900 дней блокадного Ленинграда

ФИО: Плотникова Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4043
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: 900 дней блокадного Ленинграда
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



Государственное профессиональное образовательное учреждение «Гимназия искусств при Главе республики Коми» имени Ю. А. Спиридонова

Мировое кафе «900 дней блокадного Ленинграда» 

Плотникова Е.В.

Сыктывкар, 2024г.

Цель: Формирование патриотического самосознания обучающихся, через восприятия исторических событий блокадного Ленинграда.

Задачи:

  1. Способствовать формированию чувства сопереживания, восхищения и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в годы ВОВ.
  2. Расширить знания о исторических событиях блокадного Ленинграда и способствовать сохранению исторической памяти. 
  3. Мотивировать проявление познавательной активности к героическим страничкам истории своей страны.
  4. Совершенствовать навыки логического мышления, обобщения и анализа.
  5. Закрепить опыт публичного выступления и презентации творческого продукта.
  6. Развивать навык группового взаимодействия.

Оформление: презентация, аудио запись звука манометра, стенд с фотографиями блокадного Ленинграда, бумажный голубь, блокадный хлеб, карточки на хлеб.

 

В классе звучит «Ленинградский метроном». Обучающиеся располагаются в группах по 5 человек.

Учитель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости.

Позвольте начать наш урок со стихотворения в исполнении ученика 9класса. 

8 сентября, обычный день недели,

Начало осени, красивое и яркое,

Сентябрьский ветерок, и голуби летели,

И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.

Привычно занималось утро раннее…

Так было до того или потом,

Но в этот год беда стучалась в дом.

В том 41-ом памятном году

Железным обручем сковало красоту,

Безжалостный, губительный охват,

Жизнь ленинградцев превративший в ад, –

БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять,

Что чувствовал ребёнок, угасая,

Везя на санках умершую мать

И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук

Тревожит память деточек блокадных,

Им выпало без счёта адских мук,

Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдалИсь,

Не сдался город, взрослые и дети!

Их памяти, живущий, поклонись

И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

(Г. Станиславская)

 

– Спасибо. 

-Как называется этот физический прибор под звуки, которого читалось стихотворение? 

Ответ детей. (Метроном.) 

-Для чего он предназначен? 

Ответ детей. (Маятниковый прибор для отсчета коротких промежутков времени, употребляется при определении темпа в музыке.) 

-Более полувека назад стук этого прибора жадно ловил по радио весь мир. Много дней и ночей звучал он в эфире, как пульс бьющегося сердца. Одни слушали его, как великую и прекрасную музыку. Другие – как приговор, как свидетельство преступления против человечества. Слушали внимательно. Следили за ритмом. За тем, не прерывается этот стук. Даже премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в спальне и в кабинете постоянно держал радиоприемники, настроенные на радиоволну, которая передавала этот мерный стук, часто включал их, чтобы проверить, бьется ли в эфире пульс этого метронома.

-О чем говорил всем этот мирный стук? (Эти звуки обозначали, что Ленинград жив, сердце его бьется.)

-Блокада Ленинграда – это трагическая и героическая страница Великой Отечественной войны. 

И сегодня мы вспомним те отважные дни.

Форма нашей работы – мировое кафе, которое позволит вам окунутся в атмосферу тех событий, расширить свои знания. Вы разделились по группам – столам – адресам:

  1. Итальянская улица 13 (театр музыкальной комедии), 
  2. Большая Пушкарская ул. 37 (Шостакович 7 симфония – Ленинградская),
  3. Ржевская площадь, д.1.(«Дорога жизни»). 

– Друзья, кто знает роль каждого  адреса (улица, дом) блокадного Ленинграда. Почему они попали в летопись блокадного Ленинграда?

Ответы детей.

В каждой группе выбирается «хозяин адреса». Хозяину стола дается дополнительная инструкция: «Вы являетесь хранителем знаний вашей группы. Ваша задача — фиксировать информацию и передавать наработанное последующим группам. Следите, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряйте высказывание идей, пишите разборчиво. Все идеи принимаются без критики». Каждая группа получает по листу флип-чарта и маркеру для записи идей, эмоций, чувств, мыслей. Участники получают время на поиск всех вариантов ответа на вопрос. Хозяин стола без критики фиксирует идеи.

По команде ведущего участники меняются столами по часовой стрелке. Хозяин стола остается, приветствует новую команду, вводит в тему и рассказывает о том, что наработано прошлой группой. Новые участники дополняют список своими идеями. Команды возвращаются за свои столы (те столы, за которыми они начинали работать). Хозяин каждого стола презентует результаты всей группе.

Предлагаю начать работу мирового кафе.

Хранитель времени подает сигнал по окончанию работы, что означает переход к следующему столу.

Задание в конверте №1: стол №1 «блокада Ленинграда» – напишите какого цвета блокада и почем

Стол №2. Как звучит блокада Ленинграда? Каким инструментом? И почему?

Стол № 3 «Блокада Ленинграда» напишите, какие эмоции и чувства вызывает это словосочетание.

Работа мирового кафе. 

– Прозвучал звонок от хранителя времени, значит пришло время пригласить хозяев от каждого адреса и озвучить полученный результат. 

-Спасибо. 

-Вы описали как выглядит блокада, как звучит блокада, какие эмоции вызывает блокада. Ответьте, пожалуйста на вопрос что же такое блокада? 

Ответы детей. 

-Когда началась блокада?

Ответы детей (8 сентября 1941г.)

– Спасибо за вашу активность.

– Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское командование решило взять город измором, удушить голодом. В новогоднем приказе 1942 года Гитлер благодарил войска за создание ― невиданной в истории человечества блокады‖. Цинично и нагло заявил, что он будет теперь ―спокойно выжидать‖, пока Ленинград, сдавленный голодом, ―как спелый плод, сам упадёт к его ногам, ―что город выжрет самого себя‖ и падёт голодной смертью.

Город был блокирован. Со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками, отрезан от советской территории. Началась 900 дневная блокада … Началась самая героическая страница в истории города длиною в 900 дней и ночей.

– Продолжаем работу, попрошу хозяина адреса открыть конверт № 2. 

Стол №1. Что вы знаете о жизни людей блокадного Ленинграда. 

Стол №2. Что вы знаете о жизни детей блокадного Ленинграда? 

Нам, живущим, не понять,

Что чувствовал ребёнок, угасая,

Везя на санках умершую мать

И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук

Тревожит память деточек блокадных.

Им выпало без счёта адских мук,

Труда для фронта без речей парадных.

Им выпало, но люди не сдались,

Не сдался город, взрослые и дети!

Их подвигу, живущий, поклонись

И расскажи – пусть помнят!- нашим детям.

 

Стол№3. Жителям многих европейских столиц непонятно упорство ленинградцев. Может быть, гуманнее было бы сдать город немцам? Напишите развернутый ответ и  объясните вашу точку зрения. 

Звучит звук хранителя времени.

– Приглашаем хозяев стола представить результаты. 

Дополнительные вопросы при ответе хозяина стола №1: 

  1.  Что же помогло ленинградцам?
  2. Как получали продукты? 
  3. Что для ленинградца значил Блокадный хлеб?
  4. Какая характерная черта у жителей блокадного Ленинграда. Какими качествами обладали все ленинградцы?
  5. В чем же состоит подвиг ленинградцев? Что такое невидимый фронт? (Ожесточенная борьба шла не только на подступах к городу. Существовал другой фронт – невидимый, он проходил в душе каждого ленинградца, и каждый ленинградец вел свой счет побед и поражений. Побед над собой над голодом, над страхом, а значит и над врагом. Здесь шел бой силы духа со смертью. Такой народ невозможно было победить.)
  6.  Что значит для Ленинграда Дорога жизни?

Дополнительные вопросы при ответе хозяина стола №2:

  1. Учились ли дети? 

Девчонка руки протянула

И головой — на край стола…

Сначала думали — уснула,

А оказалось — умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки — после похорон. 

 

Задумайтесь о том, как сильно ребята блокады желали познать новые знания. Почему дети ходили в школу? (вместе легче пережить трудности лишение горе)

– Что происходило, когда эвакуировали детей? Какие чувства испытывали дети? 

Благодарю за интересные ответы. Продолжим работу. 

Предлагаю, каждому столу ознакомится с конвертом № 3.

Стол №1 в конверте лежит первая часть рассказа (Приложение №2)

Ему бы мог позавидовать любой спринтер, так бежать, способны только профессиональные спортсмены или те, чья жизнь зависит от быстроты собственных ног. В такие моменты все чувства отключаются. В такие моменты не обращаешь внимания на горящие от недостатка воздуха легкие, на сердце, что вот-вот выпрыгнет из груди и дикую боль по всему телу. 

– Подумайте, куда и почему может так бежать человек?  Напишите свои варианты ответы

Стол № 2 в конверте вторая часть рассказа (Приложение №3)

Воспитанник детского дома Васька Петров, никогда не отличался хорошим поведением. Он был типичным хулиганом, который постоянно прогуливал уроки, стрелял в воробьев и задирал глупых девчонок. Худощавый паренёк не боялся вступать в драки с ребятами старше себя, и пусть его рост едва доставал до плеча противника, кулаки его всегда (ладно, чаще всего!) с лёгкостью встречались с носом неприятеля. На его столе всегда валялась кучка конфет – подачки от тех, кто его боялся, но эти конфеты Васька никогда не ел, предпочитая большую часть сладостей обменивать на деньги. Да, себя он считал слишком взрослым, чтобы любить сладкое и играть в эти детские забавы с фантиками. Впрочем, взрослым он себя возомнил не с проста. У Васьки имелась младшая сестрёнка Варька, за которую он готов был порвать любого……..

А через год, летом сорок первого, в детский дом попала бомба. В тот день Васька потерял последнего родного человека. В тот день вместе с сестрой он потерял веру в счастливое будущее, потерял смысл жизни, потерял себя. Вместе с десятками детдомовцев, вместе с девочкой в платье в красный горошек, в тот день умер и Васька. Теперь его место занял другой человек. Человек без чувств, без эмоций, без души. 

Как вы думаете, что стало с подростком, какие чувства испытывал мальчик, который остался один в блокадном городе? Напишите свое продолжение рассказа

 

Стол №3.В конверт третья часть рассказа (Приложение №4).

Ему было 12 лет на начало войны. Приходилось трудиться на заводе и каждую ночь дежурить на крышах, обезвреживая «зажигалки». Работа продолжалась постоянно, прерываясь лишь на редкие часы сна.

Зима сорок второго в Ленинграде выдалась особенно суровой. Еле пробираясь через высокие сугробы, Васька пытался донести до дома ведро с водой. Усталость и голод давно убили в нем все эмоции. Он даже перестал замечать замерших насмерть людей, которые лежали прямо на улице, слегка припорошенные снегом. Для него это стало нормальным, он привык. Он вообще ни на что не обращал внимания. Чувств не было. Никаких…Сейчас у него была одна цель: донести воду. Донести воду, сжечь последнюю книгу в попытках развести огонь, а там дальше будь что будет. Строить планы в это время – большая ошибка. Снег… Холод… Ведро с водой…. Серый блокадный город.  И вдруг какой-то писк… Писк? Котенок? Откуда в Ленинграде котенок? Показалось. Васька оглянулся по сторонам.

Как вы думаете, что это был за писк, и спрогнозируйте, что будет дальше? Напишите свое продолжение рассказа

 

 – Приглашаем хозяев стола для представления полученного результата.

– Спасибо за активное обсуждение и ваши варианты. 

– Позвольте я озвучить истинное завершение рассказа. (Приложение №5)

У дома лежала мертвая женщина, рядом с ней стояли санки, на санках лежал тряпичный сверток. Снова писк. Нет, не показалось. Мальчик осторожно подошел к санкам. Старое одеяло обвязано розовой атласной ленточкой. Ребенок! Совсем еще маленький и замерзший…. 

Васька прижал к себе ребенка. В висках стучало: Варь-ка… Варь-ка…. Варь-ка…. Перед глазами промелькнул разрушенный детский дом, плюшевый медвежонок на руинах….

    Никогда еще Васька не бежал так, как сейчас.

Он бежал, а где-то еще очень далеко впереди был и январь сорок третьего, когда советские войска прорвут блокаду Ленинграда, и май сорок пятого, и салют Победы, и где-то там далеко – далеко худой до синевы парнишка ведет за ручку по улицам праздничного города девочку в платье в красный горошек, прижимающую к себе грязного плюшевого мишку…

 

– Как можно охарактеризовать Васькин поступок? 

– Сам голодный, холодный, не зная выживет ли сам, забрал ребенка!

– Как вы думаете почему он так сделал?

Ответы детей. (Потому что надо кого- то любить это смысл жизни)

Позвольте озвучить стихотворение о победе мужественных ленинградцев!

Обучающийся:

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут

А ленинградцы тихо плачут

Ни успокаивать пока

Ни утешать людей не надо

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но Боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол Ленинграда не поднялось

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)

– Спасибо. 

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Почему они плачут? 

Каждая группа создает Кодекс мира, отвечая на вопросы. 

  1. Что я должен делать здесь и сейчас чтобы жить под мирным небом над головой.
  2. Каким я должен стать человеком.
  3. Что я буду делать в будущем, чтобы жить в мире.

– Этот голубь- олицетворение  мира в группе, в каждой семье, в большом гимназическом обществе, стране. И если каждый из нас будет придерживаться кодекса мира, ни когда на наши плечи не упадут тяжелые, разрушительные, губительные дни, которые прожили люди блок лен. 

Рефлексия:

– Продолжите фразу.

Я задумался

Я почувствовал

Я захотел