Методическая разработка внеурочного профессионально-ориентированного мероприятия “Игра “Я – будущий машиностроитель!”

ФИО: Ячменева Л.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4023
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка внеурочного профессионально-ориентированного мероприятия "Игра "Я - будущий машиностроитель!"
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«АЛАПАЕВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «АМТ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеурочного профессионально-ориентированного мероприятия 

«Игра «Я – будущий машиностроитель!!!»

для  студентов 1-4 курсов 

специальности  15.02.16 Технология машиностроения

Разработала:

преподаватель первой  квалификационной категории

Ячменева Любовь Ивановна

Алапаевск 2024

Ячменева Л.И., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО АМТ, «Игра «Я – будущий машиностроитель: Методическая разработка внеурочного профессионально-ориентированного мероприятия для студентов 1-4 курсов специальности 15.02.16 Технология машиностроения 

 

Алапаевск 2024г. – 18 с.

 

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей и мастеров профессионального обучения  специальности 15.02.16 и др. Содержит профессионально-ориентированный теоретический материал, конкурсы и задания, связанные с машиностроительной отраслью.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Сценарий игры  

Приложения 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в образовании, с учетом новых социально-экономических реалий, огромное значение уделяется необходимости проведения мероприятий, связанных с профессиональной деятельностью. Данная игра позволяет провести внеурочное мероприятие среди обучающихся техникума, в рамках профессионального праздника День машиностроителя, который отмечается ежегодно в последнее воскресенье сентября.

Методическая разработка внеурочного профессионально-ориентированного мероприятия «Игра «Я – будущий машиностроитель» (далее – игра) определяет  порядок организации и проведения мероприятия, его организационное и методическое обеспечение, требования, предъявляемые к участникам игры. 

Игра представляет собой соревнование, направленное на проверку имеющихся знаний машиностроительной отрасли.

Игра проводится среди обучающихся  1-4 курсов Технического отделения ГАПОУ СО «АМТ» специальности «Технология машиностроения» (состав команды формируется из 3 человек). Количество команд от одной группы 2-3.

  • Цели и задачи игры
    1. Цели игры: 
  • расширить  кругозор и представление обучающихся техникума о разнообразии существующих профессий машиностроительной отрасли, а так же о требованиях к кадрам в условиях научно-технического прогресса; 
  • показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
  • развивать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать.
  1. Задачами игры являются:

Образовательные задачи:

  • создавать условия для расширения знаний и представлений обучающихся о многообразии мира профессий машиностроительной отрасли;
  • учить ориентироваться в мире профессий;
  • учить видеть необходимость развития способностей, необходимых  для получения выбранной профессии, с учетом потребностей общества в кадрах.

Воспитательные задачи: 

  • способствовать сплочению коллектива, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;
  • воспитывать уважение к людям труда.

Развивающие задачи: 

  • содействовать развитию умений и навыков работать в группах, коммуникативной культуры обучающихся;
  • развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность;
  • формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии;
  • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
  1. Организация и условия проведения

Организатором мероприятия являются преподаватели методического объединения электротехнологического профиля ГАПОУ СО «АМТ».

  1. Тематика конкурсных заданий 

3.1. Игра  состоит из двух блоков:

Блок 1 – Машиностроение: вчера, сегодня, завтра (презентация) 

Блок 2 – Игра, состоит из 5 этапов, направленных на проверку знаний машиностроительной отрасли:

1 этап – Приветствие команд

2 этап – Разминка «Отгадай слово»

3 этап – «Загадки»

4 этап – Профориентационный “Один день из жизни машиностроителя”

5 этап – Крокодил «Станок, Приспособление. Инструмент. Деталь».

3.2. Содержание заданий игры даёт возможность проверить комплекс умений и знаний в области машиностроения: основные термины и понятия.

 

  1. Подведение итогов  и награждение

4.1. В Состав жюри игры «Я – будущий машиностроитель!» входят преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

4.2. Решение жюри оформляется в сводном экспертном листе, по форме Протокола.

4.3. Команды, набравшие наибольшее количество баллов,  награждаются Дипломами I, II, III степени. Командам, не вошедшим в число победителей и призёров, вручаются сертификаты участников. 

 

СЦЕНАРИЙ

Цели:

  1. Расширить  кругозор и представление обучающихся техникума о разнообразии существующих профессий машиностроительной отрасли, а так же о требованиях к кадрам в условиях научно-технического прогресса.
  2. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
  3. Воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать.

Задачи:  

Образовательные задачи:

  • создавать условия для расширения знаний и представлений обучающихся о многообразии мира профессий машиностроительной отрасли;
  • учить ориентироваться в мире профессий;
  • учить видеть необходимость развития способностей, необходимых  для получения выбранной профессии, с учетом потребностей общества в кадрах.

Воспитательные задачи: 

  • способствовать сплочению коллектива, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;
  • воспитывать уважение к людям труда.

Развивающие задачи: 

  • содействовать развитию умений и навыков работать в группах, коммуникативной культуры обучающихся;
  • развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность;
  • формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии;
  • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Участники  игры: обучающихся 1-4 курса специальности 15.02.16 Технология машиностроения.

Продолжительность: 50-60 минут.

Необходимое оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедиа-проектор, выход в интернет, презентация

Ход мероприятия:

Ведущий:   

Добрый день! 

Мы рады поприветствовать Вас на нашем мероприятии. 

Вы знаете, что каждый человек на земле должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь.

Сейчас главным для вас является учеба, занятия в кружках, ваше разностороннее развитие –  это база вашей дальнейшей взрослой жизни. Учеба — тоже труд и, причем, непростой. Поступив в техникум на специальность «Технология машиностроения», вы сделали свой выбор.

 

Жизнь всего человечества тесно связана с машиностроительной отраслью. Это и транспорт и бытовая техника и та продукция, на которой базируется промышленность, то есть станки и прочее оборудование для производства новых товаров, а так же продукция, обеспечивающая обороноспособность страны, то есть ракеты и самолеты, космические спутники и морские корабли…. Нет такой области, которая бы не была связана с машиностроением. 

Это базовая отрасль экономики любой высокоразвитой страны, сердцевина индустрии, важнейшая отрасль промышленности.

Ведущий:   

А как вы думаете, кто такие машиностроители, чем они занимаются? 

(ответы команд)

Ну, так как Машиностроение –  это промышленность, занимающаяся производством машин, то Машиностроитель соответственно специалист по машиностроению.

С 1980 года в последнее воскресенья сентября все инженеры и рабочие, связанные с машиностроением, отмечают свой профессиональный праздник – День машиностроителя!!!

Развитие машиностроения составляет большую часть современного мира, позволяет оптимизировать научные исследования и производство для разработки сложных механических систем. С момента своего создания оно развивалось и изменялось, доведя его уровень до сегодняшнего состояния. 

3D-печать, электроэрозия, сварка и обработка с ЧПУ модернизировали эту отрасль, но каков же был ее путь, какова история машиностроения?

Машиностроение известно как самая широкая инженерная дисциплина, оно восходит к тому времени, когда самые первые колеса были установлены на ось, чтобы сделать подвижную тележку. Машиностроение всегда присутствовало в мире, Древняя Греция и Рим, средневековый Китай и Античность показали первые признаки работ по механике.

После этого Золотой век ислама (с 7 по 15 века), который включал в себя множество артефактов, относящихся к механическому дизайну.

В середине 18 века, когда начиналась промышленная революция – стало распространяться фабричное производство и мануфактура. Тогда применение механизации в различных отраслях стали поощрять. Появилось множество изобретателей, которые начали внедрять новые технологии в быт человека. С развитием механизации было создано машиностроение – одна из главных отраслей машинного производства. Позже машиностроение расширилось до отдельных отраслей: судостроения, автомобилестроения, приборостроения и других сторон этого производства.

Развитие станков и физики позволило машиностроению отделиться в отдельную отрасль. Это произошло в 19 веке

Это способствовало изобретению  машин и двигателей, которые использовались для питания этих инструментов. Производство систем с силовым приводом было одним из первых серьезных препятствий, которые пришлось преодолеть машиностроению.

Вместе с постоянным развитием цивилизации развивалась и машиностроительная промышленность. Производство и контроль на основе лазера является одним из примеров технологического прогресса, который повысил точность и эффективность производственного процесса. Машиностроение – одна из старейших, но “вечнорасцветающих” отраслей машиностроения. Инженеры-механики всегда ассоциируются с универсальностью – возможностью работать в большинстве отраслей.

В настоящее время Машиностроение занимает первое место среди отраслей промышленности по стоимости продукции. На него приходится около 45% стоимости мировой промышленной продукции

 

Ведущий: 

Я надеюсь, что вы много узнали нового и интересно из истории развития машиностроительной отрасли. 

А теперь МЫ начинаем игру:

Ведущий: 

Прошу поприветствовать наше жюри  (Представление жюри)

 

Наша игра состоит из 5 этапов на каждом из которых команды зарабатывают баллы. По результатам игры жюри подведет итоги и определит команду-победителя. 

  1. Этап Приветствие команд

Правила: каждый командир презентует название, девиз и эмблему команды.

 

  • Этап Разминка «Отгадай слово»

Правила: команда получает задание в котором указано слово, связанное с машиностроительной отраслью. Он при помощи глаголов описывает загаданное слово, а команда должная угадать.

Штангенциркуль
Сверло
Втулка
Токарь
Станок
Резьба 
  1. Этап «Загадки»   За каждый правильный ответ команда получает 1 балл
На станке детали точит
Этот кадровый рабочий.
Без его умелых рук
Не собрать ни танк, ни плуг. 
Токарь
Жидкий металл – в огне укрощает,
в печи он мартеновской – сталь выплавляет.
Сталевар 
Коль сожмешь ее сильней

Будет больше силы ней

Пружина 
Я любопытный инструмент: узнаю все в один момент

Везде сую свой нос витой, проткну дыру в стене любой

Сверло 
У них тяжелый труд,

Все время, что то жмут

Тиски 
Чтобы сделать мне деталь,

Чтобы был я молодец,

Очень мне поможет в этом

Быстрорежущий …

Резец
  • Этап Профориентационный “Один день из жизни машиностроителя” 

Цель: повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. 

Правила: 

  1. Команда определяет какую-либо профессию из машиностроительной отрасли. 
  2. Далее команда по кругу должная составить рассказ только из существительных о типичном трудовом дне работника. На подготовку команде дается время – 5 минут. 

Например, рассказ о трудовом дне ПРЕПОДАВАТЕЛЯ мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок — дом — постель. 

В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу человека труда машиностроительной отрасли, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”. 

При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала. 

  • Этап – ИГРА Крокодил “Станок, Приспособление. Инструмент. Деталь “

Правила: участник команды получает название предмета связанной с темой, далее он должен изобразить без слов названный ему предмет, чтобы члены его команды могли его угадать.

Ведущий:

Команды достойно справились с испытаниями. 

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни и профессии.

Желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми и надеюсь, что в будущем вы все станете профессионалами своего дела. 

Подведение итогов и награждение.

 

До свидания! До новых встреч! 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Протокол игры «Я – будущий машиностроитель!»

«__» ______2024

Команда Оценки этапов игры Результат игры 

Диплом I степени – 

29-30 б

Диплом II степени 27-26 б, 

Диплом III степени – 24-25 б, сертификат

 – 23 б. и менее

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап общее количество баллов
Приветствие команд Разминка «Отгадай слово» Загадки Профориентационный “Один день из жизни машиностроителя” Крокодил “Станок, Приспособление. Инструмент. Деталь
Критерии Название команды

Девиз

Эмблема

Соответствие теме,

Быстрота выполнения

За 1 отгаданную загадку – 1 балл Соответствие теме, 

Творческий подход

Соответствие теме, творческий подход, быстрота выполнения
1-5 баллов 1-5 баллов 1-5 баллов 1-10 баллов 1-5 баллов

Эксперты:

_____________________ ______________

_____________________ ______________

_____________________ ______________