Методическая разработка “Музыка как средство формирования основ нравственно экологической культуры у детей дошкольного возраста

ФИО: Денисенко С.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4162
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка "Музыка как средство формирования основ нравственно экологической культуры у детей дошкольного возраста
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад № 30 «Светлячок»

 муниципального образования г. Армавир

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Методическая разработка

Армавир – 2023

УДК – 373.3.016(072)

ББК – 74.100.5

Д 33

Автор-составитель: 

Денисенко Светлана Александровна – музыкальный руководитель 

МАДОУ детский сад № 30 «Светлячок» г. Армавир.

Музыка как средство формирования основ нравственно-экологической культуры у детей дошкольного возраста.  Методическая разработка. 

г. Армавир, 2023 г. – 39 стр.

 

Рецензент:

Трибушная Г.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «АГПУ»

 

В методической разработке представлен опыт работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада № 30 г. Армавира Денисенко С.А. по развитию у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к окружающему, формированию основ нравственно-экологической культуры личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Задача педагогов в этот период – воспитывать отзывчивых и добрых детей, научить их экологически грамотному поведению в природе, гуманистическому отношению ко всему живому.

Музыка является одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира, ведь влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Как и любое искусство, музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, пробуждать в нем нравственно-эстетические переживания, вести к преобразованию окружающего мира.

В методической разработке представлены авторские сценарии праздников, развлечений и музыкальных представлений музыкального руководителя МАДОУ детского сада № 30 г. Армавира Денисенко С.А. для детей дошкольного возраста. Все они имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры и музыкального развития. Представленный материал адресован широкому кругу специалистов дошкольного и дополнительного образования, родителям.

 

Содержание

 

Пояснительная записка…………………………………………………..……….4

Роль музыки в формировании основ нравственно-экологической культуры у детей дошкольного возраста………………………………..……………………10

Сценарий музыкального развлечения «День птиц» для средней группы……13

Сценарий музыкального экологического развлечения «В гостях у Мухи-Цокотухи» в старшей группе……………………………………………………17

Сценарий экологической сказки «Путешествие в   волшебный мир природы» для детей подготовительной к школе группы…………………………….……22

Сценарий познавательно-экологического музыкального развлечения в подготовительной группе «Моя Кубань»………………………………………28

Театрализованное представление «Волк и семеро козлят на новый лад» в подготовительной группе совместно с родителями……………………………32

Список использованной литературы……………………………………………39

 

Пояснительная записка

 

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание. Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Взаимосвязь природы и музыки – одно из эффективных средств развития экологической культуры дошкольников. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека, уже в первые годы его жизни занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка в этом процессе играет особую и важную роль, нужно чтобы дети через образы музыкального искусства увидели всю красоту окружающего их мира и стали на его защиту. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико.

Задачи, стоящие перед педагогом в воспитании экологической культуры дошкольника через музыкальную деятельность, состоят в следующем:

– формирование системы элементарных музыкально – экологических занятий, доступных пониманию ребенка — дошкольника;

– развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и в искусстве, составляя образы природы, выраженные различными видами искусств (живописью, поэзией, музыкальной);

– знакомство детей с окружающими звуками природы, передавать не только голоса животных и птиц, но и подражать тембрам музыкальных инструментов и игрушек;

– углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания некоторым явлениям природы, выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года;

– формирование активной позиции родителей в экологическом образовании детей.

Природа музыкальна. Достаточно послушать пение птиц, журчание воды, шум леса. В репертуаре у младших дошкольников на эту тему входят песни, потешки про птиц, животных, насекомых и неживую природу – солнце, ветер. У старших дошкольников: живая и неживая природа приобретает все большие человеческие эмоции: солнышко смеётся, животные умеют грустить, радоваться. Музыкальных образов в природе множество и музыка способна вызывать огромное количество различных эмоций. Музыка, которая рождает в сознании ребенка поэтические образы природы, способствует пониманию ее красоты и величия. Удачно выбранная песня, инструментальная пьеса помогает вызвать эстетическое, экологическое и эмоциональное отношение к окружающему миру.

Воспитание экологической культуры дошкольников успешно происходит в различных формах организации музыкального воспитания – это подготовка и проведение праздников, развлечений, концертов и, конечно, проведение музыкальных занятий. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Самыми яркими праздниками, проводимых в детском саду, можно выделить – осенний праздник, Новый год, весенний праздник. Яркие впечатления получают дети и при участии в развлечениях: в народных праздниках Масленицы, Пасхи, Нептуна, Яблочного спаса, До свидания лето и других.

Праздники дети очень любят, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы, музыкальное сопровождение – создают особую атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы – Старичок-Лесовичок рассказывает, как нужно себя вести в лесу, Кикимора вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки лягушки, Леший рассказывает детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать.

Важным в праздниках является включенность детей в переживание событий, осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Важную роль отводим разучиванию материала к празднику с детьми. Желание детей выступать на празднике, играть главную роль ведет к тому, что у детей возрастает интерес к разучиваемому материалу.  При составлении сценариев праздников часто опираемся на материал русского-народного творчества, т.е. на фольклор, который отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Значение праздников и развлечений, как форм экологического воспитания, заключается в формировании эмоционального отношения к окружающему миру.

Очень важная форма эмоционального обогащения — концерты. Они наполняют жизнь детей яркими впечатлениями, создают праздничное настроение. Это могут быть концерты, посвященные творчеству какого-либо композитора (М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Д.Б. Кабалевского и других), тематические концерты «Рождественские встречи».

Самой главной формой организации музыкальной деятельности детей, где формируется экологическая культура являются музыкальные занятия. Слушание музыки сопровождает все виды музыкальной деятельности, потому что без восприятия музыки невозможно осуществить другие виды музыкальной деятельности. Слушая, например, пьесу П. Чайковского «Песня жаворонка» и, увидев изображение птицы на картинке, не каждый ребёнок сможет оценить и понять красивый образ поющего жаворонка, если не провести с детьми беседу о музыкальной выразительности произведения. Слушая музыкальные произведения, дети отмечают, как композитор может посредством музыкальных звуков представлять природные явления: образ падающих листочков, завывание ветра, шум дождя, услышать в музыке пение птиц, плеск волн, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка.

Пение является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду, формирующей экологическую культуру дошкольника. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. В программу музыкального воспитания входят песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно. Из песен, дети начинают понимать, что все вокруг живое, что и природу, и животных и птиц, нельзя обижать, а нужно любить, защищать и помогать.

Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки подражают в песенках крику животных и пению птиц. В песнях всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной, «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой, «Петушок», рус. нар. песня.

На музыкальных занятиях в средней, старшей и подготовительной группах, разучивая новый музыкальный материал, следует обязательно провести с детьми вводную беседу. Например, перед исполнением песни «Песенка про хомячка», муз. и сл. Л. Абелян можно поговорить о маленьких животных, рассказать детям о том, что даже к самым маленьким живым существам нужно относиться бережно. Дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши представляют себя ежиком «Ежик» муз. Д. Кабалевского, птичкой («Птички летают» А Серова), зайчиком («Зайчики», муз. Т. Попатенко), мишкой («Медведь» Т. Попатенко), собачкой («Жучка» муз. Н. Кукловской). В программу включены и другие музыкальные миниатюры, пластические этюды, музыкально-образные движения, с помощью которых ребёнок в пластике ещё раз переживает состояние образа, знакомиться с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни (например, березка, склонившей веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенка, свернувшийся клубочком и др.). Музыка помогает передать эмоциональную окраску образа и ярче передать его в движении.

Одной из самых любимых детьми видов деятельности является игра на музыкальных инструментах. Импровизируя на них дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц можно озвучить на треугольнике; жужжание пчелы  – обыграть  на бубне; стук дятла – кастаньеты, песню соловья изобразить колокольчиком и т. д.). Благодаря этому опыту, дети смогут проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.

Одним из средств формирования экологической и музыкальной культуры ребенка является музыкально-дидактическая игра. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности. Ценность музыкально-дидактических игр и музыкально-ритмических игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать в ней, а также приобщают к музыке. Дидактическая игра – это игра обучающая, в ней одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и  игровое, занимательное. На первом плане для играющего главным мотивом становится стремление ребенка играть. «Кто по лесу идет?», «Три медведя», «Определи песенку», «Я здесь», «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Сильный и частый дождик», «Угадай-ка», «К нам гости пришли», «Музыкальный домик», «Волшебный Волчек», рассказать правила игры. Музыкально-ритмические игры: «Зайчики и лисичка», «Ворон», «Теремок».

Таким образом, влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. В результате последовательной работы в воспитании экологической культуры дошкольников посредством музыкальной деятельности можно получить следующие результаты:

– с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся через музыкальные образы любить и понимать окружающий мир;

– ребёнок осознаёт себя частью природы;

– через образы музыкальных произведений воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;

– формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

 В течение учебного года во всех возрастных группах проводятся экологические праздники и развлечения («Осень, в гости просим», «Здравствуй, зимушка-зима», «Весна-красна», «День рождения Земли», «Здравствуй, мир!», «Все мы друзья природы и др.), где музыка играет ведущую роль. Окружающий мир, воплощенный в музыке –  это мир прекрасного, познав который, ребенок не будет губить, уничтожать этот мир – мне хотелось бы этого.

 

Роль музыки в формировании основ нравственно-экологической культуры у детей дошкольного возраста

 

Важным этапом воспитания экологической культуры человека является дошкольный возраст. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к окружающему миру и к природе. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество необходимо прививать с раннего детства. В дошкольном возрасте у ребенка начинает развиваться эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Задача педагогов в этот период – воспитывать отзывчивых и добрых детей, научить их экологически грамотному поведению в природе, гуманистическому отношению ко всему живому.

Музыка сопутствует с человеком всю его жизнь. Стендаль говорил: «Музыка является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум». Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. При помощи своего музыкального языка музыка позволяет увидеть картины природы в разноперых ее красках, услышать звуки природы в разные погодные условия.

Одним из условий построения воспитательно-образовательного процесса согласно ФГОС ДО является интеграция образовательных областей, которая способствует воссозданию целостной картины окружающего мира. Так, например, на занятиях по познавательному развитию педагог знакомит детей с образом жизни животного, его среды обитания, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения он знакомит их с образом животного в произведениях писателей и поэтов, народного фольклора, в картинах художников, а также с передачей этого образа в творчестве композиторов. Музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека, посредством музыки в ребенке воспитываются положительные качества личности, любовь к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Именно музыка помогает научить ребенка ощущать красоту, изумляться творению человеческих рук, а, следовательно, поможет вырастить человека с высокой культурой чувств.

Музыка является одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира, ведь влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Как и любое искусство, музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, пробуждать в нем нравственно-эстетические переживания, вести к преобразованию окружающего мира.

Величайшие композиторы прошлого и современности в своем творчестве отводили большое место теме природы. Это всемирно-известные музыкальные циклы «Времена года» П.И. Чайковского, А. Вивальди, А.К. Глазунова. В своих произведениях композиторы изобразили яркие, красочные картины природы в разные времена года, в разную погоду с помощью музыкальных средств.

В музыкальной деятельности тема экологии присутствует постоянно: слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Когда ребенок примеряет образ «птички», «снежинки», «бабочки», он переживает состояние образа, которому придает эмоциональную окраску музыка. Начиная с раннего возраста, дети воспринимают образы в игрушках благодаря напеванию взрослыми песен-прибауток, считалок, потешек. Исполняя песни, дети постарше сопереживают животным, которые попали в беду, кормят зернышками птиц, подражают крику и пению животных. 

На музыкальных занятиях у детей формируется любовь к растительному миру. Исполняя песни о русской красавице-березке, о яблоньке, расцветающей весной, о листочках, падающих с деревьев осенью, дети остаются неравнодушными: где-то улыбнутся, а где-то всплакнут. Выполняя музыкальные этюды, дети изображают образы деревьев, цветов, показывая с помощью детской пластики всю красоту окружающего нас мира. 

Одна из форм эмоционального обогащения дошкольников – музыкальные экологические праздники и развлечения. Данные мероприятия наполняют жизнь детей яркими впечатлениями, создают хорошее настроение. Эстетично оформленный зал, красивые костюмы создают атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На праздниках дети не только исполняют песни и танцы, но и решают экологические проблемы и познают окружающий мир. Музыка присутствует при ознакомлении дошкольников с природой родного края. С помощью музыкального языка у детей есть возможность представить родной край в ярких красках.

Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе. Красота художественной формы, понятная ребенку содержанием музыкального произведения вызывают определенные отношения к художественному образу и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса. Необходимо доносить до детей мысль: «Человек – часть Природы!» для того, чтобы подрастающее поколение имело возможность сохранить жизнь на Земле.

Перед дошкольным образованием стоит цель воспитать чувства ребенка средствами музыкального искусства, его характер, способствовать тому, чтобы музыка проникла в его душу, вызвала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

 

Сценарий музыкального развлечения «День птиц» 

(для детей средней группы)

 

Цель: 
1. Воспитывать в детях чувство прекрасного – любовь к природе, музыке. 
2. Познакомить с голосами птиц и произведениями композиторов разных эпох. 
3. Привлекать учащихся к самостоятельному творчеству, формировать творческие способности с помощью искусства.

 
Задачи: 
Воспитательная: 
Воспитывать любовь к музыке разных народов. Научить ребят внимательно вслушиваться в музыкальные произведения. Чувствовать их красоту, давать им музыкальную характеристику. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Развивающая: 
Научить детей правильно понимать и излагать музыкальную характеристику. Развивать логическое мышление, творческие способности. Содействовать развитию внимания, памяти. 

Обучающая: 
Научить детей внимательно слушать. Правильно исполнять песни в характере. Уметь работать в коллективе, стремиться к взаимодействию. 

 

Ход:

Дети входят в зал под музыку «В мире животных».

Ведущая: Сегодня необычный праздник, праздник пернатых – День птиц. Этот праздник каждый год приносит на своих крыльях нам весну. 

Милый, птиц ловить не надо!

Будут птицы на свободе –

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

Сделай гнездышки-домишки

На ветвях для птичек малых

Да следи, чтоб коршун хищный

Не ломал, не разорял их.

Нет вредителям пощады!

Пусть не губят урожаи!

Мы друзей встречаем дружбой,

А врагов уничтожаем.

Обижать птенцов не надо!

Будут птицы на свободе –

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

Звучит фонограмма голосов птиц.

Ведущий: Ребята, слышите, как поют весеннюю песенку птицы? Мне кажется, к нам кто-то идет.

В зал входит Весна.

Весна: Здравствуйте, гости дорогие! Я – Весна-Красна! Мне птицы сообщили о вашем визите в мой весенний лес.

Ведущая: Дорогая Весна! Ребята так долго ждали твоего прихода, и поэтому хотят порадовать тебя весенней песенкой.

Песня «А весной» С. Насауленко

Ведущая: С приходом весны жизнь в лесу пробуждается: зеленеет травка, расцветают цветы, солнышко ярче светит, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Из теплых краев возвращаются перелетные птицы, которые боятся холодов. 

Весна: Ребята, а вы знаете, каких птиц называют перелетными, а каких зимующими?

Ответы детей.

Весна: А мы сейчас проверим.

Инсценировка «Разговор птиц»

Дятел: Расскажите птицы,

Где вы побывали?

Синичка: Расскажите птицы

Что вы повидали?

Скворец: В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач: Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны,

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы.

Дятел: Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

Синичка: С кем вы там дружили,

В странах незнакомых?

Грач: Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью.

Скворец: По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка: Вы б для нас потанцевали,

Мы вас очень, очень ждали!

Скворец: Чтобы было интересней,

Мы танцуем с вами вместе.

Танец «Птицы»

Синичка: Дети, гнезд не разоряйте,

Птичий дом не трогайте.

Дятел: Яичек теплых не берите,

Нас, друзья вы берегите! – уходят

Ребенок: Мы не станем разорять

Гнезда у пернатых.

Пусть птичьи песенки звенят

На радость всем ребятам.

Песня «Лесная песенка»

Весна: Ребята, какие вы молодцы! Вы настоящие друзья леса! Птицы – мои помощники, они – гонцы Весны. Именно они своей трелью сообщают о приходе Весны. А знаете ли вы птиц?

Ответы детей.

Весна: Отгадайте мои загадки.

1.Всю ночь летает –
Мышей добивает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)

  • Кто на елке на суку
    Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)
  • Всех прилетных птиц черней
    Чистит пашню от червей.
    Взад-вперед по пашне вскач,
    А зовется птица … (Грач)
  • Плотник острым долотом,
    Строит дом с одним дуплом. (Дятел)
  • Носят серенький жилет,
    А у крыльев черный цвет.
    Видишь, кружат двадцать пар,
    И кричат: «Кар-кар! Кар-кар!» (Вороны)
  • Есть на дереве дворец,
    Во дворце живет … (Скворец)

Весна: Молодцы, хорошо вы знаете птиц! А знаете ли вы голоса птиц?

Игра «Узнай птицу»

Звучит фонограмма голосов птиц, дети должны угадать.

Весна: И с этим заданием справились. Молодцы!

Ведущая: Ребята, а вы знаете, что вернувшись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое… Жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Скворцы поселяются в скворечниках, которые построили для них люди! А давайте споем песенку про скворушек.

Весна: Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Займи свой домик»

Дети, имитируя птиц, летают по залу под музыку, как только музыка замолкает, занимают свой домик. Кто остался без домика, тот выходит из игры.

Весна: Ребята, а вы знаете, как живут птицы?

Ребёнок 1: От рассвета до заката –

Вот рабочий день пернатых!

Рано солнышко встаёт,

За собою в путь зовёт:

Ребёнок 2: Птичий хор уже давно

Раздаётся за окном.

Ждёт птиц трудная работа,

Целый день одна забота –

Накормить своих птенцов,

Желторотых “молодцов”.

Ну, а им и горя мало,

Потому что кормит “мама”.

Ребёнок 3: В тёплом гнёздышке лежат

Потихонечку пищат.

Им родители приносят

Много разных вредных мошек.

Столько, что не перечесть

Вот за это птицам – честь!

В зал входят Сова и Воробей.

Сова: Воробей, ты что такой взъерошенный?

Воробей: Сова, у нас в лесу беда. Пришел в лес мальчишка Гришка, по лесу бродит, кусты и деревья ломает, гнезда разоряет. Что делать?

Сова: Я мудрая птица леса. Предлагаю напугать мальчишку Гришку, он испугается и из леса уйдет. Я вижу, вы хорошие дети (обращается к детям), поможете нам?

Ответы детей.

Сова: Мы его перехитрим. Будем, ребята, кричать и как эхо отвечать.

Игра «Эхо»

В зал входит Гришка.

Гришка: Я пришел в лес гулять, буду всех в лесу пугать, елки поломаю, птичек распугаю. Вот я смелый какой.

Дети: Ой-ой-ой.

Гришка: Ой! Это кто такой?

Дети: Такой-такой-такой.

Гришка: Ой, боюсь!

Дети: Боюсь-боюсь-боюсь.

Гришка: Ой, как страшно мне. Кто здесь?

Весна: Это лес тебя пугает, чтобы ты не проказничал. Лес любит только хороших людей. Если в лес с добром придешь, много здесь друзей найдешь. 

Гришка: Я больше так не буду. 

Ведущая: Предлагаю спеть песню на этой мирной ноте.

Песня «Дружба крепкая» Ю. Энтин

Воробей: Сова, нам пора возвращаться в лес и рассказать, что Весна идет.

Сова и Воробей уходят.

Ведущий: Весна, а еще ребята знают стихи о птицах.

Весна: С удовольствием послушаю.

Ребенок 1: Скворцы прилетели! Скворцы прилетели!

Прощайте, морозы! Прощайте, метели!

Умчалась зима в белоснежные дали,

Да так далеко, что догонишь едва ли!

Ребенок 2: Я слышу птиц живые голоса!

Ручей журчит. Лазурны небеса.

И соловья из сада звонко льется трель!

Весна пришлаКапель! Кругом капель!

Ребенок 3: Весна! По тропинкам шагает весна!

Деревья проснулись от зимнего сна!

Ручей зажурчал во сто крат веселей!

И песенку звонко поет соловей!

Весна: Спасибо, мои друзья! Порадовали вы меня своими знаниями. Ребята, помните, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят только пользу!

Ведущий: Как много мы узнали о птицах. Спасибо тебе, Весна, что позволила прогуляться у тебя в весеннем лесу. Мы обещаем, что всегда будем оберегать птиц!

Весна: Жду вас в гости! До свидания!

 

Сценарий музыкального экологического развлечения 

«В гостях у Мухи-Цокотухи» 

(в старшей группе)

 

Задачи:

  1. Формировать интерес к познавательной деятельности, закреплять знания о насекомых.
  2. Развивать творческое воображение, музыкальность во всех видах музыкальной деятельности.
  3. Грамматически правильно отражать свои знания.
  4. Прививать любовь к природе.

Оборудование: самовар, денежка, музыкальные инструменты, паутина.

Ход развлечения:

 

Дети входят в музыкальный зал под музыку. Ведущая держит в руках монетку. 

Ведущая: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?

Ответы детей.

Ведущая: Действительно, это денежка. А кто мне скажет, какое насекомое потеряло денежку?

Ответы детей.

Ведущая: Конечно, это Муха-Цокотуха.

Под музыку в зал входит Муха-Цокотуха и плачет.

Ведущая: Здравствуй, Муха-Цокотуха!

Муха-Цокотуха: Здравствуйте!

Ведущая: Почему ты плачешь?

Муха-Цокотуха: Что ж мне не плакать, нашла денежку, решила на базаре купить самовар, да всех пригласить на чай, а пока шла денежку потеряла. Ой, горе мне горе.

Ведущая: Не плачь, мы с ребятами нашли твою денежку.

Муха-Цокотуха: Спасибо вам большое. Теперь я смогу купить самовар и пригласить всех на чай. И вас я тоже приглашаю. Придете?

Ведущая: Конечно, придем. А кто к тебе в гости придет?

Муха-Цокотуха: Как это кто… все мои друзья – насекомые.

Ведущая: А мы хотим с ребятами познакомиться с ними, можно?

Муха-Цокотуха: Обязательно познакомлю, приходите. Ну все, побежала я на базар и куплю самовар. Жду вас.

Ведущая: Ну что, ребята, пока Муха-Цокотуха побежала на базар за самоваром, предлагаю поиграть в русскую народную игру «Муха».

 

Русская народная игра «Муха»

В центре игровой площадки – круг, в круге кол, на колу круг – это муха. Дети поочерёдно кеглей пытаются сбить «муху».

В зал входит Муха-Цокотуха, в руках самовар.

Муха-Цокотуха: А вот и я. Купила самовар, сейчас будем чай пить, да гостей ждать.

Муха-Цокотуха накрывает стол для чаепития.

Ведущая: Ну, что все готово для приема гостей?

Муха-Цокотуха: Да, все готово. Слышу, слышу, кто-то бежит.

Под музыку в зал вбегают 2 таракана.

1таракан: Здравствуй, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!

Муха-Цокотуха: Здрасти, здрасти! Присаживайтесь чай пить.

2таракан: Как много гостей ты собрала, кто они? Мы таких в Царстве насекомых впервые видим. 

Муха-Цокотуха: Это ребята из детского сада. Они помогли мне найти денежку, чтобы купить самовар и напоить вас чаем, и я пригласила их в гости.

1таракан: Понятно. А теперь нам надо представиться: Рыжий и усатый
Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!

Ведущая: Мы очень рады с вами познакомиться. Наши дети даже знают песню про вас.

2таракан: Да вы что, очень хочется послушать.

 

Песня «Таракан»

1таракан: Как приятно, что о нас поют песни. Нам так лестно.

Ведущая: Ребята, а тараканы полезные насекомые? А где они живут?

Ответы детей.

2таракан: Все-то вы знаете про нас. Ладно, пойдем мы дальше шкодничать.

Тараканы уходят, в зал приходят Блошки.

Блошки: Здравствуй, дорогая Муха-Цокотуха! Принесли тебе сапожки, а сапожки не простые, в них застежки золотые.

Муха-Цокотуха: Здравствуйте, мои друзья! Огромное вам спасибо за сапожки. Присаживайтесь, я вас чаем угощу. 

Блошки: Как много у тебя гостей, Муха-Цокотуха. А знают ли они что-нибудь про нас, блошек?

Ведущая: Конечно, знают. Ребята, расскажите, кто такие блошки.

1Ребенок: Блоха – мелка собой, кусача, 

                 Умеет прыгать далеко, 

                 Найти блоху – сложна задача, 

                 Поймать блоху ой нелегко! 

 2ребенок: Животным блохи досаждают – 

                   От блох спасенья просто нет, 

                   Сквозь шерсть до кожи пролезают 

                   И доставляют много бед. 

 3ребенок: Зудят укусы блох и ноют, 

                    Желанье жгуче их чесать, 

                    И нет от блох, увы, покою, 

                   Умеют блохи донимать.

Блошки: Точно это про нас. Какие умные дети.

Ведущая: Ребята, а блошки полезные насекомые?

Ответы детей.

Блошки: Спасибо, Муха-Цокотуха, за чай. Пойдем мы, а то у нас дел не в проворот.

Муха-Цокотуха: До свидания! Заходите еще!

Блошки уходят под музыку. В зал заходит Бабушка-пчела, в руках у нее бочонок с медом.

Муха-Цокотуха: Здравствуй, гостья дорогая!

Бабушка-пчела: Здравствуй! Бабочка-красавица, кушайте варенье, или вам не нравится наше угощенье?

Муха-Цокотуха: Спасибо вам, Бабушка-пчела! Присаживайся с нами чай пить.

Ведущая: Бабушка-пчела, а наши ребята подготовили танец «Пчелки».

 

Танец «Пчелки»

Бабушка-пчела: Какие молодцы ваши дети. Ну, а мне пора, задержалась я, а работы очень много. Полетела я опылять цветочки на полянке, чтобы был у вас медок зимой, и дети не болели.

Муха-Цокотуха: До свидания, дорогая Бабушка-пчела!

Бабушка-пчела уходит.

Ведущая: Как много друзей у Мухи-Цокотухи. Мне кажется, кто-то опять идет.

В зале появляется грустный Кузнечик.

Кузнечик: Здравствуйте, дорогие друзья! 

Ведущая: Здравствуй, Кузнечик! Почему ты грустный?

Кузнечик: Я хочу поиграть в игру, а мне не с кем.

Ведущая: Так это не беда. Ребята, поиграем с Кузнечиком?

Ответы детей.

 

Музыкальная игра «Сороконожки»

Кузнечик: Здорово, ребята, мы поиграли. А вы знаете обо мне песню?

Ведущая: Конечно, знаем. Споем, ребята?

 

Песня «В траве сидел кузнечик» В. Шаинского

Кузнечик: Спасибо вам, ребята! Поскакал я дальше, прыгать по полям и лугам.

Уходит Кузнечик. В зал влетает Бабочка.

Муха-Цокотуха: Красавица, здравствуй! Это первая модница в нашем царстве.

Ведущая: Ребята, вы узнали кто это?

Ответы детей.

Ведущая: Удивительный цветок:
                  Жёлтый, красный лоскуток!
                А по краю – кружева.
                Ой! С усами голова!
                Вот так чудо-чудеса:
                Это бабочка краса!
                Летняя красавица
                Очень всем нам нравится!

Бабочка: Здравствуйте, дорогие гости! Очень рада видеть вас. Не поможете ли вы мне?

Ведущая: Конечно, поможем. А что надо делать?

Бабочка: Хочется мне потанцевать, а музыки нет. Не сыграете ли вы мне?

Ведущая: Это мы запросто.

 

Оркестр музыкальных инструментов «Полька бабочек»

Дети играют на музыкальных инструментах, Бабочка порхает по залу. В это время Паук крадет Муху-Цокотуху.

Бабочка: Спасибо вам, ребята. Наплясалась я от души. Ну, а мне пора, до свидания, детвора.

Бабочка уходит.

 Ведущая: Ребята, а где же наша хозяюшка?

Ответы детей.

Ведущая: Мне кажется, кто-то грозный идет.

В зал входит Паук с Мухой-Цокотухой, обмотанной паутиной.

Ведущая: Кто это?

Ответы детей.

Ведущая: Верно, это же Паук. А что мы знаем о Пауке?

Ребенок: Восемь ног, но нету рук –

                  Что за странный зверь паук?
Восемь глаз, но близорук –
Очень странный зверь паук.
Крыльев нету, но летает –
Разве в жизни так бывает?

Муха-Цокотуха: Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, и поила я вас, не покиньте меня в мой последний час!

Ведущая: Надо помочь Мухе-Цокотухе. Паук, тебе придется отпустить Муху-Цокотуху.

Паук: Ни за что я просто так не отдам вам Муху-Цокотуху.

Ведущая: А что мы можем сделать для тебя? 

Паук: Если сможете пробраться сквозь мою паутину, так и быть, отдам вам вашу Муху.

Ведущая: Мы попробуем, правда, ребята?

 

Игра «Пробеги под паутиной»

Паук: Справились… Так и быть… Забирайте свою Муху-Цокотуху.

Паук освобождает Муху-Цокотуху.

 Муха-Цокотуха: Спасибо вам, ребята. Паучок, и тебе спасибо, что у тебя такое доброе сердце. Садись с нами чай пить.

Паук: Спасибо тебе, Муха-Цокотуха. Я больше не буду тебя красть, давай будем дружить.

Паук и Муха-Цокотуха обнимаются.

Ведущая: Спасибо солнечной полянке, что можно встретиться с друзьями. Сегодня всех мы их узнали, повеселились, поиграли. Пришла пора нам возвращаться в детский сад. А на прощание мы с ребятами хотим подарить вам песню.

Песня «Пусть бьется всегда зеленое сердце природы»

Муха-Цокотуха: Спасибо, милые мои! Приходите еще в гости, я вас чаем угощу.

 

Сценарий экологической сказки 

«Путешествие в   волшебный мир природы» 

(для детей подготовительной к школе группы)

 

Задачи:

  1. Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой.
  2. Продолжать знакомить детей с дикими животными и их повадками, условиями необходимыми для их жизни.
  3. Продолжать учить детей умениям правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
  4. Способствовать развитию современного экологического мышления.
  5. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувства милосердия.

Ход:

Ведущая: Сегодня мы с вами, дети, побываем в зимнем лесу и пройдемся по заснеженному полю. А чтобы нам было интереснее, давайте напомним друг другу, что такое лес и что такое поле?

Дети: Лес – это место, где растет много деревьев, ягод и грибов.

Ведущая: А что такое поле?

Дети: Поле – это такой кусок земли, в который люди сажают разные семена.

Ведущая: А что такое полянка, знает кто-нибудь?

Дети: Это тоже земля, на которой растут разные травы.

Дети: А еще на полянке растет земляника, если это рядом с лесом и полянку освещает солнышко.

Ведущая: А какие деревья растут у нас на Кубани?

Дети: Клен, береза, дуб, осина, платан, каштан…

Ведущая: А какие травы и ягоды, растущие в нашем крае, вы знаете?

Дети: Земляника, малина, ежевика, шиповник, барбарис, боярышник – это ягоды.

Ведущая: А какие травы?

Дети: Мать-и-мачеха, щавель, тысячелистник, репейник, бузина, подорожник и много еще.

Ведущая: А для чего люди ходят в лес?

Дети: Отдохнуть, подышать свежим воздухом, собрать ягоды или грибы.

Дети: А на поле найти полезные или вкусные травки.

Ведущая: А как надо вести себя в лесу? А в поле?

Дети: В лесу надо вести себя тихо, не пугать зверей, не ломать ветки на деревьях, костер разводить только если очень нужно, и ветки для него нужно брать сухие, не сбивать грибы и не рвать зеленые ягоды.

Ведущая: А в поле какие звери живут, кто знает?

Дети: Полевые мыши, змейки, ящерицы, кроты, лягушки, и еще птички вьют гнезда в траве!

Ведущая: Как себя нужно вести с ними человеку?

Дети: Не нужно пугать их и забирать с собой домой.

Ведущая: Какие пословицы и поговорки вы знаете о лесе и поле?

Дети: «Зеленый наряд радует взгляд», «Сломить дерево — секунда, а вырастить — года», «У леса есть уши, у поля — глаза», «Дальше в лес — больше дров».

Ведущая: А о поле?

Дети: «Что в поле ни родится, все в доме пригодится», «В поле — по хлеб, в лес — по дрова», «Засорить поле можно за один раз, а очищать придется годы», «Пока колос в поле, трудись подоле». (можно при наличии времени разобрать значение пословиц и поговорок)

Ведущая: Я вижу, вы хорошо знаете природу родного края, а вот бережете ли вы ее и цените ли?

Дети: Да, бережем и ценим, но иногда не очень.

Ведущая: Я предлагаю всем нам сегодня отправиться в необыкновенное путешествие в гости к лесным и полевым обитателям и растениям. Я думаю, нам будет интересно не только познакомиться с ними, но и выслушать их истории. Итак, в путь!

Декорации зимнего леса и рядом небольшой опушки. 

 

Ведущая: Посмотрите, ребята, как хорош зимний лес! Ветки от тяжести налипшего снега тянутся к земле, меж деревьями следы белочек и зайчат, иней искрится и зажигает миллионы огоньков на лапах старых елей, когда на них попадает солнечный луч! Ах, как жаль, что новый год уже наступил, вот бы сплясать хоровод вокруг этой зеленой елочки! Может, кто-нибудь вспомнит стихи, которые читали на новый год Деду Морозу, и прочитает их для леса и его обитателей?

Дети читают стихи о новом годе.

Ведущая: Ну что, я думаю, зимнему лесу понравились ваши новогодние  стихи, тем более что вы читали их с выражением, старались. А теперь поиграем немного.

Игра или танец. 

Ведущая: Так, и стихи прочитали, и спели (потанцевали), Новый Год вспомнили и заодно показали зверушкам и деревьям, как мы можем веселиться! Но что это за стон? Или мне кажется?

Дети прислушиваются тоже, музыка и скрип деревьев.

Дерево: Вам не послышалось, это я скриплю от боли. 

Я в густом лесу расту,

Храню леса красоту.

Много братьев у меня,

Все деревья, как и я.

Мы листвою шелестим,

Быть полезными хотим.

Дерево: Пришли в лес какие-то забияки и давай хвалиться друг перед другом, кто выше подтянется!!! Уцепились за мою ветку и давай за нее дергать, пребольно! Она же тонкая, а им все равно. Так и поломали у самого ствола, вот, полюбуйтесь! Или вы тоже будете мне ветки ломать?

Дети: Нет, не будем, мы тебе поможем!

Дети мажут поврежденный сучок варом (клеем).

Дети: Теперь из тебя не будет течь сок и ты быстро поправишься!

Дерево: Вот спасибо-то! А то я еще других злых детей знаю, они пришли в самую за елкой, срубили мою соседку и погреться решили, замерзли, видишь ли. Надумали костер жечь и обломали все ветки у куста боярышника, а ему всего третий годок пошел! Да это бы еще ничего, они ушли, а кострище-то не затушили!!! Хорошо, что не лето и не сухо в лесу, а то бы и пожар ненароком устроили! С таких станется! Да и то не обошлось без беды: лисица-сестрица бежала, не замелила угольков, снежок-то стаял, да и наступила на них! Вот лапку обожгла! 

 

Ведущая: А ну-ка тихо, кто-то плачет, все ближе и ближе! Уж не твоя ли знакомая лисица сюда идет, дерево?

Дерево: И вправду она! Ну я пойду, отдохну немного, боль-то утихла уже, спасибо вам! (уходит)

Появляется Лисица с поджатой лапой.

 

Лисица:

Я лисица- рыжий хвост,

Любопытный черный нос,

Про мой нюх ты знаешь много,

Я найду везде дорогу!

Я коварная пройдоха,

Без меня всем скучно, плохо.

Хоть и хитрая лиса,

Но кубанская краса!

Ведущая: Здравствуй, лисица-сестрица! Очень жаль нам твоей обожжённой лапки!

Лисица: Ой, люди! Все вы только портите да пугаете зверей! Бежала я, рыжая, по своим делам, в гости к куму-медведю, не заметила кострища, наступила на него да и обожгла лапу!!! (плачет) Теперь вот хромаю, еле хожууууууу!!!

Дети: Мы тебе поможем, вылечим твою лапку!  (Берут вазелин и бинт, мажут и бинтуют лапку)

Лисица: Ой, ну надо же, и вправду перестала лапа болеть!!! Побегу-ка я скорее домой обедать и чай пить!!! (Убегает)

Ведущая: Вот молодцы ребята, не бросили лисичку в беде!

Раздается хруст веток, на сцену вылезает медведь.

Медведь:

Я – медведь, люблю покушать,

Сказки добрые послушать,

Пчелы мед мне собирают,

Белки чаю наливают.

Я люблю малину есть,

Мне особая здесь честь.

Лес всегда я охраняю,

От врагов оберегаю.

 

Медведь: Охохонюшки, вот беда-то приключилась со мной, уж и не знаю, что делать!!!

Ведущая: Здравствуй, Михайло Потапыч, что ж с тобой приключилось?

Медведь (рычит): А-а-а-а, опять людишки в лес мой пришли, что понадобилось? Опять перекусить решили, разбросать консервные банки да битые банки, а еще пакеты и пластиковые бутылки?

Дети: Нет, мы пришли подышать свежим воздухом и со зверями лесными познакомиться!

Медведь: Дааа, подышать и познакомиться!! Я вот после такого знакомства еле жив остался! Пришли горе-охотнички в мой лес, давай стрелять да шуметь, разбудили меня, а как сладко я спал!! Выскочил я спросонья из берлоги да и наткнулся случайно на кусок стекла!!! Они, охотники-то, еще и мусор разбросали, банки консервные, бутылки битые!! Я как раз и порезал лапу-то! УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ! Болииит!

 

Ведущая: Михайло Потапыч, а давай мы с ребятами тебе поможем, залечим лапу твою?

Медведь: А ну-ка, попробуйте!

Дети мажут лапу зеленкой. 

Медведь: Ну, кажись, полегче стало. Поплетусь я в берлогу, спать уж очень охота… (уходит)

Ведущая: Вот что бывает, когда люди не думают о природе и диких зверях, а делают только то, что им приятно!

Шум и возня в кустах. На сцену выходит Белка.

Ведущая: Ой, ребята, смотрите, белочка!!! Не спугните ее!

Белка: Я по веткам скок да скок,

Кисточки на ушках,

Принесла грибной пирог

Для бельчаток-душек!

Я орешки так люблю

На деревьях щелкать,

Ягод в зиму я скоплю

Под старушкой-елкой.

 

Белка: (пригорюнилась): Вот пришла напасть! 

Ведущая: Здравствуй, белочка, что случилось?

Белка: А, люди!!! Опять пришли еду у моих детей отнимать????

Ведущая: Да что ты, белочка, мы пришли посмотреть на красоту леса, тишину послушать, со зверями познакомиться.

Белка: И что ж, грибы и ягоды обрывать не будете?

Дети: Нет, не будем!

Белка: Неужели! Вот какие люди все же наглые стали! Пришли тут одни грибники, уже и декабрь на носу, а им, видишь ли, грибов захотелось. Да если бы просто срезали и ушли, так ходили и сбивали все подряд!!! Неужели не знают, что съедобные грибы зверям лесным в пищу идут, а ядовитыми они лечатся как лекарством? Вот мои бедные детки и остались без еды, не успела я боровиков да подосиновиков собрать да засушить на зиму. И ягоды шиповника сорвали зеленые и бросили на землю, а они бы нам ох как сейчас пригодились! Вот я и горюю, еды не хватает, морозы трескучие, а детки мои плачут с голоду!

Ведущая: Ну что, дети, как белочкиным деткам помогать будем?

Дети: Белочка, мы принесли тебе орехов и семечек полные карманы, вот, угощайся и не плачь больше!

Белочка (радуется): Вот спасибо-то, вот хорошо-то!!! Теперь деткам моим хватит корму до весны!

Забирает в подол фартука орехи и семечки и убегает. Декорации опушки леса.

 

Ведущая: Смотрите, дети, а вот и опушка перед нами. Но что-то тут неладно… Горелым пахнет!

Птичка кружится над детьми и чирикает.

Птичка: В поднебесье я парю,

Там встречаю я зарю,

А потом к родным местам,

К травам, кочкам и кустам,

Там мои птенцы живут, 

Маму с нетерпеньем ждут.

Их я рано разбужу,

О заре им расскажу,

Как весь лес проснулся,

В росы окунулся,

Как встречает солнце,

Радостно смеется!

 

Птичка: Ах, какое несчастье! Какое несчастье! Ах, кто бы помог, кто бы помог! 

Ведущая: что случилось, птичка?

Птичка: Ах, несчастье! Видите, опушка наша сожжена дотла! Это еще летом приходили отдыхать какие-то люди и костер большой разожгли, а на поле нашем маленьком пшеница как раз дозревала. Так пламя перекинулось на пшеницу и всю ее сожгло! Вот несчастье-то! Мало того, что птицы после сбора пшеницы питаются упавшими зернами, так у меня в пшенице гнездышко было свито для малых птенчиков! Так  оно и сгорело, хорошо, что детки мои убежать успели, я как раз им мошек ловила на обед. 

Дети: Мы тебе, птичка, гнездышко совьем из тоненьких веточек и ватки, чтобы теплее было.

Дети устраивают гнездо между веток куста.

Птичка: Спасибо большое вам, но вы, пожалуйста, передайте другим людям, чтобы берегли лес и его жителей!

Ведущая: хорошо, птичка, мы обязательно передадим.

Птичка улетает.

Ведущая: Ну что, дорогие мои ребята, пора нам отправляться домой. Хорошо вы потрудились сегодня, вижу я, что любите и бережете свою землю. Но давайте и другим расскажем, как нельзя обращаться с природой. Смотрите, как много сегодня рассказали нам лесные и полевые жители о себе и своем месте жительства, поделимся с другими ребятами этим опытом.

Если вы пришли в лес и развели костер, что нужно сделать после?

Дети: Костер нужно затушить.

 

Ведущая: А из чего можно сделать костер?

Дети: Из сухих веток.

Ведущая: А если мы взяли в лес или в поле еду, что нужно делать с консервными банками, пластиковыми бутылками и пакетами?

Дети: Забрать их домой и выбросить в мусорный бак, чтобы не засорять природу.

Ведущая: А что делать, если мы гуляем по лесу и видим мусор, оставленный другими людьми?

Дети: Надо забрать его с собой и выбросить в городе.

Ведущая: А если мы пошли за грибами и ягодами, как нам лучше поступить?

Дети: Грибы нельзя ломать, потому что они идут на корм и лекарство диким зверям, а зеленые ягоды нужно оставлять на кустах, чтобы они дозрели и достались птицам.

Дети: И не нужно собирать все грибы и ягоды, потому что это не основная пища для человека, а нужно думать о животных, которые этим питаются постоянно. 

Дети: И еще можно подкармливать зверей в лесу и не пугать их, и еще не брать с собой домой, потому что лес и поле – их дом.

 

Ведущая: Вот какие вы молодцы! Я думаю, что дети, которые сегодня путешествовали с нами, пусть даже издалека, поняли, как важно любить и охранять природу, бережно относиться к ней, помогать животным и растениям хотя бы не разбрасывая мусор и осторожно обращаясь с огнем в лесах и в густой траве. И всегда важно помнить о том, что окружающие нас леса, поля, реки, горы, воздух, травы, луга, степи и их обитатели – это не только наши друзья, но и наш второй дом, в который мы приходим отдохнуть, подышать чистым воздухом, послушать шепот ручья и нежные трели птиц. Давайте никогда не забывать об этом!

Песня «Это не сон»

 

Сценарий познавательно-экологического музыкального развлечения «Моя Кубань»

(в подготовительной группе)

 

Цель: воспитать гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир и природу через средства музыки.

 

Задачи:

 

Образовательные:

  1. Познакомить детей с природой Кубани посредством введения мультимедийных технологий и музыкальных средств.
  2. Предоставлять детям возможность широко применять инициативу творчества на музыкальных занятиях и в свободной деятельности.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей нравственные качества личности и любовь к родной природе.

 

Развивающие:

  1. Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценностях природы и правилах поведения в ней. 

Оборудование: мультимедийная установка, музыкальные инструменты, свиток с заданиями, воздушный шар, глобус.

 

Ход развлечения:

 

Дети входят в музыкальный зал под музыкальное сопровождение «Звуки природы». Зал оформлен на кубанский мотив.

Ведущая: читает под музыку 

Дивный Краснодарский край! Житница России.
Твои бескрайние поля как на море мили.
Здесь под небом голубым райский сад цветущий,
В поле колосится хлеб, зрелый и насущный.
По Кубани по реке хутора гнездятся,
Солнца нежные лучи в той реке резвятся.
Рыбаки блесну кидают в плавное течение,
Солнцем одаренный край! Божье сотворение. 
Знать по щедрости Творца, природа одарила,
Нивы реки и моря всё в одном вместила.
Люди едут отдыхать сюда со всей России,
Ах какая благодать, край ты сердцу милый.
Есть под небом чудный рай – это Краснодарский край!
Ребята, вы уже поняли, о каком крае я прочитала стихотворение?

Ответы детей.

Ведущая: Вы абсолютно правы. Это стихотворение о Краснодарском крае, о крае в котором мы живем. А еще мы называем свой край – Кубань.

Слышится плач за кулисами.

Ведущая: Ребята, вы слышите? Кто-то плачет.

Под музыку входит в зал Кубань и плачет.

Ведущая: Кто это? Милое создание, представься нам и объясни, почему ты плачешь.

Кубань: Зовут меня Кубань, а плачу я от беды большой. Заколдовал злой колдун нашу землю. И теперь на нашей земле скучно и грустно. Не могли бы вы помочь мне освободить нашу землю от нечисти?

Ведущая: Ну, что поможем Кубани нашей?

Ответы детей.

Кубань: Спасибо, ребята.

 

Ведущая: А что надо делать, Кубань?

Кубань: Злой колдун дал мне какой-то свиток, а что в нем я пока не знаю. Посмотрим вместе?

Ответы детей. Открывают свиток, на котором написаны задания.

Ведущая: Здесь написаны задания. Видимо эти задания необходимо выполнить, чтобы злой колдун освободил нашу родную землю. Ну, что мы готовы?

Ответы детей.

Ведущая: Ну, тогда в путь. Подождите, а на чем мы отправимся в путь? 

Кубань выносит спущенный воздушный шар.

Кубань: Посмотрите, у меня есть воздушный шар, на котором мы можем полететь, но его надо надуть. 

Ведущая: Я думаю, для нас это не проблема, правда, ребята?

Ответы детей.

Ведущая: Быстренько встанем в кружок.

Проводится физминутка.

 

Физминутка «Воздушный шар»

Мы весело и дружно (дети маршируют)
Надуем шар воздушный. (ребята делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик)
Шарик красный, шарик синий (делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя)
Надуваем сильно-сильно.
Вдох-выдох, выдох-вдох (делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом),
Улетел наш шарик – «ОХ»!

Ведущая: Воздушный шар готов, мы готовы. Полетели! Ребята, посмотрите вокруг: деревья и цветы не цветут, поля унылые, не слышно пение птиц, солнышко не выглядывает. Как печально!  Будем приземляться. 

Дети подходят к декорации деревьев без листиков.

Кубань: Ребята, посмотрите, на наших деревьях нет листиков. Как же им помочь?

Ведущая: Я думаю, необходимо обратиться к нашему свитку с заданиями, может быть, там есть ответ на наш вопрос.

Читают в свитке задание.

Ведущая: Деревья снова оживут, если вспомнишь их название, мой друг! Для нас это не сложно, правда, ребята?

На слайде показаны картинки различных деревьев, дети называют их. 

Кубань: А скажите, что общего у деревьев?

Ответы детей. Звучит песня «О деревьях» Н.Лукониной, Л. Чадовой. На слайде появляется изображение  цветущих деревьев.

 

Ведущий: Посмотрите, деревья снова ожили. С первым заданием мы справились. Предлагаю пойти дальше, вы согласны?

Идут под музыкальное сопровождение по залу. Приходят к пустой полянке.

Кубань: Ребята, посмотрите, на полянке нет ни травинки, ни цветочка. Что же делать?

Ведущая: Посмотрим в наш свиток. Что же необходимо сделать, чтобы расколдовать нашу полянку.

Читают задание в свитке.

Ведущая: Пробуди цветы на полянке с помощью музыкальных ноток. Что бы это значило? Как нотки помогут нам пробудить цветы?

Ответы детей.

Ведущая: Правильно. Нам нужны музыкальные инструменты, которые помогут нам справиться с этим заданием.

Детям раздаются музыкальные инструменты и они исполняют музыкальное сопровождение под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов». На слайде меняется изображение цветущей полянки.

 

Кубань: Ребята, посмотрите, наша полянка ожила, появилась зеленая травка, расцвели цветы. Какие вы молодцы!

Ведущая: Конечно, молодцы! Нам пора в путь.

Идут под музыкальное сопровождение по залу. Из-за кулис слышится плач.

Ведущая: Слышите, кто-то плачет.

В зал входит ежонок, утираясь платочком.

Кубань: Здравствуй, ежик! Что случилось?

Ежик: Здравствуйте, у меня пропала мама. Я ее везде ищу, а ее нигде нет. Мне без нее холодно и голодно. Сорока сказала, что ее какие-то мальчишки забрали к себе домой. Что же мне делать?

Ведущая: Не печалься, Ежик, мы тебе обязательно поможем. Ребята, что нужно сделать, чтобы Ежик не погиб без мамы?

Ответы детей.

 

Ведущая: Помните, беречь нужно животных. 

В зал входит ежиха.

Ежиха: Ежик, меня отпустили мальчики, и я снова вернулась к тебе.

Ежиха обнимает ежика.

Ведущая: Детеныши, увидев свою маму, радуются, да и мы тоже умеем веселиться. Вставайте в пары, потанцуем.

Дети танцуют танец «Ежик». Ежиха и ежик уходят.

Кубань: И с этим заданием мы справились. Пойдемте дальше.

Идут под музыкальное сопровождение по залу. На слайде появляется изображение реки.

Ведущая: Посмотрите, ребята, Это наша река Кубань – такая широкая и бурлящая. Но мне кажется, что наша река не чиста. А чтобы ее очистить, надо узнать следующее задание. Песню ты пропой о реке Кубани. Споем?

Дети исполняют песню «У Кубани – матушки реки». На слайде меняется изображение реки.

Кубань: Засверкала, заискрилась наша реченька. А кто знает, какие реки еще протекают в нашем родном краю?

Ответы детей.

 

Кубань: в нашем родном крае много рек и озер. Все озера и реки богаты рыбой. Необходимо беречь и не загрязнять водоемы, иначе они могут стать непригодными для его обитателей и человека.

Ведущая: Молодцы, ребята, и с этим заданием мы справились. Отправляемся дальше.

Идут под музыкальное сопровождение по залу. На слайде появляется изображение пустого гнезда.

Ведущая: Ребята, посмотрите, в гнезде нет птиц, что же могло случится.

Кубань: Скорее всего, это опять проказни злого колдуна. Где наш свиток с заданиями?

Читают следующее задание.

Ведущая: Угадай птицу по голосу. Я думаю, что и с этим заданием справимся.

Дети играют в игру «Узнать голоса птиц». На слайде появляется изображение гнезда с птицами.

Ведущая: Какие вы молодцы, и с этим заданием справились. Птицы – защитники леса, садов, полей и огородов. Они уничтожают в день огромное количество вредных насекомых. Мы должны охранять птиц и зимой подкармливать их. Птицы украшают нашу жизнь.

Звучит «Музыка природы». 

Ведущая: Ребята, мы справились со всеми заданиями, и природа ожила. Предлагаю сесть в наш воздушный шар и посмотреть на наш родной край с высоты птичьего полета.

Имитируют полет на воздушном шаре, меняются слайды с изображением природы Краснодарского края.

 

Ведущая: Вот мы и вернулись в детский сад. Посмотрите на нашу Кубань, она опять стала веселой и радостной.

Кубань: Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли, разогнали чары злого колдуна с нашей родной земли. А на прощанье хочу подарить вам волшебный глобус. 

Смотрю на глобус – шар земной,
и вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне Материки :
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят Родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая Река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»

Кубань: Берегите природу, ребята! До свидания!

Кубань уходит под музыкальное сопровождение.

 

Театрализованное представление 

«Волк и семеро козлят на новый лад» 

(в подготовительной группе совместно с родителями)

 

Цель: Развивать интерес к театрализованной деятельности путём активного вовлечения детей  и родителей в совместную досуговую деятельность. Обеспечить становление партнерских отношений между семьей и ДОУ.

 

Задачи: Создавать атмосферу творчества и доверия, обеспечить каждому ребёнку возможность высказываться по поводу подготовки в процессе игры.

Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли, учить уметь договариваться, уступать друг другу.

 

Оборудование: В домике козы: стол, посуда, корзинка с яблоками, домик для волка, мешок, металлофон, забор-плетень, шапочки и маски для персонажей, касса, билеты, букетики цветов, материал для изготовления афиши, номера на стулья. Конверт с пригласительным билетом. Колокольчик для звонка. Программки для гостей.

Возрастная группа: подготовительная.

Действующие лица и исполнители (дети, родители, музыкальный руководитель).

Ведущая – родитель.

Коза – родитель.

Волк – родитель.

Солнышко – ребенок.

Семеро козлят – дети.

Курочка и цыплята – родитель и дети.

Друг лягушки – виолончелист (родитель)

Овечка – родитель

Корова – ребенок 

Козочка – ребенок 

Овечка – ребенок 

Собака – ребенок  

Скоморохи – дети 

Билетеры – дети 

Перед началом представления скоморохи раздают программки, приглашая зрителей посетить театр. Ребенок дает театральный звонок, после третьего сигнала начинается представление.

Действие происходит в музыкальном зале:  лес, домик Козы.

Звучит фонограмма «Однажды в сказке» – начало сказки.

 

Ведущий: Звезды светят за окном,

Ночь пришла к козлятам в дом.

Колыбельная звучит,

Сказка в гости к нам спешит.

Открывается занавес. Козлята сидят в домике и имитируют сон. Звучит «Колыбельная». Коза сидит около кровати и укладывает  козленка спать. Коза берет корзинку  с клубочками пряжи и вяжет.

Ведущий: Солнце просыпается,

Утро начинается.

Дарит всем тепло,

Посмотрите – вот оно.

Настает утро. Звучит мелодия. В зал забегает солнышко с ленточкой в руках. (оббегает 3 раза, машет из стороны в сторону ленточками, кружится, оббегает зал и убегает).

Просыпаются козлята. Коза откладывает вязание.

Коза: Заботливая мать, проснувшись на рассвете,

 должна пересчитать на месте ли все дети!!!! Старалочка? 

1 козленок: Я здесь!!!

Коза: Веселенький? 

2 козленок: Я тут!!!

Коза: Трещетка? 

3 козленок: Кто я? Здесь?

Коза: Мудренок? 

4 козленок: Тут я!!!

Коза: Здесь Непоседа? Здоровячок? 

5 козленок: Есть хочется!!!

Коза: Будить ли Соню надо, или сама проснется!!! (Подходит к кроватке с Соней, ласково гладит ее по головке. Другие козлята сидят на ковре).

Итак, ребятки, любимые мои козлятки!!!

Уйду я за капустою,

Вы не шалите,

И друг за другом вы смотрите!!!

Не ссорьтесь!

Вместе вы играйте, пойте,

Но волку двери не откройте!!!!

Козлята: А как его узнать?

Коза. Да сейчас я объясню!!!

Рыщет по лесу зимой,
Недоволен сам собой,
Злобно клацает зубами,
Он охотится за нами.
В мясе точно знает толк,
Ну, конечно, это волк.

Что такое волк, вы должны помнить на зубок!!!

 

Песня «КОЗЫ»(муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина)

Ох, козлятушки, вы ребятушки,

Остаетеся вы без матушки.

В огород иду за капустою,

Может волк прийти, сердцем чувствую.

Ох боюсь я за вас ребятушки,

Ох не вышли бы обознатушки!

Hадо сидеть, слушите вы,

Тише воды ниже травы.

Козлята. Не волнуйся, мамочка, будет все в порядке.

Знаем мы из сказочки, волк ужасно гадкий!!!

Коза. Ладно, ладно. Я ушла. Помните мои слова!!!!

(мать уходит)

Козлята Всё, мамулечка ушла!!! Веселись вся ребятня!!!!

В дверь никто к нам не войдет. Заводите хоровод!!!

 

ТАНЕЦ «КОЗЛЯТ»

(Появляется волк, все разбегаются)

 

Песня «Волка и Козлят»

Волк:

Отворите поскорей мамаше дверь

Я устала, я голодная как зверь!

Пабуду-ба, пабуду-ба, паба-ба.

1Козленок

Твой голос на мамин совсем не похож.

Ты голосом толстым фальшиво поешь.

Волк

Вас кормила я, поила молоком,

А теперь мой голос даже не знаком?!

Пабуду-ба, пабуду-ба, паба-ба.

2 Козленок

Твой голос на мамин совсем не похож.

Ты голосом толстым фальшиво поешь.

Волк

У порога видно буду помирать –

Не пускаете домой родную мать.

Отворяйте, дверь свою скорей,

Простудилась долго ждать вас у дверей!

Волк сильно кашляет.

3 Козленок

Твой голос на мамин совсем не похож.

Ты голосом толстым фальшиво поешь.

Волк отошел от домика.

Козлята остаются на своих местах.

Волк: Мне не хочется играть

Надоело всех пугать

Ну, какой с меня здесь толк

Я же просто серый волк

Не хочу один я жить

Где б мне маму раздобыть?

Маму я себе найду, у козляток уведу!

Выходит Коза.

(Волк хватает козу, уводит.)

(Все козлята выбегают)

Вместе.

Что же делать?

Как же быть?

Как без мамы будем жить?

1 Козленок

Утром кто разбудит?

Нежно приголубит?

2 Козленок

Кто теплом согреет?

Кто нас пожалеет?

3 Козленок

Мы не будем раскисать.

Нужно маму поискать!

4 Козленок.

Дружно мы пойдем по свету

Обойдем мы всю планету

Все.

Маму милую найдем

В дом любимый приведем

 

Инсценировка песни «Про козлика» муз. Струве

(Козлята идут по кругу, подходят к дому курицы)

Ведущая: Тук-тук-тук,стучат козлята.

Ко-ко-ко! – Кричит наседка,

Подзывает к дому деток.

Курочка.

Ко-ко-ко! Уже темно,

Не ходите далеко.

Цыплята.

Пи-пи-пи! – Пищат цыплята.

Мы идем уже обратно.

У цыпляток теплый дом –

У наседки под крылом.

Курица: Куд-куда! Вы откуда и куда? Обращается к козлятам.

Козлята. Мы хорошие ребятки!

Помогите нам в беде

Ищем маму мы везде!

Курица: Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Жить без мамы нелегко!

Коллективный танец «Мои цыплятки»  (исполняется вместе с цыплятками и козлятками)

Козлята

В доме весело у вас,

Но настал прощанья час.

(Козлята идут по залу под подвижную музыку, подходят к озеру)

Ведущая

Тук-тук-тук, стучат козлятки,

Козлята

Мы хорошие ребятки!

Помогите нам в беде

Ищем маму мы везде!

Лягушка:

Ква-ква-ква, зайдите в дом,

Вместе чаю мы попьем

Друг со мной живет один,

Музыкальный Господин

Он возьмет виолончель.

Лейся музыки ручей.

Перестанете грустить,

Будет он вас веселить.

(Родитель профессиональный музыкант исполняет классическую композицию на виолончели). Козлята и гости аплодируют.

Лягушка.

Маму вашу не встречали,

Волка тоже не видали.

Козлята

В доме весело у вас,

Но настал прощанья час.

Лягушка: Рядом здесь живет овечка,

Моя лучшая соседка! Ква-ква-ква.

Вы к ней пройдите

У нее еще спросите.

(Козлята подходят в дому овечки)

Ведущая

Тук-тук-тук, стучат козлятки,

Козлята

Мы хорошие ребятки!

Помогите нам в беде

Ищем маму мы везде!

Овечка:

Не плачьте, не грустите!

Маму здесь вы не ищите!

Чтоб настроение вам поднять

Приглашаю поиграть!!!

Танцевальна-игра «Ищи»

Овечка: За оврагом волчий дом,

Поищите маму в нем.

(Козлята идут по кругу под подвижную музыку, выходит волк.)

Волк: Не отдам я вам козу,

Будет жить со мной в лесу.

Я ее сыночком буду,

Стану с ней гулять повсюду.

Уходили бы достойно,

Не мешали б жить спокойно!

Козлята

Мы без мамы не уйдем!

Мы без мамы пропадем!

Бить копытцами начнем,

В порошок тебя сотрем!

Коза:

Дети, дети подождите

Сильно волка не топчите.

Волк: Вот какая мама,

Золотая прямо!

Входят все персонажи

Курица:

Волк, какой же ты упрямый,

Отпусти к козлятам маму!

Лягушка

Ква-ква-ква, ты спятил, серый

Ква-ква-ква, что за манеры!

Волк: Если маму вам отдам,

Что же буду делать сам!

Коза:

Не печалься, не грусти,

Маму к детям отпусти.

Приходи в любое время

Чаем угощу с вареньем.

На козляток не сердись,

Всем соседям улыбнись.

Ведь для каждого козленка,

Лягушонка и цыпленка

Мама быть должна одна.

У козляток мама Я!

Все: Берегите маму дети,

Ведь она одна на свете!

В конце представления все герои исполняют отрывок из песни: «Мама -первое слово» Автор текста (слов): Энтин Ю., Композитор (музыка): Буржоа Жерар.

После исполнения песни приглашенные дети дарят цветы героям.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Булкин А. П. В дружбе с людьми и природой: — М: Просвещение,1991. 
  2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М., 2003.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997. – 96 с.
  4. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 428 с.
  5. Легасти де Арисменди А. Дошкольное музыкальное воспитание. – М., 2000.
  6. Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду. Сценарии о природе. – М.: Айрис Пресс, 2003.
  7. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – Санкт-Петербург: Акцидент, 1998.
  8. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста. – М., 2004.
  9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.
  10. Радынова О.П.,  Комиссарова Л.Н. Теория и методика  музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.,  Феникс +. 2011.
  11. Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду»: — М: «Карапуз»,2000. 
  12. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие. – М., 2004.
  13. Шишкина В. А. «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: — М: ВООП,1998.