Приемы сказкотерапии для коррекции агрессивного поведения старших дошкольников
Аннотация: статья посвящена психолого–педагогической работе над коррекцией детской агрессии методом сказкотерапии.
Ключевые слова: агрессивное поведение, сказкотерапия.
Даже самая устойчивая нервная система не всегда способна выдержать сильные и длительные раздражители, что и вызывает состояние вспыльчивости, апатии и т.д. Все это происходит на фоне изменения эмоционально–волевой сферы: формирования умения самообладания, самоуправления своими мысля- ми и поступками, развитие настойчивости, выдержки, терпения, выносливости. Поэтому перед психологом стоит задача не только предотвратить развитие отклонений в поведении ребенка, но и привить ему социально ценностные качества: эмоциональную зрелость, развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, достижение целей.
Психологи и педагоги давно рассматривают проявления агрессивного по- ведения у детей как наиболее опасный показатель нарушения нормального раз- вития в процессе социализации личности. На проявление агрессии ребенка оказывают влияние многие факторы, как личностных особенностей, так и особенностей социальной среды.
Проблема саморегуляции агрессивного поведения всегда будет оставаться актуальной, т.к. данные модели поведения проявляются в разных возрастах и, к сожалению, часто встречаются у старших дошкольников. Жестокость и агрессивность – характерные черты асоциальных проявлений в поведении. В настоящее время, согласно Р. Бэрону и Д. Ричардсон, принято следующее рабочее определение: «Агрессия – любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [1,с.26]. Одним из методов психологической коррекции агрессивного поведения является работа над сказкой. Она позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме помогать ребенку постигать мир чувств и переживаний, идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки.
К анализу сказок обращались в своем творчестве как зарубежные, так и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Гарден, А. Менегетти, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, и др. Метод сказкотерапии появился на рубеже 60–70– х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90–х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой–Бочавер, Т.Д. Зинкевич–Евстигнеевой, А.В. Гнездиловым. Ими собран и обработан огромный сказочно – метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно–воспитательном процессе. Сказки в символической форме описывают процессы, происходящие в нашей психике. В своем исследовании мы используем такой метод психологической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста как сказкотерапия, основными целями которого является синтезирование наиболее эффективных психолого–педагогических технологий в рамках сказочной формы. Этот метод помогает решить следующие задачи:
прежде всего, это установление контакта с ребенком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям, среды; идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребенок получает возможность отыгрывания многих чувств: страха, радости, обиды и т.д. Это происходит и при обычном слушании сказки. Усиление же терапевтического эффекта достигается при проигрывании сказочных сюжетов; сказки разговаривают с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Они не только «дают ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях», но и предлагают в образной форме аналогичные обучающие ситуации; в осознании нуждаются не только этические нормы, но и собственно чувства. Сказка, с одной стороны , вовлекает ребенка в мир переживаний, с другой стороны – сохраняет способность видеть происходящее «извне».
Работа со сказкой позволяет нам:
Использовать сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, а затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
Рисовать по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, а дальше возможен анализ полученного графического материала.
Обсуждать поведение и мотивы действий персонажа. Это служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо.
Проигрывать эпизоды сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
Проводить творческая работа по мотивам сказки. (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Привлекательность сказок для коррекционной работы над ними с целью снижения агрессивности и развития личности ребенка заключается в следующем:
отсутствие в сказках прямых нравоучении, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно–следственные связи, существующие в мире;
через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
Основными приемами работы со сказкой служат:
Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как ты думаешь, о чем эта сказка?
«Кто из героев больше всех понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?»; «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.
Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василиса Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».
Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народ- ных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем–то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это – важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимых ему персонажей, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается коррекционный смысл переписывания сказки.
Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким–то причинам не может себе позволить проявить.
Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
События сказки вызывают у ребенка эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок и сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния; сказка позволяет не директивно, а мягко, подойти к оценке ситуации, оказывая воспитательное и терапевтическое воздействие как на поведенческом, так и на глубинном нравственно–ценностном уровне.
Список литературы:
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон – СПб.: Изда- тельство Питер, 2000. – 352с.
Вачков И.В. Введениие в сказкотерапию / И.В. Вачков.– Москва: Изд–во
«Генезис», 2013. – 283с.
Доценко Е.Л. «Семантическое пространство психотехнической сказки»/ Е.Л. Доценко // Журнал практического психолога. – 1999. №10 – c.11.
Зинкевич, Т.Д., Михайлов, А.М. Волшебный источник. Теория и прак- тика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции / Т.Д. Зинкевич, А.М. Михайлов – СПб: Изд–во «СМАРТ», 1996. – 230c.