Эффективные педагогические практики по созданию воспитывающей среды в ДОУ
Т.Ю. Ульшина, заведующий МАДОУ № 30 г. Армавир
Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка жизни группы дошкольной образовательной организации. Это актуализирует проблему создания воспитывающей среды, способствующей формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками дошкольных образовательных организаций).
Актуальность обращения к педагогическим практикам по созданию воспитывающей среды (воспитательным практикам) обусловлена современной образовательной ситуацией, в которой воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет.
Мы рассматриваем воспитание как практику, если оно:
- организовано как деятельность самого ребенка;
- обращено к личному опыту ребенка, личностным смыслам;
- направлено на решение значимых для ребенка проблем;
- обладает свойством цикличности – неоднократного возвращения к проблемам в новых формах и на новом содержании.
Общепризнано, что ведущими практиками воспитания детей дошкольного возраста выступают детские виды деятельности, в которых ребенок проявляет себя как носитель субъектности.
Хотим представить педагогические практики, которые успешно апробируются в нашей дошкольной образовательной организации. Они стали традицией в повседневной жизни и стали частью уклада.
Практика «Здравствуйте, я пришел» – это возможность освоения и практического применения правил этикета. Все, кто приходит в детский сад приветствует других и ему отвечают взаимностью.
Дети, приходя в детский сад, рассказывают о своём настроении. Практика «Мое настроение», «Азбука настроения» отслеживает динамику эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня и помогает индивидуализировать общение.
Поручения разного рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность в практике «Деловые хлопоты».
Традиционно в саду проходят педагогические практики «Утренний круг», «Вечерний круг».
«Утренний круг» – это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).
Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Практика «Разговоры о важном» (для старшего возраста) становится основой эмоционального проживания момента, сложившейся ситуации, события и настраивает детей на диалог, становится мощным ресурсом формирования базовых ценностей у дошкольников.
Практика «Мое личное пространство» происходит в уголке уединения) и позволяет детям успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать.
Для создания воспитывающего пространства мы используем все пространство детского сада. В холлах удобно разместились библиотека и музей. Педагогические практики в рамках данных пространств помогают расширить круг знаний детей, воспитывают нравственно-патриотические чувства.
Итак, реализация воспитательного потенциала представленных практик требует проектирования их содержания, способов поддержки и организации в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, развития профессиональной компетентности педагогов.
Литература
- Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ./ Ю.В. Атемаскина . – Детство-Пресс, 2011 г. – 112 с.
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет, изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016 г. – 80 с.
- Веракса Н.Е. Инновационная программа дошкольного образования От рождения до школы/ Н.Е. Веракса (и др.) – М.: Мозаика – Синтез, 2019. – 336 с.
- Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, изд-во «ВЕНТАНАГРАФ», 2015. -184 с.