Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

ФИО: Жигалина Т.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4066
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Итоговая оценка: 2 место,  70 баллов(-а)



Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка


Орфографическая зоркость – это способность видеть, анализировать и исправлять орфографические ошибки в написании слов. Развитие этой навыка является важной задачей для учеников. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Основные аспекты развития орфографической зоркости:
1. Правильное произношение и слуховое восприятие:
– Отработка звукопроизношения букв и сочетаний звуков.
– Аудирование и анализ слов и предложений с целью выявления звуковых связей и закономерностей.
– Развитие фонематического слуха.

Следует наметить основные цели:

1) научить детей слуховой зоркости – слуховому восприятию;

2) научить зрительной зоркости – зрительному вниманию;

3) научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и т.д.

С чего следует начать? Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.


  1. Знание правил орфографии:
    – Ознакомление учащихся с основными правилами написания слов и исключениями из них.
    – Постепенное знакомство с исключениями и правилами, связанными с употреблением буквы “ё”.
    – Усвоение и применение правил орфограмматики (например, буква “и” после мягкого знака).

    3. Чтение и анализ текстов:
    – Чтение учащимися различных текстов разной степени сложности.
    – Выделение орфографических ошибок в текстах и их исправление.
    – Обсуждение и анализ основных правил и исключений, которые применяются в тексте.

При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной памяти (кратковременной памяти). Поэтому следует  развивать у детей этот вид памяти.

Работа ведётся по алгоритму:

  1. Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл.
  2. Отчётливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.
  3. Просматривай как пишутся слова, особенно трудные. Объясняй все орфограммы.
  4. Закрывай глаза и мысленно “пиши” каждое слово. При этом проговаривай трудные слова по слогам. (“Если не уверен в написании какого-то слова, открой глаза, рассмотри его еще раз и снова сделай с ним эту же работу”.)

  5. Активная практика:
    – Диктанты и письменные упражнения с акцентом на правильное написание слов.
    – Практическая работа над диктантами различных уровней сложности.
    – Использование разнообразных учебных материалов и игр для тренировки орфографии.
    В  работе  используются методические приёмы, которые позволяют выработать навык звукобуквенного анализа, предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль, такие как:
  6. Сверка слов, написанных на доске, со словами в тетради;
  7. Подчёркивание орфограмм;
  8. Дано несколько слов с разными орфограммами. Выписать определенные;
  9. Письмо с проговариванием;
  10. Диктант “Проверяю себя”;
  11. Диктант с обоснованием;
  12. Диктант “Найди слова”.


Развитие орфографической зоркости в 5 классе является важной составляющей образовательного процесса. Правильное произношение и слуховое восприятие, знание правил орфографии, чтение и анализ текстов, а также активная практика помогают учащимся улучшить свои навыки в написании слов. Ответственное отношение учащихся к орфографии и систематическая тренировка являются ключевыми элементами достижения успеха в этой области.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. 

Анализируя ошибки, надо знать причины их возникновения, чтобы вовремя помочь ученику ликвидировать их. В целях обеспечения орфографической грамотности учитель не может не учитывать всего этого. И в связи с этим необходим систематический анализ ошибок в знаниях учащихся. Опыт работы показывает, что такой анализ ведётся в разных формах.

Своевременная и сознательная работа учащихся по исправлению своих ошибок – важнейшее условие обеспечения их орфографической грамотности в дальнейшем. Всё это позволяет повысить уровень грамматико-орфографических умений, орфографическую зоркость и оперативную память обучающихся.