Статья “Эффективные педагогические практики по созданию воспитывающей среды в ДОУ”

ФИО: Ульшина Т.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4146
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Статья "Эффективные педагогические практики по созданию воспитывающей среды в ДОУ"
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Эффективные  педагогические практики  по созданию воспитывающей среды  в ДОУ

Т.Ю. Ульшина, заведующий МАДОУ № 30 г. Армавир

Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка жизни группы дошкольной образовательной организации.  Это актуализирует проблему  создания воспитывающей среды,  способствующей формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками дошкольных образовательных организаций). 

Актуальность обращения к педагогическим практикам по созданию воспитывающей среды (воспитательным практикам) обусловлена современной образовательной ситуацией, в которой воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет.

Мы рассматриваем воспитание   как практику, если оно:

  • организовано как деятельность самого ребенка;
  • обращено к личному опыту ребенка, личностным смыслам;
  • направлено на решение значимых для ребенка проблем;
  • обладает свойством цикличности – неоднократного возвращения к   проблемам в новых формах и на новом содержании.

Общепризнано, что ведущими практиками воспитания детей дошкольного возраста выступают детские виды деятельности, в которых ребенок проявляет себя как носитель субъектности. 

Хотим представить  педагогические практики, которые успешно апробируются  в нашей дошкольной образовательной организации. Они стали традицией в повседневной жизни и стали частью  уклада.

 Практика «Здравствуйте, я пришел»  – это возможность освоения и практического применения правил этикета. Все, кто приходит в детский сад приветствует  других и ему отвечают взаимностью. 

Дети, приходя в детский сад, рассказывают о своём настроении.   Практика  «Мое настроение», «Азбука настроения» отслеживает динамику эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня и помогает индивидуализировать общение.

Поручения разного рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность в практике «Деловые хлопоты».

 Традиционно в саду проходят педагогические практики «Утренний круг», «Вечерний круг».

 «Утренний круг» – это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Практика  «Разговоры о важном»  (для старшего возраста)  становится основой эмоционального проживания момента, сложившейся ситуации,  события и настраивает детей на диалог, становится мощным ресурсом формирования базовых ценностей у  дошкольников.

Практика «Мое личное пространство» происходит в уголке уединения) и позволяет детям  успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать.

Для создания воспитывающего пространства мы используем все пространство детского сада. В холлах удобно разместились библиотека и музей. Педагогические практики  в рамках данных пространств помогают расширить круг знаний детей, воспитывают нравственно-патриотические чувства.

Итак, реализация воспитательного потенциала представленных  практик требует проектирования их содержания, способов поддержки и организации в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, развития профессиональной компетентности педагогов.

                                            Литература

  1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ./ Ю.В. Атемаскина . – Детство-Пресс, 2011 г. – 112 с. 
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет, изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016 г. – 80 с. 
  3. Веракса Н.Е. Инновационная программа дошкольного образования От рождения до школы/ Н.Е. Веракса (и др.) – М.: Мозаика – Синтез, 2019. – 336 с. 
  4.  Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, изд-во «ВЕНТАНАГРАФ», 2015. -184 с.