Конспект занятия
Формирование универсальных предпосылок
учебной деятельности для успешной подготовки детей к школе
Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.
Задачи:
- Образовательные:
- Упражнять в умении выделять звук в начале слова.
- Упражнять в умении составлять зашифрованные слова из картинок.
- Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
- Развивающие:
- Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать).
- Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).
- Развивать зрительно-пространственную ориентацию.
- Развивать элементарные навыки самооценки.
- Развивать фантазию и воображение.
- Воспитательные:
- Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе.
- Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
- Повысить интерес детей к развивающим занятиям по подготовке к обучению в школе.
Направление – развивающее;
Группа – подготовительная к школе;
Форма организации – фронтальная, групповая.
Тип занятия – комплексное с элементами тренинга.
Время реализации – 25 минут;
Количество детей – 6 чел;
Ожидаемые результаты:
- Дети старшего дошкольного возраста владеют способами передачи собственных эмоциональных состояний, умеют сдерживать проявления негативных эмоций;
- Проявляют любознательность, задают вопросы, интересуются причинно-следственными связями;
- Способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- Умеют работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму, с помощью взрослого могут определить свое затруднение и сформировать познавательную задачу.
Учебно-методическое обеспечение:
- Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе»;
- Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»;
- Ганичева И. В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»;
- Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь».
Оборудование: колокольчик, наборы предметных картинок, карточки «Расставь знаки», смайлики эмоции, кружки красного, желтого и синего цвета, цветик-семицветик.
На занятии применяются следующие технологии:
- Игровые,
- Здоровьесберегающие,
- Информационно-коммуникативные,
- ТРИЗ.
Методы, используемые в работе с детьми:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
- Метод наглядной передачи информации (зрительное восприятие информации с помощью интерактивной доски);
- Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);
- Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);
Методы стимулирования и мотивации:
- Эмоциональные;
- Социальные;
- Игровые;
Методы контроля и самоконтроля:
- Самоконтроль и взаимоконтроль.
«Приветствие»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.
Воспитатель: «Доброе утро, ребята! Я вам предлагаю поздороваться друг с другом необычным способом: ладошками».
Диагностика настроения
Воспитатель: Дети, а с каким настроением вы пришли на занятие? С вами хотят поздороваться «эмоции». Выберите ту, которая соответствует вашему настроению.
Дети находят значок «эмоции», который отражает их настроение, показывают и прикрепляют на магнитную доску.
Итак, у вас у всех хорошее настроение и это очень хорошо.
Ребята, посмотрите на экран: герой какой сказки изображен? Посмотрите что у меня в руках? Ребята, как вы думаете что это? Да, это цветик-семицветик.
Девочка Женя использовала 6 лепестков цветика-семицветика, но один лепесток она оставила для вас. Мы сейчас оторвем последний лепесток, скажем волшебные слова и узнаем, куда он нас принесёт.
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Будь по-моему вели.
(Дети произносят слова).
Ребята, мы с вами оказались в школе. Посмотрите вот и парты, звенит школьный звонок на урок. Садитесь, пожалуйста, на свои места начинается урок.
Игра «Что лишнее»
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания.
Ребята находят лишнюю картинку и убирают ее. При этом объединяют оставшиеся картинки одним признаком и называют его.
Упражнение «Зашифрованные слова»
Дети сидят за столами.
Цель: Совершенствование умения составлять зашифрованные слова из картинок, закрепление умения выделять звук в начале слова.
Дети называют картинки, определяют первый звук в каждом слове и произносят их по порядку, так можно догадаться, какое слово зашифровано на экране с помощью картинок.
ИГРА «Расставь знаки»
Для выполнения задания потребуется для каждого ребенка бланк с заданием. Воспитатель: Ваша задача, ребята, правильно написать знаки в фигурах.
Сейчас я предлагаю отправиться на зеленую полянку.
Мультимедийная гимнастика для глаз «Воздушные шарики»
Цель: Снятие напряжения с глазодвигательного нерва, концентрация внимания, развитие зрительно-пространственной ориентации.
На экране с музыкальным сопровождение появляются анимированные объекты, за которыми ребята внимательно следят.
Физкультминутка «Разноцветные шарики»
(упражнение выполняется на ковре)
Воспитатель: Сейчас я вам буду показывать шарики разного цвета, когда я покажу вам красный шарик – хлопаем в ладоши, желтый – топаем ногами, синий – руки поднимаем вверх.
Игра «Скажи наоборот»
Дети становятся в круг, психолог бросает мяч и называет слово. Ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово наоборот, которое имеет противоположное значение названному.
День – ночь, белый – черный, горячий – холодный, сильный – слабый, добрый – злой, большой – маленький, зима-лето, сладкий -горький.
Воспитатель: – Молодцы, ребята, какие вы умные.
Заключительная часть
Рефлексия «Моя Оценка»
Цель: формирование элементарных навыков самооценки.
Ребята, перед вами корзинки с кружочками: красные, желтые, синие.
Вы должны поднять и показать:
Красный круг (Мне понравилось занятие и у меня все получилось).
Желтый круг (Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились).
Синий круг (Мне не понравилось занятие).
Это и будет ваша соответствующая оценка. И не забывайте поделиться с нами, какое задание вам запомнилось больше всего.
Ребята, вы были молодцы. Вы умеете думать, обобщать понятия, работать в группе. Спасибо. До свидания!