“Русские традиции –гончарное ремесло”

ФИО: Ращеперина Т.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4048
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: "Русские традиции –гончарное ремесло"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Департамент образования Вологодской области

автономное общеобразовательное учреждение Вологодской области

«Образовательный центр – кадетская школа «Корабелы Прионежья» 

имени Героя России Юрия Леонидовича Воробьева

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 

«Русские традиции –гончарное ремесло»

Направленность: Художественная

Уровень программы:  базовый

Возраст 13-14лет

Срок реализации: 1 год (144 часа в год)

Автор-составитель:

Ращеперина ТА

д. Щекино 2024

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. Пояснительная записка………………………………………………………………

Раздел 2. Содержание программы…………………………………………………………….

  1. Учебный (тематический) план..………………………………………………………..
  2. Содержание учебного (тематического) плана…………………………………….

Раздел 3.  Формы аттестации…………………………………………………………………..

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

Список литературы…………………………………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………………………………

 

                                                                                                               Раздел 1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Русские традиции –гончарное ремесло» разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
  •  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методического пособия «Технология разработки и экспертизы дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности: методическое пособие» Буйлова Л.Н.;
  • Образовательной программы дополнительного образования детей АОУ ВО «ОЦ кадетская школа «Корабелы Прионежья» имени Героя России Ю.Л. Воробьева (утверждена Приказом директора АОУ ВО «ОЦ кадетская школа «Корабелы Прионежья» имени Героя России Ю.Л. Воробьева от 30.08.2020 № 210);
  • Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  (утвержден Приказом директора АОУ ВО «ОЦ кадетская школа «Корабелы Прионежья» имени Героя России Ю.Л. Воробьева от 30.08.2020 № 210).

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 

Новизна программы заключается в том, что здесь предлагается изучать народное искусство, на примере различных способов лепки в материале – глина. Также Программа предполагает  изучать  старинную технологию обработки гончарных изделий :молочение,чернолощение ,обварной метод и т.д А так-же изучение особенностей гончарного искусства (отминка в гипсовые формы; литьё шликерное в гипсовые формы; техника изготовления иделий на гончарном круге).Познакомить детей с видами посуды древнерусской Руси и научить её изготовлять. Продолжить осваивать особенности технологий изготовления игрушек и свистулек из глины; декорирования и технологий скульптурной лепки (объёмные формы) и технологий гончарного мастерства.

 Актуальность программы Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины. Формирование теоретических знаний и практических умений. Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работы из глины.

 Программа направлена на работу с глиной на основе овладения гончарным искусством из различных способов лепки в материале. Применение широкого комплекса различного дополнительного материала по овладению гончарным искусством и основами мастерства – от глиняной игрушки до монументального проекта скульптурной композиции, направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 

Воспитательные: . Воспитания отношения и уважения любви к труду взрослых, к профессии, к желанию работать, добиваться успехов и уметь оценивать продукт своей деятельности, адекватно выполненной работ, воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности; − формирование профессионального самоопределения учащихся; − приобщить детей к миру народного творчества, развить художественный вкус, фантазию, творчество детей. Воспитание трудолюбия, аккуратности, внимательности и усидчивости ,научить доводить начатое дело до конца.

Развивающие: Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности ,формированием высокого интеллекта духовности через мастерство, развивать фантазию, внимание, память, воображение. − развивать мелкую моторику рук, глазомер. − развитие художественного вкуса, − развить потребности к творчеству. − развивать понимание искусства, способности к художественному творчеству. − развивать самосознание, пробуждать творческую активность, учить самостоятельно и образно мыслить.  Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Обучающие: Обучение практическим навыкам по развитию способностей по работе с природным материалом – глиной и привитием любознательности к народным истокам декоративной, скульптурной и гончарной лепке ,научить свободно, пользоваться способами и приёмами лепки; − помочь понять особенности материала; − научить пользоваться разными способами лепки и выразительности средств; − научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения; − формирование, развитие и закрепление знаний, умений и навыков при работе с глиной, красками, глазурями, кистями ) 

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 13-14 лет

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы :1 год

Формы и режим занятий. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

 Формы и методы : проектная , игровая,икт

2.Практический: Практическая работа 

3.Наглядный: Демонстрация Иллюстрация 

 Режим занятий Занятия проводятся три раза в неделю по 1,5 часа.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  − умение работать в паре и малых группах; −. 

Предметные результаты. Получение общих знаний о видах древнерусскй посуды , её изготовления ,старинных методах обработки керамики и  декорирование ,закрепление ранее полученных навыков работы на гончарном круге и основных способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска глины); Ученик должен уметь: 1. Творчески создать каждое изделие, максимально используя объём знаний, умений, навыков. 2. Рационально планируют свою работу при изготовлении изделия. 3. Практически выполнять работу различной сложности с применением различных вспомогательных материалов. 4. Создавать свой авторский фонд. 5. Экономно использовать материалы.6. Знать виды древне-русской посуды ,способы обработки и декорирования.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:1  Умение самостоятельно  ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы . 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 

Познавательные: Знать историю возникновения керамики .Технологию и последовательность изготовления изделий, данных на занятиях педагогом  Различать виды керамической посуды и способы её обработки .Правила техники безопасности.  Могут правильно оборудовать рабочий стол, подобрать материалы и инструменты для выполнения работы. Определяют технологические свойства глины. Творчески подбирают средства воплощения замысла в изделии.  Особенности создания художественного образа в процессе изготовления изделия.  

Личностные:: Воспитания отношения и уважения любви к труду взрослых, к профессии, к желанию работать, добиваться успехов и уметь оценивать продукт своей деятельности, адекватно выполненной работе. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,  воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности.

 

Раздел 2. Содержание программы

2.1. Учебный (тематический) план 

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов  Формы аттестации (контроля)
Всего Теория Практика
1 год обучения (144 часа/ 4 часа в неделю)
1

2.

3

4

6.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


12


13


114

 1 Вводный блок

2. Знакомство с  древне-русской керамической посудой.

 3 Древнерусская посуда Корчага ,Кринка,Гусятница,Плошка,

Умывальник,Горшок,Братина,
Ендова,Грошок для топленрго масла,Кувшин ,Кандюшка,Кисельница,Кашник

4.Изготовления изделий способом шликерного литья в гипсовые формы.


5. Изготовление изделий способом отминки.

6.Декорирование изделий.Знакомство ,виды декорирования


7. Фактурное декорирование


8.Рельефная обработка.


9.Техника процарапываниия


10.Кракелюр.Деколь.


11.Трафаретная печать,шелкрграфия.


12.Ажур 

13 Древний способ обработки керамических изделий «Молочение»

 14 Древний способ обработки изделий «Чернолощение»(дымление)

15. Итоговое занятие

           Итого

2

2

30

               8

   8

        


      11 

          

 
    11    
          

 10
     

  10

 

10

        
10

       
10

           
10
         


       

10

     
  2

       

  144
    

1

1

4

0,5

0,5

0,5

  
 
0,5


       0,5

 0,5

0,5

       

     0,5

      

     0,5

0,5




0,5

2

11,5

   
   

1

1

26

       7,5

7,5

 

         
      10,5


   
   
10 ,5

    9,5

 

9,5

      9,5

    9,5


    9,5

   
9,5
     

9,5

         
      133,5

Опрос

Опрос

Практическая работа

 

 

Практическая работа 

Практическая работа

Практическая
работа


Самостоятельная работа

 

Опрос.Самостоятельная работа

Опрос,самостоятельная работа

 

  Самостоятельная работа




Самостоятельная  работа


Практическая работа

 

 

2.2. Содержание учебного (тематического) плана

Раздел1Вводный блок_».

 

Тема 1.1.Правила техники безопасностти, Планирование работы»  

Теория : беседа  Ознакомление с оборудованием гончарной мастерской. Знакомство с планом на учебный год ,инструктаж по технике безопасности.
                практика :опрос
        тема  1.2 Знакомство с новым материалом, инструментом.
      теория : Ознакомительная.  Знакомство с сырьём — глиной,с историей возникновения гончарного дела. Керамика как вид декоративно-прикладного искусства.       Виды керамических изделий – техническая и художественная керамика

 Форма контроля: опрос   

 

 Раздел 2   . Знакомство с  древне-русской керамической посудой.
2.1 Традиционные виды древнерусской посуды
      теория : Рассказ  ,демонстрация иллюстраций.

.

Раздел 3 Древнерусская посуда Корчага ,Кринка,Гусятница,Плошка,

Умывальник,Горшок,Братина,
Ендова,Грошок для топленрго масла,Кувшин ,Кандюшка,Кисельница,Кашник

 3.1 

   Теория :Демонстрация иллюстраций ,ознакомительная беседа 

 3.2 практика :

    Создание изделия на гончарном круге

 

Раздел 4 Литьё

4.1 Понятие о литье

4.2.практика. Изготовления изделий способом шликерного литья в гипсовые формы

Раздел 5 Отминка

5.1ПонятиеобОтминке
5.2.практика  Изготовление изделий способом отминки.

 

Раздел 6 Декорирование изделий.
6.1Понятие , Знакомство ,виды декорирования
Раздел 7 Фактурное декорирование изделий
  7.1  теория.Беседа –ознакомление
    7.2. декор изделия свободная тема

Раздел 8.  Рельефная обработка
8.1теория : Беседа-ознакомление ,демострация иллюстраций
8.2практика: декор изделия свободная тема

 Раздел 9. Техника процарапываниия

 9.1теория Беседа-ознакомление ,демонстрация эскизов
9.2практика:декор изделия по образцам

Раздел10. Кракелюр.Деколь.

 10.1теория Беседа  -ознакомление ,демонстрация иллюстраций
10.2практика: декор изделия по образцу

Раздел 11.Трафаретная печать,шелкрграфия

11.1теория :беседа-ознакоьление ,демонстрация эскизов

 11.2 практика декор изделия свободная тема

Раздел 12. Ажур

 12.1теория : беседа-ознакомление ,демонстрация эскизов
12.2практика : декор изделия по образцу

Раздел 13. Древний способ обработки керамических изделий «Молочение

13.1 теория : беседа-ознакомление
13.2 практика : применение способа молочение на практике
Раздел 14. Чернолощение(дымление)
14.1теория : Беседа –ознакомление
14.2практика : применение способа чернолощение на практике
Раздел 15 Итоговое занятие.
Теория Подведение итогов за учебный год.
Практика. Награждение лучших обучающихся.

 

Раздел 3.  Формы аттестации 

Аттестация проходит в виде беседы ,теста ,викторины, опроса  и практической работы

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

 Методическое обеспечение программы: Календарно-тематические план. План учебных  занятий.  Иллюстрации, наглядные пособия.

 Материально-техническое обеспечение 1. Материально – техническая база (глина, краски, гончарный круг, основной и вспомогательный инструмент ,муфельная печь) 2. Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей) 3. Методическое обеспечение (методическая литература  – отсутствует; специальная литература по прикладному искусству) 4. Техника безопасности Материально-техническая база и техническое оснащение кружка. Занятия проводятся в отдельном кабинете. Помещение освещено лампами дневного света. Кабинет оснащён столами, стульями и скамейками..Вода и туалет отсутствуют .Материалы для работы (глина, краски, кисти, скалки, бумага, лак и т.д.)  Шкаф для методической литературы и методические пособия.

 

Список литературы

1.Акунова Л.Ф. «Технология производства и декорирования художественных керамических изделий», М., «Высшая школа», 1994. 2.  Афонькин С.Ю. «Орнаменты народов мира», Санкт-Петербург, 1998. 3.  Ларин Ц. «Сам себе гончар», Издательство «Урал »1998. 4 Малолетков «Керамика», Москва, «Юный художник», 2000.5. Миклашевский А.И. «Технология художественной керамики», г. Ленинград, 1971..6. Роднели Л. Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», М., «Просвещение», 1984. 7. Салтыков А.Б. «Русская народная керамика», М., 1960.8. Интернет –ресурсы 9. Нормативные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция развития дополнительного образования детей» .