Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности для успешной подготовки детей к школе

ФИО: Исмагилова А.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4090
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности для успешной подготовки детей к школе
Итоговая оценка: 2 место,  65 баллов(-а)



Конспект занятия

Формирование универсальных предпосылок
учебной деятельности для успешной подготовки детей  к школе

Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Упражнять в умении выделять звук в начале слова.
  • Упражнять в умении составлять зашифрованные слова из картинок.
  • Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
  • Развивающие:
  • Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать).
  • Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).
  • Развивать зрительно-пространственную ориентацию.
  • Развивать элементарные навыки самооценки.
  • Развивать фантазию и воображение.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе.
  • Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
  • Повысить интерес детей к развивающим занятиям по подготовке к обучению в школе.

Направление – развивающее;

Группа – подготовительная к школе;

Форма организации – фронтальная, групповая.

Тип занятия – комплексное с элементами тренинга.

Время реализации – 25 минут;

Количество детей – 6 чел;

Ожидаемые результаты:

  • Дети старшего дошкольного возраста  владеют способами передачи собственных эмоциональных состояний, умеют сдерживать проявления негативных эмоций;
  • Проявляют любознательность, задают вопросы, интересуются причинно-следственными связями;
  • Способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • Умеют работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму, с помощью взрослого могут определить свое затруднение и сформировать познавательную задачу.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе»;
  • Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»;
  • Ганичева И. В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»;
  • Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь».

Оборудование:  колокольчик, наборы предметных картинок, карточки «Расставь знаки», смайлики эмоции, кружки красного, желтого и синего цвета, цветик-семицветик.

На занятии применяются следующие технологии:

  • Игровые,
  • Здоровьесберегающие,
  • Информационно-коммуникативные,
  • ТРИЗ.

Методы, используемые в работе с детьми:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:

  • Метод наглядной передачи информации (зрительное восприятие информации с помощью интерактивной доски);
  • Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);
  • Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);

Методы стимулирования и мотивации:

  • Эмоциональные;
  • Социальные;
  • Игровые;

Методы контроля и самоконтроля:

  • Самоконтроль и взаимоконтроль. 

«Приветствие»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой  и тактильный контакт.

Воспитатель:  «Доброе утро, ребята! Я вам предлагаю поздороваться друг с другом необычным способом: ладошками».
Диагностика настроения

Воспитатель: Дети, а с каким настроением вы пришли на занятие? С вами хотят поздороваться «эмоции». Выберите ту, которая соответствует вашему настроению.

Дети находят значок «эмоции», который отражает их настроение, показывают и прикрепляют на магнитную доску. 

Итак, у вас у всех хорошее настроение и это очень хорошо. 

Ребята, посмотрите на экран: герой какой сказки изображен? Посмотрите что у меня в руках? Ребята, как вы думаете что это? Да, это цветик-семицветик.

Девочка Женя использовала 6 лепестков цветика-семицветика, но один лепесток она оставила для вас. Мы сейчас оторвем последний лепесток, скажем волшебные слова и узнаем, куда он нас принесёт. 

       Лети, лети, лепесток,

       Через Запад на Восток,

       Через Север, через Юг,

       Возвращайся, сделав круг.

       Лишь коснешься ты земли-

       Будь по-моему вели.

(Дети произносят слова).

Ребята, мы с вами оказались в школе. Посмотрите вот и парты, звенит школьный звонок на урок. Садитесь,  пожалуйста, на свои места начинается урок.

Игра «Что лишнее»

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания.

Ребята находят лишнюю картинку  и убирают ее. При этом объединяют оставшиеся картинки одним признаком и называют его.

Упражнение «Зашифрованные слова»

Дети сидят за столами.

Цель: Совершенствование умения составлять зашифрованные слова из картинок, закрепление умения выделять звук в начале слова.

Дети называют картинки, определяют первый звук в каждом слове и произносят их по порядку, так можно догадаться, какое слово зашифровано на экране с помощью картинок.

ИГРА «Расставь знаки»

Для выполнения задания потребуется для каждого ребенка бланк с заданием. Воспитатель: Ваша задача, ребята, правильно написать знаки в фигурах.

Сейчас я предлагаю отправиться на зеленую полянку.

Мультимедийная гимнастика для глаз «Воздушные шарики»

Цель: Снятие напряжения с глазодвигательного нерва, концентрация внимания, развитие зрительно-пространственной ориентации.

На экране с музыкальным сопровождение появляются анимированные объекты, за которыми ребята внимательно следят.

Физкультминутка «Разноцветные шарики»

(упражнение выполняется на ковре)

Воспитатель: Сейчас я вам буду показывать шарики разного цвета, когда я покажу вам красный шарик – хлопаем в ладоши, желтый – топаем ногами, синий – руки поднимаем  вверх.

Игра «Скажи наоборот»

Дети становятся в круг, психолог бросает мяч и называет слово. Ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово наоборот, которое имеет противоположное значение названному.

День – ночь,  белый – черный, горячий – холодный, сильный – слабый, добрый – злой, большой – маленький, зима-лето, сладкий -горький.

Воспитатель: – Молодцы, ребята, какие вы умные.

Заключительная часть

Рефлексия «Моя Оценка»

Цель: формирование элементарных навыков самооценки.

Ребята, перед вами корзинки с  кружочками:  красные, желтые, синие.

Вы должны поднять и показать:

Красный круг (Мне понравилось занятие и у меня все получилось).

Желтый круг (Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились).

Синий круг (Мне не понравилось занятие).

Это и будет ваша соответствующая оценка. И не забывайте поделиться с нами, какое задание вам запомнилось больше всего. 

Ребята, вы были молодцы. Вы умеете думать, обобщать понятия, работать в группе. Спасибо. До свидания!