Статья “Роль сказки в жизни ребенка дошкольника”

ФИО: Зуева А.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4032
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Статья "Роль сказки в жизни ребенка дошкольника"
Итоговая оценка: 2 место,  67 баллов(-а)



«Роль сказкотерапии в жизни ребенка дошкольника»

                                                                 «У сказки можно поучиться,
                                                                      Она ведь мудрости полна,
                                                                            Ее герои учат жизни,
                                                                            Их украшает доброта» 

         

        Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего возраста и сопровождает на протяжении всего  детства и остается  на всю жизнь. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Мир сказок требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно импровизировать.

       Анализируя  влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно сказать, что особое внимание уделяется  интеллектуальному развитию ребенка. 

       Современные родители очень рано начинают обучать своего ребенка,  принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он еще не совсем готов.  Для него важнее всего развитие внутренней жизни, питание его чувств, эмоциональной сферы.

        Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает  психологические условия для формирования адаптации ребенка.

        Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных для развития ребенка. 

         В современном мире, сказка, заметно утратила свое предназначение. Этому способствуют современные мультфильмы, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственного в развлекательное. Это  лишает детей глубокого и творческого восприятия сказки.

        Также в современных семьях утрачивается роль бабушек и дедушек  в воспитании внуков. Они всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка,   из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости.                               Говорят, что между взрослыми людьми и детьми существует какая-то “мистическая связь”. Сказка, которую рассказывает бабушка или дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная  родителями. 

         В детстве, мы все любили слушать сказки. Сейчас, педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды  на жизнь.

        Сталкиваясь с какими-либо проблемами, дети приходят к  взрослым, но чаще всего способы, которые предлагают взрослые, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют  внутренний мир ребенка?

    Одним из эффективных методов работы с детьми является сказкотерапия.

         Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе. Сказкотерапия – это язык, на котором можно говорить с внутренним миром ребенка, его бессознательным, его Душой.

         У детей  дошкольного возраста сильно развит процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, с другой стороны, ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов.

          В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, а правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества.

        Сказки несут в себе большой потенциал положительных, нравственных поучений. Самые глубокие и таинственные слова в сказках. Они возникают из посвиста ветра, шороха листвы, скрипа колес по  дороге. Абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказок. 

        Если педагоги и родители смогут правильно использовать возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь. Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть – надо только его найти. А еще, походы в «сказочный» мир дают ребенку чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества.

        Сказка  положительно влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. 

        Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

        Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные, медитативные сказки, и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка – основа сказкотерапии. 

        В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

       Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых людей. Сказка помогает решить многие психологические проблемы. 

       Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь. Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.

       Используя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и людьми.