Конспект занятия и презентация к занятию по изобразительному искусству на тему: «Иллюстрация к любимой сказке»

ФИО: Кочкарева А.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4020
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия и презентация к занятию по изобразительному искусству на тему: «Иллюстрация к любимой сказке»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по изобразительному искусству   

на тему: «Иллюстрация к любимой сказке»

Тип: комбинированный

Форма занятия: урок-практикум, урок с использованием ИКТ

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «иллюстрация» и сформировать умения выполнять иллюстрации к любимой сказке на самостоятельно выбранные сюжеты.

Задачи урока:

Обучающие: 

  1. углубить знания обучающихся о книжной иллюстрации как виде изобразительного искусства; 
  2. формировать умения построения композиции рисунка, определять сюжет, цель и содержание, выделение главного в иллюстрации.

Воспитательные: 

  1. воспитывать интерес к искусству, продолжить развитие умений воспринимать и анализировать материал, отвечать и задавать вопросы; 
  2. формирование у обучающихся бережного отношения к книгам.

Развивающие: 

  1. развивать познавательный интерес; 
  2. способствовать формированию творческого воображения, наблюдательности, самостоятельности, уверенности в своих силах, умения анализировать.

Методы:

  1. Методы наглядности (демонстрация, иллюстрация)
  2. Словесный (рассказ, беседа, вопрос-ответ);
  3. Практические методы

Планируемые результаты: 

Предметные результаты:

  1. Формировать представление школьников о способах создания выразительного образа сказки;
  2. Способствовать овладению приемами грамотного построения композиции на листе бумаги.

Личностные результаты:

  1. Способствовать появлению мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
  2. Формировать готовность к саморазвитию и самообразованию 

Метапредметные результаты:

  1. формировать умения ставить учебную задачу
  2. Формировать умения сравнивать анализировать ошибки в изображениях.
  3. формировать умение излагать своё мнение;
  4. формировать умение делать вывод
  5. уметь осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Сказки», наглядные пособия (образцы иллюстраций к сказкам), альбом или листы бумаги, простой карандаш и ластик, краски, кисточки, баночка для воды.

Ход урока:

  • Организационный момент 

Учитель: Здравствуйте, меня зовут ***. Я буду вести сегодня у вас занятие изобразительного искусства. Учитель проверяет присутствующих, проверяет наличие необходимых инструментов.

  • Сообщение темы и цели занятия 

Учитель: Помните, как в детстве, когда вы еще не умели читать, вы рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев? (ответы детей). Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные.

И сегодня мы с вами узнаем, как художники в своих произведениях создают образы сказочных персонажей, в произведениях живописи и в декоративно – прикладном искусстве.

Тема нашего занятия: «Иллюстрация к любимой сказке». Познакомимся с выразительными средствами, которые помогают выявить характерные черты сказочных героев, как с помощью композиции передать отношение героев. Выполним красочные иллюстрации к любимой сказке.

  • Актуализация и мотивация знаний 

Ребята, вспомните свои любимые сказки, и назовите их? (ответы учащихся). Итак, прежде чем мы с вами приступим к рисованию иллюстраций к сказкам, немножко с вами поиграем (презентация с заданиями).

Задание 1. «Почтальон принёс сегодня несколько телеграмм». Отгадайте, кто их нам прислал. На экране появляются вопросы. 

1.«Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл».

(Колобок. Из русской народной сказки).

  1. «Я по полю пошла, в поле денежку нашла,

Самовар себе купила и гостей всех напоила,

Веселились все вокруг, но вмешался злой паук».

(Муха-Цокотуха из сказки К.Чуковского «Муха Цокотуха».)

  1. «Спасите! Нас съел серый волк!»

(Козлята из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).

  1. «Деревянным острым носом всюду лезу я без спросу».

(Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».)

  1. «А дорога – далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок».

(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)

 

  1. Я в  гости к бабушке пошла,
    Пироги ей понесла.
    Серый Волк за мной следил,
    Обманул и проглотил.
    (Красная Шапочка)
  2. У меня есть
    Дружок  — Пятачок,
    Он Ослику в подарок
    Нёс пустой горшок,
    Лез в дупло за мёдом,
    Пчёл гонял и мух.
    Звали меня…
    (Винни Пух)
  3. В ступе я с метлой летаю
    Малых деток похищаю,
    Костяна моя нога
    Кто же я?…
    (Баба-Яга)
  4. Уверенный в себе, хоть неумейка,
    И от природы я большой зазнайка,
    А ну-ка угадать меня  сумей-ка,
    Известен всем под именем…
    (Незнайка)

Задание 2.  «Чудеса и Волшебство». А сейчас, ребята вам предстоит вспомнить все волшебные предметы, при помощи которых герои книг совершали чудеса. И ещё вы должны вспомнить все транспортные средства, с помощью которых могут передвигаться сказочные герои.

«Волшебные предметы»: корыто, огниво, цветик – семицветик, золотой ключик, волшебная лампа, живительный порошок.

«Волшебные средства передвижения»: сапоги – скороходы, ковёр – самолёт, ступа, волшебные калоши, машина времени, ядро, летучий корабль, воздушные шары., метла.

Задание 3.  «Отгадай сказку»

  1. Туфелька, принц, мачеха, тыква, бал, фея (Золушка)
  2. Стрела, коробченка, кощей, яйцо, игла, 3 сына (Царевна-лягушка) 
  3. Осел, петух, собака, сыщик, король, разбойники (Бременские музыканты) 
  4. Лягушки, крот, ласточка, эльф, зернышко (Дюймовочка) 
  5. Кирпичный домик, домик из соломы, домик из веток, серый волк (Три поросёнка) 
  6. Трусливый лев, железный дровосек, собачка, злая волшебница (Волшебник изумрудного города) 
  7. Шапокляк, гармошка, крыска-лариска, мандарины (Чебурашка) 

Задание 4.  «Найди пару»

  1. Чебурашка-крокодил Гена
  2. Элли-Тотошка 
  3. Шапокляк- крыска лариска
  4. Карлсон- малыш 
  5. Кощей-игла
  6. Мальвина-Пьеро
  7. Баба Яга- Избушка на курьих ножках 
  8. Муха Цокотуха-Комар 
  9. Ослик Иа-горшочек 
  10. Иванушка-печка 

Учитель: Вы отлично справились со всеми заданиями. 

  1. Практическая работа 

4.1 Вводный инструктаж 

Учитель: Ваша задача выбрать сказку и сюжет, определить главного героя и действующих лиц, начните работу над композицией – сочинением или составлением иллюстрации к сказке. Расположи действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль твоей иллюстрации стала понятна зрителю.

4.2. Текущий инструктаж и практическая работа 

Индивидуальная работа с учащимися.

Учащиеся приступают к выполнению практического задания.  Учитель показывает свой вариант композиции на меловой доске, оказывает необходимую помощь учащимся. 

  • Рефлексия 

Учитель: Ребята, вы все большие молодцы! 

Учитель задает вопросы, учащиеся дают на них ответ.

Учитель: Понравился ли вам сегодня наш урок? Как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем уроке? Ребята, всем спасибо, урок окончен.