ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ФИО: Егорова А.Л.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4052
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Егорова А.Л., 

преподаватель иностранного языка 

Чебоксарского экономико-технологического колледжа

Минобразования Чувашии, г. Чебоксары

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Подготовка поколения высокой экологической культуры является ключевой задачей и потребностью общества, и иностранный язык позволяет внести определенный вклад в решение этого вопроса. Задача преподавателя состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся экологическими проблемами, используя различные формы и методы обучения и воспитания.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, методы экологического воспитания, иностранный язык.

 

Формирование экологической культуры является важным условием дальнейшего существования человечества, а экологическое образование и воспитание — одним из важнейших факторов в формировании личности нового поколения, которому небезразлично будущее планеты и которое способно решить проблему экологического кризиса. Перед образовательными учреждениями стоит задача формирования черт личности, которые обеспечат использование творческого потенциала для решения глобальных проблем человечества. Сегодняшнее молодое поколение столкнётся с необходимостью разработки новых технологий для предотвращения экологической катастрофы — решения самой глобальной проблемы выживания человечества. Это вызывает всплеск интереса как за рубежом, так и в России к развитию экологической культуры, можно наблюдать «озеленение» школьных предметов с целью развития экологических знаний и экологической культуры учащихся как элементов экологического образования. 

Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным потенциалом для воспитания, образования и развития учащегося. В процессе преподавания иностранного языка в арсенале учителя есть множество возможностей для реализации этого потенциала и установления межпредметных связей, в том числе для экологического воспитания. В ходе образовательной деятельности, в том числе при преподавании иностранного языка, необходимо донести до учащихся мысль о том, что недостаточно защищать и оберегать только свою родную землю, что планета — наш общий дом. Чтобы предотвратить экологический кризис и решить глобальные проблемы, необходимо объединить силы всего человечества, направить их на защиту окружающей среды, на разработку экологически чистых технологий. 

Роль колледжа и университета и каждого отдельного студента в достижении этих целей очень велика, а уроки иностранного языка способствуют как изучению самой проблемы, так и общению с представителями других стран и народов. Наряду с другими дисциплинами естественно-научного цикла иностранный язык будет способствовать формированию экологической культуры личности учащихся, поскольку этот предмет обладает значительным образовательным потенциалом, который зачастую не реализуется в полной мере. Все это определяет актуальность исследования. 

Экологическая культура и её содержание основаны на общечеловеческих ценностях и имеют гуманистическую направленность. Её формирование требует комплексного подхода и системного анализа всех особенностей экологического образования и воспитания, а также учёта меняющихся потребностей общества. Этот вопрос особенно актуален сегодня, когда без воспитания экологической культуры населения планете грозит вымирание, а этот вид культуры является одним из ключевых факторов существования человечества. экологическое просвещение 

Экологическое образование — это интеграция научных знаний и идей, а также общественного восприятия отношений «человек — природа». Несмотря на ряд противоречий в подходах к внедрению экологического образования, учёные практически единодушно признают необходимость включения экологической направленности дисциплины практически во все учебные программы: от математики и физики до географии и иностранного языка. 

Экологическое образование должно стать неотъемлемой частью содержания всех уровней образования. Для устойчивого формирования нового экологического сознания необходимо использовать все каналы воздействия на человека. На этапе формирования личности в студенческие годы такое влияние могут оказывать преподаватели, и они должны иметь представление о психологических и педагогических основах экологического воспитания. Их задача, помимо передачи знаний, навыков и умений, — формирование гуманного отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбирать экологически обоснованные стратегии деятельности — это задача всех преподавателей, в том числе и преподавателей иностранного языка. 

Экологическое образование должно быть неотъемлемой частью общеобразовательной подготовки учащихся, в том числе на уроках иностранного языка. В ходе экологического образования необходимо воспитывать ответственное отношение к окружающей среде, формировать экологические духовно-нравственные ценности и ориентиры. Изучение иностранного языка открывает большие возможности для воспитания гармонично развитой личности. Оно имеет экологическую направленность, которая ориентирована на реализацию действий, направленных на сохранение и развитие человеческого и природного бытия, на формирование бережного отношения к природе. 

На этапе начальной школы дети ещё плохо владеют языком, но уже можно организовать экологический проект, например, «Мой питомец» (My Pet), где ученики будут рассказывать о своём животном, за которым они ухаживают, описывать его, его характер, предпочтения и поведение. Цель этого проекта — привлечь внимание учеников к животным, подчеркнув их дружелюбие и зависимость от людей. Другая тема проекта — «Кто быстрее?» (Кто быстрее?), где учащиеся сравнивают разных диких животных, собирая информацию об их образе жизни, среде обитания, внешнем виде и физических особенностях. Цель проекта — познакомить детей со спецификой жизни животных в дикой природе. 

В средней школе учащиеся работают над темой «Животные в опасности» (Animals in Danger), в ходе которой они знакомятся с проблемой исчезающих видов животных, с негативными последствиями деятельности человека, с Красной книгой и другими способами спасения исчезающих животных, с организациями, занимающимися этой проблемой. Обсуждение этих проблем направлено на привлечение внимания школьников к важности сохранения биологического разнообразия. 

Ещё одна важная тема на уроках иностранного языка — «Мир вокруг нас», в ходе изучения которой учащиеся знакомятся с различными проявлениями дикой природы, которые окружают их в повседневной жизни. Она также включает в себя тему «Спасите нашу планету» (Save our Planet), в рамках которой изучается международный опыт создания молодёжных экологических движений и организаций. Изучается проблема «Глобального потепления», и учащиеся имеют возможность, опираясь на знания биологии и химии, исследовать влияние выхлопных газов на здоровье человека, а также составить план действий по снижению загрязнения воздуха и озеленению территории. Такая работа на уроках иностранного языка формирует у учащихся экологическое сознание, бережное отношение к природе. 

В старших классах основным направлением обучения иностранному языку является изучение глобальных проблем современного мира и применение этих знаний в конкретной ситуации и в окружающей человека среде. Содержание тем этого этапа обучения включает проекты «Экологические катастрофы», «Мир вокруг нас», направленные на изучение природных и антропогенных катастроф и их последствий, а также отдельных социальных проблем глобального характера. Целью экологического образования в этот период является развитие способности мыслить стратегически, решая масштабные задачи по сохранению окружающего мира, заботясь о природе, осознавая себя как члена мирового сообщества, где всё взаимосвязано, воспитывая в себе уважение к себе как к человеку, который может влиять на порядок вещей и менять его к лучшему. 

Проиллюстрировав реализацию экологического образования на уроках иностранного языка на всех уровнях образования, необходимо определить задачи, которые необходимо решать в ходе экологического образования: формировать у детей осознание необходимости природоохранной деятельности в их городе, регионе, стране, а также во всём мире; воспитывать гражданскую ответственность за свои действия по отношению к природе; вовлекать учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение экологического состояния в их регионе; развивать понимание того, что при бережном отношении к природе можно не только сохранить, но и улучшить состояние окружающей среды; воспитывать патриотические чувства, любовь к родине, заботу о стране.

Успех формирования экологической культуры и сознания во многом зависит от деятельности учителя, который должен уметь использовать нетрадиционные активные формы обучения и воспитания. Анализ существующих в настоящее время учебно-методических комплексов по иностранным языкам показывает, что материал, включенный в содержание курсов, в целом способствует воспитанию у детей гуманного отношения к природе и окружающему миру, краеведческие материалы снабжены рекомендациями для учителя и сопровождаются интересными познавательными заданиями. Очевидно, что уровень развития экологических вопросов зависит от этапа обучения, что мы и продемонстрировали в приведённом выше примере: если на начальном этапе задействованы определённые элементы экологического образования, то на среднем и старшем этапах задействован уже достаточно большой объём, что позволяет решать практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.

Только экологически грамотный человек может остановить загрязнение окружающей среды, предотвратить катастрофу и наладить взаимовыгодное сотрудничество с природой. Поэтому крайне важно, чтобы учителя знали об основных составляющих педагогического процесса и понимали задачи экологического воспитания, которые должны решаться на всех этапах непрерывного экологического образования. Подготовка поколения с высокой экологической культурой — ключевая задача и потребность общества, и иностранный язык в школе позволяет внести определённый вклад в решение этой проблемы. Задача преподавателя иностранного языка — заинтересовать учащихся экологическими проблемами, используя различные формы и методы обучения и воспитания.

 

Список использованной литературы:

  1. Бикеева А.С. Экологическая минутка на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2007. – №5. – С. 60.
  2. Бирюкова Н.А., Шишкина О.В. Формирование коммуникативных умений школьников в процессе экологического воспитания // Университеты как центры развития региона. – Йошкар-Ола: 1999. – С. 114.
  3. Галькиева З.Х., Маркова Г.А. К вопросу об уровне сформированности экологического мировоззрения студентов вузов. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8-2. С. 11-18.
  4. Галькиева З.Х. Формирование экологического мировоззрения студента в современных условиях вуза. Омский научный вестник. 2008. № 2 (66). С. 91-93.
  5. Дерябо С.Д. Цели и задачи экологического образования // Региональные системы экологического образования / Под ред. Л.П. Симоновой, А.Н. Захлебного, Н.В. Скалона. – М.: Тобол, 1998. – С. 60.
  6. Зеня Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 1990. – №4. – Сс. 30.