Долгосрочные проект по формированию предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста «Мои сказочные истории»

ФИО: Цымерман Н.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4168
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Долгосрочные проект по формированию предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста «Мои сказочные истории»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ –

ЯРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ (Дошкольные группы)

 630522 Новосибирская область, Новосибирский район, с. Ярково ул. Подгорбунского, 18, тел: 2-934-683

Долгосрочные проект по формированию предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста 

«Мои сказочные истории»

Воспитатели: первой квалификационной категории 

Цымерман Наталья Юрьевна 

высшей квалификационной категории 

Ярково, 2024

Актуальность и постановка проблемы

Современная эпоха характеризуется стремительным развитием информационных технологий, однако при этом отмечается снижение интереса к чтению среди подрастающего поколения. В условиях информационного изобилия дети всё чаще предпочитают электронные устройства и гаджеты традиционным книгам. Это приводит к тому, что навыки чтения и восприятия текста формируются недостаточно хорошо, а значит, страдает уровень читательской грамотности. Кроме того, в последние годы специалисты отмечают значительное снижение уровня речевой активности детей. Это создаёт дополнительные трудности в процессе обучения ребёнка письму, развитию речи и способности выражать свои мысли. 

Проект по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста становится актуальным именно потому, что важно заложить основы любви к чтению ещё до поступления в школу. Дошкольники, которые рано начинают знакомиться с литературой, развивают воображение, обогащают словарный запас, учатся понимать тексты, что является важным фундаментом для дальнейшего успешного обучения. 

Проблема заключается в том, что многие современные дети испытывают сложности с восприятием текстов, плохо понимают смысл прочитанного, не могут выразить свои мысли словами. Это связано с недостаточным вниманием к чтению в раннем возрасте, а также с отсутствием системной работы по формированию у детей интереса к литературе. Поэтому проект «Мои сказочные истории» направлен на решение этой проблемы через создание условий для развития у детей навыков чтения, понимания и интерпретации текстов, а также формирование позитивного отношения к книге как источнику знаний и удовольствия.

 Зачем нужен проект? Для детей: 

– Развитие воображения и творческого мышления. 

– Обогащение словарного запаса. 

– Формирование навыков осознанного чтения и понимания текста. 

– Улучшение коммуникативных способностей. 

– Повышение мотивации к обучению и познанию мира. 

Для воспитателей:

 – Поддержание профессионального роста и совершенствование педагогических методов. 

– Возможность использования современных подходов к работе с детьми. 

– Укрепление сотрудничества с родителями и повышение их вовлеченности в образовательный процесс. 

Для дошкольного учреждения: 

– Повышение качества образовательного процесса. 

– Создание благоприятной образовательной среды, способствующей всестороннему развитию детей. 

– Усиление конкурентоспособности учреждения за счёт внедрения инновационных программ и методик. 

Таким образом, проект «Мои сказочные истории» способствует решению важной социальной задачи — подготовке детей к успешному обучению в школе и жизни в целом, обеспечивая им прочные основы читательской культуры и грамотности.

Цель проекта “Мои сказочные истории” заключается в формировании у детей дошкольного возраста основ читательской грамотности и устойчивого интереса к чтению через систематическое знакомство с литературными произведениями, а также в развитии творческих способностей и воображения посредством самостоятельного сочинения сказочных историй, и создания иллюстраций к ним.

Задачи проекта “Мои сказочные истории”: 

  1. Формирование интереса к чтению и литературе: 

– Регулярное чтение вслух детских произведений различных жанров (сказки, рассказы, стихотворения). 

– Организация тематических занятий, посвящённых известным писателям и поэтам. 

– Проведение литературных игр и викторин, направленных на активизацию интереса к книгам. 

  1. Развитие навыков восприятия и анализа текстов: 

– Обучение детей умению слушать и воспринимать информацию на слух. 

– Совместное обсуждение прочитанных произведений, помощь в понимании смысла и содержания. 

– Использование методических приёмов, таких как пересказ, драматизация и рисование по мотивам услышанного. 

  1. Стимулирование творчества и воображения: –

 Занятия по сочинению собственных сказочных историй, начиная от придумывания сюжета до завершения рассказа. 

– Помощь в создании иллюстраций к своим сказкам, используя различные художественные материалы (краски, карандаши, пластилин и др.). 

– Коллективное творчество: совместное написание и иллюстрирование сказок группой детей. 

  1. Укрепление мелкой моторики и координации движений: 

– Практические занятия по созданию рисунков и поделок, связанных с сюжетами сказок. 

– Развитие точности движений рук через работу с различными материалами (бумага, краски, ножницы и пр.). 

  1. Создание условий для самовыражения и эмоционального раскрытия: 

– Предоставление возможности каждому ребёнку проявить свою индивидуальность через участие в проекте.

– Поощрение инициативы и самостоятельности в выборе тем и сюжетов для своих творений. 

– Создание атмосферы доверия и поддержки, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя уверенно и комфортно. 

Эти задачи направлены на комплексное развитие детей, включающее как интеллектуальные, так и творческие аспекты, что поможет достичь поставленной цели проекта.

Этапы работы проекта “Мои сказочные истории” 

 

 Предварительный этап 

  1. Подготовка материалов и оборудования:

 – Подбор детской литературы разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), соответствующей возрасту участников. 

– Подготовка художественных материалов (альбомы, краски, карандаши, фломастеры, пластилин и т.п.) для создания иллюстраций. 

– Разработка плана мероприятий и занятий, соответствующих задачам проекта. 

  1. Информирование родителей и педагогов: 

– Проведение родительских собраний для объяснения целей и задач проекта, а также привлечения родителей к участию в нём. 

– Консультации с педагогическим коллективом для согласования действий и определения ролей каждого участника проекта. 

  1. Диагностика исходного уровня: 

– Проведение тестов и наблюдений для оценки текущего уровня читательской грамотности и творческих способностей детей. 

– Определение индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка для последующей адаптации программы под них.

 

Основной этап 

  1. Регулярные занятия по чтению и анализу литературных произведений:

 – Чтение вслух и обсуждение прочитанных произведений. 

– Пересказы и драматизации сюжетов, помогающие лучше понять содержание и характеры героев. 

– Литературные игры и викторины для закрепления знаний о книгах и авторах. 

  1. Творческие мастерские: 

– Занятия по сочинению собственных сказочных историй, начиная с придумывания сюжета и заканчивая завершением рассказа. 

– Рисование иллюстраций к собственным сказкам, использование различных техник и материалов. 

– Коллективные проекты по созданию общих сказок и иллюстраций, работа в группах. 

  1. Развитие речевых навыков: 

– Упражнения на расширение словарного запаса. 

– Тренировки по выразительному чтению вслух, публичным выступлениям. 

– Грамматические упражнения, направленные на правильное построение предложений. 

  1. Мелкая моторика и координация движений: 

– Практические занятия по созданию рисунков и поделок, связанных с сюжетами сказок. 

– Игры и задания, развивающие точность движений рук. 

  1. Самостоятельность и инициатива: 

– Поощрение инициативности и самостоятельности в выборе тем и сюжетов для своих творений. 

– Создание условий для самовыражения и эмоционального раскрытия каждого ребёнка. 

 

Заключительный этап 

  1. Подведение итогов: 

– Анализ достижений детей, сравнение результатов диагностики с начальными показателями. 

– Оценка успехов каждого ребёнка и группы в целом. 

  1. Проведение выставки работ: 

– Организация выставки созданных детьми сказок и иллюстраций в виде книг для демонстрации родителям и другим участникам образовательного процесса. 

– Презентация лучших работ на уровне детского сада или даже за его пределами. 

  1. Рефлексия и обратная связь: 

– Обсуждение с детьми их впечатлений от участия в проекте, сбор отзывов и предложений. 

– Получение обратной связи от родителей и педагогов, оценка эффективности проекта. 

  1. Планирование дальнейших шагов: 

– Разработка рекомендаций по продолжению работы в направлении формирования читательской грамотности. 

– Планирование новых проектов и мероприятий, основанных на полученных результатах. Каждый этап проекта нацелен на постепенное достижение поставленных целей и вовлечение всех участников в творческий процесс, что позволяет обеспечить устойчивый интерес к чтению и развивать творческие способности детей.

 

Ожидаемые результаты проекта “Мои сказочные истории”

  1. Повышение уровня читательской грамотности: 

– Дети научатся внимательно слушать и воспринимать информацию на слух. – Улучшится понимание смысла прочитанных произведений, умение выделять главные идеи и характеризовать персонажей. 

– Расширится словарный запас, улучшится дикция и выразительность речи. 

  1. Увеличение интереса к чтению и литературе: 

– Сформируется устойчивое положительное отношение к книге как источнику знаний и удовольствия. 

– Возрастёт мотивация к самостоятельному чтению, дети будут проявлять инициативу в выборе книг для чтения. 

  1. Развитие творческих способностей и воображения: 

– У детей появится опыт самостоятельного сочинения сказочных историй, они научатся создавать оригинальные сюжеты и персонажей. 

– Разовьются навыки художественного выражения через создание иллюстраций к своим сказкам, улучшатся мелкая моторика и координация движений. 

  1. Социально-коммуникативное развитие: 

– Участники проекта приобретут опыт публичных выступлений, научатся выражать свои мысли и чувства словами. 

– Усиливается взаимодействие между детьми, развивается навык совместной работы в группе. 

  1. Эмоциональное и личностное развитие: 

– Каждый ребенок получит возможность самовыражения и проявления своей индивидуальности. 

– Создастся атмосфера доверия и поддержки, которая способствует эмоциональному раскрытию и уверенности в себе. 

  1. Участие родителей и педагогов: 

– Родители станут активными участниками образовательного процесса, укрепятся партнёрские отношения между семьёй и детским садом. 

– Педагогический коллектив повысит свой профессиональный уровень благодаря использованию современных методик и подходов. 

  1. Материальное воплощение результатов: 

– Будет создана коллекция авторских сказок и иллюстраций, выполненных детьми, которую можно использовать в дальнейшем образовательном процессе. 

– Организуется выставка работ, демонстрирующая успехи и достижения участников проекта. Таким образом, реализация проекта “Мои сказочные истории” позволит создать условия для комплексного развития детей дошкольного возраста, формируя у них любовь к чтению и творчеству, а также способствуя их общему культурному и личностному росту.

 

Оценка результатов и отчётность 

Для оценки результатов проекта “Мои сказочные истории” необходимо провести комплексный анализ, который включает следующие этапы: 

  1. Диагностика начального уровня: 

– На этапе подготовки проводится диагностика текущих уровней читательской грамотности, творческих способностей и интересов детей. Эти данные служат отправной точкой для сравнения с результатами после реализации проекта. 

  1. Мониторинг промежуточных результатов: 

– В ходе выполнения проекта регулярно проводятся наблюдения за прогрессом детей. Используются методы анкетирования, тестирования, а также беседы с детьми и родителями для получения обратной связи. – Проводятся контрольные мероприятия, такие как литературные викторины, конкурсы рассказов и рисунков, позволяющие оценить динамику изменений. 3. Итоговая диагностика: –

 После завершения основного этапа проекта проводится повторная диагностика, аналогичная начальной. Результаты сравниваются с первоначальными данными для выявления прогресса. 

– Особое внимание уделяется изменениям в уровне читательской активности, творческих способностях, а также в восприятии и анализе текстов. 

  1. Анализ качественных показателей: 

– Оцениваются изменения в поведении детей: увеличивается ли их интерес к чтению, насколько активно они участвуют в обсуждениях, насколько креативны их собственные сказки и иллюстрации.

 – Изучается степень вовлеченности родителей и педагогов в проект, а также их удовлетворённость результатами. 

  1. Количественный анализ: 

– Составляются отчёты по количеству проведённых мероприятий, числу участников, уровню посещаемости занятий. 

– Рассчитываются показатели улучшения навыков чтения, письма, художественной деятельности и других аспектов, связанных с целями проекта. 

  1. Отчётность:

 – Итоги проекта оформляются в виде письменного отчёта, который содержит все собранные данные, выводы и рекомендации. 

– Отчёт может включать примеры работ детей, фотографии с мероприятий, отзывы участников и родителей. 

– Результаты представляются на родительских собраниях, педсоветах и других мероприятиях, чтобы продемонстрировать эффективность проекта. 

 

Контроль результата 

Контроль за достижением целей проекта осуществляется на каждом этапе его реализации: 

  1. Постоянное наблюдение: 

– Воспитатели ежедневно отслеживают активность и прогресс детей, фиксируют изменения в их интересах и навыках. 

– Ведётся журнал наблюдений, куда заносятся ключевые моменты и достижения каждого ребёнка. 

  1. Обратная связь: 

– Регулярно собираются мнения и предложения от детей, родителей и коллег по поводу хода проекта. 

– Обратная связь помогает корректировать программу и адаптировать её под текущие потребности участников. 

  1. Промежуточные отчёты: 

– Периодически составляются краткие отчёты о проделанной работе, которые обсуждаются на совещаниях педагогического коллектива. 

– Промежуточные итоги позволяют вовремя выявить возможные проблемы и внести необходимые изменения. 

  1. Заключительная оценка:

– Финальная оценка проводится на основе итоговой диагностики и анализа всех собранных данных. 

– Определяется степень достижения каждой из поставленных целей, выявляются сильные стороны и области для дальнейшего улучшения. 

Такой подход к оценке и контролю результатов обеспечивает прозрачность и объективность в определении успеха проекта “Мои сказочные истории”. Он позволяет не только зафиксировать достигнутые результаты, но и сделать выводы для дальнейшего совершенствования образовательных процессов.

 

Перспектива развития проекта “Мои сказочные истории” заключается в расширении и углублении его влияния на образовательные процессы и личностное развитие детей. Возможные направления дальнейшего развития включают: 

  1. Распространение опыта: Проект может стать основой для разработки аналогичных программ в других дошкольных учреждениях. Опыт, накопленный в рамках проекта, может быть передан коллегам, что позволит расширить охват и повысить качество образования в регионе. 
  2. Интеграция с другими проектами: Возможно объединение проекта с другими образовательными инициативами, такими как театральные постановки, музыкальные занятия или экологические проекты. Это позволит создать междисциплинарные подходы к развитию детей, усиливая их интерес к различным видам искусства и наук. 
  3. Цифровая трансформация: Внедрение цифровых технологий в проект, например, создание онлайн-платформы для публикации детских сказок и иллюстраций. Это даст возможность детям делиться своими работами с широкой аудиторией, а также откроет доступ к проекту для удаленных участников. 
  4. Международное сотрудничество: Установление контактов с зарубежными коллегами и проведение совместных международных проектов. Это может включать обмен опытом, организацию виртуальных встреч и презентаций, а также разработку совместных учебных материалов. 
  5. Продолжение работы с выпускниками: Создание клуба выпускников проекта, где дети смогут продолжать заниматься творчеством и поддерживать связь со своими наставниками. Это поможет сохранить интерес к чтению и творчеству на протяжении всего школьного периода.
  6. Включение родителей в образовательный процесс: Дальнейшее привлечение родителей к участию в проекте, организация семейных мастер-классов и семинаров. Это усилит взаимосвязь семьи и образовательного учреждения, а также повысит уровень осведомленности родителей о важности раннего развития читательской грамотности. 
  7. Научно-методическая поддержка: Разработка научно-методического обеспечения проекта, включая учебные пособия, методические рекомендации и статьи. Это обеспечит доступность материалов для широкого круга специалистов и облегчит внедрение проекта в другие образовательные учреждения. 
  8. Профессиональное развитие педагогов: Организация курсов повышения квалификации для педагогов, работающих в рамках проекта. Это будет способствовать постоянному обновлению знаний и навыков, необходимых для эффективного ведения проекта. Реализация этих перспектив позволит проекту “Мои сказочные истории” выйти на новый уровень и оказать ещё большее влияние на развитие детей, делая их будущее более ярким и успешным.

 

Список литературы

«Учимся по сказке». Большева Т.В. СПб.: «ДетствоПресс, 2016.

Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. Гриценко З.А. – М.: Линка-Пресс, 2003

Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Гербова В.В. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006

ПРИЛОЖЕНИЯ