«Дорожная карта» по реализации проекта по нравственно- патриотическому воспитанию
«Капсула времени- История моей семьи»
Наименование мероприятия | Исполнители | Срок реализации | |||
1 | 2 | 3 | |||
1. Подготовительный этап. Сроки: 01.01.2024- 01.06.2024 | |||||
1.1 | Создание рабочей группы обеспечивающей координацию детско- родительского коллектива | Руководитель ДОУ | Январь 2024 | ||
1.2 | Разработка новых актов (о Совете ДОУ, положение о взаимодействии с родителями, законными представителями) | Зам. Зав. По УВР | Январь 2024 | ||
1.3 | Изучение теоретической части вопроса, с целью повышения компетенции педагогов в данной теме. | Педагоги | Январь 2024 | ||
1.4 | Создание «дорожной карты» проекта. | Педагоги | Февраль 2024 | ||
1.5 | Анкетирование родителей, с целью выявления уровня педагогической культуры родителей по вопросам социально-нравственного дошкольников. | Педагоги, родители | Март- Апрель 2024 | ||
1.6 | Диагностические мероприятия позволяющие выявить уровень нравственно- патриотического воспитания дошкольников. | Педагоги | Март 2024 | ||
1.7 | Создание мотивационной доски
« Достижения моей семьи» |
Педагоги, родители | Март- Апрель 2024 | ||
1.8 | Создание шаблона грамоты участника проекта | Педагоги | Март 2024 | ||
1.9 | Сбор посылки в будущее выпускнику 2027 года. | Родители, дети, педагоги | Апрель- Июль 2024 | ||
1.10 | Оформление и торжественное запечатывание капсулы времени. | Родители, дети, педагоги | Август 2024 | ||
1.11 | Организация и проведение праздничного концерта посвященного запечатыванию «Капсулы времени- История моей семьи» | Все ДОУ | Август 2024 | ||
2. Основной этап. Сроки: 02.06.2024- 30.04.2027 | |||||
2.1 | Подборка методической познавательной литературы. | Педагоги | На протяжении всего проекта | ||
2.2 | Беседы , чтение литературных произведений, просмотры мультфильмов о семье и взаимоотношениях в ней, с целью обогащения знаний дошкольников в понимании слов: род, родословная, родственники, Родина. | Педагоги, дети | На протяжении всего проекта | ||
2.3 | Организация и проведение фотовыставок, творческих мастерских, выставок рисунков, поделок, арт- выставок посвященных укреплению детско- родительских отношений. | Все ДОУ | На протяжении всего проекта | ||
2.4 | Организация действующих библиотек для совместного чтения детей и родителей. | Все ДОУ | На протяжении всего проекта | ||
2.5 | Запуск мотивационной доски «Достижения моей семьи» | Все ДОУ | На протяжении всего проекта | ||
2.6 | Организации встреч с ветеранами и участниками боевых действий с целью обогащения знаний о героическом прошлом и настоящем нашей страны. | Все ДОУ | На протяжении всего проекта | ||
2.7 | Проведение ежегодных интеллектуальных историко- патриотических игр- квизов между ДОУ | Все ДОУ | На протяжении всего проекта | ||
2.8 | Проведение ежегодных семейных мероприятий, конкурсов творческой направленности между ДОУ, посвященных укреплению отношений в семье. | Все ДОУ | На протяжении всего проекта | ||
2.9 | Сезонная организация семейных мероприятий по расчистке от снега участков, субботников, ярмарок, благотворительных акций, конкурсов внутри ДОУ с целью укрепления детско- родительских отношений и приобщения ребенка к совместному труду. | Все ДОУ
Родители, дети |
На протяжении всего проекта | ||
2.10 | Регулярное участие всех членов семей совместно с детьми в спортивных мероприятиях между ДОУ | Все ДОУ | На протяжении всего проекта | ||
2.11 | Творческое участие педагогов на протяжении всего срока реализации проекта вне дорожной карты. | Педагоги | На протяжении всего проекта | ||
3. Предзаключительный этап. Срок: 01.05.2027- 20.05.2027 | |||||
3.1 | Диагностические мероприятия, позволяющие сравнить уровень нравственно- патриотического воспитания до начала проекта и после его завершения. | Все ДОУ | Апрель 2027 и далее, каждый год | ||
3.2 | Организация выпускного бала | Все ДОУ | Май 2027 и далее, каждый год | ||
3.3 | Торжественное распечатывание «Капсулы времени» | Все ДОУ | Май 2027 и далее, каждый год | ||
3.4 | Торжественное запечатывание капсул | Все ДОУ | На протяжении всего времени начиная с 2024г | ||
3.5 | Создание проектной папки | Все ДОУ | Май 2027 и далее, каждый год | ||
3.6 | Определение дальнейших перспектив развития проекта | Все ДОУ | Май 2027 и далее, каждый год |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Полянка» г. Южно–Сахалинска
693023, г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 257Б Телефон/факс (4242)734506
Программа муниципального проекта по нравственно- патриотическому воспитанию
«Капсула времени-история моей семьи»
- Пояснительная записка
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.
Михаил Ломоносов
Президент России Владимир Путин объявил 2024 год в стране Годом семьи. Соответствующий указ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.
«В целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей постановляю провести в 2024 году в России Год семьи», — говорится в документе.
Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Познание окружающего мира через семью, друзей позволит развивать в детях любознательность, инициативу, самостоятельность в поиске новых впечатлений.
Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Что значит мое имя? Какова история происхождения моего имени? Кто я в этом мире? Что для меня самое дорогое и родное? Конечно же, моя семья!
Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле – теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа. Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом, семья – это мир, семья – это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
История семьи переплетается с фактами истории страны, что придает ей открытость и живость описанных событий. Эта тема проекта выбрана, потому что именно с дошкольного детства закладываются все самые важные для ребенка знания, навыки и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Помогут стать нравственно порядочным человеком, любящим свой дом и являющимся патриотом своей страны. В течение всей жизни, люди будут непременно возвращаться к своим первоначальным корням.
I.I. Нормативная база проекта:
1.Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года выделяет одним из приоритетных направлений – патриотическое воспитание. Задачи патриотического воспитания согласно Стратегии: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает патриотическое воспитание в образовательной области – познавательное развитие, как формирование первичных представлений о себе о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 273-ФЗ
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.08.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
“Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” - Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875
“О проведении в Российской Федерации Года семьи”
I.I.I. Цели и задачи реализации Программы
Цель проекта: формирование социально-нравственных ценностей: привлечение внимания детей к истории страны, через создание истории собственной семьи, укрепление детско-родительских отношений и отношений семьи и детского сада.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с историей России, Сахалинской области, Южно-Сахалинска;
- Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений;
- Воспитать чувство уважения к прошлому собственной семьи;
- Расширять представления детей о своем имени, своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи.
- Воспитать уважение к чужому труду;
- Организовать работу с родителями, направленную на успешное формирование социально-нравственных ценностей у детей.
- Сформировать и запечатать капсулу.
I.V. Содержание проекта
В ходе проекта дети познакомятся с историей появления и значением своих имен, узнают, как может меняться и «расти» их имя, научатся бережно и с гордостью относиться к своему имени, расширятся представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи. Узнают традиции и обычаи своих семей.
Кроме того, дети получат необходимые навыки поиска и отбора информации, оформления полученных результатов и их представления. Участвуя в проекте, дети будут активно сотрудничать с родителями, педагогами и сверстниками.
Каждый год в проект вступают дети младших групп, таким образом в 2027 года в проекте будут участвовать все группы детского сада.
Целевая группа проекта: дети дошкольного возраста, родители, педагоги.
География: г. Южно- Сахалинск.
Срок реализации проекта: бессрочно
- Подготовительный этап.
Определить цели и задач проекта, собрать информационный материал, создать условия для организации работы проекта, составить план мероприятий по организации детской деятельности, провести анкетирование родителей, с целью выявления уровня педагогической культуры родителей по вопросам социально-нравственного воспитания дошкольников, собрать посылку в будущее, оформить и запечатать капсулу.
- Основной этап.
Провести запланированные мероприятия для реализации проекта (спартакиады, развлечения, беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение). Организовать мини- музеи, встречи с ветеранами, фотовыставки. Организовать и провести ежегодную сезонную деятельность совместного детско- родительского труда (расчистка от снега участков, субботники, ярмарки, конкурсы, озеленение).
- Предзаключительный этап.
Провести диагностику уровня нравственно-патриотического воспитания у дошкольников, организовать выпускной бал, торжественно распечатать «Капсулу времени», создать план мероприятий по организации детской деятельности вновь вступающих в проект детей, определить дальнейшие перспективы развития проекта.
- Организация работы участников проекта
В проекте примут участие воспитанники 4 ДОУ: МАДОУ № 5 «Полянка», МАДОУ № 25 «Русалочка», МАДОУ № 46 «Жемчужина», МАДОУ № 55 «Веснушка», на начальном этапе примерно 216 детей, 316 родителей, 28 педагогов, 4 руководителя ДОУ, на предзаключительном этапе все дети и родители четырех детских садов. Каждый год до 2027 года, каждая дошкольная группа (2-3 года) принимающая участие в проекте формирует свою капсулу и запечатывает ее. Всего 12 капсул для 12 групп.
Стороны выражают готовность:
– качественно и в срок выполнять предусмотренные Проектом мероприятия отраженные в дорожной карте проекта (прилагается);
– участвовать в совместной реализации Проекта, предусматривая наибольшие эффекты воспитательного воздействия на личность дошкольника;
– своевременно информировать о содержании мероприятиях, планах, сроках, месте и времени проведения совместных мероприятий, своевременно передавать методические материалы для разучивания с обучающимися вс детском саду, своевременно информировать другие стороны о внесении изменений в расписании встреч;
– обеспечить по договоренности материально- техническую базу для реализации Проекта (костюмы, музыкальные инструменты, музыкальную аппаратуру, инвентарь, оборудование, площадки и т.д.)
– своевременно отчитаться о проведении совместных мероприятиях и достижимых результатах.
Стороны имеют право:
– оказывать техническую и организаторскую помощь на взаимосогласованных условиях;
– производить приоритетный взаимообмен информацией, если это не противоречит обязательствам;
– разрабатывать совместные сценарии, проводить совместные мероприятия Проекта, встречи, дискуссии, круглые столы по темам Проекта.
V.I Документация и отчетность по результатам реализации проекта
В рамках промежуточных итогов реализации Проекта от ДОУ принимаются методические разработки со сценариями мастер- классов, мастерских, событий. Фото, видеоматериалы с каждого мероприятия на сайт ДОУ, в том числе для соцсетей Департамента образования; количество участников с каждого мероприятия.
Промежуточные результаты проекта будут подводиться каждый год, начиная с 2027 года и обобщены на Августовских совещаниях, метод объединениях.
V.I.I.Список литературы
Для педагогов
1.Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года. – URL.: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 20.11.2019).
2.ФГОС ДО. – URL.: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.11.2019).
- Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875
“О проведении в Российской Федерации Года семьи” http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013 - От рождения до школы примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 333 с.
- Духовно-нравственные основы семьи. Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. – М., «Школьная пресса», 2001.
- А.Ю. Гончарук Гармоничное развитие личности ребёнка – реальное дело! – М., Образ, 2000.
- Т.М. Вагина Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т.М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4 (14). – С. 3-10.;
- М.И. Дедюкина Организация экскурсий к местным памятникам великой Отечественной войны в рамках патриотического воспитания дошкольников / М.И. Дедюкина, А.Д. Тимофеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 66-69.
- Е.В. Коротаева Формирование образа Родины в художественном восприятии детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Коротаева, М.Л. Кусова // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 11. – С. 48-53.
- Чижова И.И. Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры / И.И. Чижова // Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 06 августа 2018 г.) / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары, 2018. – С. 17-20.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 124
Литература для детей
- К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька»,
«Лиса Патрикеевна»;
- Е. Благинина Стихи о природе, о маме, о том, как детки маме помогают;
- Р. Зеленая, С. Иванов «Рассказ взрослого человека»;
- Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);
- Л. Воронкова. «Маша-растеряша»;
- Н. Носов «Ступеньки»;
- Д. Хармс. «Храбрый еж»;
- Л. Толстой. «Таня знала буквы…»;
- В. Бианки. «Купание медвежат»;
- Е. Пермяк «Надежный человек»;
- С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);
- В. Сутеев. «Три котенка»;
- Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей»
- К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»;
15 В. Осеева «Три товарища»;
- обр. М. Булатова «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»;«Бычок — черный бочок, белые копытца»,;
- обр. В. Даля «Лиса и заяц»;
- обр. М. Серовой «У страха глаза велики»;
- обр. Е. Чарушина. «Теремок».
Литература для родителей
- Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.» Ярославль 1997;
- А. Баркан- Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. М. 2000;
- С.И. Голод Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., Наука, 1984.;
- Л.Ю. Гордин Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1971.;
- Устыдимся, взрослые! Исповедь наказанных детей специально для родителей // Семья. 1988. – № 3.;
- Ю.П. Азаров Семейная педагогика. – М.., 1985;
- Ю.П. Азаров Искусство воспитания. 2-е изд., испр. – М., 1985;
- М.В. Беншаминова Воспитание детей. – М., 1985;
- Добсон Джеймс. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы.;
- А.И. Захаров Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М., 1986;
- П.М. Лесгафт Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991;
- В.С. Мухина Таинство детства. В двух томах. – М., 1998;
- Корчак Януш. Как любить детей. – М., 2000;
- Спок Беджамин. Разговор с матерью. – М., 1991;
- Семейное воспитание. Краткий словарь. под ред. И.В. Гребенникова, Л.В. Ковинько – М., 1990.