Шурыгина Галина Николаевна,
Учитель – логопед,
Игровые технологии в развитии речи.
Цель: применение здоровьесберегающих игровых технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. развитие мелкой моторики пальцев рук, силы рук, точности движений
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу вам представить сегодня логопедический сундучок. Вы конечно знаете что хорошо развитая речь в дошкольном возрасте – это важнейший показатель правильного и полноценного развития ребёнка. В речи проявляется весь интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, этический опыт ребенка.
«Логопедический сундучок» включает здоровье сберегающие и игровые технологии, данное пособие разделено три блока.
Первый блок «Все для речевого дыхания».
Как вы знаете дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека, дыхание также является важной частью речи. Хорошо поставленное речевое дыхание в дальнейшем обеспечивает, ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Для развития длительного непрерывного ротового выдоха и активизации губных мышц можно использовать в своей работе вертушки, мыльные пузыри. В логопедическом сундучке есть упражнения «Футбол» хорошо подготавливает артикуляционный аппарат к вызыванию свистящих звуков. Выдох с вытянутыми губами упражнение «Трубочка» подготавливает артикуляционный аппарат к вызыванию шипящих и сонорных звуков. Хочу вам показать некоторые игровые приёмы дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми.
«ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И.п.- стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
«ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть
ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
повторить 5-6 раз.
Второй блок направлен на развитие мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики я использую разнообразные игры и упражнения. Большое место отводится массажу и самомассажу, в результате таких системных занятий у ребенка нормализуется обмен веществ, снимается мышечная напряженность, спадает нервное возбуждение, улучшаются умственные способности и память, речь становится связной и правильной, Повышается подвижность пальчиков, улучшается мелкая моторика. Резиновые мячики ежики используем для автоматизации поставленного звука, проговариваем чистоговорки, стихотворения. Данные упражнения с речевым сопровождением, включается одновременно речевой, слуховой, кинестетический анализатор.
Упражнения с массажным мячом
« У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник»
Ребенок катает мяч между ладонями движениями вверх – вниз медленно, затем увеличивает темп.
«Ежик выбился из сил – яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока – надо их размять слегка.
А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко, пощекочем возле ушка.
Еж в лесочек убежал, нам «спасибо» пропищал».
Ребенок жалеет ежика – гладит его, трет бока, разминает, чешет, катает по столу с нажимом
Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Развивая движения пальцев рук, и тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. С помощью красных и синих прищепок проводим звуковой анализ слова, а также используем как тренажёр для автоматизации звука.
Прищепочный массаж
«Кусается больно котенок – глупыш, он думает: это не палец – а мышь!
Но я же играю с тобой малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: Кыш»
Ребенок поочередно кусает прищепкой фаланги пальцев от указательного к мизинцу и обратно
Игры с прищепками
Ребенок берет шаблон солнца и при помощи прищепок приделывает ему лучики, к тучкам – капельки (дождик), к елочке – иголочки; мальчику и девочке – ножки.
Использую в своих занятиях «Суджок массаж».
Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Например:
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Все это способствует развитию речи. Это уникальное средство для развития речи детей. Дошкольники любят играть шариком с колючками. В результате массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Третий блок. Игровой.
С помощью дидактического материала мы обогащаем словарь ребенка и формируем связную речь. Дети опираясь на наглядный материал, описывают предмет и составляют рассказы.
Используем такие игры как игра « Где чья тень?» игра развивает внимание, наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику. Так же я использую игру «Расскажи сказку» она не только формирует умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивает умение располагать в правильной последовательности картинки, развивает внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формирует умение ориентироваться в пространстве; воспитывает любовь к сказке, и очень нравится детям. У нас есть логопедические кубики – это пособие позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения. Кроме всего выше сказанного детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, довериться случаю просто кидают кубик, на котором изображены блоки. Игры не только развивают ребенку речь, но и лечат его. Это пособие подходит не только для индивидуальных занятий, а так же и для подгрупповых, и могу с уверенностью сказать, что это пособие оказывает положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
Список литературы:
1.Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии» Ростов н/Д 2011г.
- Шашкина Г.Р. « Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи» М: Академия 2005г.