Сценарий интерактивной экскурсии в музей истории пионерской организации “Путешествие по стране детства”

ФИО: Беднова В.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4039
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Сценарий интерактивной экскурсии в музей истории пионерской организации "Путешествие по стране детства"
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



Приложение 1

 

Сценарий интерактивной экскурсии

«Путешествие по стране детства»

\

                                                                  Разработчик и организатор:

                                                                  Беднова Виктория Иосифовна, 

                                                                  методист центра «Лик», 

                                                                     руководитель музея «Взвейтесь кострами» 

г. Екатеринбург

2024

Актуальность данного мероприятия очевидна в связи с прошедшем недавно празднованием векового юбилея Всесоюзной пионерской организации и созданием нового российского движения детей и молодежи «Движение первых». Она обусловлена возрастающей потребностью общества в социально активных гражданах, любящих свою Родину и родной край, умеющих хранить и передавать друг другу традиции и полезные дела. Пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны, которую необходимо подробно изучать, сохранять память о ней, использовать эти знания, умения в деятельности с современными детьми и подростками. Для воспитания патриотизма юных граждан необходимо знать историю, в том числе историю пионерского движения. Приобщение подростков к общечеловеческим ценностям невозможно без демонстрации примеров и подвигов того поколения, чьё детство и юность прошли в пионерии и комсомоле. Необходимо повысить уровень информированности детей и молодежи о деятельности пионеров в стране и районе в разные этапы ее существования.

Цель: Формирование социально-активной личности гражданина, обладающей чувством гражданского достоинства, любви к своему Отечеству.

Задачи:

  • повышение роли музея в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся.

Личностные: 

  • формирование чувства гордости и уважение к истории своей Родины;
  • воспитание бережного и уважительного отношения к историческому прошлому детского движения, гордости и уважения к пионерским символам и их истории;
  • развитие творческого воображения обучающихся, расширение их кругозора и любознательности. 

Предметные: 

  • знакомство с историей, традициями пионерского движения в России, как частью истории страны;
  • популяризация традиций пионерской организации;
  • знакомство с жизнью и подвигами пионеров-героев;
  • первичное ознакомление и осознание теоретических моделей и понятий: пионер, символы, торжественное обещание пионера, законы пионеров; знамя; пионерский галстук; горн, барабан.  

Метапредметные: 

  • формирование навыков взаимодействия со сверстниками, взаимопомощи, командного духа, готовности к сотрудничеству в группе;
  • повышение информационно-коммуникативной компетентности;
  • умение осознанно использовать речевые средства, согласно задачам коммуникации.

Оборудование: ноутбук; фонограммы пионерских песен, проектор, экран, карточки с QR-кодами, телефоны участников игры 

Планируемые результаты:

Для обучающихся:

Личностные результаты:

–  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважение к истории Отечества;

–  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми.

Метапредметные результаты:

–  умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

–  умение дать оценку, проведенному делу.

Предметные результаты:

–  овладение базовыми историческими знаниями;

–  расширение общего культурного кругозора.

Для центра дополнительного образования:

     – решение задач государственной политики в области патриотического воспитания школьников; 

– совершенствование деятельности музея по сохранению истории развития пионерского движения;  

– поддержка детских инициатив; 

– создание рукописной книги «Это наша с тобой биография», посвященной 100-летию Всесоюзной пионерской организации. 

Перспектива: использование материалов рукописной книги «Это наша с тобой биография» в приобщении подростков к общечеловеческим ценностям, сохранении традиций пионеров прошлых поколений, патриотическом воспитании, проведении различных мероприятий

Ход экскурсии.

Экскурсовод: Добрый день, дорогие друзья! 

Я очень рада видеть вас в этом необычном месте. Вы попали в страну Детства, но не свою, а своих родителей бабушек и дедушек, страну, которая существовала с 1922 по 1991 годы. Здесь еще живет дух недалекого прошлого. Посмотрите красные галстуки, горны, барабаны, отрядные флаги еще недавно они были неотъемлемыми спутниками жизни каждого школьника.

Пионерия – это, действительно, замечательная страна, которая уже отметила 100 летний юбилей. Теперь только в старых семейных альбомах /слайд 1/можно отыскать фотографии, где юные дедушки и бабушки в кругу своих сверстников в пионерских галстуках стоят на торжественной линейке, отдают салют под звуки горна и барабана. А на команду старшего пионервожатого: «Будь готов!» – дружно отвечают: «Всегда готов!». Это уже история, история нашей страны, история страны пионерии и сегодня мы с вами совершим путешествие по этой удивительной стране.

Но экскурсоводами в нашем путешествии вместе со мной, будите и вы. Каждый отряд в пионерской организации делился на звенья. Вот и мы с вами, вытянув карточку определенного цвета, разобьемся на звенья.  (каждый вытягивает карточку определенного цвета с указанным номером). Эти же номера размещены на Q – кодах ряда музейных экспонатов. Я предлагаю Вам, объединиться в звенья, найти Q – код с номером, соответствующим номеру Вашего звена и познакомиться с этим экспонатом. 

 Готовы? И так начинаем.

(Слайд 2) Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 года. До 1924 года она носила имя Спартака. 

Как Вы понимаете, кто такой пионер? 

Да, пионер – это человек, который идет впереди других и прокладывает дорогу, идущим за ним.

Пионерами первых зовут 

Космонавтов и славных ученых,

В труд влюбленных, мечтой окрыленных,

Открывающих звездный маршрут.

А чьё имя стала носить пионерская организация после 1924 года? /1 звено/

Продолжит рассказ 1 звено. (дети с мобильным телефоном подходят к Q – коду с №1, расположенному у бюста В. И. Ленина, считывают информацию с помощью приложения на телефоне и доносят ее до всего отряда).

Экскурсовод: в нашем музее вы видите бюст В. И. Ленина (это Володя Ульянов в его молодые годы), который долгое время находился в нашем городском Дворце пионеров и в период создания нашего музея, был передан нам.

(На фоне слайда 3) 

Первые отряды пионеров создавались при заводах, детских домах, клубах. После того, как было введено обязательное начальное образование пионерские дружины стали создавать в школах, пионерами становились дети от 9 до 14 лет. Пионеры активно участвовали в субботниках, в различных агиткампаниях за грамотность, за экономию, за мир. Нет в нашей стране людей, родившихся до 1980 года, кто бы ни был пионером. Все они с теплом вспоминают пионерские походы, посадку деревьев, сбор металлолома и макулатуры, игру «Зарница», лето в пионерских лагерях.

Каждый школьник, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации, произносил Торжественное обещание. Вслушайтесь в эти слова. (Звучит фонограмма торжественного обещания и демонстрируются /слайд 4/

Самым трогательным и торжественным моментом в этом ритуале был момент, когда юному пионеру повязывали пионерский галстук. Галстук – символ принадлежности к пионерской организации, частица красного знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом В нашем музее представлены галстуки первых пионеров, галстуки 70-80 лет, галстук РДШ (демонстрируются).

О пионерском галстуке существует множество легенд, них нам расскажет  (Звено 2)

(слайд 5). 

Экскурсовод: Каждый школьник знал стихотворение С. Щипачева «Как повяжешь галстук». А на свет эти строки появились в страшное для страны время — в октябре 1942 года. Представьте себе ситуацию. Немцы оккупировали огромную территорию. Их танки дошли до Сталинграда. Отчаянные бои идут чуть ли не за каждый сантиметр земли. И повсюду вместе с взрослыми свой посильный вклад пытаются внести дети и подростки. Они приписывают себе лишние годы и сбегают на фронт, они воюют в партизанских отрядах. И немцы воюют с этими детьми как с взрослыми — без скидок, не щадя. В память о подвиге детей тех лет и написано это стихотворение (читает стихотворение С. Щипачева «Пионерский галстук»)

Пионерский галстук – один из символов пионерской организации. У Вас в руках карточки. В этих словах перепутаны буквы, правильно прочитав слово вы сможете назвать мне и другие символы пионерской организации

  1. НРГО    ________                          3.РАБАНАБ    ____________
  2. ЛАФГ   ________                          4. ТЮЛАС________                         

Ответы: 1.Горн. 2.Флаг. 3.Барабан 4. Салют.   

А сейчас перед вами ребус: (слайд 6)

 Название какого символа зашифровано в этом ребусе?

Да, ребята, это пионерское знамя – главный символ пионерской организации, символ чести и сплоченности пионеров, их верности пионерским традициям, преданности своей Родине.

А какие еще пионерские символы и атрибуты  пионерской организации Вы знаете?

Экскурсовод: А сейчас перед Вами слайд с основными символами пионерской организации, и я прошу Вас обратить внимание на ритуальную стену нашего музея. Все экспонаты на нашей ритуальной стене, подлинные, переданные нам в дар школами нашего района и города.

(Слайд 7)

У пионеров был и свой гимн. Какая песня считалась гимном пионеров? Посмотрите на этот слайд (слайд 8) он поможет вам вспомнить название этой песни.

(звучит фонограмма песни «Взвейтесь кострами»)

 Самой известной пионерской песней, да и самой первой, созданной по заданию  Надежды Константиновны Крупской, организатора и духовной наставницы пионерской организации в 1922 году была песня «Взвейтесь кострами, синие ночи!». Каждый школьник знал слова и мелодию этой песни и мог ее спеть. Под названием «Марш юных пионеров» она стала гимном пионерской организации до самого ее расформирования в 1991 году. 

А послушайте как красиво звучит пионерский горн

(Звучит фонограмма сигнала горна «Внимание, слушайте все!») (слайд 9).

Экскурсовод: в годы Великой Отечественной войны особо ярко проявилась верность символам пионерской организации, верность торжественному обещанию. 

История знает много случаев, когда звуки горна и барабанный бой, воодушевлял солдат и устрашал противника, помогая добиваться победы. Судьба горнистов и барабанщика была не из легких. Это был не только почет, но и большая ответственность.

Звучит фонограмма песня о маленьком трубаче на фоне слайдов фильма (Слайд 10)

         Вклад пионеров в победу нашей страны, был очень весом. Ребятам пришлось работать на заводах, фабриках, воевать в партизанских отрядах, участвовать в боевых действиях, работать на колхозных полях, в госпиталях, подвергаться пыткам и унижениям в концлагерях. 

  Понятие дети и война не совместимы! Однако им пришлось перенести всю трагедию войны. 

  О подвигах детей слагали песни, писали стихи и книги, обратите внимание,  у нас в музее оформлен уголок пионеров героев, перед вами библиотечка книг о пионерах-героях. Которые вы не найдете ни в одной библиотеке города, ни тем более, книжных магазинах.

 

О пионерах-героях нам расскажет (Звено 3) 

Экскурсовод: (Слайд 11) Спасибо ребята. 

Да, это было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

А как вы думаете ребята, что такое подвиг?

А есть ли место подвигу в наше мирное время?

     (Мнения детей. Беседа с участниками экскурсии)

Экскурсовод: После Великой Отечественной войны, когда внутренняя жизнь страны стала улучшаться, начали открываться Дома и Дворцы пионеров, пионерские лагеря. Самые известные из них: Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» в Крыму, Всероссийские пионерские лагеря «Орленок» на Кавказе и «Океан» на Дальнем Востоке. Может  кто-то из Вас бывал в этих лагерях и поделится своими воспоминаниями?

Воспоминания вожатой Артека или пионера-артековца (Орленка).

(Слайд 12).  

 Экскурсовод: Есть в одной из Артековских песен такие слова

«Если друга нашёл ты в Артеке,

Эта юная дружба – навеки!

С ней врага победишь,

С ней в пути покоришь

И вершины, и горы, и реки».

Верных надежных друзей и дружбу, что сохранялась на многие годы ребята встречали в пионерских лагерях, в коллективах Домов и Дворцов пионеров, в спортивных секциях.

Экскурсовод: Песня и игра были неизменными спутниками пионеров тех лет. И мы с вами сейчас поиграем в одну из любимых пионерских игр.

           Море волнуется раз
Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!»

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего.

Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

И еще одна Артековская игра «Запуск пионерской космической ракеты»

Ведущий: К запуску пионерской космической ракеты приготовиться!

Все: Есть приготовиться!

Ведущий: Включить контакты! (Соединяет перед грудью два больших пальца).

Все: Есть включить контакты!

Ведущий: Завести моторы!

Все: Есть завести моторы! (Играющие начинают жужжать и крутить руками перед собой).

Ведущий: (В это время начинает отсчет). Девять, восемь, семь, шесть, пять.

Все: (Услышав цифру «5», начинают издавать звук «о…», прикладывая и отрывая ладонь правой пуки от губ).

Ведущий: (В это время продолжает отсчет). Четыре, три, два, один! Старт!

Все: Ура! Ура! Ура!

(Слайд 13) Заветное слово «Артек» было мечтой любого пионера Советского Союза. Сейчас это не Всесоюзный пионерский лагерь, а Международный детский центр с таким же манящим названием «Артек», получить в него путевку в Артек было достаточно сложно. Сейчас путевки в МДЦ «Артек» выделяются в качестве поощрения за достижения в учебе, творчестве, спорте и общественной деятельности. Для получения путевки необходимо пройти регистрацию в АИС «Путевка»В личном кабинете, после регистрации, заполнить свой профиль, добавить достижения за последние 3 года (грамоты, дипломы и т.д.) и подать заявку на путевку.

Единая Всесоюзная пионерская организация осталась в прошлом, но и сегодня в пионеры принимают (Слайд 14).

В нашей области порядка 600 пионеров в разных муниципальных образованиях нашей Свердловской области, наряду с пионерскими отрядами в стране по инициативе Президента Р.Ф. В. В. Путина  с 2012 года действует Движение детей и молодежи «Движение первых», созданы отряды Юнармии, много добрых дел на счету у волонтерских отрядов. 

В пору пионерии дети жили в другом обществе, с другими ценностями. Сейчас другое время, совершенно другая эпоха. Сама история – необратима. Пионерия осталась в истории, осталась частью биографии миллионов людей. И, несмотря на то, что этот праздник детский, отмечают его все, потому что у каждого взрослого было своё пионерское детство. Время романтики, время костров и песен, время настоящей пионерской дружбы!

Несколько поколений уже взрослых ныне людей с теплом вспоминают своих старших товарищей, молодых, увлеченных людей, носящих гордое имя – ВОЖАТЫЙ.

Вот и подошли мы к финальной точке нашего путешествия по стране детства. И я предлагаю Вам внести свой посильный вклад в развитие нашего музея.   (Слайд 15)

Мы вместе пишем уникальную книгу «Это наша с тобой биография» о незабываемой по своей значимости поре становления, служения и преданности Отечеству ветеранов пионерского движения, тех кто отдал частицу своей души, своего сердца мальчишкам и девчонкам с красными галстуками на груди. Эта пора не ушла бесследно! Давайте через их судьбы еще раз перелистаем страницы истории Пионерской организации.  

(демонстрация первых страниц рукописной книги)

А сейчас мы представим себя пионерами попробуем правильно завязать пионерский галстук, попробуем себя в роли горниста и барабанщика.

(Практическая часть: как правильно завязать пионерский галстук, разучивание барабанного марша (Слайд 16), конкурс: кто сможет стать горнистом) 

Экскурсовод:  У пионеров была хорошая традиция итоги любого дела или прожитого дня проводить в форме «Свечки». Все садились в круг, и анализировали прожитый день, проведенное дело. Давайте и мы попробуем подвести итоги нашего путешествия в страну детства. Передавая уголек от нашего импровизированного костра и, отвечая на вопросы, вы дадите оценку нашему путешествию /Слайд 17/.

Ведущий: Всем спасибо за участие, я жду Ваши работы, рассказывающие о судьбах пионерских вожатых разных лет, и мы с Вами еще встретимся и полистаем страницы. Созданной Вами книги «Это наша с тобой биография».