Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок»
г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области ИНН 5413109094 /КПП 541301001
633340, Новосибирская область, Болотнинский район, г. Болотное ул. Московская, 99
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Мульти – пульти»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Плющева Д.А., воспитатель
2024 г.
- Направленность программы
По содержанию дополнительная общеобразовательная «Мульти- пульти» программа является технической направленности; по функциональному предназначению — предпрофессиональной, по времени реализации — годичной.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом ОП ДО МБДОУ детского сада «”Теремок» г. Болотное и учетом возрастных и психологических особенностей детей
Нормативно – правовое обеспечение:
- Федеральный Закон от 29. 12. 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон РФ от 24. 07. 1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2015 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 –р);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» – СанПиН 2.4.1.3648-20 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04. 09. 2014 г. № 1726 – р);
- Паспорт приоритетного проекта «Дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.
- 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Новизна данной программы состоит в использовании интегрированных занятий, сочетающих изучение технических аспектов мультипликации, компьютерных технологий c созданием героев и объектов в различных техниках, написанием сценария и практических занятий, связанных с фотосъѐмкой; в использовании технологии проектного обучения; в организации социально – значимой практической деятельности (показ отснятых мультфильмов дошкольниками).
-
Актуальность
Дошкольное образование сегодня – не только источник определѐнных знаний, но в первую очередь ещѐ и, фактор успешной социализации подрастающего поколения. Реалии нашего времени: рост цифровых технологий, увеличение потока информации, доступность сетевых ресурсов предъявляют новые требования к воспитанию и развитию подрастающего поколения. Дошкольное детство – важный период становления личности. Необходимо, чтобы развитие ребѐнка в это время было всесторонним.
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Дошкольное детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством, а следовательно, искусством.
В связи с этим встал вопрос о том, какие средства использовать, которые будут увлекательны и доступны для современного ребѐнка, чтобы обучение стало для него без принуждения? Какие современные технологии применить в работе с детьми, которые способствовали бы формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески
мыслить и находить нестандартные решения.
С появлением современных технологий увлекательный мир анимации, казавшийся ранее недоступным и загадочным, широко распахнул двери для всех желающих. У дошкольников появляется возможность познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссѐра. Работа над созданием мультфильма позволят ребѐнку не только попробовать себя в роли режиссѐра и сценариста мультфильмов, но и развивает его творческие способности и умение работать в команде.
Одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.
Современный дошкольник привык к кинематографу и мультипликации, создание иллюзии движения не воспринимается им как чудо. Создавая вместе с детьми мультфильмы, взрослые могут вернуть им ощущение свежести восприятия самого факта движущегося изображения. Помимо интереса мультфильм имеет прекрасные возможности для интеграции различных видов деятельности детей (игра, рисование, лепка, аппликация, чтение художественной литературы, сочинение историй, музыкальное творчество, драматизация и пр.).
-
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании условий для проявления дошкольниками творчества, инициативы, формирования навыков самоорганизации, самообслуживания, коммуникации, получении новых и закреплении имеющихся знаний в области информационно – коммуникационных технологий. Обучаясь по программе, дети вовлекаются в серию проектов, конечным продуктом которых является анимационный ролик.
Мультипликация даѐт возможность проявить свои способности в
рисовании и различных видах прикладного искусства, музыке, речевом развитии; получить навыки работы с техническим оборудованием. Дошкольники приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется фотосъѐмка, проводится монтаж и просмотр
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно- исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.
Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссѐра, оператора, сценариста, художника- мультипликатора.
-
Цель и задачи
Цель программы: Создание условий для творческой самореализации детей и развития основ технического мышления в процессе создания собственного медиапродукта
Задачи:
Образовательные:
− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
− формировать художественные навыки и умения;
− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
− развивать творческое мышление и воображение;
− развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
− воспитывать чувство коллективизма;
− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
-
Содержание образовательной деятельности
Содержание программы предполагает выполнение заданий, как на компьютере, так и непосредственно с художественными материалами. Методы и формы, прежде всего, должны способствовать сохранению атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков при работе. Для получения нужного результата работы, важно правильно организовать занятия: помочь детям организовать рабочие места, чередовать беседу с показом. Четко ставить цели и задачи, инструкции давать четкие и короткие, понятные. Нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно. Проводить сравнительный анализ работ. Выделены следующие формы работы с детьми, которые используются при реализации программы: беседы, чтение и обсуждение, наблюдение, игры, практическая деятельность (создание мультфильма). Основное направление деятельности Программы – создание мультфильмов методом покадровой съѐмки с применением цифровых
технологий в различных техниках: пластилиновая, рисованная анимация(нетрадиционные техники рисования), объѐмная анимация(техники оригами, аппликация). Поскольку мультипликация находится на стыке таких видов искусства, как кино, театр, изобразительное искусство и музыка, то и Программа включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию, конструирование и, конечно же, съѐмку и монтаж мультфильмов.
Каждое занятие подчинено определенным принципам:
- тематический принцип: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу «Мульти- пульти» в целостный образовательный процесс и решать задачи развития детей комплексно;
- принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от лепки простых по форме фигур до фигур детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников (знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т.д., освоение анимационной техники перекладки).
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм работы с детьми.
Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность
самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всѐ это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приѐмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в рамках Программы.
Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, практической деятельности. Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
- Словесный метод – устное изложение, беседа.
- Наглядный метод – показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
- Практический метод.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 6 лет….
-
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой
«центр» и «периферия».
Развивается изобразительная деятельность детей. Рисунки приобретают
сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно – логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Продолжает совершенствоваться речь. Совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
-
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий – 1 раз в неделю с сентября по май. Количество занятий в год – 36.
Продолжительность занятий – 20-25 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами».
-
Механизм создания мультфильмов
Техники, используемые при создании мультфильмов:
Перекладка, рисованные мультфильмы – рисуем персонажей на бумаге и вырезаем, двигаем вырезанные картинки.
Пластилиновая анимация (лепим из пластилина) – может быть плоской (как перекладка) и объемной (как предметная анимация) Предметная анимация – используем готовые игрушки: объемные поделки детей (оригами, соленое тесто, картон и т.д.)), что позволяет оживить любимые игрушки.
Смешанные – используются в одном произведении несколько техник.
Создание мультипликационных фильмов (практический этап) состоит из следующих этапов:
Литературный этап:
- Подбор литературного материала или составление истории, сюжета (используется авторское произведение: стихотворение, сказка, или самостоятельно сочиненное)
- Разработка сценария (обсуждение с детьми, что может делать персонаж, где он в это время находится, что его окружает и выбор наиболее интересного варианта решения происходящего).
Режиссерский этап:
- Выбор техники исполнения мультфильма (выбирается наиболее подходящая техника к определенному сюжету)
- Распределение ролей и обязанностей.
Изобразительный этап:
- Определение изобразительных техник (выбираются т ехники исполнения (традиционные и нетрадиционные) для изготовления героев и декораций)
- Изготовление героев, декораций.
Съемочный этап:
- Съемка по эпизодам мультфильма (передвижение и взаимодействие
персонажей детьми; фиксация на фотоаппарат воспитателем)
- Звуковое оформление (проявление детьми актѐрских способностей: выразительное чтение текста)
- Подбор музыкальных композиции (придумывание музыкальных и шумовых эффектов).
Монтаж фильма (верстка):
В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом. Отснятые фотографии переносятся на компьютер. Размещаются снимки, в программе для вѐрстки, и монтируется фильм. Дети могут участвовать в отборке некачественных кадров.
Премьера мультфильма:
- Изготовление афиш, пригласительных на премьеру мультфильма
- Просмотр мультфильма, совместно с родителями.
- Ожидаемые результаты освоения программы.
- ребѐнок научится готовить декорации к сказке: лепить, рисовать, клеить, вырезать; ребѐнок проявит любознательность, сумеет задавать вопросы взрослым и сверстникам, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе, чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;
- ребѐнок обладает развитым воображением;
- у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика;
- активизируется познавательная деятельность к изобразительному искусству через мультфильмы;
- приобщаясь к мультипликации, дети приобретут ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, познакомятся с различными для них видами творчества (литература, театр, изобразительная деятельность, пластика,
прикладное искусство, технология обработки различных материалов, музыка, видеосъѐмка и видеомонтаж). Работая вместе с взрослыми и сверстниками над созданием мультфильма, ребята осмыслят различные явления нашей жизни, научатся решать проблемы общения, сделают нравственный выбор;
- ребѐнок научился монтировать свой собственный мультфильм из слайдов и фотографий;
- ребѐнок научится пользоваться ИКТ: пользоваться фотоаппаратом, устанавливать определѐнный ракурс при выполнении слайдов, передвигать персонажей сказки на сюжетном поле для достижения эффекта движения и др.; освоит компьютерные программы для создания видеофильма.
- Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме показа готовых мультфильмов детям других групп, родителям и педагогам. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных техник исполнения.
-
Оборудование и программное обеспечение:
- мультстудия
- компьютер с программой для обработки отснятого материала
- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).
- диски для записи и хранения материалов;
- устройство для просмотра мультипликационных фильмов:
DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.
Учебно-тематический план
Ме
сяц |
Неделя | Тема | Содержание |
Сентябрь | I неделя | Вводное занятие:
«Путешествие в мир мультипликации» |
Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр отрывков из
первых анимационных фильмов. |
II неделя | Парад
мультпрофессий. |
Рассказ о профессиях
мультипликатор. Подвижная игра «Отгадай профессию» |
|
III
неделя |
Знакомство с компь- ютерной
программой для создания мультфильма. |
Элементарное знакомство с процессом съемки.
Дидактическая игра «Лови момент». Просмотрдвижения. |
|
IV
неделя |
Знакомство с вэб- камерой | . Возможности съѐмки. Учебно- тренировочныеупражнения. | |
Октябрь | I неделя | «Заставка» в техникеперекладка. | Вылепливаем из пластилина буквы-
имена детей. Беседа о технике перекладки. |
II неделя | «Буквы оживают» | Покадровая съѐмка движения букв.
Монтаж иналожение звука. Просмотр. |
|
III
неделя |
История на бумаге.
Придумывание сюжета. |
Дети просматривают фильм,
сделанный в данной технике (Ю.Норштейн «Сказка сказок») |
|
IV
неделя |
Сказка на экране. | Образ героя в книге и на экране. Выбор
произведения (сказки) для экранизации. |
|
Ноябрь | I неделя | Наши любимые герои. | Изготовление героев, сцены-макета из
бумаги икартона. Распределение ролей. |
II неделя | Как герои двигаются? | Дети придумывают характерные
особенностиглавных персонажей. |
|
III
неделя |
Для чего нужны
декорации? |
Работа в микро-группах: рисуют и вырезаютфон и декорации. | |
IV
неделя |
Подготовка к
съемке мультфильма |
Установка сцены-макета, расстановка героев.Пробы. Репетиции. | |
дека брь | I неделя | Мы – аниматоры.
Стоп-кадровая съемкасцен сказки. |
На готовый фон кладут нарисованных персонажей,
передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируякаждое движение персонажа. |
II неделя | Мы -звукорежиссеры.
Озвучивание мультфильма. |
Дети учатся выразительно
произносить закадровый текст. Просмотр отснятого материала. Обсуждение. |
|||
III неделя | Монтаж
мультфильма. |
Просмотр
Обсуждение. |
отснятого материала. | ||
IV неделя | Демонстрация мультфильма. | Просмотр отснятого материала.Обсуждение. | |||
Январь | II неделя | Беседа на тему
«Выбор сюжет для мультфильма». |
Разработка сценария пластилинового
мультфильма. Придумывание сюжета, героев, декораций (коллективная работа) |
||
III неделя | Из чего можно
сделатьмультик? |
Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным
описанием декораций. |
|||
IV
неделя |
Жили-были
дед ибаба… |
Распределение ролей. Создание
персонажей мультфильма и декораций. |
|||
V неделя | Подготовка к съѐмке
мультфильма. |
Подготовка к съемке
мультфильма. сцены- макета, расстановка героев. Пробы. Репетиции. |
Устан
овка |
||
Февраль | I неделя | Сказка оживает. | На готовых и установленных
декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре. Съѐмка. |
||
II неделя | Озвучиваем мультфильм.
Монтаж. |
Дети учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую
по смыслу музыку. |
|||
III неделя | Демонстрация
мультфильма. |
Просмотр
материала. Обсуждение. |
отснятого | ||
IV
неделя |
Мультфильм о весне. | Придумывание сюжета, (коллективная
работа)героев, декораций |
|||
М
а |
I неделя | Распределение
ролей. |
Создание персонажей мультфильма и
декораций. |
||
II неделя | Подготовка ксъѐмке мультфильма. | Подготовка к съемке мультфильма.
Установка сцены-макета, расстановка героев. Пробы. Репетиции. |
III неделя | Мы – аниматоры. | Стоп-кадровая съемка сцен сказки. | |||
IV
неделя |
Мы –
звукорежиссеры. Монтаж мультфильма. |
Озвучивание мультфильма. Просмотр отснятого
Обсуждение. |
материала. | ||
Апрель | I неделя | Демонстрация
мультфильма. |
Просмотр
Обсуждение. |
отснятого | материала. |
II неделя | Мультфильм о лете. | Придумывание сюжета,героев,
декораций (коллективная работа) |
|||
III неделя | Распределение
ролей. |
Создание персонажей мультфильма и
декораций. |
|||
IV
неделя |
Подготовка к
съѐмке мультфильма. |
Подготовка к съемке Установка
мультфильма. Сцены-макета, расстановка героев. Пробы. Репетиции. |
|||
Май | I неделя | Мы – аниматоры. | Стоп-кадровая съемка сцен сказки. | ||
II неделя | Мы –
звукорежиссеры. Монтаж мультфильма. |
Озвучивание мультфильма.
Просмотр отснятого материала. Обсуждение. |
|||
III неделя | Демонстрация
мультфильма. |
Просмотр
Обсуждение. |
отснятого | материала. | |
IV
неделя |
Итоговое занятие. | Беседа о пройденном материале.
Награждение наиболее активных детей. Обсуждение планов на будущее. |
- Организация работы с родителями
Задачи работы руководителя Программы по взаимодействию с родителями:
-установить партнѐрские отношения с семьѐй каждого воспитанника;
–
объединить усилия для развития у детей художестве нного творчества и конструктивных способностей;
–
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов эмоциональной взаимоподдержки;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия руководителя Программы с родителями:
-доброжелательный стиль общения педагога с родителями;
-индивидуальный подход;
-сотрудничество;
-динамичность.
№ | месяц | мероприятие | задачи |
1 год работы (старшая группа) | |||
1. | сентябрь | Консультация «Влияние
мультипликации на развитие ребенка» |
Формировать представление о
роли мультипликации в развитие ребенка. |
2. | октябрь | Консультация для роди
телей «История мультипликации» |
Расширить представления
родителей о мультипликации |
3. | ноябрь | Мастер-класс «Создание
мультфильмов вместе с детьми» |
Познакомить родителей с
этапами создания мультфильмов |
4. | декабрь | Практическое задание на д
ом «Сочините сказку» по новогодней тематике |
Расширить литературный опыт
детей и родителей |
5. | январь | Сбор отзывов | Создание положительного имиджа
ДОУ |
6. | февраль | Мастер-
класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми» |
Расширить представление
родителей о способах изображения |
7. | март | Родительские посиделки
«Пластилинография» |
Расширить представления
родителей о способах использования пластилина |
8. | апрель | Выпуск брошюр | Создание положительного имиджа
ДОУ |
9. | май | Фестиваль мультфильмов | Ознакомление с итогами работы
кружка за год, просмотр продуктов детской деятельности |