Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Городской психолого-педагогический центр «Потенциал»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОЛИМПИАДНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
2024/2025 учебный год
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 9 мес.
Направленность: социально-гуманитарная
Составитель:
Тюпкина И.В., методист
Барнаул, 2024
Оглавление
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3
1.1. Пояснительная записка 3
Актуальность Программы 4
Целесообразность Программы 4
Адресат Программы (категория обучающихся) 5
Специфика Программы, формы организации деятельности, особенности образовательного процесса 6
1.2. Цель, задачи и принципы Программы, ожидаемые результаты 6
Цель Программы 6
Задачи Программы: 7
Принципы Программы 7
Ожидаемые результаты 9
Формируемые компетенции 10
1.3. Содержание программы, учебно-тематический план 12
1.3.1. Учебно-тематический план (для обучающихся 12-15 лет) 12
1.3.2. Содержание Программы 14
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 20
2.1. Календарный учебный график 20
2.2. Условия реализации Программы 20
Материально – техническое обеспечение 20
Методическое, информационное обеспечение 20
Санитарно-гигиенические условия, безопасность 20
2.3. Формы контроля (аттестации/оценивания), подведение итогов Программы, оценочные материалы 21
Список использованной литературы……………………………………………………….23
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
В соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года особое внимание уделяется формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся, в том числе одаренных, повышению доступности дополнительного образования.
Необходимость создания и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Олимпиадный русский язык» (далее-Программа) обусловлена потребностями учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений и социального заказа их родителей (законных представителей) в дополнительном материале и реализации своего творческого потенциала.
Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации». - Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СанПиН 2.4.3648-20 (Постановление от 28.09.2020 №28).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вступ. в силу с 01.03.2021) (далее – СанПин 1.2.3685-21).
7.Устав МБУ ДО ГППЦ «Потенциал».
8.Положение о дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программах и рабочих программах, реализуемых в МБУ ДО Городской психолого-педагогический центр «Потенциал», утв. приказом №15 от 27.01.2021, протокол заседания Педагогического совета №3 от 27.01.2021.
Программа составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть комплексом теоретических и практических знаний по курсу «Олимпиадный русский язык», получить дополнительную научную информацию, которая существенно способствует при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении. Язык реализации Программы – русский.
Актуальность Программы
Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы: учится мгновенно выбирать точное и меткое слово, свободно и грамотно строить предложения и текст, учится владеть дыханием и голосом, интонациями, переходить с устного (акустического) языкового кода на графический, буквенный, – и обратно. Языковое образование и речевое развитие– одна из центральных проблем современности. Важно развить у обучающихся способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфемной, словообразовательной, морфологической, синтаксической), практически осмысливать закономерности языка. Хорошее знание русского языка помогает в дальнейшем активно участвовать во всех сферах общественной и производственной жизни. Важно также научиться самостоятельно пополнять свои знания по русскому языку, уметь пользоваться разнообразной справочной литературой и другими источниками.
Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы. Решение языковых задач, связанных с логическим мышлением, позволяет закрепить интерес обучающихся к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной Программы является развитие у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Программа формирует мировоззрение, соответствующее современному уровню развития социально-гуманитарной науки, предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических олимпиадных задач, применению различных методов познания.
Вне зависимости от победы в той или иной олимпиаде, учащимся предоставляется возможность реализовать свои способности по русскому языку и в дальнейшем использовать полученные знания и навыки для успешного образования и карьеры.
Целесообразность Программы
Важнейшими образовательными задачами современного времени являются построение образовательного процесса с учетом различного уровня обучаемости учащихся, создание единого образовательного пространства как условия непрерывности образования, использование возможностей дополнительного образования для развития творческих способностей учащихся, в том числе одаренных, для формирования у них практических умений по решению типовых и специфических олимпиадных заданий.
Олимпиадное движение по русскому языку осуществляет поиск юных талантов, определяет наиболее подготовленных, одаренных учащихся, проявивших особый интерес к изучаемому предмету.
Выполняя целый ряд функций, олимпиады способствуют формированию у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные эмоции.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью через дополнительное образование прививать детям любовь к русскому литературному языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность, приобщать учащихся к лучшим традициям родного языка, способствовать формированию у обучающихся общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития в современном обществе, так как в настоящее время возросли требования к общей языковой культуре.
Программа имеет практическую направленность и имеет особое значение для детей, желающих углубить знания по русскому языку и проявляющих успехи в его изучении, а также при выполнении олимпиадных заданий. При максимальном расширении содержания и форм практической деятельности при реализации данной Программы, создаются условия для самостоятельной продуктивной работы, в которой проявляются творческие способности ребенка.
Педагогическая целесообразность Программы также обусловлена тем, что в процессе ее реализации формируются метапредметные компетенции, навыки поиска информации и ответов на поставленные проблемные вопросы, ведения дискуссии, диалогов друг с другом и аудиторией, владение собственной речью при выступлениях, умение подбирать аргументы, факты, отстаивать свою позицию. Программа способствует воспитанию у обучающихся таких качеств как толерантность, гражданственность, нравственность. Программа помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.
Адресат Программы (категория обучающихся)
Программа ориентирована на учащихся муниципальных общеобразовательных организаций города Барнаула в возрасте от 12 до 15 лет, не имеющих ОВЗ, проявляющих особый интерес к изучению русского языка и показывающих высокие результаты в различных олимпиадах школьников по русскому языку.
ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития.
Для данной возрастной категории учащихся характерно критически и избирательно относиться к учебному материалу. У них преобладает сознательная и целенаправленная учебная деятельность, возрастающая способность самостоятельно регулировать и направлять свои действия. С возрастом усиливается понятийная упорядоченность знаний, развиваются интеллектуальные способности и потенциально усиливается настойчивость в учении. Именно эти психологические особенности играют важную роль в работе над раскрытием той или иной темы, а, следовательно, способствуют развитию творческой одарённости учащихся и их самореализации.
Специфика Программы,
формы организации деятельности, особенности образовательного процесса
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Срок реализации программы: 9 месяцев в течение всего учебного года с сентября по май.
Форма обучения: очная.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая (фронтальная), индивидуальная (при необходимости).
Общее количество часов: 144.
Уровень сложности: продвинутый (углубленный).
Программа рассчитана на занятия, которые проводятся согласно расписанию на 2024/2025 учебный год. Между занятиями предусмотрен перерыв продолжительностью 10 минут.
Режим занятий: согласно расписанию.
Количество обучающихся в одной группе: 12-15 человек.
Группа состоит из обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий. Состав группы – может меняться.
Набор (зачисление) в группу осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя) обучающегося с предоставлением сертификата дополнительного образования (копии) и документов, удостоверяющих личность ребенка и родителя. Отчисление также осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя) обучающегося.
Основная деятельность направлена на подготовку к участию в олимпиадном движении, на развитие талантов, интеллекта и одаренности.
1.2.Цель, задачи и принципы Программы, ожидаемые результаты
Цель Программы: формирование условий для подготовки обучающихся к олимпиадам по русскому языку, развитие речевой культуры обучающихся в процессе выполнения нестандартных и занимательных заданий, филологической культуры заинтересованных школьников, оказание поддержки учащихся, проявивших особые способности в предметной области «Русский язык».
Задачи Программы:
- ознакомить с форматом проведения олимпиад, с теоретическими сведениями, необходимыми для решения олимпиадных заданий;
- способствовать формированию гибкости мышления, способности ориентироваться в типах олимпиадных заданий;
- способствовать усвоению базовых основ русского языка, развитию творческого мышления в предметной области «Русский язык»;
- познакомить обучающихся с историей русского языка;
- углубить знания учащихся по всем разделам русского языка (фонетике, графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию);
- совершенствовать навыки употребления языковых единиц в речи;
- формировать навыки решения нестандартных лингвистических задач;
- развивать познавательную и исследовательскую деятельность, внимание и интерес к изучению русского языка, к его истокам;
- развивать наблюдательность и воображение, навыки активного творчества;
- способствовать развитию лингвистического мышления и коммуникативных способностей учащихся, поддержанию высокого уровня их мотивации к изучению родного языка;
- развивать потребность пользоваться всем языковым богатством;
- создавать условия для созидательного сотрудничества с другими обучающимися и педагогом;
- развивать нравственные качества личности: трудолюбия, усидчивости, настойчивости, чувства эстетического вкуса, гармонии, коллективной ответственности;
- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- развивать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку как части русской национальной культуры;
- показать привлекательность профессий, получаемых на базе социально-гуманитарного образования;
- сформировать навыки самостоятельной работы с источниками информации, в том числе навыки осмысленного чтения, потребность в постоянном саморазвитии;
- способствовать расширению общего кругозора в целом;
- способствовать развитию творческого потенциала обучающихся, эрудиции, интеллектуальных, познавательных и рефлексивных способностей, обучающихся для успешного выполнения олимпиадных заданий.
Принципы Программы
- Принцип речевой направленности предусматривает использование русского языка как средства общения и формирование у учащихся умения соотносить языковые средства с определенной ситуацией, задачами и условиями общения с опорой на социокультурные знания; решение познавательно-коммуникативных задач для реализации информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной функций общения; использование русского языка как средства общения;
- Принципы интеграции и дифференциации в работе над аспектами языка предполагают одновременное формирование произносительных, лексических и грамматических навыков на одном материале (речевом образце) в процессе тщательной тренировки и вместе с тем дифференцированный подход к обучению различным аспектам языка, что определяет специфику используемых типов и видов упражнений в зависимости от трудностей языкового материала (фонетического, лексического, грамматического), подлежащего усвоению;
- Принцип интеграции по развитию речевых умений предполагает комплексное развитие различных видов речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письменной речи, так как в процессе их становления происходит их взаимовлияние;
- Принцип сознательности и активности предусматривает осознанное восприятие, осмысленную тренировку языкового и речевого материала и осознанное его применение в процессе решения коммуникативных задач. Сознательное ознакомление, тренировка и применение обеспечиваются средствами зрительной наглядности, сравнением, объяснением грамматического материала с помощью различных видов правил;
- Принцип активности предполагает речевую активность обучающихся в различных видах речевой деятельности, широкое использование игровых форм, проектной работы, компьютерных технологий, развитие автономии и самостоятельности учащихся в учебной деятельности;
- Принцип посильности и доступности предполагает тщательный отбор фактов языка, предназначенных для усвоения. С одной стороны, учебный материал должен быть образцом современного русского языка. Это касается как текстов, предназначенных для чтения, так и текстов для аудирования. С другой стороны, объем предлагаемого для усвоения материала строго лимитирован в соответствии с возрастной категорией учащихся. Весь изучаемый материал подается небольшими порциями, тщательно отрабатывается с помощью тренировочных упражнений;
- Принцип индивидуализации предусматривает учет личностных индивидуальных и субъектных особенностей, учащихся в их единстве и взаимосвязи;
- Принцип цикличности построения учебного материала состоит в том, что структура изложения учебного материала курса периодически повторяется при изучении.
Ожидаемые результаты
В результате изучения Программы обучающийся должен:
- овладеть различными способами выполнения заданий творческого и поискового характера, переработки информации, ее сравнения и группировки, в том числе при работе с олимпиадными заданиями;
- логически, творчески мыслить;
- уметь самостоятельно работать со справочными источниками и материалами, с различной научно-популярной литературой, электронными носителями информации, уметь самостоятельно приобретать и применять знания в различных
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
- овладеть навыками критической оценки полученных результатов решения;
- знать алгоритмы решения задач различного уровня сложности, владеть навыками решения их решения;
- уметь применять теоретические знания в практике решения задач;
- владеть собственной речью, осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово;
- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога; потребность в чтении;
- проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- проявлять интерес к изучению языка;
- уметь перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь строить рассуждения;
- уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- уметь работать в команде.
По итогам освоения Программы у обучающихся должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для успешного выполнения конкурсных этапов олимпиады по русскому языку.
Формируемые компетенции
Использование данной Программы направлено на развитие следующих компетенций:
Коммуникативная (речевая) компетенция — навыки оперирования и языкового описания, трактования, навыки коммуникативного выражения изученного материала в соответствии с темами, сферами и ситуациями, умение строить и вести монолог, диалог, дискуссию; осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Различение языка и речи, понимание речи как деятельности, основанной на реализации языковой системы. Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка и др.
Культуроведческая компетенция — овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учебно-познавательная компетенция — целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; способность осуществлять автономное изучение предмета, владение общими и специальными учебными навыками, и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения знаниями, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Компенсаторная компетенция — способность выходить из затруднительного положения в процессе познавательно-исследовательской деятельности, решения задач и т.д.
Информационная компетенция — владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации; осуществление поиска, анализа и интерпретации информации, необходимой для выполнения необходимых задач.
Социально-трудовая компетенция — профессиональное самоопределение, личностное самосовершенствование, способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни; уметь планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Умение работать в команде— сотрудничать с коллективом для достижения совместной цели, достигать результата при работе как одному, так и в группе.
1.3. Содержание программы, учебно-тематический план
«Таблица 1»
1.3.1. Учебно-тематический план (для обучающихся 12-15 лет)
Наименование модуля, темы, краткое содержание | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | |||
всего | теория | практика | |||
Тема 1. Периоды развития русского языка. Язык как система | 4 | 2 | 2 | Беседа
Устный опрос Педагогическое наблюдение и анализ в процессе выполнения заданий Разбор типичных ошибок |
|
Тема 2. Функции языка. Невербальные средства общения | 4 | 2 | 2 | ||
Тема 3. Понятие о национальном языке и его основных формах. Заимствования иностранных слов | 4 | 2 | 2 | ||
Тема 4. Процессы говорения, аудирования, письма, чтения как виды речевой деятельности | 4 | 2 | 2 | ||
Тема 5. Словообразование. Способы словообразования, морфемика | 6 | 3 | 3 | ||
Тема 6. Части речи и их классификация | 6 | 3 | 3 | ||
Тема 7. Синтаксис: предложение и его структура. Синтаксическая связь и словосочетание | 6 | 3 | 3 | ||
Тема 8. Грамматика и стилистика | 6 | 3 | 3 | ||
Модуль 2. Речевая культура и коммуникация. Языковые нормы | |||||
Тема 1. Нормы русского литературного языка | 4 | 2 | 2 | Беседа
Устный опрос Педагогическое наблюдение и анализ в процессе выполнения заданий Разбор типичных ошибок |
|
Тема 2. Орфоэпическая норма | 9 | 4 | 5 | ||
Тема 3. Лексическая норма | 9 | 4 | 5 | ||
Тема 4. Морфологические нормы | 10 | 5 | 5 | ||
Тема 5. Синтаксические нормы | 10 | 5 | 5 | ||
Тема 6. Богатство и разнообразие лексикона говорящего | 4 | 2 | 2 | ||
Модуль 3. Социально- этические аспекты русской речевой культуры. Речевой этикет. | |||||
Тема 1. Понятие об этикете как системе правил хорошего тона | 2 | 1 | 1 | Беседа
Устный опрос Педагогическое наблюдение и анализ в процессе выполнения заданий Разбор типичных ошибок |
|
Тема 2. Речевой этикет как составляющая этика – совокупность речевых
формул |
2 | 1 | 1 | ||
Тема 3. Формулы речевого этикета. Этикетные ситуации | 2 | 1 | 1 | ||
Тема 4. Этикет работы в компьютерных сетях | 2 | 1 | 1 | ||
Модуль 4. Грамотность в русском языке | |||||
Тема 1. Орфографическая грамотность | 9 | 4 | 5 | Беседа
Устный опрос Педагогическое наблюдение и анализ в процессе выполнения заданий Разбор типичных ошибок |
|
Тема 2. Пунктуационная грамотность | 9 | 4 | 5 | ||
Модуль 5. Текст и его анализ | |||||
Тема 1. Понятие текста и его структура | 4 | 2 | 2 | Беседа
Устный опрос Педагогическое наблюдение и анализ в процессе выполнения заданий Разбор типичных ошибок |
|
Тема 2. Методы анализа текста | 4 | 1 | 3 | ||
Тема 3. Создание собственных текстов и их редактирование | 4 | 1 | 3 | ||
Тема 4. Текст как авторское высказывание | 4 | 1 | 3 | ||
Тема 5. Изобразительно-выразительные средства языка | 4 | 1 | 3 | ||
Тема 6. Предупреждение ошибок при написании сочинения | 6 | 2 | 4 | ||
Модуль 6. Типовые задания Всероссийской олимпиады школьников | |||||
Тема 1. Повторение | 6 | 1 | 5 | Педагогическое наблюдение и анализ в процессе выполнения заданий
Разбор типичных ошибок Рефлексивная беседа |
|
ИТОГО: | 144 | 63 | 91 |
1.3.2. Содержание Программы
Модуль 1. Введение в русский язык
Тема 1. Периоды развития русского языка. Язык как система
Теория.
Путь и периоды исторического развития русского языка. Распространение письменности на Руси. Создание азбуки и ее реформа.
Практика.
Нахождение в тексте слов славянского происхождения. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 2. Функции языка. Невербальные средства общения
Теория.
Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка. Системы жестикуляции и мимики (невербальные средства общения). Искусственные знаковые системы.
Практика.
Рассмотрение примеров использования невербальных средств общения, анализ. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 3. Понятие о национальном языке и его основных формах. Заимствования иностранных слов
Теория.
Национальный язык как исторически сложившееся средство устного и письменного общения нации, один из ведущих показателей ее существования. Группы и подгруппы языковых семей. Распространенность языка. Формы национального языка: территориальные диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык. Заимствования иностранных слов.
Практика.
Работа с текстом. Рассмотрение и анализ заимствованных слов. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 4. Процессы говорения, аудирования, письма, чтения как виды речевой деятельности
Теория.
Речевая деятельность и ее виды. Письменная и устная речь. Говорение. Слушание. Чтение. Письмо.
Практика.
Работа с текстами. Чтение. Аудирование. Анализ. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 5. Словообразование. Способы словообразования, морфемика
Теория.
Разделы языкознания: словообразование и морфемика. Изучение структуры слова. Морфема как самая маленькая единица языка, которая имеет значение. Формообразующие морфемы. Морфемный и словообразовательный разбор. План морфемного разбора слова. Способы словообразования. План словообразовательного разбора слова.
Практика.
Работа с текстом. Выявление морфем. Осуществление морфемного и словообразовательного разбора. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 6. Тема 6. Части речи и их классификация
Теория.
О частях речи русского языка. Принципы классификации частей речи в русском языке. Подходы к выделению частей речи. Распределение слов по частям речи. Слабо охарактеризованные части речи.
Практика.
Работа с текстом. Работа с частями речи. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 7. Синтаксис: предложение и его структура. Синтаксическая связь и словосочетание
Теория.
Предмет синтаксиса в современном языкознании. Словосочетание. Классификация словосочетаний. Форма словосочетания. Значение словосочетания. Виды синтаксической связи слов в словосочетании. Способы выражения синтаксических связей и отношений. Порядок анализа словосочетания в предложении.
Практика.
Работа с текстом. Поиск и анализ словосочетаний. Рассмотрение синтаксических связей. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 8. Грамматика и стилистика
Теория.
Грамматика и стилистика. Проблема тождества в языкознании. Тема. Рема. Монорема. Дирема. Правила грамматики, стилистики и ритма текста.
Практика.
Работа с текстами. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Модуль 2. Речевая культура и коммуникация. Языковые нормы
Тема 1. Нормы русского литературного языка
Теория.
Понятие нормы. Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры речи. Основы речевой культуры. Эффективное общение и коммуникационные навыки. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Практика.
Работа с текстами. Работа со словарем. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 2. Орфоэпическая норма
Теория.
Основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Практика.
Определение верного произношения звуков и ударений в словах. Разбор типичных ошибок. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 3. Лексическая норма
Теория.
Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Практика.
Работа со словами: определение омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Анализ фразеологизмов. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 4. Морфологические нормы
Теория.
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Практика.
Работа с текстами. Морфологический анализ слова. Разбор типичных ошибок. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 5. Синтаксические нормы
Теория.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Практика.
Работа с текстами. Определение порядка слов в предложениях, главных членов предложения. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Разбор типичных ошибок. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 6. Богатство и разнообразие лексикона говорящего
Теория.
Компоненты речевой ситуации и условия успешного общения. Правильность как основное коммуникативное качество речи. Чистота речи. Богатство и разнообразие лексикона говорящего. Точность и логичность речи. Яркость, выразительность и образность речи. Уместность речи. Доступность и действенность.
Практика.
Аудирование. Чтение. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Модуль 3. Социально- этические аспекты русской речевой культуры. Речевой этикет.
Тема 1. Понятие об этикете как системе правил хорошего тона
Теория.
Понятие этикета. История возникновения речевого этикета. Русский речевой этикет. Правила и нормы речевого этикета в начале общения.
Практика.
Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 2. Речевой этикет как составляющая этика – совокупность речевых формул
Теория.
Национальная специфика речевого этикета. Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении посредством телефона, в компьютерных сетях. Модуляция и ее значение в речевом этикете.
Практика.
Практика по особенностям речевого этикета: разбор примеров. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 3. Формулы речевого этикета. Этикетные ситуации
Теория.
Этикетные формулы. Связь речевого этикета и социальных групп собеседников.
Практика.
Практика по особенностям речевого этикета: воссоздание этикетных ситуаций и их анализ. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 4. Этикет работы в компьютерных сетях
Теория.
Основные правила сетевого этикета. Этикет в деловой переписке. Этикет для личной переписки. Этикет общения по видео
Практика.
Практика по особенностям речевого этикета: разбор примеров общения в компьютерных сетях. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Модуль 4. Грамотность в русском языке
Тема 1. Орфографическая грамотность
Теория.
Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии, правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи; правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.
Практика.
Работа с орфографическими правилами. Разбор трудных случаев орфографии. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 2. Пунктуационная грамотность
Теория.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчиненном предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Практика.
Работа с текстами. Работа со знаками препинания в различных предложениях. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Модуль 5. Текст и его анализ
Тема 1. Понятие текста и его структура
Теория.
Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально- смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Практика.
Работа с текстами, микротекстами. Определение стилей, жанров. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 2. Методы анализа текста
Теория.
Методы и приемы лингво-стилистического анализа текста. Сопоставительный анализ текстов (оригинала и перевода, двух текстов одного автора, однотематических текстов разных авторов, текстов одного литературного направления и др.). Стилевой анализ.
Практика.
Выявление особенностей словаря писателя или отдельного текста. Сопоставительный анализ текстов (оригинала и перевода, двух текстов одного автора, однотематических текстов разных авторов, текстов одного литературного направления и др.). Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 3. Создание собственных текстов и их редактирование
Теория.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора. Аргументация собственного мнения по проблеме. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ текста с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Практика.
Работа с текстами, определение авторской позиции в тексте, поиск аргументов и их источников. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 4. Текст как авторское высказывание
Теория.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении, их предупреждение.
Практика.
Анализ оформления авторской позиции в текстах. Составление собственного текста. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 5. Изобразительно- выразительные средства языка
Теория.
Языковые средства. Тропы. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Метонимия. Синекдоха. Аллегория. Гипербола. Литота. Перифраз. Стилистические фигуры. Лексические повторы (анафора, эпифора, композиционный стык).
Антитеза. Градация. Оксюморон. Инверсия. Парцелляция. Многосоюзие. Фонетические средства выразительности. Фонетические средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражание. Лексические средства выразительности.
Практика.
Работа с фонетическими средствами выразительности. Работа с лексическими средствами выразительности. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Тема 6. Предупреждение ошибок при написании сочинения
Теория.
Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе. Композиция письменной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Практика.
Разбор типичных ошибок. Работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Модуль 6. Типовые задания Всероссийской олимпиады школьников
Тема 1. Повторение
Теория.
Повторение основных тематических блоков типовых заданий Всероссийской олимпиады школьников.
Практика.
Итоговая работа с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
- КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
«Таблица 2»
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Срок проведения аттестации обучающихся | Количество учебных часов | Все учебных недель | Режим занятий |
9 мес. | 10.09.24 | 28.05.25 | Май | 144 | 36 | По расписанию |
2.2. Условия реализации Программы
Материально-техническое, методическое, информационное обеспечение, а также санитарно-гигиенические условия, безопасность соответствуют требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СанПиН 2.4.3648-20 (Постановление от 28.09.2020 №28), а также Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вступ. в силу с 01.03.2021).
Материально – техническое обеспечение
Занятия по Программе проводятся в кабинете, оснащенном следующим оборудованием:
- Парты;
- Стулья;
- Классная доска;
- Компьютер;
- МФУ;
- Экран и проектор;
- Интерактивная доска;
- Наушники.
Методическое, информационное обеспечение
- методическая литература для учителя;
- образцы типовых заданий Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Санитарно-гигиенические условия, безопасность
Вся образовательная деятельность с обучающимися ведется согласно требованиям действующих нормативных документов. Обеспечивается режим проветривания, кварцевания, питьевой режим, режим труда и отдыха, здоровьесбережения. В Учреждении обеспечены все необходимые меры безопасного пребывания обучающихся.
2.3. Формы контроля (аттестации/оценивания),
подведение итогов Программы, оценочные материалы
Проведение аттестации/контроля осуществляется с целью:
- понимания степени сформированности знаний и умений учащихся;
- понимания степени достижения планируемых (ожидаемых) результатов при освоении программы;
- совершенствования педагогом применяемых приемов и методов при организации учебного процесса.
Формы проведения аттестации/контроля:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ;
- устный опрос;
- беседа, в том числе рефлексивная;
- разбор типичных ошибок.
Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, является важнейшей составляющей (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образовательно-воспитательного процесса. Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений, обучающихся планируемым ожидаемым результатам.
Оценивание результатов происходит благодаря неформальному контролю.
Неформальный контроль выполняет уточняющую, информационную функцию и призван стимулировать обучающихся. Он затрагивает как языковые факторы (например: письменные и устные задания, практические и др.), так и неязыковые (например: отношение к изучению русского языка, старательность, участие в работе на занятии, работа в группе, организованность, пунктуальность, презентабельность ответа и др.).
Неформальный контроль позволяет отслеживать эффективность учебной деятельности обучающихся, их учебные стратегии, включая степень развития учебной самостоятельности при изучении русского языка.
Оценивание в таком случае выражается в оценочных комментариях, рецензиях, советах, разборе типичных ошибок и др. со стороны педагога.
Таким образом, качественный неформальный контроль способствует отслеживанию индивидуального прогресса обучающихся.
Данный контроль может использоваться для текущего, промежуточного и итогового оценивания (аттестации) и выполняет функции ориентации образовательного процесса на достижение планируемых ожидаемых результатов и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей педагогу осуществлять управление образовательным процессом.
Контроль осуществляется в процессе совместной работы с обучающимися, в ходе занятий, а также в процессе выполнения различных заданий, беседы, опроса и др.
«Таблица 3»
Неформальный контроль | ||
Виды: | Возможные формы: | Применяется: |
Текущий |
|
на занятии |
Промежуточный |
|
после прохождения темы или модуля Программы |
Итоговый |
|
по завершению Программы |
Текущий контроль осуществляется на занятии с целью определения эффективности выполнения текущих заданий и выявления общего уровня успеваемости. Данный вид контроля осуществляется в привычной для обучающегося учебной обстановке. Во время текущего контроля педагог следит за тем, как обучающиеся работают на занятии, с какими трудностями сталкиваются при выполнении заданий, изучении программного материала.
Промежуточный контроль представляется довольно актуальным в связи с тем, что основным принципом организации материала по русскому языку является тематический. Этот вид контроля может проводиться после прохождения темы или модуля Программы.
Итоговый контроль проводится по завершению Программы. Результативность освоения программы анализируется педагогом по итогам выполнения работы с типовыми заданиями Всероссийской олимпиады школьников.
Список использованной литературы
- Алефиренко Н.Ф. Теория языка: Вводный курс: учебное пособие. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 384 с.
- Буланин Л. Л. Фонетика современного русского литературного языка. – 3-е изд. – М.: Либроком, 2011. – 208 с.
- Касевич В.Б. Введение в языкознание: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – 2012. – 240 с.
- Лекант П.А. Современный русский язык: Синтаксис: учебное пособие. – 1-е изд. – М.: Академия, 2010. – 256 с.
- Черняк В.Д. Синонимия в русском языке. – 1-е изд. – М.: Академия, 2010. – 128 с.
- Шимчук Э.Г. Русская лексикография: учебное пособие. – 1-е изд. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
- Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – 7-еизд. – М.: URSS– 2009. – 288 с.
- Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.
- Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку: 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. –239 с.
- Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 4-е изд. – М.: Русский язык, 2001. – 720 с.
- Гируцкий А. А. Введение в языкознание: пособие для вузов / А. А. Гируцкий. – Минск: Тетра Системс, 2008. – 288 с.
- Голанов И.Г., Голанова Е.И. Морфология современного русского языка: учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
- Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. – Л.: изд. Ленингр. ун-та, 1977.
- Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика: учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
- Мухин А.М. Структура предложений и их модели. – Л.: Наука, 1968. – 231 с.
- Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о происхождении слов. – 5-е изд. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008. – 352 с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., перераб. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. – 368 с.
- Шелепова Л.И. Русская этимология: Теория и практика: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2007. – 128 с.
Словари
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Едиториал УРСС, 2004.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: [в 12-х тт.]. М.: Мир кн., 2002.
- Краткий словарь иностранных слов / авт.-сост. Е.А. Гришина. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 638 с.
- Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина.. – М.: Эксмо, 2005. – 928 с.
- Орфографический словарь / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.
- Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995.
- Резниченко, И. Л. Современный словарь русского языка: Ударения. Произношение. Орфоэпический: около 25000 слов / И. Л. Резниченко. – Москва: Астрель: АСТ, 2010. – 830 с. – (Современный словарь). – ISBN 978-5-17-062068-5 (АСТ). – ISBN 978-5-271-25272-3 (Астрель).
- Русский язык: все трудности языка: орфография, ударение, произношение, значение слов, словоупотребление: универсальный словарь для школьников / И. А. Пугачев [и др.]. – Москва:Астрель: Олимп, 2011. – 218 с.
- Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Большая рос.энцикл., 1997.
- Словообразовательный словарь русского языка для школьников / сост. А.В. Ковригина, М.Ю. Суетина. – М: Дом Славянской книги, 2010. – 352 с.
- Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / сост. Л.В. Антонова, И.Р. Григорян, Н.И. Шильнова. – М.: Дом Славянской книги, 2011. – 960 с.
- Шаповалова О.А. Этимологический словарь русского языка / О.А. Шаповалова. – Изд. 4-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 328 с.