Методическая разработка открытого урока “СССР в годы Великой Отечественной войны”

ФИО: Кольцова О.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4040
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка открытого урока "СССР в годы Великой Отечественной войны"
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ОТКРЫТОГО УРОКА

для студентов I курса 

общеобразовательного цикла

по предмету «История»

Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»

2024

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

1 Общая характеристика урока ………………………………………………… 5   

2 Ход урока ……………………………………………………………………….7

Список использованной литературы …………………………………………. 26

Приложение А. Директива Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б)

партийным и советским организациям прифронтовых областей

о мобилизации всех сил на борьбу с германским фашизмом

29 июня 1941 г. …………………….…………………………………………. 28

Приложение Б. Приказ народного комиссара обороны Союза ССР

№ 227. 28 июля 1942 г. ……………………………………………………….  30

Приложение В. Приказ № 270

Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии

16 августа 1941 г. …………………………………………………………….. 32

 

Введение

Одна из важнейших задач в обучении студентов средних профессиональных учебных заведений – глубокое овладение знаниями и развитие мышления обучающихся.

Главное для студентов средних профессиональных заведений в период обучения – научиться методам самостоятельного умственного труда. Целью разработки является изучение теоретической части учебной дисциплины «История», посредством использования практической работы на занятии.

Данная разработка соответствует рабочей программе курса «История» и основным задачам его усвоения для студентов I курса технического профиля общеобразовательного цикла. Методическая разработка занимает важное место в системе общего курса, так как не только даёт знания по определённой тематике, но и воспитывает общечеловеческие ценности и чувство патриотизма. 

Читательский интерес разработки для преподавателей в том, что она может быть использована как полностью, так и частично на уроках истории, на внеклассных мероприятиях, классных часах, посвящённых Великой Отечественной войне.

Учебный материал методической разработки охватывает весь период Великой Отечественной войны и состоит из 4х частей: планы сторон, этапы военных действий, советский тыл, партизанское движение. В методической разработке используются карты, видеоматериалы об основных сражениях, воспоминания участников войны, источники (приказы, директива).

Основное отличие методической разработки в том, что она содержит в себе варианты материала, который преподаватель может дать студентам, то есть преподаватель сам решает как построить урок на основе методической разработки. Для этого преподаватель использует составные части урока, которые можно либо сократить, либо наоборот увеличить в зависимости от того какая группа будет находиться на занятии. Для определённых групп можно сократить задания, или поделить их на команды, дать больше времени на обдумывание ответов. Разные группы могут по-разному воспринимать информацию. Есть группы мальчиков, есть группы девочек, есть смешанные группы, в связи с чем, можно произвести корректировки в подаче материала и уделить особое внимание определённым проблемам, которые группам будут ближе. Например, для групп мальчиков можно особое внимание уделить военной технике,  военным сражениям, тогда как группам, где будут в большинстве девочки, можно больше рассказать о тыле (ведь в большинстве своём в тылу остались женщины и дети).

Рекомендации по использованию методической разработки открытого урока. Жирным шрифтом в ходе урока выделен материал, который студенты должны записать в тетради. Обычным шрифтом дан материал, который можно не использовать, если вы пользуетесь видеоматериалом, так же его можно сократить или совместить с видеорядом. Работа с источниками довольна, обширна, поэтому преподаватель может опустить часть из них. Предлагается проработать видеоматериалы, рассказывающие о крупнейших военных сражениях. В зависимости от скорости работы группы и их базовых знаний можно опустить или использовать частично такие материалы как: аудиозапись «Речь В.М. Молотова»; видео «Брестская крепость»; видео  «Воспоминания о Сталинграде»; письменные источники: «Директива Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организаторам прифронтовых областей о мобилизации всех советских сил на борьбу с германским фашизмом. 29 июня 1941 г.», «Приказ № 270 Ставки Верховного командования Красной Армии. 16 августа 1941 г.», «Приказ народного комиссара обороны Союза ССР № 227. 28 июля 1942 г.».  Актуализация изученного материала должна идти сразу же после изучения определённой части информации, иначе студенты не смогут потом вспомнить данные, так как тема большая и содержит достаточно большое количество материала. Ответы студентов обсуждаются и дополняются во время опроса.

Методическая разработка состоит из введения, основной части (общей характеристики и хода урока), заключения и использованной литературы.

Данная методическая разработка успешно апробирована на уроках истории.

 

  1. Общая характеристика урока

Тема СССР в годы Великой Отечественной войны

Цели урока

дидактическая: усвоение нового материала обучающимися по теме «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Задачи:

  1. Формирование у обучающихся умения логически мыслить и отстаивать свою точку зрения;
  2. Формирование у обучающихся отношения к событиям прошлого.

развивающая: способствовать обучению умению устанавливать причинно-следственные связи

Задачи:

  1. Развивать умение выделять общее и специфическое 
  2. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.
  3. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.
  4. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

воспитательная: формирование личностно-смыслового и ценностного отношения к поставленной теме:

Задачи:

  1. Развивать способность ответственности за выполненную работу
  2. Развивать способность оценивать результаты своей деятельности и деятельности студентов группы.
  3. Способствовать повышению интереса к дисциплине История.
  4. Воспитать чувство патриотизма и ответственности перед Родиной.

Тип урока урок усвоения нового материала

Вид урока лекция-диалог

Методы обучения объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые

Приёмы обучения рассказ, беседа; лекция, сам. работа, коллективное обсуждение результатов выполненной работы

Форма обучения групповая

Средства обучения  Учебно-наглядные: презентация, тематические видеоролики, задания к уроку.

ТСО: мультимедийный проектор

Методы контроля устный опрос

Структура занятия 

  1. Организационный этап:
    1. Приветствие, подготовка к работе на занятии. (2 мин.)
    2.  Введение в ситуацию урока: вступительное слово преподавателя, ознакомление с планом урока. (6 мин.)
  2. Этап формирования отношения к событиям прошлого.
    1.  Изучение нового материала посредством презентации, видео, аудио и текстового носителей. (50 мин.) 
    2.  Активизация изученного материала посредством вопросов к нему. (21 мин.)
  3. Заключительный этап урока. Рефлексия. Домашнее задание. (11 мин.)

Основные показатели результата

Студент:

  1. Отвечает на поставленные вопросы, используя знания, полученные во время занятия.
  2. Понимает звучащий материал, выделяет главные факты, отпуская второстепенные.
  3. Выполняет задания по поиску ответов на поставленные вопросы в тексте.

 

Межпредметные связи литература, МХК 

 

Задание для самостоятельной работы домашнее задание: подготовить рассказ на 3 минуты о героях своей семьи, населённого пункта или  республики.

 

2 Ход урока

  1. Организационный этап:
    1. Приветствие, подготовка к работе на занятии. (2 мин.)

1.1.1 Приветствие;

1.1.2 Отметка отсутствующих;

1.1.3 Подготовка письменных принадлежностей

  1.  Введение в ситуацию урока: вступительное слово преподавателя, ознакомление с планом урока. (6 мин.)

1.2.1 Просмотр видео «Кто для тебя герой?»

1.2.2 Студенты отвечают на вопросы:

  • Кто для вас герой? 

Возможные варианты ответов: Мама, папа, супермен, человек паук, известные герои книг, фильмов и т.д.

  • Почему этот человек является героем?

Возможные варианты ответов: совершил подвиг, спас жизнь т.д.

  • Какими качествами должен обладать герой?

Возможные варианты ответов: сильный, умный, смелый и т.д.

  • А есть ли герои в ваших семьях?

Возможные варианты ответов: дедушки, бабушки и т.д.

  • А какой праздник для них самый главный, и какой праздник приближается?

Вариант ответа:9 мая – День Победы.

  • С каким событием связан этот праздник?

Вариант ответа: Великая Отечественная война.

  • Записываем тему урока «СССР в годы Великой Отечественной войны», план урока.
  1. Этап формирования отношения к событиям прошлого.

      2.1  Изучение нового материала посредством презентации, видео, аудио и текстового носителей. (50 мин.)

2.2  Активизация изученного материала посредством вопросов к нему. (20 мин.)

2.1.1 Рассмотрение военных планов сторон (4 мин.)

  • Военные планы Германии (3 мин.)

Июль – 18 декабря 1940 г. – по поручению Гитлера был разработан план нападения на СССР («Барбаросса»). 

Молниеносный разгром («блицкриг» Красной Армии (в течение 3-4 месяцев) посредством охватных ударов по трём основным направлениям:

    • Группа армий «Север» (генерал-фельдмаршал В. фон Лееб):
      • Ленинград
      • – Через Прибалтику на Архангельск
      • Мурманск
  • Группа армий «Центр» (генерал-фельдмаршал Ф. фон Бок) – Через Минск, Смоленск на Москву
  • Группа армий «Юг» (генерал-фельдмаршал Г. фон Рунштенд) – Через Украину, Крым на Кавказ
  • К октябрю 1941 г. выйти на линию Архангельск-Волга-Астрахань

 

  • Военные планы СССР (1 мин.)

Концепция ведения войны «малой кровью, на чужой территории»:

  • Измотать противника в приграничных сражениях
  • Перейти в контрнаступление
  • Разгромить врага на его территории

Таким образом, Германия заранее готовилась к войне, СССР же конкретных планов не разрабатывал.

2.1.2 Основные этапы военных действий: (45 мин.)

  • Вынужденное отступление (12 мин.)

22 июня 1941 г. – Нападение Германии и её союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии) на СССР (в соответствии с планом «Барбаросса») – начало Великой Отечественной войны.

Только в полдень 22 июня В. М. Молотов объявил собравшимся у радиоприемников и громкоговорителей о том, что «сегодня в четыре часа утра (…) германские войска напали на нашу страну». 

Приложение А.  Работа с Речью Молотова (работа с аудио источником)

Слушаем «Речь В.М. Молотова» и отвечаем на вопросы

Вопросы для работы с источником Ответы студентов
  1. Какие страны нарушили границы СССР? Какие причины заставили их это сделать?
Германия, Румыния, Финляндия. Германию – скопление у восточной границы Красной Армии, Румынию – нападение Красной Армии на румынскую территорию.
  1. Во сколько напали на СССР? Как вы думаете, почему выбрано именно это время?
В 4 часа утра. Воскресенье 4 часа утра – все спят (эффект неожиданности).
  1. Когда и кто сообщил В.М. Молотову о нападении Германии? И почему именно в это время сообщили?
Посол Германии в СССР Шуленбург. Сообщил в 5.30 утра. Напали в 4 часа (эффект неожиданности сохранился).
  1. Какие территории пострадали в результате нападения? Как вы считаете, почему именно эти территории пострадали?
Бомбёжке подверглись города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас. Территории приграничные – паника для местного населения – бегство, неразбериха, военные аэродромы и заводы.
  1. Сколько было убитых и раненых? Как вы считаете, действительно ли было такое количество пострадавших?
Убито и ранено более 200 человек. В действительности если бомбёжке подверглись города с населением, когда были сброшены бомбы и началась война погибло больше людей. «Более 200 человек» – не известно, у правительства нет связи, точных данных нет, возможно паника – поэтому число так мало.

К исходу первого дня войны германские войска продвинулись в глубь советской территории в Прибалтике на расстояние до 80 км, в Белоруссии — до 60, на Украине — до 20 км. В течение решающих первых дней войны московское руководство не обеспечило управление войсками. 

24 июня советские войска оставили Вильнюс, 28 июня были вынуждены покинуть Минск. 30 июня немцы захватили Львов, вели бои за Ригу, которая пала 1 июля. 

Первым советским пограничным стратегическим пунктом, который прикрывал центральную магистраль на Минск и Москву был Брест. 

22 июня – 20 июля – Оборона Брестской крепости.

Приложение А. Смотрим видео «Брестская крепость» и отвечаем на вопросы

Вопросы для работы с видео материалом Ответы студентов
  1. Каковы были силы сторон?
СССР – 8 тыс. Германия – 15 тыс.

СССР – 3 дивизии, Германия 8 дивизий.

  1. Когда началась атака на Брест?
В 3.15 по германскому времени.
  1. За какое время Брест по плану А. Гитлера должен был пасть? 
По плану «Барбаросса» за 8 часов.
  1. Сколько на самом деле продержались защитники Бреста?
до 30 июня, единичные защитники до конца июля (надпись на стене Брестской крепости: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»
  1. Насколько продвинулись немцы в первый день войны?
На 60 км.
  1. Где находился основной очаг сопротивления Бреста?
Восточный форт.

29 июня – Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) о мобилизации всех сил и средств на отпор врагу.

Приложение Б. Работа с источником. Директива Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организаторам прифронтовых областей о мобилизации всех советских сил на борьбу с германским фашизмом. 29 июня 1941 г.

Вопросы к источнику Ответы студентов
  1. Действия армии.
1.Отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней крови за наши сёла, города. 

4.    При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно, безусловно, уничтожаться.

6. Немедленно предавать суду военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешает делу обороны, невзирая на лица.

  1. Действия тыла.
  1. Организовать всестороннюю помощь действующей армии, обеспечить организованное проведение мобилизации запасных, обеспечить снабжение армии всем необходимым, быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым предоставлением под госпитали больниц, школ, клубов, учреждений.
  2. Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие истребительным батальонам. 

4.  При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно, безусловно, уничтожаться.

  1. Действия партизан.
5.  В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.

Июль – ноябрь 1941 г. – Мощное наступление немецко-фашистских войск, оккупация Прибалтики, Белоруссии, Украины, Молдавии, наступление на Донбасс.

10 июля – 10 сентября – Смоленское сражение.

10 июля группа армий «Центр» начала наступление против Западного фронта. К 16 июля немцы ворвались с юга в Смоленск. 

16 августа – Приказ наркома обороны СССР № 270: объявление сдавшихся в плен командиров и политработников «злостными дезертирами».

Приложение В. Работа с источником. Приказ № 270 Ставки Верховного Главного командования Красной Армии 16 августа 1941 г.

Вопросы к источнику Содержание ответов студентов
  1. Суть приказа № 270 для военных.
  1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами.

(…) расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

2. Попавшим в окружение врага (…) сражаться до последней возможности, беречь материальную часть, как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам.

3. (…) немедля смещать с постов командиров батальонов и полков, прячущихся в щелях во время боя и боящихся руководить ходом боя на поле сражения, снижать их по должности как самозванцев, переводить в рядовые, а при необходимости расстреливать их на месте, выдвигая на их место смелых и мужественных людей из младшего начсостава или из рядов отличившихся красноармейцев.

  1. Как отражался приказ на семьях военных.
  1. Семьи командиров и политработников подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.
  2. Семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.

Таким образом, немецкие войска быстро продвигались по территории СССР. И.В. Сталин своими приказами и директивами пытался остановить продвижение немецких войск. 

  • Битва за Москву (6 мин.)
  • сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г. – Битва за Москву.

Битва под Москвой занимает особое место в истории войны Германии против СССР. Она характеризовалась крайней напряженностью, сложностью и огромным размахом боевых действий. Сражение за столицу Советского Союза продолжалось более шести месяцев и велось на фронте протяженностью около 2 тысяч километров. 

В начале сентября гитлеровское командование отдало приказ о переходе войск на московском направлении к временной обороне и начало готовить наступательную операцию по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун». 

30 сентября 1941 г. – Начало Московского сражения:

  • Попытка взять столицу при помощи лобовой атаки в центральной части фронта:
  • Окружение советских войск в районе Вязьмы
  • Назначение Г.К. Жукова командующим Западным фронтом, оборонявшим Москву (10.10.1941г.)
  • Захват противником Можайска (18.10.1941г.) и Волоколамска (27.10.1941г.).
  • 19 октября введение осадного положения в Москве – Подтягивание резервов к Москве из глубины страны (58 стрелковых и 15 кавалерийских) 

Самые тяжелые дни для Москвы начались 15 октября. В тот день ГКО принял постановление об эвакуации столицы. 

19 октября ГКО ввел в столице осадное положение. 

30 октября  – Остановлено первое наступление врага на Москву.

15 ноября – Начало второго наступления немецких войск на Москву:

  • Попытка взять столицу при помощи фланговых ударов с севера (из Клина) и с юга (из Тулы):
  • Захват противником Солнечногорска (24.11.1941г.)
  • Тулу немцам взять не удалось, и их наступление было приостановлено

30 ноября, в зимнюю ночную пургу, мотоциклисты немецкого разведывательного батальона прошли сквозь северозападные пригороды столицы и вышли на мост через канал Москва—Волга (вблизи нынешней станции метро «Речной вокзал») в 15 км от Кремля. В ночь на 1 декабря авиадесант противника был высажен на Воробьевых горах и в Нескучном саду — в 4 км от Кремля. Мотоциклисты были отогнаны, авиадесант уничтожен. Наступление немцев на Москву выдохлось.

5-6 декабря – Начало контрнаступления советских войск под Москвой:

  • Январь 1942 г. – Общее наступление Красной Армии
  • Апрель 1942 г. – завершение Московского сражения, освобождение Московской и Тульской областей.

В 3 ч ночи 5 декабря 1941 г. при температуре минус 30 градусов на заснеженные передовые позиции германских войск обрушились войска советских фронтов. Ценой невероятных усилий и героизма Красная армия перешла в контрнаступление на фронте от Калинина (Тверь) до Ельца. 

Эффект внезапности сработал в полной мере. Немецкие войска дрогнули и начали отступать. Продвигаясь вперед, советские войска за первые шесть дней отбили у врага 400 городов и деревень. 

Таким образом, победа в битве за Москву имела важное значение:

  • Срыв блицкрига
  • Первое крупное поражение Германии во Второй мировой войне
  • Первая победа, способствовавшая укреплению морально-психологического настроя советских людей
  • Война приняла затяжной характер, чего стремилось избежать немецкое командование. Началась длительная, изнурительная война, бесперспективная для Германии.
  • Разгром немецких войск под Москвой развенчал перед всем миром миф о “непобедимости” вермахта, подорвал моральный дух немецкой армии, поколебал ее веру в победу в войне. 

Контрнаступление советских войск

Приложение А. Смотрим видеоматериал «Битва за Москву» и отвечаем на вопросы

Вопросы к видео Содержание ответа студентов
  1. Вспомните 1ю победу, за Великую Отечественную войну, одержанную Красной Армией в наступательной операции?
Операция под Ельней.
  1. Дата открытия Западного фронта? Кто назначен командующим Западным фронтом?
10 октября 1941 г. Г.К. Жуков – командующий Западным фронтом.
  1. По какой линии был построен оборонительный рубеж у Москвы?
Волоколамск, Можайск, Калуга.
  1. Какой город был выбран в качестве запасной столицы?
Куйбышев.
  1. Когда было эвакуировано правительство из Москвы? Почему именно в этот день?
15 октября, потому что 14 октября немцы заняли Калинин.
  1. Кто командовал Московским военным округом?
Командующий МВО генерал Артемьев.
  1. Контрнаступление советских войск под Москвой.
6 декабря 1941 г.
  • Сталинградская битва (10 мин.)

28 июля 1942 г. – Приказ № 227 «Ни шагу назад!»

28 июля нарком обороны издал приказ № 227 («Ни шагу назад!»), который имел целью самыми жестокими мерами пресечь проявления трусости и дезертирства, категорически запрещал отступление без особого распоряжения командования. Он был зачитан всем бойцам Красной армии. Суровый приказ сыграл свою роль, поскольку способствовал осознанию величайшей опасности государству и отвечал внутреннему настрою народа. Отступать действительно было некуда. 

Приказ № 227 вводил штрафные батальоны и роты для отбывания военнослужащими наказания за уголовные и воинские преступления. Они использовались на наиболее тяжелых и опасных участках боевых действий и несли в 3—6 раз большие потери, чем обычные войска. В 1942 г. в них направлено 25 тыс. человек, в последующие годы войны — 403 тыс. В соответствии с приказом в пределах каждой армии создавались 3—5 заградотрядов (по 200 человек в каждом), обязанных в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать паникеров на месте. Надобность в таких отрядах, о которых позднее распространялось много небылиц, через 3 месяца, с изменением обстановки в пользу для Красной армии, отпала. Отряды были расформированы по приказу наркома обороны от 29 октября 1944 г.

Приложение Г. Работа с источником. Приказ народного комиссара обороны Союза СССР № 227. 28 июля 1942 г.

Вопросы к источнику Содержание ответа студентов
  1. Суть приказа.
Организация из штрафных рот и батальонов из  провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и стоят они на наиболее трудных участках фронта чтобы искупить кровью свои преступления против Родины.
  1. Что такое заградительные отряды и из кого они формировались?
Отряды, которые стоят в тылу  неустойчивых дивизий и  в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливают на месте  паникёров и трусов.
  1. Чем отличаются штрафные батальоны от штрафных рот?
Штрафной батальон состоит из средних и старших командиров и соответствующих политработников (по 800 чел.).

Штрафная рота  состоит из рядовых бойцов и младших командиров (от 150 до 200 человек).

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.  Сталинградская битва

Июль 1942 г. – Создание Сталинградского фронта

Август – сентябрь 1942 г. бои на подступах и в самом городе.

13 сентября начался штурм Сталинграда. Если раньше советские войска оставляли города, как правило, без уличных боев, то теперь яростная борьба разгорелась за дома и этажи. Немцы оттеснили советские войска к южной окраине города. Сражения на 20-километровой полосе вдоль Волги не затихали ни днем ни ночью, переходя от перестрелок к рукопашным схваткам.

По свидетельствам очевидцев, город превратился в море огня, дыма, пыли и развалин. Немецкое наступление в городе раскололось на множество отдельных атак, что уменьшило мощь удара. Война, бывшая до этого маневренной, превратилась в позиционную, вылившись в жестокую форму ближнего боя. Если раньше продвижение немцев измерялось сотнями километров, то на самой восточной точке советско-германского противоборства — в Сталинграде счет пошел уже на метры. Так, с 27 сентября по 8 октября 1942 г. немецкие войска продвинулись вперед лишь на 400—600 м.

14 октября немцы предприняли генеральный штурм Сталинграда. «Это был день самых кровопролитных и ожесточенных боев за все время сражения. В то утро нельзя было услышать отдельные выстрелы или взрывы — все слилось в непрерывный оглушительный грохот», — вспоминал генерал Чуйков. Штурм продолжался три недели. Атакующим удалось овладеть Сталинградским тракторным заводом и выйти к Волге на северном участке обороны 62-й армии. Но защитники Сталинграда, прижатые к реке, с необычайной стойкостью продолжали отражать натиск штурмовых отрядов.

Оборонительная операция в Сталинграде стоила жизни 324 тыс. советских воинов. Немногим меньшими цифрами измерялись санитарные потери. Немецкие генералы вспоминали сражение за город как «не поддающуюся никакому описанию битву, ставшую символом борьбы двух враждебных миров». К середине ноября наступательные возможности немцев окончательно иссякли, и они перешли к обороне.

Идея контрнаступления под Сталинградом родилась практически с началом вражеского штурма города. Идея, которая легла в основу плана операции, была простой: активной обороной ослабить противника, затем нанести во фланги вражеской группировки удары большой силы, которые резко изменили бы стратегическую обстановку на юге страны. План получил название «Уран» и тщательно разрабатывался в сентябре – октябре 1942 г. Операцию удалось подготовить втайне от противника. 

19-20 ноября 1942 г. – начало контрнаступления Красной Армии силами Юго-Западного, Донского, Сталинградского фронтов

23 ноября 1942 г. – окружение 22 немецких дивизий (330 тыс. чел.) в районе г. Калач

Уничтожение и пленение окруженных войск продолжалось до 2 февраля 1943 г. Днем ранее московское радио сообщило о взятии в плен командующего 6-й армии генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса. Всего в Сталинградской битве противник потерял четвертую часть сил, действовавших на Восточном фронте.

9 января – 2 февраля 1943 г. – ликвидация окружённой группировки под Сталинградом – Завершение Сталинградской битвы

Приложение А. Смотрим  «Воспоминания о Сталинграде» и отвечаем на вопросы

Вопросы к видеоматериалу Содержание ответа студентов
1. Почему из Сталинграда не эвакуировали детей и стариков? Чтобы солдаты знали, за кого проливают кровь.
  1. Почему солдаты  не разрешали подогревать воду, чтобы помыться?
Дым привлекает противника.
  1. Чем питались в осаждённом Сталинграде?
Хлеб (сухарики), масло, супчик.
  1. Что ели после освобождения Сталинграда?
Гнилая картошка, суслики, трава, опилки.

Таким образом, в Сталинграде окончательно был остановлен германский натиск на Восток и началось изгнание захватчиков с территории СССР. В Великой Отечественной войне наступил перелом. Стратегическая инициатива перешла к Красной Армии. Очень важной была моральная сторона этой победы. Она вызвала в народе прилив энергии и подъем духа. 

  • Битва за Ленинград (6 мин.)

Битва за Ленинград занимает особое место в мировой военной истории по своей продолжительности, упорству, невиданной стойкости и трагедии, пережитой защитниками блокированного города.

21 августа начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. 

8 сентября 1941 г. – начало блокады Ленинграда

Немецкие войска стремились задушить защитников Ленинграда в тисках блокады, разрушая город ударами авиации и огнем тяжелой артиллерии. За период битвы по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 100 тысяч зажигательных и около 5 тысяч фугасных бомб. В городе погибло от снарядов и бомб 16 467 и были ранены 33 782 человека. Более миллиона человека погибло от голода. 

27 января 1944 г. – снятие блокады Ленинграда

27 января в ознаменовании полного снятия блокады прогремел торжественный салют на берегах Невы.

Приложение А. Смотрим видеоматериал «Блокада Ленинграда» и отвечаем на вопросы

Вопросы к видеоматериалу Содержание ответа студентов
  1. Когда началась блокада Ленинграда? 
8 сентября 1941 г.
  1. Какова была норма хлеба для рабочих, служащих и детей? Достаточно ли этого?
250 гр. для рабочих

 125 г. для служащих и детей.

  1. Сколько человек находилось в городе в начале блокады? Сколько человек осталось к концу блокады?
2.887.000 человек (в том числе 400.000 детей) – начало блокады

560.000 человек – конец блокады

554.186 – эвакуировано

Погибло – 642.000-850.000

  1. Где проходила и что соединяла «дорога жизни» (протяжённость)?
Транспортная магистраль через Ладожское озеро. Соединяла Ленинград с землёй (СССР). 30 км.
  1. В какое время существовала «дорога жизни»? Что по ней провозили?
20.11.1941-20.04.1942 г. (зимой когда лёд).

Летом по воде.

В основном в город продукты из города детей.

  1. Когда закончилась блокада Ленинграда? 
27 января 1944 г.

Таким образом, в ходе наступательных боев советские войска нанесли тяжелое поражение группе армий “Север”, полностью сняли блокаду Ленинграда, освободили почти всю Ленинградскую. Были созданы предпосылки для разгрома противника в Прибалтике и в районе севернее Ленинграда.

  • Сражение на Курской дуге (6 мин.)

Немецкое командование с апреля разрабатывало операцию «Цитадель», надеялось «добиться успеха быстро и тотально». Планировалось разгромить войска, оборонявших так называемую (по конфигурации линии фронта) Курскую дугу, и развить наступление на Москву. 

На этот раз советское командование своевременно разгадало вражеский замысел и разработало ответный план, рассчитанный на то, чтобы сначала обескровить врага в оборонительных боях, затем перейти в контрнаступление. 

5 июля – 23 августа 1943 г. – Сражение на Курской дуге

5 июля 1943 г. немецкие войска перешли в наступление с целью окружения советских частей в районе Курска. Плененные накануне немецкие солдаты показали, что наступление назначено на 4 ч утра, а солдаты уже получили шнапс и рацион на пять дней. Таким образом, удалось уточнить сведения о начале наступления, которое ранее неоднократно переносилось. Командующие фронтов К. К. Рокоссовский (Центральный) и Н. Ф. Ватутин (Воронежский) приказали упредить наступление артиллерийской контрподготовкой.

12 июля 1943 г. – Крупнейшее танковое сражение во Второй мировой войне под Прохоровкой.

На южном фланге курского выступа кульминация битвы пришлась на седьмой день немецкого наступления. На рассвете 12 июля в расположении войск Воронежского фронта, у деревни Прохоровка, на поле примерно 7 на 5 км началось сражение, в котором во встречном бою сошлись до 1200 советских и немецких танков и самоходных орудий. Невиданная битва продолжалась 18 ч кряду и затихла далеко за полночь. На поле остались остовы 300 немецких танков из 400 участвовавших в наступлении. Среди них 70 новых «Тигров». Советские войска потеряли в этом сражении 500 из 800 танков. Битва не закончилась в один день, три последующих дня немцы бросались на Прохоровку, но пробиться ни через нее, ни в обход не смогли.

Элитную танковую дивизию «Мертвая голова» немцы были вынуждены вывести из фронтовой полосы. 

15 июля операция «Цитадель» была прекращена, немцы перешли к обороне. 12 июля советские войска перешли в наступление на орловскую группировку противника (операция «Кутузов»), первым крупным результатом которого было освобождение Орла (5 августа). 

Приложение А. Смотрим видеотерминалы «Курская дуга. Прохоровка» и отвечаем на вопросы

Вопросы к видеоматериалу Содержание ответа студентов
  1. Кто руководил фронтом на Курской дуге?
Маршалы Г.К. Жуков и А.М. Василевский
  1. Когда был пленён немецкий солдат и что он рассказал о наступлении немецких войск?
4 июля 1943 г. Наступление 5 июля – шнапс выдали на 5 дней.
  1. Когда началось контрнаступление советских войск?
2.20 5 июля 1943 г.
  1. Как назывался немецкий план наступления на Курской дуге?
«Цитадель»
  1. Когда и где произошло крупнейшее танковое сражение 2й мировой войны?
12 июля 1943 г. посёлок Прохоровка.
  1. Что сказал И.В. Сталин после битвы на Курской дуге об армии Германии?
Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила её перед катастрофой.

Таким образом, Курская дуга – переход стратегической военной инициативы к Красной Армии.

  • Освобождение оккупированной территории СССР (3 мин.)

8 апреля – 12 мая 1944 г. – Крымская операция.

23 июня – 29 августа 1944 г. – Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии.

13 июля -29 августа 1944 г. – Львовско-Сандомирская операция по освобождению западных областей Украины и юго-восточных районов Польши.

20-29 августа 1944 г. Ясско-Кишенёвская операция по завершению освобождения Молдавии и выводу Румынии из войны.

  • Освобождение Европы (2 мин.)

сентябрь 1944 г.  – Болгария, Румыния

октябрь 1944 г.  – Югославия

февраль 1945 г. – Венгрия

апреля 1945 г. – Австрия

16 апреля – 9 мая 1945 г. – Берлинская операция

8 мая 1945 г. – Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии (от СССР его подписал маршал Г.К. Жуков).

9 мая 1945 г. – День Победы: всенародный праздник, установленный в СССР указом от 8 мая 1945 г.

Таким образом,  СССР одержало победу в Великой Отечественной войне. 

 

2.1.3 Советский тыл: (7 мин.)

  • Перестройка экономики СССР на военный лад

24 июня – Создание совета по эвакуации (глава Н.М. Шверник)

Основные задачи: Реализация основных задач:
Перераспределить материальные, финансовые и трудовые ресурсы страны для обеспечения нужд фронта
    • Эвакуация (перебазирование) на восток (прежде всего на Урал) промышленности.
  • Введение обязательных сверхурочных работ, 11-часовоо рабочего дня, отмена отпусков
    • Ужесточение санкций за нарушение трудовой дисциплины (самовольный уход с работы приравнивался к дезертирству из армии)
  • Прикрепление работников к предприятиям
  • Трудовая мобилизация приравнена к военной
  • Движение скоростников (за выполнение 2-3 норм) и за овладение смежными профессиями
Переключить на военное производство гражданские отрасли промышленности
Поддержать  сельскохозяйственное производство на уровне достаточном для снабжения армии и тыла
Перестроить работу транспорта для обеспечения бесперебойного обслуживания военных нужд

Приложение А. Смотрим видеоматериал «Подвиг тружеников тыла» и отвечаем на вопросы

Вопросы к видеоматериалу Содержание ответа студентов
  1. Главный лозунг в тылу?
«Всё для фронта, всё для победы!»
  1. Как переходили на военный лад предприятия?
Заводы из мирной промышленности начали перестраиваться на выпуск военной. Например, автозавод ГАЗ вместо автомобилей начал выпускать танки.
  1. Кто работал на заводах?
Взрослые и дети.
  1. Как жилось рабочим Ленинграда?
Спали в цехах, не было электричества, работали заводы круглосуточно.
  1. Как работали в колхозах?
Вспахивали на себе.
  1. Производительность советской и германской промышленности?
СССР 2 тыс. танков в месяц – против 1450.

Орудия в 2 раза больше.

Миномётов в 5 раз больше.

Таким образом, к осени 1942 г.  военное производство восстановило потерянные на начальном этапе мощности; 1943 г. – коренной перелом в работе советского военного производства: СССР выпускал больше вооружения и техники, чем Германия и её союзники; 1944 г. – наивысший уровень советского военного производства.

  • Идеология, наука и культура
  • Идеология

Замена классовых лозунгов («Пролетарии всех стран соединяйтесь!» национальными (Смерть немецким оккупантам!)

Сентябрь 1943 г. – поворот в религиозной политике государства: восстановление патриаршества. Патриархом всея Руси был избран митрополит Сергий

1944 г. – утверждение нового государственного гимна «Союз нерушимый…» вместо Интернационала (текст гимна написан С.М. Михалковым совместно с Г.Г. Эль-Регистаном на музыку А.В. Александрова в 1943 г.)

  • Наука

Создание новых институтов  и научных центров: Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук РСФСР, Академия артиллерийских наук и Академия медицинских наук

Открытие республиканских Академий наук в Узбекистане, Азербайджане, Армении

Теоретические разработки в области аэродинамики, проведённые С.А. Чаплыгиным, М.В. Келдышем, С.А. Христиановичем – > создание новых образцов военных самолётов

Научный коллектив под руководством А.Ф. Иоффе изобрёл первые советские радиолокаторы

1943 г. – начало работы по созданию в СССР ядерного оружия

  • Культура

Известные литераторы стали военными корреспондентами.  А.Т. Твардовский написал стихотворные истории про Василия Тёркина, В.С. Гроссман – «Сталинградские очерки». Невиданной популярностью пользовалась лирика К.М. Симонова.

Искусство плаката (И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!») и карикатуры  (художники Кукриниксы: М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов; Б.Е. Ефимов и др.). Ежедневные выпуски «Окон ТАСС» – плакатов с подписями на злобу дня.

Песня «Священная война» (стихи В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова), Седьмая («Ленинградская») симфония Д.Д. Шостаковича (исполнена 9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде). 

Театры продолжали работать в большинстве городов. Центральный театр Красной Армии – спектакль «Давным-давно» (реж. А.Д. Попов), в основе сюжета биографии гароини Отечественной войны 1812 г. Надежды Дуровой. Московский театр им. Е. Вахтангова – пьесы А.Е. Корнейчука «Фронт», К.М. Симонова «Русские люди».

В кинематографе на первый план выдвинулась кинохроника, затем «Боевые киносборники» и «Концерты – фронту». Высоким патриотическим пафосом наполнены фильмы «Секретарь райкома» (реж. И.А. Пырьев), «Она защищает Родину» (реж. Ф.М. Эрмлер), «Парень из нашего города» (реж. А.Б. Столпер) и др.

Диктор всесоюзного радио Ю.Б. Левитан передавал фронтовые сводки, что сделало его широко известным в стране.

Таким образом, произошла замена классовых лозунгов национальными,

утверждён новый гимн «Союз нерушимый…», были созданы новые образцы военных самолётов, началась работа по созданию в СССР ядерного оружия.

2.1.4 Партизанское движение:  (7 мин.)

  • Оккупационная политика нацистов

Партизанское движение в ВОВ – вооружённая борьба против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях СССР

План «Ост» – план колонизации оккупированной части СССР – > выселение до 51 млн. граждан СССР и переселение на эти территории 14 млн. немцев.

Экономическая эксплуатация оккупированных территорий – >  отправка в Германию сырья, сельскохозяйственной продукции, промышленного оборудования, культурных ценностей и др. 

«Выкачивание» продовольствия из деревни – > коллективизация, установление объёмов обязательных поставок продуктов, за невыполнение которых несла коллективно ответственность вся община.

Массовая принудительная отправка (вывоз) трудоспособного населения в Германию.

Истребление евреев, компактно проживающих в западных областях СССР – > Бабий Яр – овраг на северо-западной окраине Киева, где за годы оккупации было расстреляно около 100 тыс. человек.

Уничтожение советских военнопленных.

Массовый террор.

  • Основные формы борьбы партизан
  • Рейды по тылам врага.
  • Массовые диверсии на железных дорогах и шоссейных коммуникациях.
  • Уничтожение фашистских чиновников и их прислужников.
  • Работа по разложению воинских формирований противника.
  • Создание партизанских краёв (территорий в тылу немецко-фашистских войск, освобождённых и длительное время удерживаемых партизанами) и зон (частично освобождённых территорий).
  • Разведывательная деятельность.
  • Проведение операций, имевших стратегическое значение для боевых действий на всём советско-германском фронте:
Дата Операция Её цель
3 августа – 

15 сентября 1943 г. 

«Рельсовая война» Оказание помощи наступающей Красной Армии на завершающем этапе Курской битвы
19 сентября – конец октября 1943 г. «Концерт» Вывод из строя больших участков железнодорожных путей в немецком тылу для срыва воинских перевозок противника

Приложение А. Смотрим видеоматериал «Партизанское движение» и отвечаем на вопросы

Вопросы к видеоматериалу Содержание ответа студентов
  1. Когда была проведена операция «Рельсовая война»? Её итоги.
3.08 – 15.09.1943г.

Взорвали 215 тыс. рельсов

  1. Герои – партизаны.
Сидор Ковпак (Украина) – рейд в Карпаты

Митяй Шмырёв (Белоруссия)

Заслонов (Белорусия), «Молодая гвардия»

  1. Как боролись партизаны с захватчиками?
Операция «Рельсовая война»

Заслонов придумал – мины, заделанные в уголь и взрывавшиеся в топке паровоза.

  1. Расскажите об организации «Молодая гвардия».
«Молодая гвардия» – антифашистская подпольная организация возникла летом 1942 г. в Краснодоне (Украина). В её состав входило более 100 человек. Они готовили вооружённое восстание в городе. Раскрыты, арестованы и после жестоких пыток казнены.

Таким образом, партизаны помогали приблизить победу СССР в Великой Отечественной войне, проводили различные операции по срыву поставок войск, техники, продовольствия немецким войскам.

 

  1. Заключительный этап урока. Рефлексия. Домашнее задание. (11 мин.)
  • Заполнить карточки оценки работы на уроки (оценка по 5ти бальной шкале, 5 высший балл) 
Оцените свою работу на уроке Оцените работу вашей команды Оцените работу группу в целом Оцените работу преподавателя
  • Студенты отвечают на вопросы:
  • Что было самым интересным?
  • Что стало неожиданностью для вас?
  • Что узнали нового?
  • Что больше всего поразило?
  • Домашнее задание: подготовить рассказ на 3 минуты о героях своей семьи, населённого пункта или  республики.

Смотрим видео «Память о войне» (минута молчания) (8 мин.)

 

Список использованной литературы

Основная:

  1. Апальков, В.С. История Отечества [Текст]: учебное пособие / В.С. Апальков, И.М. Миняева. – 2-е изд., испр. и доп.  – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 544 с.
  2. Артемов, В.В. История [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 448 с.
  3. История для профессией и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей [Текст]: учебник для нач. сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр  «Академия», 2012. – 320 с., [16]
  4. цв. ил.

Дополнительная:

  1. Дни воинской славы России [Текст]. Хрестоматия. М.: Издательство Патриот, 2006. – 670 с., ил.
  2. Кириллов, В.В. Отечественная история в схемах и таблицах [Текст]. – М.: Изд-во Эксмо, 2011. – 320 с.
  3. Илиевский, И.Н. Современные оценки Великой Отечественной войны[Текст]. Преподавание истории в школе. №3, 2010. с. 3-8.
  4. Лаптева, Т.Б. Итоговый урок по теме «Великая Отечественная война» в XI классе[Текст]. Преподавание истории в школе. №3, 2010. с. 30-31.
  5. Морозов, А.Ю. Задания по работе с источниками по теме «Великая Отечественная война» для подготовки к ЕГЭ[Текст]. Преподавание истории в школе. №3, 2010. с. 36-38.
  6. Печенкин, А.А. Сосредоточить всю полноту власти в государстве…» (создание Государственного Комитета Обороны) [Текст]. Преподавание истории в школе. №3, 2010. с. 14-22.
  7. Смирнова, М.Ю. Великая Отечественная: знать и помнить (конкурс для старшеклассников) [Текст]. Преподавание истории в школе. №3, 2010. с. 32-35.

Интернет ресурсы:

  1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.info

 

Приложение А.

Директива Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б)

партийным и советским организациям прифронтовых областей

о мобилизации всех сил на борьбу с германским фашизмом

29 июня 1941 г.

(…) Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП (б) требуют от вас:

1)    В беспощадной борьбе с врагом отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу.

2)    Организовать всестороннюю помощь действующей армии, обеспечить организованное проведение мобилизации запасных, обеспечить снабжение армии всем необходимым, быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым предоставлением под госпитали больниц, школ, клубов, учреждений.

3)    Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие истребительным батальонам. Все коммунисты должны знать, что враг коварен, хитер, опытен в обмане и распространении ложных слухов, учитывать все это в своей работе и не поддаваться на провокации.

4)    При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно, безусловно, уничтожаться.

5)    В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.

6)    Немедленно предавать суду военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешает делу обороны, невзирая на лица.

Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) заявляют, что в навязанной нам войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение.

Теперь все зависит от нашего умения быстро организоваться и действовать, не теряя ни минуты времени, не упуская ни одной возможности в борьбе с врагом.

Задача большевиков — сплотить весь народ вокруг Коммунистической партии, вокруг Советского правительства для самоотверженной поддержки Красной Армии, для победы.

Председатель Совнаркома СССР и Секретарь ЦК ВКП(б)     И. Сталин

Заместитель Председателя Совнаркома СССР                    В. Молотов

 

Приложение Б

Приказ народного комиссара обороны Союза ССР

№ 227

28 июля 1942 г.

г. Москва

 (…) После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали более 100 штрафных рот из бойцов, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи. Они сформировали, далее,, около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи. Они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать на месте паникеров в Случае попытки самовольного оставления позиций и в случае Попытки сдаться в плен.

(…) Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу? Я думаю, что следует.

Верховное Главнокомандование Красной Армии приказывает:

  1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:

(…) в) сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участии фронта чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

  1. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:

(…) б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;

в) сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.

  1. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий: а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять их в военные советы фронта для предания военному суду;

6) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.

Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.

Народный комиссар обороны                                                    И. Сталин

Приложение В

Приказ № 270

Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии

16 августа 1941 г.

Не только друзья признают, но и враги наши вынуждены признать, что в нашей освободительной войне с немецко-фашистскими захватчиками части Красной Армии, громадное их большинство, их командиры и комиссары ведут себя безупречно, мужественно, а порой прямо героически (…)

Комиссар 8-го мехкорпуса бригадный комиссар Попель и командир 406 сп полковник Новиков с боем вывели из окружения 1778 вооруженных человек. В упорных боях с немцами группа Новикова-Попеля прошла 650 километров, нанося огромные потери тылам врага.

Командующий 3-й армией генерал-лейтенант Кузнецов и член Военного совета армейский комиссар 2 ранга Бирюков с боями вывели из окружения 498 вооруженных красноармейцев и командиров частей 3-й армии и организовали выход из окружения 108-й и 64-й стрелковых дивизий.

(…) Но мы не можем скрыть и того, что за последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен врагу. Отдельные генералы подали плохой пример нашим войскам.

Командир 13-го стрелкового корпуса генерал-майор Кириллов, оказавшийся в окружении немецко-фашистских войск, вместо того чтобы выполнить свой долг перед Родиной, организовать вверенные ему части для стойкого отпора противнику и выхода из окружения, дезертировал с поля боя и сдался в плен врагу. В результате этого части 13-го стрелкового корпуса были разбиты, а некоторые из них без серьезного сопротивления сдались в плен.

Следует отметить, что при всех указанных выше фактах сдачи в плен врагу члены военных советов армий, командиры, политработники, особоотдельники, находившиеся в окружении, проявили недопустимую растерянность, позорную трусость и не попытались даже помешать перетрусившим Качаловым, Понеделиным, Кирилловым и другим сдаться в плен врагу.

Эти позорные факты сдачи в плен нашему заклятому врагу свидетельствуют о том, что в рядах Красной Армии, стойко и самоотверженно защищающей от подлых захватчиков свою Советскую Родину, имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы.

(…) Приказываю:

  1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.

Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

  1. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть, как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам.

Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен, – уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.

  1. Обязать командиров и комиссаров дивизий немедля смещать с постов командиров батальонов и полков, прячущихся в щелях во время боя и боящихся руководить ходом боя на поле сражения, снижать их по должности как самозванцев, переводить в рядовые, а при необходимости расстреливать их на месте, выдвигая на их место смелых и мужественных людей из младшего начсостава или из рядов отличившихся красноармейцев.

Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах.

Ставка Верховного Главного Командования Красной Армии:        И. Сталин

Зам. Председателя Государственного Комитета Обороны      В.Молотов

Маршал Советского Союза С. Буденный

Маршал Советского Союза К. Ворошилов

Маршал Советского Союза С. Тимошенко