МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ –
ЯРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ (Дошкольные группы)
630522 Новосибирская область, Новосибирский район, с. Ярково ул. Подгорбунского, 18, тел: 2-934-683
Долгосрочные проект по формированию предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
«Мои сказочные истории»
Воспитатели: первой квалификационной категории
Цымерман Наталья Юрьевна
высшей квалификационной категории
Ярково, 2024
Актуальность и постановка проблемы
Современная эпоха характеризуется стремительным развитием информационных технологий, однако при этом отмечается снижение интереса к чтению среди подрастающего поколения. В условиях информационного изобилия дети всё чаще предпочитают электронные устройства и гаджеты традиционным книгам. Это приводит к тому, что навыки чтения и восприятия текста формируются недостаточно хорошо, а значит, страдает уровень читательской грамотности. Кроме того, в последние годы специалисты отмечают значительное снижение уровня речевой активности детей. Это создаёт дополнительные трудности в процессе обучения ребёнка письму, развитию речи и способности выражать свои мысли.
Проект по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста становится актуальным именно потому, что важно заложить основы любви к чтению ещё до поступления в школу. Дошкольники, которые рано начинают знакомиться с литературой, развивают воображение, обогащают словарный запас, учатся понимать тексты, что является важным фундаментом для дальнейшего успешного обучения.
Проблема заключается в том, что многие современные дети испытывают сложности с восприятием текстов, плохо понимают смысл прочитанного, не могут выразить свои мысли словами. Это связано с недостаточным вниманием к чтению в раннем возрасте, а также с отсутствием системной работы по формированию у детей интереса к литературе. Поэтому проект «Мои сказочные истории» направлен на решение этой проблемы через создание условий для развития у детей навыков чтения, понимания и интерпретации текстов, а также формирование позитивного отношения к книге как источнику знаний и удовольствия.
Зачем нужен проект? Для детей:
– Развитие воображения и творческого мышления.
– Обогащение словарного запаса.
– Формирование навыков осознанного чтения и понимания текста.
– Улучшение коммуникативных способностей.
– Повышение мотивации к обучению и познанию мира.
Для воспитателей:
– Поддержание профессионального роста и совершенствование педагогических методов.
– Возможность использования современных подходов к работе с детьми.
– Укрепление сотрудничества с родителями и повышение их вовлеченности в образовательный процесс.
Для дошкольного учреждения:
– Повышение качества образовательного процесса.
– Создание благоприятной образовательной среды, способствующей всестороннему развитию детей.
– Усиление конкурентоспособности учреждения за счёт внедрения инновационных программ и методик.
Таким образом, проект «Мои сказочные истории» способствует решению важной социальной задачи — подготовке детей к успешному обучению в школе и жизни в целом, обеспечивая им прочные основы читательской культуры и грамотности.
Цель проекта “Мои сказочные истории” заключается в формировании у детей дошкольного возраста основ читательской грамотности и устойчивого интереса к чтению через систематическое знакомство с литературными произведениями, а также в развитии творческих способностей и воображения посредством самостоятельного сочинения сказочных историй, и создания иллюстраций к ним.
Задачи проекта “Мои сказочные истории”:
- Формирование интереса к чтению и литературе:
– Регулярное чтение вслух детских произведений различных жанров (сказки, рассказы, стихотворения).
– Организация тематических занятий, посвящённых известным писателям и поэтам.
– Проведение литературных игр и викторин, направленных на активизацию интереса к книгам.
- Развитие навыков восприятия и анализа текстов:
– Обучение детей умению слушать и воспринимать информацию на слух.
– Совместное обсуждение прочитанных произведений, помощь в понимании смысла и содержания.
– Использование методических приёмов, таких как пересказ, драматизация и рисование по мотивам услышанного.
- Стимулирование творчества и воображения: –
Занятия по сочинению собственных сказочных историй, начиная от придумывания сюжета до завершения рассказа.
– Помощь в создании иллюстраций к своим сказкам, используя различные художественные материалы (краски, карандаши, пластилин и др.).
– Коллективное творчество: совместное написание и иллюстрирование сказок группой детей.
- Укрепление мелкой моторики и координации движений:
– Практические занятия по созданию рисунков и поделок, связанных с сюжетами сказок.
– Развитие точности движений рук через работу с различными материалами (бумага, краски, ножницы и пр.).
- Создание условий для самовыражения и эмоционального раскрытия:
– Предоставление возможности каждому ребёнку проявить свою индивидуальность через участие в проекте.
– Поощрение инициативы и самостоятельности в выборе тем и сюжетов для своих творений.
– Создание атмосферы доверия и поддержки, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя уверенно и комфортно.
Эти задачи направлены на комплексное развитие детей, включающее как интеллектуальные, так и творческие аспекты, что поможет достичь поставленной цели проекта.
Этапы работы проекта “Мои сказочные истории”
Предварительный этап
- Подготовка материалов и оборудования:
– Подбор детской литературы разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), соответствующей возрасту участников.
– Подготовка художественных материалов (альбомы, краски, карандаши, фломастеры, пластилин и т.п.) для создания иллюстраций.
– Разработка плана мероприятий и занятий, соответствующих задачам проекта.
- Информирование родителей и педагогов:
– Проведение родительских собраний для объяснения целей и задач проекта, а также привлечения родителей к участию в нём.
– Консультации с педагогическим коллективом для согласования действий и определения ролей каждого участника проекта.
- Диагностика исходного уровня:
– Проведение тестов и наблюдений для оценки текущего уровня читательской грамотности и творческих способностей детей.
– Определение индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка для последующей адаптации программы под них.
Основной этап
- Регулярные занятия по чтению и анализу литературных произведений:
– Чтение вслух и обсуждение прочитанных произведений.
– Пересказы и драматизации сюжетов, помогающие лучше понять содержание и характеры героев.
– Литературные игры и викторины для закрепления знаний о книгах и авторах.
- Творческие мастерские:
– Занятия по сочинению собственных сказочных историй, начиная с придумывания сюжета и заканчивая завершением рассказа.
– Рисование иллюстраций к собственным сказкам, использование различных техник и материалов.
– Коллективные проекты по созданию общих сказок и иллюстраций, работа в группах.
- Развитие речевых навыков:
– Упражнения на расширение словарного запаса.
– Тренировки по выразительному чтению вслух, публичным выступлениям.
– Грамматические упражнения, направленные на правильное построение предложений.
- Мелкая моторика и координация движений:
– Практические занятия по созданию рисунков и поделок, связанных с сюжетами сказок.
– Игры и задания, развивающие точность движений рук.
- Самостоятельность и инициатива:
– Поощрение инициативности и самостоятельности в выборе тем и сюжетов для своих творений.
– Создание условий для самовыражения и эмоционального раскрытия каждого ребёнка.
Заключительный этап
- Подведение итогов:
– Анализ достижений детей, сравнение результатов диагностики с начальными показателями.
– Оценка успехов каждого ребёнка и группы в целом.
- Проведение выставки работ:
– Организация выставки созданных детьми сказок и иллюстраций в виде книг для демонстрации родителям и другим участникам образовательного процесса.
– Презентация лучших работ на уровне детского сада или даже за его пределами.
- Рефлексия и обратная связь:
– Обсуждение с детьми их впечатлений от участия в проекте, сбор отзывов и предложений.
– Получение обратной связи от родителей и педагогов, оценка эффективности проекта.
- Планирование дальнейших шагов:
– Разработка рекомендаций по продолжению работы в направлении формирования читательской грамотности.
– Планирование новых проектов и мероприятий, основанных на полученных результатах. Каждый этап проекта нацелен на постепенное достижение поставленных целей и вовлечение всех участников в творческий процесс, что позволяет обеспечить устойчивый интерес к чтению и развивать творческие способности детей.
Ожидаемые результаты проекта “Мои сказочные истории”
- Повышение уровня читательской грамотности:
– Дети научатся внимательно слушать и воспринимать информацию на слух. – Улучшится понимание смысла прочитанных произведений, умение выделять главные идеи и характеризовать персонажей.
– Расширится словарный запас, улучшится дикция и выразительность речи.
- Увеличение интереса к чтению и литературе:
– Сформируется устойчивое положительное отношение к книге как источнику знаний и удовольствия.
– Возрастёт мотивация к самостоятельному чтению, дети будут проявлять инициативу в выборе книг для чтения.
- Развитие творческих способностей и воображения:
– У детей появится опыт самостоятельного сочинения сказочных историй, они научатся создавать оригинальные сюжеты и персонажей.
– Разовьются навыки художественного выражения через создание иллюстраций к своим сказкам, улучшатся мелкая моторика и координация движений.
- Социально-коммуникативное развитие:
– Участники проекта приобретут опыт публичных выступлений, научатся выражать свои мысли и чувства словами.
– Усиливается взаимодействие между детьми, развивается навык совместной работы в группе.
- Эмоциональное и личностное развитие:
– Каждый ребенок получит возможность самовыражения и проявления своей индивидуальности.
– Создастся атмосфера доверия и поддержки, которая способствует эмоциональному раскрытию и уверенности в себе.
- Участие родителей и педагогов:
– Родители станут активными участниками образовательного процесса, укрепятся партнёрские отношения между семьёй и детским садом.
– Педагогический коллектив повысит свой профессиональный уровень благодаря использованию современных методик и подходов.
- Материальное воплощение результатов:
– Будет создана коллекция авторских сказок и иллюстраций, выполненных детьми, которую можно использовать в дальнейшем образовательном процессе.
– Организуется выставка работ, демонстрирующая успехи и достижения участников проекта. Таким образом, реализация проекта “Мои сказочные истории” позволит создать условия для комплексного развития детей дошкольного возраста, формируя у них любовь к чтению и творчеству, а также способствуя их общему культурному и личностному росту.
Оценка результатов и отчётность
Для оценки результатов проекта “Мои сказочные истории” необходимо провести комплексный анализ, который включает следующие этапы:
- Диагностика начального уровня:
– На этапе подготовки проводится диагностика текущих уровней читательской грамотности, творческих способностей и интересов детей. Эти данные служат отправной точкой для сравнения с результатами после реализации проекта.
- Мониторинг промежуточных результатов:
– В ходе выполнения проекта регулярно проводятся наблюдения за прогрессом детей. Используются методы анкетирования, тестирования, а также беседы с детьми и родителями для получения обратной связи. – Проводятся контрольные мероприятия, такие как литературные викторины, конкурсы рассказов и рисунков, позволяющие оценить динамику изменений. 3. Итоговая диагностика: –
После завершения основного этапа проекта проводится повторная диагностика, аналогичная начальной. Результаты сравниваются с первоначальными данными для выявления прогресса.
– Особое внимание уделяется изменениям в уровне читательской активности, творческих способностях, а также в восприятии и анализе текстов.
- Анализ качественных показателей:
– Оцениваются изменения в поведении детей: увеличивается ли их интерес к чтению, насколько активно они участвуют в обсуждениях, насколько креативны их собственные сказки и иллюстрации.
– Изучается степень вовлеченности родителей и педагогов в проект, а также их удовлетворённость результатами.
- Количественный анализ:
– Составляются отчёты по количеству проведённых мероприятий, числу участников, уровню посещаемости занятий.
– Рассчитываются показатели улучшения навыков чтения, письма, художественной деятельности и других аспектов, связанных с целями проекта.
- Отчётность:
– Итоги проекта оформляются в виде письменного отчёта, который содержит все собранные данные, выводы и рекомендации.
– Отчёт может включать примеры работ детей, фотографии с мероприятий, отзывы участников и родителей.
– Результаты представляются на родительских собраниях, педсоветах и других мероприятиях, чтобы продемонстрировать эффективность проекта.
Контроль результата
Контроль за достижением целей проекта осуществляется на каждом этапе его реализации:
- Постоянное наблюдение:
– Воспитатели ежедневно отслеживают активность и прогресс детей, фиксируют изменения в их интересах и навыках.
– Ведётся журнал наблюдений, куда заносятся ключевые моменты и достижения каждого ребёнка.
- Обратная связь:
– Регулярно собираются мнения и предложения от детей, родителей и коллег по поводу хода проекта.
– Обратная связь помогает корректировать программу и адаптировать её под текущие потребности участников.
- Промежуточные отчёты:
– Периодически составляются краткие отчёты о проделанной работе, которые обсуждаются на совещаниях педагогического коллектива.
– Промежуточные итоги позволяют вовремя выявить возможные проблемы и внести необходимые изменения.
- Заключительная оценка:
– Финальная оценка проводится на основе итоговой диагностики и анализа всех собранных данных.
– Определяется степень достижения каждой из поставленных целей, выявляются сильные стороны и области для дальнейшего улучшения.
Такой подход к оценке и контролю результатов обеспечивает прозрачность и объективность в определении успеха проекта “Мои сказочные истории”. Он позволяет не только зафиксировать достигнутые результаты, но и сделать выводы для дальнейшего совершенствования образовательных процессов.
Перспектива развития проекта “Мои сказочные истории” заключается в расширении и углублении его влияния на образовательные процессы и личностное развитие детей. Возможные направления дальнейшего развития включают:
- Распространение опыта: Проект может стать основой для разработки аналогичных программ в других дошкольных учреждениях. Опыт, накопленный в рамках проекта, может быть передан коллегам, что позволит расширить охват и повысить качество образования в регионе.
- Интеграция с другими проектами: Возможно объединение проекта с другими образовательными инициативами, такими как театральные постановки, музыкальные занятия или экологические проекты. Это позволит создать междисциплинарные подходы к развитию детей, усиливая их интерес к различным видам искусства и наук.
- Цифровая трансформация: Внедрение цифровых технологий в проект, например, создание онлайн-платформы для публикации детских сказок и иллюстраций. Это даст возможность детям делиться своими работами с широкой аудиторией, а также откроет доступ к проекту для удаленных участников.
- Международное сотрудничество: Установление контактов с зарубежными коллегами и проведение совместных международных проектов. Это может включать обмен опытом, организацию виртуальных встреч и презентаций, а также разработку совместных учебных материалов.
- Продолжение работы с выпускниками: Создание клуба выпускников проекта, где дети смогут продолжать заниматься творчеством и поддерживать связь со своими наставниками. Это поможет сохранить интерес к чтению и творчеству на протяжении всего школьного периода.
- Включение родителей в образовательный процесс: Дальнейшее привлечение родителей к участию в проекте, организация семейных мастер-классов и семинаров. Это усилит взаимосвязь семьи и образовательного учреждения, а также повысит уровень осведомленности родителей о важности раннего развития читательской грамотности.
- Научно-методическая поддержка: Разработка научно-методического обеспечения проекта, включая учебные пособия, методические рекомендации и статьи. Это обеспечит доступность материалов для широкого круга специалистов и облегчит внедрение проекта в другие образовательные учреждения.
- Профессиональное развитие педагогов: Организация курсов повышения квалификации для педагогов, работающих в рамках проекта. Это будет способствовать постоянному обновлению знаний и навыков, необходимых для эффективного ведения проекта. Реализация этих перспектив позволит проекту “Мои сказочные истории” выйти на новый уровень и оказать ещё большее влияние на развитие детей, делая их будущее более ярким и успешным.
Список литературы
«Учимся по сказке». Большева Т.В. СПб.: «ДетствоПресс, 2016.
Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. Гриценко З.А. – М.: Линка-Пресс, 2003
Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Гербова В.В. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006
ПРИЛОЖЕНИЯ