Конспект родительского собрания в первой младшей группе на тему
«Значение художественной литературы в воспитании детей раннего дошкольного возраста»
Подготовила и провела воспитатель Бажукова Вера Ивановна
Форма проведения: вечер – встреча.
Цель: расширение представлений родителей о роли книги в воспитании детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
– формировать понимание родителей важности чтения художественной литературы;
– познакомить родителей с литературой, которую необходимо читать детям раннего возраста, ее особенностями;
– познакомить родителей с художниками, иллюстрирующими детские книги;
– научить родителей анализировать иллюстрации к детским книгам и подбирать для малышей литературу в соответствии с возрастом.
Раздаточный материал: консультации и рекомендации для родителей буклеты «Сказа-это важно», «Значение художественной литературы в развитии ребёнка».
Здравствуйте, уважаемые родители! Компасом сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки:
«Дом, в котором нет книги,
Подобен телу, лишенному души».
Тема нашей встречи: “Значение художественной литературы в воспитании ребёнка раннего дошкольного возраста”.
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать детям, ведь исходя из этого, происходит формирование круга детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают) и воспринимают дети.
Сюда входит детская литература и детские журналы с учётом возрастных особенностей.
Предлагаю вам поиграть, чтобы узнать, на сколько вы знакомы с детскими произведениями!
Вам необходимо ответить на некоторые вопросы викторины, определить название сказки.
- Сказочная викторина
1) Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
2) Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
3) Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Это… (доктор Айболит)
4) На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился … (Колобок)
5) Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите, как звали её? (Красная шапочка)
6) Кто говорил такие волшебные слова:
«По щучьему велению, по – моему хотенью.
Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой!» (Емеля)
- Конкурс «Кто здесь был и что забыл?»
Предлагаю выполнить следующее задание. Я буду доставать по одной вещи из сундука, а вы должны угадать автора и название литературного произведения.
1) Телефон («Телефон» К. Чуковский);
2) Мыло, полотенце («Мойдодыр» К Чуковский);
3) Письмо («Почта» С. Маршак);
4) Сковорода, перчатки, билеты («Вот какой рассеянный» С. Маршак);
5) Мячик, зайчик, мишка, кораблик («Игрушки» А. Барто);
6) Туфелька («Золушка» Ш. Перро);
7) Пара сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро);
8) Шапочка красная («Красная шапочка» Ш. Перро);
Учитывая важную роль родителей в привитии детям любви к книге и развитии интереса к чтению, необходимо направить усилия на ежедневное чтение ребёнку детских книг, обсуждению прочитанного, помогать сочинять собственные сказки по прочитанному произведению.
Воспитатель обращает внимание родителей на содержание подготовленной к встрече книжной выставки (научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, людях труда, сборники сказок, загадок, былины и др.). Обращается внимание на то, что детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров (стихотворения, сказки, рассказы, малые фольклорные формы).
Теперь небольшая разминка: “Кто есть, кто”.
Вам предстоит ответить, каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.
Айболит – доктор
Бармалей – разбойник
Каракула – акула
Мойдодыр – умывальник
Тотошка, Кокошка – крокодильчики
Цокотуха – муха
Рыжий, усатый великан – таракан
Федора – бабушка.
Рекомендации родителям:
Дети от года до трех лет начинают понимать содержание детских книг и рассматривать иллюстрации. Поэтому лучше выбирать для них такую детскую литературу, где действуют знакомые ребенку персонажи: животные, люди. И конечно, следить за тем, чтобы большинство слов в детских книгах были понятны малышу. Дети такого возраста очень любят стихи и сказки о животных. Читая малышу подобранные детские книги, мама может подражать голосом животных, приглашая к этому же и ребенка. При чтении знакомой сказки или стишка ребенок может самостоятельно договаривать слова, когда мама делает паузу или импровизировать диалог. Из классики детской литературы можно выбрать В.Г. Сутеева, Е.И. Чарушина, К.И. Чуковского, народные сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», сборник стихотворений Агнии Барто для самых маленьких.
В этом возрасте для чтения вполне достаточно пяти минут, а далее можно действовать по обстоятельствам. Не нужно силой усаживать ребенка возле себя. Ничего страшного нет в том, что он отказывается вас слушать. Выберите момент, когда ребенок займется игрушками, подсядьте к нему и почитайте, или устно зачитывайте сами эпизоды знакомых Вам произведений, не стараясь привлечь внимания. Хорошо, если ребенок по ходу чтения будет договаривать последний звук, слог, слово, а также имитировать звуки животных. Не препятствуйте использованию жестов, с их помощью ребенку легче выразить свои мысли, переживания. Повторяйте слова, которые ребенок произнес особенно удачно и не забывайте похвалить ребенка.
А для того, чтобы у ребенка была возможность повторять за вами или подсказывать – читайте произведение несколько раз. Так ребенок будет гордиться тем, что он знает это произведение, и что он сам может вам подсказать слово или предложение.
После двух лет рекомендуется использовать загадки – это мощное средство развития речи, интеллекта, познавательного интереса ребенка. Начинать нужно с простых загадок, отгадка на которые прячется не очень далеко – в самой загадке (кто нам молоко дает, кто мычит? раньше всех встает ку-ка-ре-ку поет и т.д.
В три года у детей заметно увеличивается словарный запас, что позволяет расширить выбор детской литературы по сравнению с ранним периодом жизни. Детям этого возраста можно читать сказки К.И. Чуковского, стихотворения С.Я. Маршака, М.Д. Яснова, В.А. Степанова, И.П. Токмаковой, С.В. Михалкова, сказки и рассказы Е.И. Чарушина, Л.Н. Толстого, множество русских народных сказок. А самим родителям обязательно стоит прочесть книгу К.И. Чуковского «От двух до пяти», которая построена на материале творчества самих детей. Это очень интересное и забавное чтение. Не пожалеете!
Подведение итогов собрания:
Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, необходимо:
– рассказать детям о детской библиотеке, записаться в неё и регулярно брать книги для семейного чтения, и не только, но и проводить свой досуг с семьей в современных модульных библиотеках;
– читать ежедневно с ребенком детские книги;
– обсуждать с ним прочитанное;
– помогать детям составлять по иллюстрации рассказы;
– регулярно разучивать с детьми стихотворения;
– в каждой семье найти время для организации семейного чтения. А также предложение читать произведение непосредственно в группе с семьёй, тем самым привлечь вниманию детей к любви чтению.