“Проектная деятельность психолога в школе”

ФИО: Макаркина Л.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4045
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: "Проектная деятельность психолога в школе"
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)



ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГИИ

КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

  

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного подростка является проектная деятельность, которая выступает как самостоятельная структурная единица образовательного процесса. Теоретические исследования (В. Гаспарский, И.И. Ляхов, Н. Н. Нечаев, Л. Тодл, И.И Пейша и др.) позволяют говорить о проектной деятельности как о самостоятельном виде деятельности. Включение старшеклассников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность способствует повышению мотивации и эффективности учебной деятельности в школе. Данная деятельность должна быть направлена не только на повышение психологической компетентности учащегося, но и на создание продукта, имеющего значимость как для него самого, так и для других. Следовательно, цели и задачи указанных видов деятельности старшеклассников определяются как их личностными, так и социальными мотивами.

Организация проведения учебно-исследовательских и проектных работ учащихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В таких видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности старшеклассников.

Данный вид деятельности старшеклассников является важным компонентом системы продуктивного обучения и представляет собой нестандартный способ организации учебного процесса в старшихклассах общеобразовательной школы посредством активных способов действий по составлению плана, предвидению результата (прогнозированию), анализу и синтезу. 

Данная деятельность в обязательном порядке предусматривает наличие определённой проблемы, требующей поиска исследования в индивидуальной форме, а также развитие познавательных навыков учащегося, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную извне информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. При написании проектной или научно-исследовательской работы по психологии учащиеся сталкиваются с рядом объективных причин:

  • отсутствие уроков психологии в учебном или факультативном плане;
  • отсутствие элементарного рода знаний, требующих установления ассоциативных связей с темой будущего проекта.

При организации проектной деятельности одну из важнейших ролей играет педагог-психолог. Он должен организовать деятельность таким образом, чтобы заинтересованность, положительная мотивация, стремление проявитьсвои творческие способности старшеклассников нивелировала недостаток в системных знаниях учащихся.

При этом его деятельность на разных этапах должна обязательно меняться. Так, на подготовительном этапе педагогпсихолог инициирует идею проекта либо создаёт условия для возникновения идеи проекта (выполняет организационную функцию). 

На этапе реализации проекта педагог-психолог является помощником, консультантом по отдельным вопросам, выступает в качестве источника дополнительной информации, координирует действия (выполняет консультационно-координирующую функцию). На заключительном этапе имеет место контрольно-оценочная функция педагога-психолога, так как теперь он принимает непосредственное участие в подведении итогов проделанной работы. Он оценивает проектную деятельность старшеклассника. Помогает в выборе формы конкретного практического продукта.

Это способствует:

  • развитию когнитивных умений (старшеклассники обучаются навыками умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных, что тем самым развивает у них навыки дивергентного и конвергентного мышления, которые необходимы для творческой деятельности);
  • развитию социальных умений;
  • развитию уверенности в своих силах (старшеклассники учатся воспринимать себя не просто как получателей готовых знаний, а как активных и способных на многое людей).

Процесс реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности состоит из трёх этапов:

  • подготовительного (мотивация и целеполагание, планирование, принятие решений)
  • основного (выполнение проекта)
  • заключительного (защита проекта, проверка и оценка результатов).

При поведении учебно-исследовательского процесса по психологии необходимо учесть следующие моменты:

  • тема исследования должна быть интересна для ученика, совпадать с кругом его интересов
  • необходимо чтобы старшеклассник хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска для ученика буде бессмыслен
  • раскрытие проблемы должно приносить что-то новое старшекласснику.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие и специфические черты. К общим характеристикам относятся:

  • практическая значимость цели и задачи
  • анализ актуальности
  • целеполагание, формулировка задач, планирование
  • определение последовательности, сроков работ
  • проведение работы, оформление результатов
  • представления результатов

Проект по психологии должен носить практический характер, значит задачей для старшеклассника будет являться достижение конкретного результата по выбранной проблеме. Результаты своей работы старшекласснику необходимо представить школьной общественности. Решение любой проблемы предусматривает как использование разнообразных методов и средств обучения, так и необходимость интегрирования полученных знаний и умений в повседневную жизнь. К итогам проектной и учебно-исследовательской деятельности следуетотносить так же и интеллектуальное, и личностное развитие: 

рост ученической компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере формирование умения сотрудничать и самостоятельно работать.

 

Литература

  1. Блинов В. Четыре года открытий. Проектная деятельность глазами практика /В. Блинов, И. Сергеев // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. –№ 9. – С. 29-35.
  2. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: дисс….. д-рапсихол. наук / Н.В. Матяш. – М.,2000.
  3. Рындак, В. Г. Концепция организации внеучебной проектной научно- познавательной деятельности школьника / В. Г.–

Рындак, В. О. Дженжер, Л. В. Денисова // Образование и наука. – 2009. – № 6 (63). – С. 3