Тема: “Интеграция современных технологий в образовательный процесс как способ формирования компетентностей у дошкольников”
Актуальность применения современных технологий в дошкольном образовании можно обоснованно рассматривать с нескольких ключевых позиций.
- Развитие цифровых навыков: В современном мире цифровые технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни. Раннее знакомство детей с технологиями способствует развитию их цифровой грамотности, что является важным аспектом успешной адаптации к условиям современного общества.
- Индивидуализация обучения: Современные технологии позволяют адаптировать образовательный процесс под потребности каждого ребенка. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда дети имеют разные темпы и стили обучения. С помощью технологий можно создать индивидуальные образовательные пути, учитывающие интересы и способности воспитанников.
- Интерактивное обучение: Использование мультимедийных ресурсов и образовательных приложений делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным. Игровые элементы в обучении повышают мотивацию детей и упрощают усвоение новой информации.
- Развитие критического мышления: Занятия с использованием технологий могут способствовать развитию навыков анализа, критического мышления и креативности у детей. Например, использование программирования на начальном уровне помогает детям учиться решать проблемы и мыслить логически.
- Коммуникация и сотрудничество: Современные технологии предоставляют возможности для совместной работы и взаимодействия как между детьми, так и между педагогами и родителями. Это способствует созданию более мотивирующей и поддерживающей образовательной среды.
- Эффективность преподавания: Использование технологий может значительно повысить эффективность работы педагогов. Воспитатели могут легко предоставлять материалы, отслеживать прогресс детей, а также обмениваться опытом и методами работы с коллегами.
- Поддержка инклюзивного образования: Современные технологии могут помочь в создании инклюзивной образовательной среды для детей с особыми потребностями, предоставляя индивидуальные методы и адаптированные материалы, что важно для обеспечения равного доступа к образованию.
Таким образом, применение современных технологий в дошкольном образовании отвечает требованиям времени и содействует всестороннему развитию детей, повышая качество образовательного процесса и одновременно готовя детей к жизни в цифровом обществе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит следующие задачи:
* Развитие личности ребенка, создание условий для его физического, интеллектуального, социального и эмоционального благополучия;
* Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места проживания, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
* Создание благоприятной социальной ситуации развития детей в рамках образовательных отношений;
* Содействие и сотрудничество с семьей;
* Осуществление образовательной деятельности в различных видах деятельности и культурных практиках;
* Формирование общих культурных навыков и предпосылок к учебной деятельности;
* Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
Роль технологий в реализации задач ФГОС ДО
Современные технологии могут эффективно использоваться для реализации задач ФГОС ДО, в частности:
* Развитие познавательных процессов:
* Использование мультимедийных презентаций, интерактивных игр и симуляторов для развития внимания, памяти, мышления и речи.
* Применение робототехники для развития пространственного мышления и конструктивных навыков.
* Формирование коммуникативных навыков:
* Использование видеосвязи и социальных сетей для организации общения детей с сверстниками и взрослыми за пределами образовательного учреждения.
* Создание виртуальных сред для развития навыков общения и сотрудничества.
* Приобщение к культурным ценностям:
* Использование цифровых библиотек и музеев для знакомства детей с произведениями искусства, литературой и музыкой.
* Применение виртуальных экскурсий для расширения кругозора и развития познавательного интереса.
* Формирование предпосылок к учебной деятельности:
* Использование образовательных приложений и программ для развития математических, языковых и естественнонаучных представлений.
* Создание виртуальных лабораторий для проведения экспериментов и наблюдений.
* Сотрудничество с семьей:
* Использование родительских чатов и электронных дневников для обмена информацией и взаимодействия с родителями.
* Создание семейных образовательных проектов с использованием современных технологий.
Концепция компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход – это образовательная концепция, ориентированная на формирование у обучающихся компетенций – совокупности знаний, умений, навыков, ценностей и установок, необходимых для успешной деятельности в определенной области.
Ключевые принципы компетентностного подхода:
* Нацеленность на практику: Компетенции ориентированы на практические результаты и умение применять знания и навыки в реальных ситуациях.
* Интеграция знаний: Компетенции объединяют различные области знаний и умений в комплексные блоки, отражающие реальные задачи.
* Формирование универсальных компетенций: Помимо предметных компетенций, выделяются универсальные компетенции, которые применимы в различных сферах деятельности.
* Индивидуализация обучения: Компетентностный подход позволяет учитывать индивидуальные потребности и способности обучающихся.
* Непрерывность образования: Компетенции развиваются на протяжении всей жизни и могут обновляться и совершенствоваться в процессе непрерывного образования.
Конспект ОД по речевому развитию с использованием современных образовательных технологий для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Путешествие в сказку.
Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.
Задачи: обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;
– развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);
– воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки.
Виды детской деятельности: игровая,коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Форма проведения: ситуация – игра
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.
Словарная работа: обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).
Оборудование и материалы:
-конверты с моделями на каждого ребенка, театр рукавичка (мышка, собака, лиса, медведь, волк, петушок, волшебный рюкзачок, дорожки здоровья, сундучок.
- Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
-Ребята, хотели бы вы отправиться в волшебный мир сказок?
А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
-Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова)
Пальчиковая игра “Замок”
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (Ссилой сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, (крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Двери открываются, сказка начинается.
- Сюрпризный момент.
Появляется волшебный рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.
-Ребята, посмотрите, что это?
-Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а по волшебному, при помощи рук. Давайте дадим рюкзачок нескольким ребятам, смогут ли они угадать, что внутри рюкзака.
Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.
- Беседа.
– А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка? (У него короткий хвост, длинные ушки)
– Угадали, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.
– Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)
-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка — побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).
-Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)
-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкинаизбушка.)
- Игра с загадками.
– Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкинаизбушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.
Сама рыжевата,
Мордочка плутовата,
Ей не до пирожка,
Ей бы скушать петушка? (лиса)
-Ребята, как можно назвать лису ласково? (лисонька, лисичка)
Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)
Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)
«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух.)
(Имя), назови петуха ласково (петушок, петенька)
У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)
-Назовем собаку ласково (собачка, собачонка)
Живет в норке
Грызет корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (мышка)
-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкинаизбушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)
- Физкультминутка.
– Правильно, ребята. Зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним? Тогда встаем в круг.
Эй, ребята, что вы спите
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.
- Заяц по лесу скакал
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.
- Моделирование сказки.
-Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.
У вас на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером).Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).
Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете — какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка» — собаке? (серый). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах — избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).
Правильно ребята!
– А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают кружочки на столе)
СКАЗКА
Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. (дети ставят модели избушек) Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:
– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!
Пошла собака к избушке, и говорит:
– Гав-гав уходи лиса вон!
-А лиса с печки отвечает:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите, как зайка плачет (дети показывают, как плачет заяц). Навстречу ему волк:
– О чём, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? — лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!
– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, волчок, не выгонишь.
Подошли они к избёнке, Волк как завоет:
– Уходи, Лиса, вон из избушки!
А Лиса с печи как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Волк испугался и убежал. А как испугался волк? (дети показывают)
Опять сидит заинька, плачет. Навстречу ему медведь:
– О чём, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Попросилась лиса ко мне погреться, да из дома меня и выгнала. – Не плачь, зайка! Я помогу, выгоню лису!
– Нет, не выгонишь! Собака гнала, не выгнала, волк гнал, не выгнал. И ты, Миша, не выгонишь!
Подошёл медведь к избушке, да как начал реветь:
– Уходи, Лиса, вон из избушки!
А Лиса с печи как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался, в лес убежал. Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу ему петушок:
– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!
– Нет, петух, не поможешь!
Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь) Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал.
Подошли они к избёнке,
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
– Одеваюсь.
Петух громче закричал, ребята помогайте мне:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!
А лиса:
– Шубу одеваю.
Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!
Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.
Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.
-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).
-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка) — А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).
-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).
-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).
-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).
Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
– Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?
Дети выходят из-за столов и встают на коврик.
-Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.
По зелёной пойдем — к лягушкам в болото попадем.
По красной пойдем — к Бабе-Яге придем.
По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.
Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!
Дыхательное упражнение
Мы шагаем друг за другом
Лесом и весенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите! (Вдох- выдох)
– А вот и волшебный сундучок! А что же внутри? Раскраски с героями сказок для детей)
- Рефлексия.
-Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Мы сказку увидели, в сказку играли,
Ну и, конечно, немного устали.
Закончились наши большие дела,
И нам в детский сад возвращаться пора.
-Сегодня мы с вами поиграли в игру «Волшебный рюкзачок, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка», которую вы составляли и рассказывали по моделям заместителям.
Вы молодцы, такие внимательные! Мне очень понравилось рассказывать сказку с вами, думаю после обеда мы сможем показать эту сказку малышам в виде театра.