Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию
Тема: «Что такое доброта»
Класс: 3
Цель:
-формировать у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
Задачи занятия.
- расширить представления обучающихся о понятии “доброта” с позиции нравственного смысла;
- прививать нравственные качества личности, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
- формировать потребность совершать добрые дела;
Оборудование: карточки, слайды, проектор, экран, компьютер, мяч, магнит, блюдце с иголками, стакан с водой, соль.
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
Слайд 2 (Звучит спокойная мелодия)
Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучики. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, учителю хорошего настроения, радости, успехов!
- Побуждение.
-Жизнь человека, состоит из хороших и не очень хороших событий: радостных, горестных, весёлых, беззаботных. Представьте, что все ваши события в блюдце. Магнит – ваше сердце, от него идут те самые невидимые лучики добра.
Демонстрация опыта:
– Поднесите магнит к блюдцу. Что вы видите?
(к магниту притянулись некоторые частички. )
-Что бы это значило?
(после совершения доброго поступка, к нам как к магниту притягиваются доброе отношение других людей. У нас появляются новые друзья, улучшается настроение и сохраняется здоровье.)
-Но только ли поступками можно творить добро? Какие ещё есть для этого способы? (это добрые слов)
– Но словами можно и обидеть, в общении нужно обязательно следить за своими словами.
Стакан с водой – наш собеседник. Соль – наши слова.
Демонстрация опыта:
– Опустите соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова, сказанные нами никогда не вернутся обратно.
–Какой вывод мы должны с вами сделать? (Следить за своими словами и мыслями. Прежде чем сказать – подумай! Хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам должен к ним относится хорошо.)
-Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь на занятии?
-Какие цели поставим перед собой?
- Осмысление.
Как, по вашему мнению, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать? (любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным ……)
– Все эти качества украшают любого человека, потому что доброта творит чудеса. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
-Что такое доброта?
Слайд 3
-В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «ДОБРОТА-
отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
-Доброта – всё положительное, хорошее, полезное.
-Какие родственные слова можно подобрать к слову ДОБРОТА?
(по ходу ответов учитель вывешивает карточки на доску)
Доброжелательный, добродетельный, добродушный,
добросовестный, добросердечный, добропорядочный,
добронравный, добро, доброта, добродетель, добрый, добро.
Работа с пословицами.
-Сейчас вы поработаете в паре с пословицами о доброте. Составьте пословицу. Левый столбик соедините с правым.
(Красота до вечера, а доброта навек.
При солнышке тепло, при матери добро.
Учись доброму — худое на ум не пойдет.
Не ищи красоты, ищи доброты.
От доброго дерева добрый и плод.
Добрый человек в добре живет век.)
Слайд 4
Красота до вечера, | худое на ум не пойдет. |
При солнышке тепло, | добрый и плод. |
Учись доброму | а доброта навек. |
Не ищи красоты, | в добре живет век. |
От доброго дерева | при матери добро. |
Добрый человек | ищи доброты. |
Игра «Подумаем о доброте»
Дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.
Когда все дети расскажут о тех или иных добрых людях, педагог просит кого-либо из детей перечислить всех добрых людей, о которых рассказали его друзья.
-Как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки, и почему?
Работа с текстом (на карточках)
ОСКОЛКИ ДОБРОТЫ
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Слайд 5
Вопросы и задания к сказке:
- Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь
этому занятию?
- Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился
какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже
вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?
Творческое задание «Осколок доброты»
Представьте, что старушка из притчи была доброй волшебницей, превращавшей все найденные на пляже стеклышки в настоящие осколки доброты. Представьте, что один осколок доброты попал к вам. Что бы вы сделали хорошее, доброе для близких людей?
Составление правил доброты. Работа в группах.
– Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы
станем по-настоящему добрыми.
- Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим……..)
-Каждая группа зачитает свои правила доброты.
Слайд 6
ПОМНИ:
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Рефлексия. Подведение итогов.
Обобщим наши знания о добре. Для этого составим коллективно синквейн со словами добро.
Слайд 7
1) ДОБРО
2) душевное, сердечное
3)исцеляет, помогает, вдохновляет
4) Добро сближает всех людей.
5) РАДОСТЬ
Как понимаете пословицу «Доброе семя — добрый и всход»
(Если вы изначально закладываете добро в свои действия – то и в результате получаете добро. Если же идете делать зло – ничего хорошего не ждите.)
Я предлагаю вам взять зёрнышко, загадать на него какое доброе дело вы сегодня сделаете, и посадить его в землю. И пускай ваши зёрна дают добрые, полезные всходы.
Слайд 8
Закончить наше занятие предлагаю исполнением песни «Дорогою добра».
Приложение
ОСКОЛКИ ДОБРОТЫ
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Красота до вечера, | худое на ум не пойдет. |
При солнышке тепло, | добрый и плод. |
Учись доброму | а доброта навек. |
Не ищи красоты, | в добре живет век. |
От доброго дерева | при матери добро. |
Добрый человек | ищи доброты. |