Выступление на совещание руководителей МОУ на тему: «Духовно-нравственное начало, как неотъемлемая часть полноценной личности»

ФИО: Горохова Е.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4087
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Выступление на совещание руководителей МОУ на тему: «Духовно-нравственное начало, как неотъемлемая часть полноценной личности»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа №18 им. Н.В. Менчинского

Павлово-Посадского городского округа Московской области

Выступление на совещание руководителей МОУ на тему:

«Духовно-нравственное начало, как неотъемлемая часть

полноценной личности»

Подготовил: воспитатель 

первой квалификационной категории 

МОУ СОШ №18 им. Н.В. Менчинского

Горохова Елена Борисовна

СЛАЙД 1   Духовно-нравственное начало, как неотъемлемая часть                                

полноценной личности

 СЛАЙД 2 «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

СЛАЙД 3  В реалиях нашего времени мощный поток новой информации оказывает заметное влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.  Воспитать ребёнка в соответствии с нормами нравственности, а также приобщить к добру его разум и душу – задача не из лёгких. Тенденция к искажению духовно-нравственных ориентиров в обществе, доступность к просмотру детьми в средствах массовой информации сюжетов о насилии и жестокости тяжелым грузом ложатся на детские души. 

Именно в этом возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. СЛАЙД 4  Поэтому духовно-нравственное воспитание должно осуществляться совместными усилиями дошкольной образовательной системой и семьей.

Духовно-нравственное воспитание – это очень долговременный процесс. Он предполагает внутреннее изменение каждого ребенка, которое может найти отражение не здесь и не сейчас, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости работы.

СЛАЙД 5 Целью духовно-нравственного воспитания  дошкольников является воспитание духовно-нравственной личности, посредствам осознания принадлежности к семье, к детскому саду, к малой Родине и стране, приобщения к  народному творчеству и традициям русского народа.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой в работе с детьми:  

  1. Расширять представления о культуре, праздниках и народных традициях русского народа.
  2. Способствовать формированию духовно-нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  3. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, к малой Родине, к родной стране.
  4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
  5. Вовлекать родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

СЛАЙД 6 д/с «Соловушка» является первым дошкольным учреждением нашего города, который открылся в 1929 году. 

СЛАЙД  7  Здание учреждения  расположено в исторической части города, чем и обусловлено выбранное приоритетное направление в образовательной деятельности с давних пор. В настоящее время в нашем дошкольном отделении осуществляется всесторонний подход к духовно-нравственному воспитанию детей.

СЛАЙД  8  Нами накоплен большой опыт работы, который  ведется по нескольким  направлениям:

– духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе общечеловеческих ценностей;

– духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций,

СЛАЙД 9  Развивая предметно-пространственную среду, мы обязательно отводим часть пространства для оформления уголков, посвященных малой Родине в рамках воспитания общечеловеческих ценностей. Они включают в себя разнообразные альбомы на военную тематику: 

– «Наши земляки – герои»,

– «Военная техника»,

СЛАЙД 10 – «Они сражались за Родину»,

– «Города – герои», 

– «Награды Великой Отечественно войны»,

– «Оружие и техника Великой Отечественно войны»,

– «Военные профессии» 

– «Дети – герои Великой Отечественной войны» и т.д.; 

подборка детской литературы: стихи, рассказы о Великой Отечественной войне; подборка мультфильмов о Великой Отечественной войне; демонстрационный материал по теме: документальные фильмы, иллюстрации, презентации.

СЛАЙД 11  В рамках работы по духовно-нравственному воспитанию  был создан музей, где отражается быт и православная культура русского народа, а также работают событийные передвижные выставки.

СЛАЙД 12  Ежегодно перед началом учебного года составляются договоры о сотрудничестве с социумом: с музеем В. Тихонова 

СЛАЙД 13 с Выставочным залом Дом Широкого, с музыкальной школой, 

СЛАЙД 14 с Центральной городской детской библиотекой

СЛАЙД 15 и с Благочинием. 

СЛАЙД 16  Раздел православного направления духовно-нравственного  воспитания является вариативным и добровольным, и поэтому реализуется через систему дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста.  В дошкольном отделении функционируют группы дополнительного образования: «Добрый мир» и «Приобщение к истокам русской народной культуры». 

СЛАЙД 17 В основе разработанных рабочих программ дополнительного образования авторская программа «Православная культура» Л.Л.Шевченко с использованием учебно-методического комплекта «Добрый мир», а также программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры». 

Медленно

СЛАЙД 18  В рамках данных программ в течении года проходят праздники православной направленности: «Рождество Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы», 

СЛАЙД 19 «Рождество Христово», Крещение Господне», 

СЛАЙД 20 «Память 40 Севастийских мучеников» (Праздник птиц), 

СЛАЙД 21 Широкая Масленица», 

СЛАЙД 22 «Пасха Красная», 

СЛАЙД 23  «Святая Троица» (Праздник русской берёзки) и  Праздник Петра и Февронии (День семьи, любви и верности).

СЛАЙД 24  Готовят праздники дети, посещающие группу доп.образования, а зрителями выступают все остальные, которые по ходу праздника вовлекаются во все действа. Таким образом, почувствовать дух народной православной культуры могут практически все дети. Кроме того, на православных праздниках всегда присутствуют представители Павлово-Посадского Благочиния.

СЛАЙД 25  За все время работы в данном направлении нашими гостями были о. Александр Кувшинников, о. Александр Хомяк, о. Михаил Дерябин, о. Димитрий  Марухин. Священники очень содержательно и понятным языком рассказывают детям об основах православия и истории православных праздников и традиций. Также организуются беседы о православной культуре с сотрудниками и родителями воспитанников.

СЛАЙД 26  Чтобы детям был более понятен материал, который они изучили на кружках дети посещают с экскурсией Храм Воскресения Господне. 

СЛАЙД 27   Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально.  Мы уверены, что, создавая благодатную почву и закладывая зерна разумного, доброго, вечного в души детей с раннего возраста, вырастим личность целостную, гармоничную, духовно богатую, открытую миру и другим людям.

СЛАЙД 28   Педагоги, работающие по программе «Православная культура» содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с православной русской церковью, основами православной культуры, ее обычаями и праздниками, формируют у ребенка чувство любви к Родине, воспитывают у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивают умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

СЛАЙД 29  Еще одно не маловажное направление духовно-нравственного воспитания детей является патриотическое воспитание.                           

Мы живём в такое время, когда людям нужно напоминать, кто и за что воевал, кого и когда мы победили, и, собственно, зачем. 

СЛАЙД 30  Ведь очень важно помнить и понять                                                   

«Что чувствовал ребенок, угасая,                                                                                

  Везя на санках умершую мать,                                                                                              

И  губы от бессилия кусая».                                                                                                             

А ведь ещё несколько лет назад, казалось, что никто и никогда не сможет ослабить память о тех страшных днях. Мы  уверены, что нельзя допустить, чтобы наша история была переписана; уверены, что память о Великой Отечественной войне, об её жертвах мы обязаны беречь, как высочайшую ценность. 

СЛАЙД 31  Нам без героев и подвижников не обойтись. Нас всегда будут вдохновлять подвиги воинов,  начиная от Дмитрия Донского, которого благословил на ратный подвиг Преподобный Сергий Радонежский  до героев ВОВ и современности. Важно, чтобы дети мечтали стать героями, примеряли на себя качества и героическую историю своих отцов, дедов и прадедов, свершивших огромное множество славных дел.

СЛАЙД 32 Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. 

СЛАЙД 33 Тема  Великой Отечественной войны – безмерно сложная, неизмеримо духовная, тема со слезами на глазах. Да, дети плачут, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери, 

СЛАЙД 34 или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Но это не страшно. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств. И ребёнок запомнит. Навсегда. И своим детям передаст ту эстафету, тот негасимый огонь. Только через сильные эмоции лежит путь в сердце ребенка. Об этом мы помним, к этому мы стремимся, организуя для наших воспитанников самые разнообразные мероприятия.

Медленно

СЛАЙД 35 Оформление ширм и стенгазет, выставки детского творчества.

СЛАЙД 36 Праздник, посвященный Дню Победы. Встречи с ветеранами,  которые приглашаются на праздники, рассказывают детям свои трогательные истории о военных днях и патриотизме наших воинов.

СЛАЙД 37 Участие наших педагогов и воспитанников в акции «Бессмертный полк»

СЛАЙД 38 Ежегодно дети с педагогами ходят к мемориальному комплексу «Падших воинов» для возложения цветов 

СЛАЙД 39 Музыкально-литературные гостиные и конкурсы чтецов.

СЛАЙД 40 Конкурс патриотической песни, где дети исполняют песни военных лет.

СЛАЙД 41 В музее детского сада в эти дни организуется передвижная выставка, где представлена экспозиция на тему ВОВ:

СЛАЙД 42 Также педагоги с детьми реализуют педагогические проекты на военную тематику 

СЛАЙД 43 и в рамках этих проектов посещают школьный музей, школьную и Центральную детскую библиотеки,  и выставочный зал «Дом Широкова»

Во время таких экскурсий у ребенка есть возможность не только услышать о войне, но и посмотреть старинные вещи, оружие, письма солдат. 

СЛАЙД 44 Мы делаем все возможное, чтобы сохранить историческую память, связь времен, преемственность поколений, понимая, что наша страна сейчас как никогда нуждается в духовных и нравственных опорах, в традициях и ценностях, без которых нацию сплотить невозможно, чтобы наши дети понимали, что  надо любить Россию, дорожить Родиной. На наших детей мы возлагаем свои надежды. Человек сильный духом, обладающий высоким духовно-нравственным потенциалом, опирающийся на духовную силу православных ценностей русской народной культуры, способен превозмочь все невзгоды и бедствия, неизбежно возникающие в любой исторический период времени.