серый волк (Три поросёнка)
- Трусливый лев, железный дровосек, собачка, злая волшебница (Волшебник изумрудного города)
- Шапокляк, гармошка, крыска-лариска, мандарины (Чебурашка)
Задание 4. «Найди пару»
- Чебурашка-крокодил Гена
- Элли-Тотошка
- Шапокляк- крыска лариска
- Карлсон- малыш
- Кощей-игла
- Мальвина-Пьеро
- Баба Яга- Избушка на курьих ножках
- Муха Цокотуха-Комар
- Ослик Иа-горшочек
- Иванушка-печка
Учитель: Вы отлично справились со всеми заданиями.
- Практическая работа
4.1 Вводный инструктаж
Учитель: Ваша задача выбрать сказку и сюжет, определить главного героя и действующих лиц, начните работу над композицией – сочинением или составлением иллюстрации к сказке. Расположи действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль твоей иллюстрации стала понятна зрителю.
4.2. Текущий инструктаж и практическая работа
Индивидуальная работа с учащимися.
Учащиеся приступают к выполнению практического задания. Учитель показывает свой вариант композиции на меловой доске, оказывает необходимую помощь учащимся.
- Рефлексия
Учитель: Ребята, вы все большие молодцы!
Учитель задает вопросы, учащиеся дают на них ответ.
Учитель: Понравился ли вам сегодня наш урок? Как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем уроке? Ребята, всем спасибо, урок окончен.