Помогаева Анастасия Анатольевна
Традиционные и новые формы взаимодействия с родителями
Взаимодействие педагога ДОУ с родителями
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
При организации совместной работы педагога с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Мы используем следующие формы работы с родителями:
- “Для вас, родители”, содержащие информацию о повседневной жизни группы – различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье, о формах и методах работы с дошкольниками.
- “Советы и рекомендации” под руководством психолога, логопеда (в старших группах) помещаются рекомендации по различным вопросам.
- «Творим и создаем» – уголок рисунков и поделок детей по рисованию, аппликации, конструированию и лепке.
- «Хотим сказать «спасибо». Я пишу слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь детскому саду. Главное в оформлении этой рубрики — своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление. («Спасибо нашим папочкам за постройку горки!», «Спасибо за проведенный ремонт в группе!», «Спасибо всем, кто принял участие в летнем оформлении нашего участка!»). Указываются фамилии.
В практике работы дошкольного учреждения используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.
Я разработала таблицу форм работы:
Наименование | Цель использования | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов,
потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
⁻ Проведение социологических
опросов ⁻ Анкеты – Родительские собрания ⁻ Индивидуальные беседы ⁻ Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства) ⁻ Переписка по электронной почт |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | ⁻ Семинары-практикумы
⁻ Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме ⁻ Мини-собрания ⁻ Педагогическая гостиная ⁻ Устные педагогические журналы ⁻ Исследовательская, проектная деятельность ⁻ Интернет-журнал |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | ⁻ Совместные досуги, праздники
⁻ Интерактивные досуговые мероприятия ⁻ Выставки работ родителей и детей ⁻ Семинары ⁻ Мастер-классы ⁻ Дни добрых дел |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | ⁻ Буклеты
⁻ Электронные газеты ⁻ Дни (недели) открытых дверей ⁻ Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей ⁻ Выпуск стенгазет |
Я остановлюсь на досуговых формах работы с родителями:
Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
- Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно – развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
- Встречи с интересными людьми.
«Мастер-класс»
Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители или
приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области. Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. Затем можно дать тему нескольким родителям, которые смогут объяснить или продемонстрировать на практике, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться и т.д. В конце встречи подводиться итог.
На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д.
Вывод: используйте как традиционные. Так и не традиционные формы взаимодействия с родителями по обстоятельствам.