Программа муниципального проекта по нравственно- патриотическому воспитанию «Капсула времени-история моей семьи»

ФИО: Косарева А.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4101
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Программа муниципального проекта по нравственно- патриотическому воспитанию «Капсула времени-история моей семьи»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



«Дорожная карта» по реализации проекта по нравственно- патриотическому воспитанию

 «Капсула времени- История моей семьи»

Наименование мероприятия Исполнители Срок реализации
1 2 3
1. Подготовительный этап. Сроки: 01.01.2024- 01.06.2024
1.1 Создание рабочей группы обеспечивающей координацию детско- родительского коллектива Руководитель ДОУ Январь 2024
1.2 Разработка новых актов (о Совете ДОУ, положение о взаимодействии с родителями, законными представителями) Зам. Зав. По УВР  Январь 2024
1.3 Изучение теоретической части вопроса, с целью повышения компетенции педагогов в данной теме. Педагоги Январь 2024
1.4 Создание «дорожной карты» проекта. Педагоги Февраль  2024
1.5 Анкетирование родителей, с целью выявления уровня педагогической культуры родителей по вопросам социально-нравственного дошкольников. Педагоги, родители Март- Апрель 2024
1.6 Диагностические мероприятия позволяющие выявить уровень нравственно- патриотического воспитания дошкольников. Педагоги Март 2024
1.7  Создание мотивационной доски

 « Достижения моей семьи»

Педагоги, родители Март- Апрель 2024
1.8 Создание шаблона грамоты участника проекта Педагоги Март 2024
1.9 Сбор посылки в будущее выпускнику 2027 года. Родители, дети, педагоги Апрель- Июль 2024
1.10 Оформление и торжественное запечатывание капсулы времени. Родители, дети, педагоги Август 2024
1.11 Организация и проведение праздничного концерта посвященного запечатыванию «Капсулы времени- История моей семьи» Все ДОУ Август 2024
2. Основной этап. Сроки: 02.06.2024- 30.04.2027
2.1 Подборка методической познавательной литературы. Педагоги На протяжении всего проекта
2.2 Беседы , чтение литературных произведений, просмотры мультфильмов о семье и взаимоотношениях в ней, с целью обогащения знаний дошкольников в понимании слов: род, родословная, родственники, Родина. Педагоги, дети На протяжении всего проекта
2.3 Организация и проведение фотовыставок, творческих мастерских, выставок рисунков, поделок, арт- выставок посвященных укреплению детско- родительских отношений. Все ДОУ На протяжении всего проекта
2.4 Организация действующих библиотек для совместного чтения детей и родителей. Все ДОУ На протяжении всего проекта
2.5 Запуск мотивационной доски «Достижения моей семьи» Все ДОУ На протяжении всего проекта
2.6 Организации встреч с ветеранами и участниками боевых действий с целью обогащения знаний о героическом прошлом и настоящем нашей страны. Все ДОУ На протяжении всего проекта
2.7 Проведение ежегодных интеллектуальных историко- патриотических игр- квизов между ДОУ  Все ДОУ На протяжении всего проекта
2.8 Проведение ежегодных семейных мероприятий, конкурсов творческой направленности  между ДОУ, посвященных укреплению отношений в семье. Все ДОУ На протяжении всего проекта
2.9 Сезонная организация семейных мероприятий по расчистке от снега участков, субботников, ярмарок, благотворительных акций,  конкурсов внутри ДОУ с целью укрепления детско- родительских отношений и приобщения ребенка к совместному труду. Все ДОУ

Родители, дети

На протяжении всего проекта
2.10 Регулярное участие  всех членов семей совместно с детьми в спортивных  мероприятиях между ДОУ Все ДОУ На протяжении всего проекта
2.11 Творческое участие педагогов на протяжении всего срока реализации проекта вне дорожной карты. Педагоги На протяжении всего проекта
3. Предзаключительный этап. Срок: 01.05.2027- 20.05.2027
3.1 Диагностические мероприятия, позволяющие сравнить  уровень нравственно- патриотического воспитания до начала проекта и после его завершения. Все ДОУ Апрель 2027 и далее, каждый год
3.2 Организация выпускного бала Все ДОУ Май 2027 и далее, каждый год
3.3 Торжественное распечатывание «Капсулы времени» Все ДОУ Май 2027 и далее, каждый год
3.4 Торжественное запечатывание капсул Все ДОУ На протяжении всего времени начиная с 2024г
3.5 Создание проектной папки Все ДОУ Май 2027 и далее, каждый год
3.6 Определение дальнейших перспектив развития проекта Все ДОУ Май 2027 и далее, каждый год

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Полянка» г. Южно–Сахалинска

693023, г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 257Б Телефон/факс (4242)734506

Программа муниципального проекта по нравственно- патриотическому воспитанию

«Капсула времени-история моей семьи»

  1. Пояснительная записка

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

Михаил Ломоносов

Президент России Владимир Путин объявил 2024 год в стране Годом семьи. Соответствующий указ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.

«В целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей постановляю провести в 2024 году в России Год семьи», — говорится в документе. 

Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Познание окружающего мира через семью, друзей позволит развивать в детях любознательность, инициативу, самостоятельность в поиске новых впечатлений.

Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Что значит мое имя? Какова история происхождения моего имени? Кто я в этом мире? Что для меня самое дорогое и родное? Конечно же, моя семья!

     Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле – теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа. Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом, семья – это мир, семья – это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. 

История семьи переплетается с фактами истории страны, что придает ей открытость и живость описанных событий. Эта тема проекта выбрана, потому что именно с дошкольного детства закладываются все самые важные для ребенка знания, навыки и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Помогут стать нравственно порядочным человеком, любящим свой дом и являющимся патриотом своей страны. В течение всей жизни, люди будут непременно возвращаться к своим первоначальным корням.

I.I.  Нормативная база проекта:

1.Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года выделяет одним из приоритетных направлений – патриотическое воспитание. Задачи патриотического воспитания согласно Стратегии: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает патриотическое воспитание в образовательной области – познавательное развитие, как формирование первичных представлений о себе о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 273-ФЗ
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.08.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
    “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”
  2. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875
    “О проведении в Российской Федерации Года семьи”

I.I.I. Цели и задачи реализации Программы

Цель проекта: формирование социально-нравственных ценностей: привлечение внимания детей к истории страны, через создание истории собственной семьи, укрепление детско-родительских отношений и отношений семьи и детского сада.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с историей России, Сахалинской области, Южно-Сахалинска;
  • Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений;
  • Воспитать чувство уважения к прошлому собственной семьи;
  • Расширять представления детей о своем имени, своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи.
  • Воспитать уважение к чужому труду;
  • Организовать работу с родителями, направленную на успешное формирование социально-нравственных ценностей у детей.
  • Сформировать и запечатать капсулу.

I.V. Содержание проекта

В ходе проекта дети познакомятся с историей появления и значением своих имен, узнают, как может меняться и «расти» их имя, научатся бережно и с гордостью относиться к своему имени, расширятся представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи. Узнают традиции и обычаи своих семей.

      Кроме того, дети получат необходимые навыки поиска и отбора информации, оформления полученных результатов и их представления. Участвуя в проекте, дети будут активно сотрудничать с родителями, педагогами и сверстниками. 

Каждый год в проект вступают дети младших групп, таким образом в 2027 года в проекте будут участвовать все группы детского сада. 

Целевая группа проекта: дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

География: г. Южно- Сахалинск.

Срок реализации проекта: бессрочно

  1. Подготовительный этап. 

Определить цели и задач проекта, собрать информационный материал, создать условия для организации работы проекта, составить план мероприятий по организации детской деятельности, провести анкетирование родителей, с целью выявления уровня педагогической культуры родителей по вопросам социально-нравственного воспитания дошкольников, собрать посылку в будущее, оформить и запечатать капсулу.

  1. Основной этап. 

Провести запланированные мероприятия для реализации проекта (спартакиады, развлечения, беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение). Организовать мини- музеи, встречи с ветеранами, фотовыставки. Организовать и провести ежегодную сезонную деятельность совместного детско- родительского труда (расчистка от снега участков, субботники, ярмарки, конкурсы, озеленение).

  1. Предзаключительный этап. 

Провести диагностику уровня нравственно-патриотического воспитания у дошкольников, организовать выпускной бал, торжественно распечатать «Капсулу времени», создать план мероприятий по организации детской деятельности вновь вступающих в проект детей, определить дальнейшие перспективы развития проекта. 

  1. Организация работы участников проекта

В проекте примут участие воспитанники 4 ДОУ: МАДОУ № 5 «Полянка», МАДОУ № 25 «Русалочка», МАДОУ № 46 «Жемчужина», МАДОУ № 55 «Веснушка», на начальном этапе примерно 216 детей, 316 родителей, 28 педагогов, 4 руководителя ДОУ, на предзаключительном этапе все дети и родители четырех детских садов. Каждый год до 2027 года, каждая дошкольная группа (2-3 года) принимающая участие в проекте формирует свою капсулу и запечатывает ее. Всего 12 капсул для 12 групп.

Стороны выражают готовность:

– качественно и в срок выполнять предусмотренные Проектом мероприятия отраженные в дорожной карте проекта (прилагается);

– участвовать в совместной реализации Проекта, предусматривая наибольшие эффекты воспитательного воздействия на личность дошкольника;

– своевременно информировать о содержании мероприятиях, планах, сроках, месте и времени проведения совместных мероприятий, своевременно передавать методические материалы для разучивания с обучающимися вс детском саду, своевременно информировать другие стороны о внесении изменений в расписании встреч;

– обеспечить по договоренности материально- техническую базу для реализации Проекта (костюмы, музыкальные инструменты, музыкальную аппаратуру, инвентарь, оборудование, площадки и т.д.)

– своевременно отчитаться о проведении совместных мероприятиях и достижимых результатах.

Стороны имеют право:

– оказывать техническую и организаторскую помощь на взаимосогласованных условиях;

– производить приоритетный взаимообмен информацией, если это не противоречит обязательствам;

– разрабатывать совместные сценарии, проводить совместные мероприятия Проекта, встречи, дискуссии, круглые столы по темам Проекта.

V.I Документация и отчетность по результатам реализации проекта

В рамках промежуточных итогов реализации Проекта от ДОУ принимаются методические разработки со сценариями мастер- классов, мастерских, событий. Фото, видеоматериалы с каждого мероприятия на сайт ДОУ, в том числе для соцсетей Департамента образования; количество участников с каждого мероприятия. 

Промежуточные результаты проекта будут подводиться каждый год, начиная с 2027 года и обобщены на Августовских совещаниях, метод объединениях.

V.I.I.Список литературы 

Для педагогов

1.Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года. – URL.:    http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 20.11.2019).

2.ФГОС ДО. – URL.: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.11.2019).

  1. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875
    “О проведении в Российской Федерации Года семьи” http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013
  2. От рождения до школы примерная общеобразовательная 

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 333 с.

  1. Духовно-нравственные основы семьи. Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. – М., «Школьная пресса», 2001.
  2. А.Ю. Гончарук Гармоничное развитие личности ребёнка – реальное дело! – М., Образ, 2000.
  3. Т.М. Вагина Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т.М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4 (14). – С. 3-10.;
  4. М.И. Дедюкина Организация экскурсий к местным памятникам великой Отечественной войны в рамках патриотического воспитания дошкольников / М.И. Дедюкина, А.Д. Тимофеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 66-69. 
  5. Е.В. Коротаева Формирование образа Родины в художественном восприятии детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Коротаева, М.Л. Кусова // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 11. – С. 48-53. 
  6. Чижова И.И. Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры / И.И. Чижова // Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 06 августа 2018 г.) / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары, 2018. – С. 17-20.
  7. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 124

Литература для детей

  1. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», 

«Лиса Патрикеевна»;

  1. Е. Благинина Стихи о природе, о маме, о том, как детки маме помогают;
  2. Р. Зеленая, С. Иванов «Рассказ взрослого человека»;
  3. Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);
  4. Л. Воронкова. «Маша-растеряша»;
  5. Н. Носов «Ступеньки»;
  6. Д. Хармс. «Храбрый еж»;
  7. Л. Толстой. «Таня знала буквы…»;
  8. В. Бианки. «Купание медвежат»;
  9. Е. Пермяк «Надежный человек»;
  10. С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);
  11. В. Сутеев. «Три котенка»;
  12. Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей»
  13. К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»;

15 В. Осеева «Три товарища»;

  1. обр. М. Булатова «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»;«Бычок — черный бочок, белые копытца»,;
  2. обр. В. Даля «Лиса и заяц»;
  3. обр. М. Серовой «У страха глаза велики»;
  4. обр. Е. Чарушина. «Теремок».

Литература для родителей

  1. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.» Ярославль 1997;
  2. А. Баркан- Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. М. 2000;
  3. С.И. Голод Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., Наука, 1984.;
  4. Л.Ю. Гордин Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1971.;
  5. Устыдимся, взрослые! Исповедь наказанных детей специально для родителей // Семья. 1988. – № 3.;
  6. Ю.П. Азаров Семейная педагогика. – М.., 1985; 
  7. Ю.П. Азаров Искусство воспитания. 2-е изд., испр. – М., 1985;
  8. М.В. Беншаминова Воспитание детей. – М., 1985;
  9. Добсон Джеймс. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы.;
  10. А.И. Захаров Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М., 1986;
  11. П.М. Лесгафт Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991; 
  12. В.С. Мухина Таинство детства. В двух томах. – М., 1998;
  13. Корчак Януш. Как любить детей. – М., 2000; 
  14. Спок Беджамин. Разговор с матерью. – М., 1991; 
  15. Семейное воспитание. Краткий словарь. под ред. И.В. Гребенникова, Л.В. Ковинько – М., 1990.