ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Т.Н. Садыкова, Челябинская обл., г. Челябинск
Актуальность проблемы формирования профессиональной компетентности педагога определяется социальным заказом на необходимые процессы обновления и совершенствования содержания деятельности ДОО (дошкольных образовательных организаций) в новых социально-экономических условиях.
В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлен ориентир деятельности современных дошкольных образовательных организаций на достижение качества образовательного процесса. Для этого педагог обязан «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне», «систематически повышать свой профессиональный уровень» и «проходить аттестацию» (ст. 48, п. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [3].
Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, повышение уровня квалификации является одной из главных задач методической службы в дошкольной образовательной организации. Особенности организации методической работы рассматривают К.Ю. Белая, Л.М. Волобуева, Л.М. Денякина, В.П. Дуброва, Е.В. Коротаева, Т.П. Колодяжная, Л.В. Поздняк и другие. В научных исследованиях методическая работа рассматривается как система взаимосвязанных компонентов – цель, содержание, формы и методы, результат.
Цель методической работы заключается в создании условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников [1].
Методическая работа в дошкольной образовательной организации выполняет ряд важных функций:
- информационная: сбор информации об актуальном состоянии объекта исследования (в нашем случае – об актуальном уровне профессиональной компетентности педагога), выявление проблем, создание банка данных;
- аналитическая: анализ и обработка полученных данных, изучение фактического состояния объекта (профессиональная компетентность педагога), обоснование применения способов формирования и оценивания профессионально-образовательных и социально-статусных компетенций;
- планово-прогностическая: разработка плана мероприятий, которые будут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагога;
- обучающая: формирование профессионально-образовательных и социально-статусных компетенций посредством различных форм и методов методической работы, ознакомление педагогов с передовыми педагогическими технологиями, инновациями в сфере образования, вооружение педагогов актуальными знания и важными умениями, развитие профессионально важных качеств;
- контрольно-диагностическая: исследование степени соответствия целей и задач полученным результатам, организация оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов, разработка дальнейших перспектив методической работы [2].
Методическая работа в ДОО организуется посредством различных форм. К ним относятся традиционные и активные формы и методы.
Традиционные формы и методы методической работы – это устоявшиеся способы повышения профессиональной квалификации педагогических работников и реализуемые в дошкольных образовательных организациях. К традиционным формам относятся педагогический совет, семинары (теоретические семинары, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, открытые просмотры занятий, анализ и самоанализ педагогической деятельности, обмен передовым педагогическим опытом, методические объединения, творческие группы, курсы повышения квалификации на базе соответствующих образовательных организаций, конкурсы, выставки, совещания и другие.
Активные формы методической работы – это способы повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников, основанные на активности и внутренней мотивации. Педагог выступает как объект внешнего воздействия, цель которого – вооружить необходимыми знаниями и умениями, а как субъект обучения, который самостоятельно, по собственному желанию и на основе внутренних потребностей стремится повысить свой профессиональный уровень и самореализоваться в профессиональной деятельности.
При реализации активных форм методической работы процесс взаимодействия педагогов направлен на совместное обсуждение той или иной проблемы, поиск решения заявленной проблемы. При этом охватываются все педагоги, которые предлагают свою точку зрения и подход. Активные формы позволяют вовлечь всех участников, отобрать наиболее эффективные и перспективные способы решения поставленных задач. В процессе такой работы происходит обмен знаниями, взаимное обогащение авторскими идеями, разработками, способами профессиональной деятельности.
Особенности активных форм взаимодействия заключаются в следующем:
- информация в ходе взаимодействия педагогов усваивается в активном режиме, то есть педагоги выступают как субъекты взаимодействия и оказывают взаимное влияние друг на друга в ходе совместного обучения;
- присутствует обратная связь, которая способствует значительному повышению эффективности обмена информацией и выработки совместного решения.
Активные формы методической работы включают:
- формы, основанные на проблемном подходе к обучению: проблемный семинар, решение ситуационных задач (метод кейса);
- формы, в основе которых лежит метод дискуссии, диалога, обсуждения: дебаты, мозговой штурм, семинар-дискуссия и другие;
- формы, основанные на игровых методах: деловая игра, ролевая игра;
- соревновательные формы: конкурсы профессионального мастерства, методический ринг;
- проектная деятельность;
- интерактивное взаимодействие посредством информационных технологий.
Рассмотрим подробнее такие активные формы методической работы, как дискуссия, игра, проектная деятельность, формы методической работы на основе современных информационных технологий.
Дискуссия – это форма общения и взаимодействия педагогов, в основе которой лежат принципы активности, открытости, уважения другой точки зрения, обсуждения. Дискуссия позволяет формировать умения и навыки ведения диалога, обсуждения различных проблем, выработки единого решения по конкретному вопросу. Главным условием дискуссии является свободное выражение своего мнения и его обоснование. Дискуссия может проводиться в форме дебатов, мозгового штурма, круглого стола, форума, симпозиума.
Игра – это форма методической работы, которая моделирует определенные условия профессиональной деятельности педагогических работников. Наиболее распространенными в системе профессионального образования являются деловые и ролевые игры, ситуационные игры, игры-драматизации. Игра – это целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса. С помощью игры можно представить какую-либо ситуацию или процесс, который требует рассмотрения и изучения.
Одной из популярных в последнее время формой методической работы является проектная деятельность. В методической работе проектная деятельность может быть направлена на изучение определенной проблемы, на получение продукта проекта – презентации, буклета, рекомендаций, которые можно использовать в работе. Проектная деятельность стимулирует педагогов изучать научную литературу и анализировать передовой педагогический опыт, самостоятельно разрабатывать авторский подход к решению проблемы. Проект может быть индивидуальным и групповым, долгосрочным и краткосрочным, информационным или исследовательским.
В процессе активного взаимодействия педагогов в настоящее время используются информационные технологии. В современных условиях актуальными являются формы взаимодействия посредством дистанционного общения, например, онлайн-занятия, вебинары, общение посредством электронной почты, скайпа, форума, мессенджеров. В методическое работе значительную возможность предоставляют онлайн-занятия, сервисы для хранения мультимедийных ресурсов, проведение онлайн-занятий по формированию профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Последним компонентом методической работы является результат как соответствие заявленной цели. Методическая работа считается эффективной, если она способствовала повышению профессиональной компетентности педагогов. Для этого проводится оценивание профессионально-образовательных и социально-статусных компетенций педагогов, анализируются полученные результаты.
Таким образом, формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования обеспечивается различными формами и методами методической работы в дошкольной образовательной организации. К традиционным формам относятся педагогический совет, семинары (теоретические семинары, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, открытые просмотры занятий, анализ и самоанализ педагогической деятельности, обмен передовым педагогическим опытом, методические объединения, творческие группы, курсы повышения квалификации на базе соответствующих образовательных организаций, конкурсы, выставки, совещания и другие. Активные формы методической работы включают проблемные семинары, решение ситуационных задач, дискуссии (дебаты, мозговой штурм), игры, проекты, способы совместного обучения на основе информационных технологий.
Список литературы:
- Белая К. Ю. От сентября до сентября: рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год / К. Ю. Белая. – Москва : ACT, 2013. – 176 с.
- Дуброва В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. – Москва : Новая школа, 2011. – 128 с.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
САДЫКОВА ТАСЛИМА НУРИСОВНА, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.