Статья «Об индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды как эффективном условии полноценного развития личности дошкольника»

ФИО: Черная М.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4154
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Статья «Об индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды как эффективном условии полноценного развития личности дошкольника»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



«Об индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды как эффективном условии полноценного развития личности дошкольника» 

М.Ю. Черная , старший воспитатель МАДОУ № 30

Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования   является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию  обучения.

Стандарт ориентирует педагогов на поддержку индивидуальности и инициативы детей, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка.

Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.

Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. Это обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

          Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

        Реализация принципа индивидуализации в ДОУ осуществляется через:

  • Изменение форм взаимодействия педагога и ребенка.
  • Изменение содержания образовательной деятельности.
  • Организация предметно – пространственной среды.
  • Взаимодействие детского сада с семьей.    

За счёт чего достигается индивидуализация образовательного процесса?

Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.  Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.

В чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения?

Возникает проблема реализации индивидуализации в массовом образовательном учреждении: как достичь благородных целей, одновременно обучая всех по-разному?!

Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми –   создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей.

           В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.

Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. Каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении групповое пространство организовано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения, предоставляя возможность для проявления и – что важно – для развития и реализации разнообразных идей.

Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды обеспечивает:

  • Развитие общения
  • Развитие любознательности
  • Развитие инициативности
  • Развитие самостоятельности
  • Развитие творчества

   Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Нашу группу мы наполняем, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся,  по оформлению игровой, спальни, приемного  помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, наша группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Основные задачи построения ППРС по принципу индивидуализации:

  • Создание единой предметно – пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество, ответственность, фантазию, изобретательность.
  • Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.     

Принципы построения предметно-пространственной среды

  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
  • Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
  • Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности (зон, центров детской активности)  и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим.
  • Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип “половых и возрастных” различий.
  • Принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, мы учитывали особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
  • Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
  • Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.

          Помещение  группы разделено на Центры активности (небольшие субпространства), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности.   Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами Центры активности  выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей (слайд)

      Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры -стенды:

1.”Здравствуйте, я пришел”

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых (слайд)

  1. «Наш день», «Новости дня»

Сообщение темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение (слайд)

  1. Стены творчества

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок (слайд)

4.”Мое творчество” (Центр изо.творчества)

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов) (слайд)

5.”Уголок уединения”

Специально отведенное для этого место позволит ребенку, когда он почувствует, что ему это необходимо, отделить себя от компании сверстников. Побыть одному, не привлекая к себе внимание, воспользоваться наполнением уголка, чтобы восстановить эмоциональный баланс и вновь окунуться в коллективные занятия (слайд)

6.”Мое настроение” “Азбука настроения”

Мы можем отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние (слайд)

7.”Деловые хлопоты”, «Наши интересы», помощники – карточки,  бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет в течение дня или в период образовательной деятельности в Центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность (слайд)

  1. Макеты, передвижные (многофункциональные ширмы)

Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры (слайд)

9.Мини-музей

Персональные и тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем (слайд)

10.Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни (слайд)

11.Взаимодействие с семьей

– фотоминутки  

– знакомство с темой недели, дня, проекта

– выставки совместного творчества

– семейные альбом (слайд)

  1. Мама всегда рядом

Использование маминых фото для эмоционального благополучия ребенка во время перехода от одного режимного момента к другому, привычка быстро адаптироваться ребенку в пространстве группы (слайд)

       Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Мне необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, я должна постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.