«Об индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды как эффективном условии полноценного развития личности дошкольника»
М.Ю. Черная , старший воспитатель МАДОУ № 30
Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:
Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения.
Стандарт ориентирует педагогов на поддержку индивидуальности и инициативы детей, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка.
Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.
Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. Это обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.
Реализация принципа индивидуализации в ДОУ осуществляется через:
- Изменение форм взаимодействия педагога и ребенка.
- Изменение содержания образовательной деятельности.
- Организация предметно – пространственной среды.
- Взаимодействие детского сада с семьей.
За счёт чего достигается индивидуализация образовательного процесса?
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.
В чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения?
Возникает проблема реализации индивидуализации в массовом образовательном учреждении: как достичь благородных целей, одновременно обучая всех по-разному?!
Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми – создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей.
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. Каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении групповое пространство организовано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения, предоставляя возможность для проявления и – что важно – для развития и реализации разнообразных идей.
Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды обеспечивает:
- Развитие общения
- Развитие любознательности
- Развитие инициативности
- Развитие самостоятельности
- Развитие творчества
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Нашу группу мы наполняем, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся, по оформлению игровой, спальни, приемного помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, наша группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Основные задачи построения ППРС по принципу индивидуализации:
- Создание единой предметно – пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество, ответственность, фантазию, изобретательность.
- Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Принципы построения предметно-пространственной среды
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
- Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
- Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности (зон, центров детской активности) и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим.
- Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип “половых и возрастных” различий.
- Принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, мы учитывали особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
- Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
- Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
Помещение группы разделено на Центры активности (небольшие субпространства), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами Центры активности выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей (слайд)
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры -стенды:
1.”Здравствуйте, я пришел”
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых (слайд)
- «Наш день», «Новости дня»
Сообщение темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение (слайд)
- Стены творчества
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок (слайд)
4.”Мое творчество” (Центр изо.творчества)
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов) (слайд)
5.”Уголок уединения”
Специально отведенное для этого место позволит ребенку, когда он почувствует, что ему это необходимо, отделить себя от компании сверстников. Побыть одному, не привлекая к себе внимание, воспользоваться наполнением уголка, чтобы восстановить эмоциональный баланс и вновь окунуться в коллективные занятия (слайд)
6.”Мое настроение” “Азбука настроения”
Мы можем отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние (слайд)
7.”Деловые хлопоты”, «Наши интересы», помощники – карточки, бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет в течение дня или в период образовательной деятельности в Центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность (слайд)
- Макеты, передвижные (многофункциональные ширмы)
Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры (слайд)
9.Мини-музей
Персональные и тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем (слайд)
10.Портфолио ребенка
Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни (слайд)
11.Взаимодействие с семьей
– фотоминутки
– знакомство с темой недели, дня, проекта
– выставки совместного творчества
– семейные альбом (слайд)
- Мама всегда рядом
Использование маминых фото для эмоционального благополучия ребенка во время перехода от одного режимного момента к другому, привычка быстро адаптироваться ребенку в пространстве группы (слайд)
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Мне необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, я должна постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.