Конспект занятия по познавательному развитию “Экскурсия в мини-музей русского быта “Русская изба”

ФИО: Силаева А.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4156
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия по познавательному развитию "Экскурсия в мини-музей русского быта "Русская изба"
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



 

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в мини-музей русского быта «Русская изба»

 

Тема: Экскурсия в музей.

 

Цель: познакомить с крестьянской избой и домашней утварью (ухват, чугунок, кочерга, коромысло, люлька, рубель)

 

Задачи.

 

– продолжать развивать интерес и любовь детей к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.

 

– продолжать расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, пословиц и понятий; прививать любовь к красоте и мудрости речи

 

-воспитывать патриотические чувства, доброту и любовь к близким, уважение к старшим.

 

Словарная работа. Сруб, изба, ставни, береста, лапти, ухват, чугунок, кочерга, люлька, рубель

 

Пословицы: «Возле леса жить – голодным не быть», «Семьей и горох молотят», «Чем больше рук, тем легче труд», «Какова пряха, такова на ней рубаха», «Долог день до вечера, коли делать нечего» и т. д.

 

Материал. кукла-хозяюшка (из кукольного театра в русском народном костюме, предметы мини – музея «Народного быта».

 

Предварительная работа. Беседа по сказкам, заучивание пословиц о труде.

 

Ход экскурсии-занятия

 

Ребята, посмотрите, нет ли нам письма в почтовом ящике?

 

Дети открывают почтовый ящик, а в нём приглашение:

 

«В тереме расписном я живу.

 

Приглашаю всех гостей к себе в избу».

 

Воспитатель: Дети, а вы хотите в гости пойти? Тогда собирайтесь.

 

Воспитатель и дети проходят в музей русской избы. У входа в «избу» встречает Хозяюшка (кукла из кукольного театра).

 

Русь деревянная – края дорогие,

 

Здесь издавна русские люди живут.

 

Они прославляют жилища родные,

 

Раздольные русские песни поют.

 

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Откуда вы ко мне пожаловали?

 

Воспитатель: Ребята, где мы с вами находимся? (ответы детей)

 

– А почему он так назван? (ответы детей)

 

– Правильно, ребята, назван он так потому, что здесь собраны такие предметы и вещи, которыми давно пользовались люди, т. е. использовали их в быту.

 

– Это были ваши предки, ваши прапрабабушки и прапрадедушки. А жили они вот в таких домах (показать макет дома)

 

– Лесов на Руси было много, люди строили свои дома около леса и по берегам рек и озер.

 

– Есть такая русская пословица: «Возле леса жить – голодным не быть».

 

– Как вы думаете, ребята, почему так говорили? (если дети затрудняются в ответе, то воспитатель им помогает)

 

– Правильно, ребята, в лесу и зверь, и птица, и ягоды, и грибы.

 

-Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из дерева, рубили их с помощью топора, из толстых бревен. Такие дома называются избами. Строили избу из сосны или ели. Из этих деревья брёвна самые прочные.В избе была всего лишь одна большая комната и почти половину ее занимала печь. «Без печки хата – не хата» – говорили люди.

 

Хозяюшка подходит к печи, обращаясь к ней,произносит:

 

Ой ты, печка-сударыня,

 

Помоги нам,боярыня:

 

Ты свари, испеки,

 

Обогрей, освети,

 

Полечи и спаси,

 

В дом богатство принеси.

 

– Ребята, как вы думаете, зачем нужна была печка? (ответы детей)

 

– Правильно, в печке готовили еду, пекли хлеб. А, ведь, русская печь еще и обогревала дом, на ней сушили грибы и ягоды, одежду и обувь. На печке даже можно было спать. А особенно на ней любили дети слушать сказки и играть.

 

– Во многих русских народных сказках упоминается печь.

 

– Какие вы знаете? Давайте вспомним. (ответы детей)

 

– Правильно «Гуси – лебеди» – печка спрятала сестрицу с братцем. Емеля ездил на печи к царю в сказке «По щучьему велению». В сказке «Морозко», Иванушка посадил Бабу Ягу на лопату и в печь.

 

Хозяюшка:

 

Вот старинные кувшины,

 

Сделаны они из глины.

 

Варили в них пищу на целый день,

 

Кушай кашу кому не лень.

 

-Ребята, вот в таких чугунках и горшках готовили щи да кашу.

 

Дети рассматривают чугунок.

 

– Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить.

 

– В нём и кашу варили и картошку. Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить.

 

-Как вы думаете, как поставить в печку чугунок? (Ответ детей).

 

Хозяюшка: В нижней части печки оставалось свободное пространство — подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, хозяйке потребуется ещё один предмет.

 

У печи стояли важно,

 

Как стойкие солдаты.

 

Из печи горшочки с кашей

 

Тянут железные ухваты.

 

– Это делали с помощью ухвата.

 

Хозяюшка: Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужна ловкость да сноровка.

 

Хозяюшка: А вот ещёодна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга – огонь). Кочерга – важная помощница. Без неё с печкой не справиться. А кочерга нужна, чтобы ворошить угли в печи.

 

Дети рассматривают кочергу.

 

Хозяюшка: Но чтобы сварить кашу или картошку нужна вода.

 

Коромысло с утра я беру,

 

За прозрачной водичкой иду.

 

Буду кушать готовить, стирать,

 

Буду маме своей помогать.

 

Дети рассматривают коромысло.

 

Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

 

Дети: ребенок

 

Хозяюшка: Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

 

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

 

Хозяюшка:

 

Люли, люли, люленьки,

 

Летят сизы гуленьки,

 

Летят гули вон, вон,

 

Несут Ване сон, сон!

 

Будут Вани ворковать,

 

Будет Ваня крепко спать;

 

Будут гули говорить,

 

Чем Ванюшу накормить;

 

Полетят они в лесок и найдут там колосок

 

Станут кашу варить, станут Ваню кормить,

 

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

 

Люли, люли, люленьки,

 

Летят сизы гуленьки,

 

Летят гули вон, вон,

 

Несут Ване сон, сон!

 

Хозяюшка: В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывали рубелем. А ещё рубелем можно было стирать бельё, тереть бельё о ребристую поверхность.

 

Воспитатель: Как вы думаете, легко или тяжело гладить рубелем бельё? По этому поводу есть народная пословица «Без труда не вынешь и рыбки из пруда».

 

Хозяюшка: отгадайте «Для чего нужны?»  (По каждому предмету загадывает загадки)

 

Летом спит

 

Зимой горит

 

Пасть открывает,

 

Что дают – глотает (печь).

 

Не бык, а бодает

 

Не ест, а еду хватает,

 

Что схватит – отдаёт,

 

А сам в угол идёт (ухват).

 

Он как круглая кастрюля

 

Он чумазый, не чистюля

 

Где там, в печке уголёк

 

Кашу сварит… (чугунок).

 

Железный конь

 

Скачет в огонь. (кочерга).

 

Хозяюшка: Молодцы, ребята. Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?

 

Воспитатель: Красны девицы да добры молодцы, собирайтесь, да домой отправляйтесь!

 

Спасибо Вам, Хозяюшка!

 

Наделил бы Вас Господь

 

И житьём, и бытьём,

 

И здоровьицем!

 

Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.