Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Орфографическая зоркость – это способность видеть, анализировать и исправлять орфографические ошибки в написании слов. Развитие этой навыка является важной задачей для учеников. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Основные аспекты развития орфографической зоркости:
1. Правильное произношение и слуховое восприятие:
– Отработка звукопроизношения букв и сочетаний звуков.
– Аудирование и анализ слов и предложений с целью выявления звуковых связей и закономерностей.
– Развитие фонематического слуха.
Следует наметить основные цели:
1) научить детей слуховой зоркости – слуховому восприятию;
2) научить зрительной зоркости – зрительному вниманию;
3) научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и т.д.
С чего следует начать? Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.
Знание правил орфографии:
– Ознакомление учащихся с основными правилами написания слов и исключениями из них.
– Постепенное знакомство с исключениями и правилами, связанными с употреблением буквы “ё”.
– Усвоение и применение правил орфограмматики (например, буква “и” после мягкого знака).
3. Чтение и анализ текстов:
– Чтение учащимися различных текстов разной степени сложности.
– Выделение орфографических ошибок в текстах и их исправление.
– Обсуждение и анализ основных правил и исключений, которые применяются в тексте.
При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной памяти (кратковременной памяти). Поэтому следует развивать у детей этот вид памяти.
Работа ведётся по алгоритму:
- Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл.
- Отчётливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.
- Просматривай как пишутся слова, особенно трудные. Объясняй все орфограммы.
- Закрывай глаза и мысленно “пиши” каждое слово. При этом проговаривай трудные слова по слогам. (“Если не уверен в написании какого-то слова, открой глаза, рассмотри его еще раз и снова сделай с ним эту же работу”.)
Активная практика:
– Диктанты и письменные упражнения с акцентом на правильное написание слов.
– Практическая работа над диктантами различных уровней сложности.
– Использование разнообразных учебных материалов и игр для тренировки орфографии.
В работе используются методические приёмы, которые позволяют выработать навык звукобуквенного анализа, предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль, такие как:- Сверка слов, написанных на доске, со словами в тетради;
- Подчёркивание орфограмм;
- Дано несколько слов с разными орфограммами. Выписать определенные;
- Письмо с проговариванием;
- Диктант “Проверяю себя”;
- Диктант с обоснованием;
- Диктант “Найди слова”.
Развитие орфографической зоркости в 5 классе является важной составляющей образовательного процесса. Правильное произношение и слуховое восприятие, знание правил орфографии, чтение и анализ текстов, а также активная практика помогают учащимся улучшить свои навыки в написании слов. Ответственное отношение учащихся к орфографии и систематическая тренировка являются ключевыми элементами достижения успеха в этой области.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
Анализируя ошибки, надо знать причины их возникновения, чтобы вовремя помочь ученику ликвидировать их. В целях обеспечения орфографической грамотности учитель не может не учитывать всего этого. И в связи с этим необходим систематический анализ ошибок в знаниях учащихся. Опыт работы показывает, что такой анализ ведётся в разных формах.
Своевременная и сознательная работа учащихся по исправлению своих ошибок – важнейшее условие обеспечения их орфографической грамотности в дальнейшем. Всё это позволяет повысить уровень грамматико-орфографических умений, орфографическую зоркость и оперативную память обучающихся.