Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
2024 год.
«Скоро в школу»
Воспитатель Дорофеева Л.Е.
Образовательные задачи: Закрепление знания пройденных букв, умение различать гласные и согласные буквы, читать слоги и слова с ними, упражнять в умении делить слова на слоги. Формировать умение составлять предложения по схеме.
Развивающие задачи: Закреплять понятие «предложение» и его словесный состав.
Развитие зрительного восприятия, фонематических процессов, мелкой моторики.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Прививать интерес к обучению в школе.
Оборудование: Две шкатулки, буквы из разрезной азбуки, карточки для игры, тетради, простой карандаш, автобус «Мадам Гармония», интерактивный комплекс «Экоша».
Ход занятия:
Организационный момент.
Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. Как ещё называют школьников? Что делают ученики в школе? А какими качествами нужно обладать, чтобы быть хорошим учеником? Представьте себе, что вы находитесь не в группе, а в школе, в классе. А кто учит учеников? (Учитель). Давайте поиграем в «Школу», я буду учителем, а вы будете учениками. В классе обязательно должны быть дежурные. Я назначу одного из вас, а другого выберете вы. И у нас с вами сейчас – урок. За каждое правильно выполненное задание в школе ставят…, а я буду давать вам букву. В конце урока вас ждёт сюрприз. Готовы? Тогда дежурный даёт звонок на урок (раздаётся звонок) У нас начинается урок грамоты. А что изучают на уроке грамоты? (Буквы и звуки). Чем буквы отличаются от звуков?
Буквы видим и читаем и пишем, звуки слышим и говорим.
Прежде чем мы начнем, давайте с вами вспомним наше правило – считалку!
Раз, Два, Три, Четыре, Пять,
Будем мы сейчас опять –
Смотреть, слушать, размышлять,
И друг другу не мешать!
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить!
- Педагог ставит на стол перед детьми две шкатулки. В первой шкатулке спрятаны пройденные согласные буквы (М, С, Н, К, П, В, Б, Т). Во второй шкатулке спрятаны пройденные гласные буквы (А, О, И, У, Е, Ё, Я, Ю ).
Педагог: Что это? (Буквы). Какие это буквы?
Дети вытаскивают из шкатулки согласные буквы.
Дети: Это согласные буквы
Педагог: Почему их называют согласными буквами?
Педагог: А теперь посмотрим что спрятано во второй шкатулке?
Дети вытаскивают из шкатулки гласные буквы.
Дети: Это гласные буквы
Педагог: Почему их называют гласными буквами?
Педагог: Возьмите каждый себе согласную и гласную буквы, пройдите за столы. Придумайте каждый слова, которые начинаются на ту букву, которую вы взяли.
Дети придумывают слова на гласную и согласную букву, определяют количество слогов в них.
Педагог: А теперь составьте слоги из букв, которые вы взяли и прочитайте. (Дети составляют и читают слоги).
Первая буква О
- «Игра с буквами» (работа по карточкам)
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и назвать их. Выделить первый звук из названий картинок и составить из них слова. Выполнить звуковой анализ слов.
ЖАБА
Ж(согласный, звонкий, твёрдый)
А(гласный)
Б(согласный, звонкий, твёрдый)
А(гласный)
Вторая буква Ш
- Игра «Раздели слова на слоги»
( работа по карточкам)
Третья буква К
- Физминутка видео
- Ребята, в нашей группе есть автобус «Мадам Гармонии». Давайте поможем его пассажирам, распределим всех по своим местам.
Игра «АВТОБУС»
Дети распределяют предметы по классификации: средний род , женский и мужской род.
Четвёртая буква Э
- Дети, напомните мне пожалуйста, что такое предложение?
Это слова, взаимосвязанные между собой по смыслу. Я сейчас прочитаю вам, а вы мне скажете можно считать эту фразу предложением» «Лужа прыгала через детей». А что можно сделать, чтобы исправить?
И следующее задание
«Исправь ошибку»
Дерево растёт на яблоках.
Пол с водой упал и на стакане появилась лужа.
Кошка ловит мышей.
Новые сапоги купили маму и поставили её в шкаф.
Лавочка спряталась под котёнка.
Забор дружно красил детей.
Дети учат уроки.
Чай пил маму.
В каше лежит тарелка.
Бабушка готовит кашу.
Давайте выберем и напишем схему для этого предложения. Напомните мне, с какой буквы пишем предложение? А какие ещё слова нужно писать с большой буквы? И чем заканчивается наше предложение?
Пятая буква А
А сейчас нам нужно сложить слово из букв и узнать, кто же всё-таки приготовил нам сюрприз.
СЛОВО –Э-КО-ША
Дети идут к интерактивному комплексу «ЭКОША». В «ЭКОШЕ» дети играют в игру «Ударение в словах».
- Организация окончания занятия. Рефлексия. Оценка работы детей.
Педагог: Ребята, кем вы сегодня были? А какой у вас был урок? Понравилось вам в нашей школе? У меня есть вот такой портфель. Я попрошу вас выбрать грустный смайлик (если вам было неинтересно или трудно) или весёлый смайлик (если вам было легко и интересно) и приклеить на портфель. Вы все молодцы, очень хорошо справились с заданиями и можете теперь смело идти в настоящую школу.
ЗВОНОК С УРОКА