“ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ” КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Швец Екатерина Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 30, г. Армавир.
Аннотация: в данной статье представлен опыт работы по «Линейному календарю» с детьми дошкольного возраста, как один из способов поддержки детской инициативы.
Ключевые слова: линейный календарь, детская инициатива, самостоятельность.
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики деятельности, ставит и решает проблемные ситуации.
В своей практике по развитию и поддержке детской инициативы использую методику «Линейного календаря». Данный календарь очень удобен в использовании и планировании событий. В начале месяца совместно с детьми отмечаем в календаре именинников месяца, и дети уже видят заранее, кому нужно готовить подарок. Так же в данном календаре можно отмечать значимые события, которые дети выбрали самостоятельно. «Линейный календарь» – незаменимый помощник в подготовке к какому-либо знаменательному событию. С одной стороны, он привлекает интерес к самому событию, а с другой стороны, это прекрасный способ мотивации не только детей, но родителей к самостоятельному поиску необходимой информации, к созданию продуктов деятельности. Моя задача как педагога состоит не в том, чтобы заставить детей выполнить то, что я считаю важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь детям сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных действий.
Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
В результате правильно построенной работы с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Линейный календарь сделали сами из доступных материалов. Полоски для календаря на каждый месяц мы сделали из бумаги, разных цветов для разных времен года, так чтобы потом, когда календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче найти нужный месяц. В нашем случае, какими будут цвета, решали дети – они предложили сделать не по месяцам цвет, а по временам года. Можно подобрать цвета так, чтобы они соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся цветов. Наклейки для обозначения будних и выходных дней, поместили в верхней части каждой клеточки календаря. Символ для наклейки выбрали дети. Дети решили рабочие дни выделить Российским флагом, а выходные домиком (символ лучше подбирать так, чтобы ребенок ассоциировал его с днями, когда он приходит в детский сад или остается дома). Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца. В каждой клеточке календаря написано число от 1 до 30/31 (или 28/29). Каждому дню недели соответствует определённый цвет. Дни недели просто написали фломастером. Решили, что каждый день недели будет соответствовать цвету радуги. Все наклейки с символами (включая наклейки, обозначающие не учебные дни, каникулы и т.д.) прикрепляем к календарю на весь месяц (так же дети самостоятельно рисуют символ дня). Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, в связи с карантином), мы зачеркиваем соответствующую картинку (или картинки), соответствующие будним дням, в первый учебный день после перерыва. Наклейки для особенных дней. В нижней части клеточек помещаются символы, обозначающие важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий могут быть дни рождения, праздники или экскурсии. Обычно такие наклейки могут быть прикреплены к календарю в начале месяца, но иногда приходится делать дополнительные наклейки, чтобы обозначить незапланированные события.
Календарь на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям в группе. В первый месяц ведения календаря дети вместе со мной хором повторяли числа, останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, я показывала на соответствующие клеточки и, дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивала его.
В последующие месяцы дети уже самостоятельно работали по календарю. Во время хорового счета мы вместе с детьми повторяем КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ числительные (один, два, три …), однако называя дату, используем ПОРЯДКОВЫЕ числительные (ВТОРОЕ декабря). На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.
В зависимости от возраста детей можно предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов. Примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени: – Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра? – Что будет сначала: день рождения Саши или день бумажных корабликов? И т.д. После того, как месяц заканчивается, календарь помещаю на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию. Заполняя календарь, дети узнают, отмечают и рассказывают о значимых событиях для них лично, для группы и социума.
Развешивание месячных линейных календарей в групповом помещении даёт детям целостное представление о том, что такое год. Работу с календарем провожу каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность варьируется в зависимости от конкретной педагогической задачи, однако не превышает 5 минут. Могу напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения, или для определения, кто старше и насколько).
В заключение хотелось бы сказать словами Шалвы А. А.: «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Литература:
- Трясорукова, Т.П. Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей. Развитие. Обучение. Игра с Татьяной Трясоруковой – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2024. – 60 с.
- Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 48 с.