Тема: “Интеграция современных технологий в образовательный процесс как способ формирования компетентностей у дошкольников”

ФИО: Красноруцкая Е.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4152
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Тема: "Интеграция современных технологий в образовательный процесс как способ формирования компетентностей у дошкольников"
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Тема: “Интеграция современных технологий в образовательный процесс как способ формирования компетентностей у дошкольников”

             Актуальность применения современных технологий в дошкольном образовании можно обоснованно рассматривать с нескольких ключевых позиций. 

  1. Развитие цифровых навыков: В современном мире цифровые технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни. Раннее знакомство детей с технологиями способствует развитию их цифровой грамотности, что является важным аспектом успешной адаптации к условиям современного общества.
  2. Индивидуализация обучения: Современные технологии позволяют адаптировать образовательный процесс под потребности каждого ребенка. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда дети имеют разные темпы и стили обучения. С помощью технологий можно создать индивидуальные образовательные пути, учитывающие интересы и способности воспитанников.
  3. Интерактивное обучение: Использование мультимедийных ресурсов и образовательных приложений делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным. Игровые элементы в обучении повышают мотивацию детей и упрощают усвоение новой информации.
  4. Развитие критического мышления: Занятия с использованием технологий могут способствовать развитию навыков анализа, критического мышления и креативности у детей. Например, использование программирования на начальном уровне помогает детям учиться решать проблемы и мыслить логически.
  5. Коммуникация и сотрудничество: Современные технологии предоставляют возможности для совместной работы и взаимодействия как между детьми, так и между педагогами и родителями. Это способствует созданию более мотивирующей и поддерживающей образовательной среды.
  6. Эффективность преподавания: Использование технологий может значительно повысить эффективность работы педагогов. Воспитатели могут легко предоставлять материалы, отслеживать прогресс детей, а также обмениваться опытом и методами работы с коллегами.
  7. Поддержка инклюзивного образования: Современные технологии могут помочь в создании инклюзивной образовательной среды для детей с особыми потребностями, предоставляя индивидуальные методы и адаптированные материалы, что важно для обеспечения равного доступа к образованию.

             Таким образом, применение современных технологий в дошкольном образовании отвечает требованиям времени и содействует всестороннему развитию детей, повышая качество образовательного процесса и одновременно готовя детей к жизни в цифровом обществе.

               Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит следующие задачи:

* Развитие личности ребенка, создание условий для его физического, интеллектуального, социального и эмоционального благополучия;

* Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места проживания, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

* Создание благоприятной социальной ситуации развития детей в рамках образовательных отношений;

* Содействие и сотрудничество с семьей;

* Осуществление образовательной деятельности в различных видах деятельности и культурных практиках;

* Формирование общих культурных навыков и предпосылок к учебной деятельности;

* Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

                  Роль технологий в реализации задач ФГОС ДО

 

Современные технологии могут эффективно использоваться для реализации задач ФГОС ДО, в частности:

* Развитие познавательных процессов:

* Использование мультимедийных презентаций, интерактивных игр и симуляторов для развития внимания, памяти, мышления и речи.

* Применение робототехники для развития пространственного мышления и конструктивных навыков.

* Формирование коммуникативных навыков:

* Использование видеосвязи и социальных сетей для организации общения детей с сверстниками и взрослыми за пределами образовательного учреждения.

* Создание виртуальных сред для развития навыков общения и сотрудничества.

* Приобщение к культурным ценностям:

* Использование цифровых библиотек и музеев для знакомства детей с произведениями искусства, литературой и музыкой.

* Применение виртуальных экскурсий для расширения кругозора и развития познавательного интереса.

* Формирование предпосылок к учебной деятельности:

* Использование образовательных приложений и программ для развития математических, языковых и естественнонаучных представлений.

* Создание виртуальных лабораторий для проведения экспериментов и наблюдений.

* Сотрудничество с семьей:

* Использование родительских чатов и электронных дневников для обмена информацией и взаимодействия с родителями.

* Создание семейных образовательных проектов с использованием современных технологий.

                Концепция компетентностного подхода в образовании

Компетентностный подход – это образовательная концепция, ориентированная на формирование у обучающихся компетенций – совокупности знаний, умений, навыков, ценностей и установок, необходимых для успешной деятельности в определенной области.

                Ключевые принципы компетентностного подхода:

* Нацеленность на практику: Компетенции ориентированы на практические результаты и умение применять знания и навыки в реальных ситуациях.

* Интеграция знаний: Компетенции объединяют различные области знаний и умений в комплексные блоки, отражающие реальные задачи.

* Формирование универсальных компетенций: Помимо предметных компетенций, выделяются универсальные компетенции, которые применимы в различных сферах деятельности.

* Индивидуализация обучения: Компетентностный подход позволяет учитывать индивидуальные потребности и способности обучающихся.

* Непрерывность образования: Компетенции развиваются на протяжении всей жизни и могут обновляться и совершенствоваться в процессе непрерывного образования.

 

Конспект ОД по речевому развитию с использованием современных образовательных технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Путешествие в сказку. 

Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.

Задачи: обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;

– развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);

– воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки.

Виды детской деятельности: игровая,коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Форма проведения: ситуация – игра

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.

Словарная работа: обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).

Оборудование и материалы:

-конверты с моделями на каждого ребенка, театр рукавичка (мышка, собака, лиса, медведь, волк, петушок, волшебный рюкзачок, дорожки здоровья, сундучок.

  1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

-Ребята, хотели бы вы отправиться в волшебный мир сказок?

А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

-Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова)

Пальчиковая игра “Замок”

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (Ссилой сжимаем и разжимаем кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

  1. Сюрпризный момент.

Появляется волшебный рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а по волшебному, при помощи рук. Давайте дадим рюкзачок нескольким ребятам, смогут ли они угадать, что внутри рюкзака.

Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.

  1. Беседа.

– А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка? (У него короткий хвост, длинные ушки)

– Угадали, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.

– Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)

-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка — побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).

-Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)

-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкинаизбушка.)

  1. Игра с загадками.

– Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкинаизбушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.

Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка? (лиса)

-Ребята, как можно назвать лису ласково? (лисонька, лисичка)

Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь.)

Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)

«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (Петух.)

(Имя), назови петуха ласково (петушок, петенька)

У меня отличный слух,

Острый взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я… (Собака.)

-Назовем собаку ласково (собачка, собачонка)

Живет в норке

Грызет корки.

Короткие ножки,

Боится кошки. (мышка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкинаизбушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)

  1. Физкультминутка.

– Правильно, ребята. Зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним? Тогда встаем в круг.

Эй, ребята, что вы спите

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает,

Шубу рыжую поглаживает.

  • Заяц по лесу скакал

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке,

Поднялись, как стрелки, ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся,

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел,

И на пяточках потом.

  1. Моделирование сказки.

-Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.

У вас на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером).Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).

Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете — какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка» — собаке? (серый). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах — избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).

Правильно ребята!

– А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают кружочки на столе)

 

СКАЗКА

     Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. (дети ставят модели избушек) Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:

– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?

– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!

Пошла собака к избушке, и говорит:

– Гав-гав уходи лиса вон!

-А лиса с печки отвечает:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите, как зайка плачет (дети показывают, как плачет заяц). Навстречу ему волк:

– О чём, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? — лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!

– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, волчок, не выгонишь.

Подошли они к избёнке, Волк как завоет:

– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Волк испугался и убежал. А как испугался волк? (дети показывают)

Опять сидит заинька, плачет. Навстречу ему медведь: 

– О чём, зайчик, плачешь? 

– Как же мне не плакать? Попросилась лиса ко мне погреться, да из дома меня и выгнала. – Не плачь, зайка! Я помогу, выгоню лису!

– Нет, не выгонишь! Собака гнала, не выгнала, волк гнал, не выгнал. И ты, Миша, не выгонишь!  

Подошёл медведь к избушке, да как начал реветь: 

– Уходи, Лиса, вон из избушки! 

А Лиса с печи как закричит:  

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 

Медведь испугался, в лес убежал.  Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу ему петушок:

– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!

– Нет, петух, не поможешь!

Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь) Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал.

Подошли они к избёнке,

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

– Одеваюсь.

Петух громче закричал, ребята помогайте мне:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

А лиса:

– Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.

-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка) — А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).

-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

– Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Дети выходят из-за столов и встают на коврик.

-Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.

По зелёной пойдем — к лягушкам в болото попадем.

По красной пойдем — к Бабе-Яге придем.

По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.

Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!

Дыхательное упражнение

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите! (Вдох- выдох)

– А вот и волшебный сундучок! А что же внутри? Раскраски с героями сказок для детей)

  1. Рефлексия.

-Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и, конечно, немного устали.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора.

-Сегодня мы с вами поиграли в игру «Волшебный рюкзачок, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка», которую вы составляли и рассказывали по моделям заместителям.

Вы молодцы, такие внимательные! Мне очень понравилось рассказывать сказку с вами, думаю после обеда мы сможем показать эту сказку малышам в виде театра.