ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

ФИО: Садыкова Т.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4177
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



Садыкова Т.Н.

Sadykova T.N.

г. Челябинск 

Chelyabinsk

ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

LIMITATIONS AND POSSIBILITIES OF USING BLENDED LEARNING IN A MODERN EDUCATIONAL CONTEXT

Аннотация: в статье описаны ограничения и возможности использования смешанного обучения в современном образовательном контексте.

Abstract: The article describes the limitations and possibilities of using blended learning in the modern educational context.

Ключевые слова: смешанное обучение, ограничения смешанного обучения, возможности смешанного обучения, современное образование, смешанный формат обучения.

Key words: blended learning, limitations of blended learning, possibilities of blended learning, modern education, blended learning format.

Смешанное обучение сочетает традиционное очное обучение с цифровыми ресурсами, способствуя взаимосвязи между физической и виртуальной сферами. Этот подход основан на концепции гибкости, позволяющей учащимся выбирать индивидуальный образовательный путь, учитывающий различные стили обучения. Смешанное обучение выходит за рамки жестких структур, предлагая гибкий континуум, в котором личное взаимодействие легко интегрируется с онлайн-ресурсами. Ключевая концепция заключается в намеренном сочетании этих методов, создавая обогащенную среду обучения, которая использует сильные стороны как физических, так и цифровых платформ [7, с. 20].

Рассмотрим возможности использования смешанного обучения в современном образовательном контексте.

  1. Одним из наиболее важных аспектов является гибкость, которую предлагает смешанное обучение, позволяя учащимся изучать образовательный контент в удобном для них темпе [3, с. 30]. 
  2. Интеграция онлайн-компонентов открывает возможности для расширения сотрудничества и взаимодействия с различными специалистами. Виртуальные платформы облегчают общение за пределами традиционных классов, способствуя междугородним и международным связям и разнообразию точек зрения. Учащиеся могут участвовать в совместных проектах, дискуссиях и обмене знаниями, преодолевая географические границы. Эта взаимосвязь не только обогащает учебный опыт, но и развивает важные навыки XXI века, такие как цифровая грамотность и межкультурное общение.
  3. Доступность образования. Сочетая очные и онлайн-элементы, смешанное обучение делает образование более доступным для учащихся, которые не могут на постоянной основе посещать занятия очно. 
  4. Следование технологическому прогрессу. Благодаря цифровым инструментам и онлайн-ресурсам, смешанное обучение развивает культуру самостоятельного обучения. Учащиеся приобретают навыки поиска информации и ее критического осмысления – необходимых навыков для цифровой эпохи. Этот преобразующий аспект смешанного обучения делает учащихся не просто получателями знаний, но и активными участниками своего образовательного пути, обладающими устойчивостью и адаптивностью к требованиям современных условий [1, с. 65].

В то же время внедрение смешанного обучения в современный образовательный контекст не лишено присущих ему ограничений.

  1. Технологические ограничения становятся основным препятствием, поскольку образовательные учреждения могут столкнуться с проблемами в обеспечении адекватной инфраструктуры и ресурсов. Ограниченный доступ к устройствам или ненадежное подключение к Интернету могут препятствовать плавной интеграции онлайн-компонентов, усугубляя образовательное неравенство и препятствуя потенциальным преимуществам смешанного обучения. 
  2. Помимо технологических проблем, возникают опасения относительно потенциальных недостатков в вовлеченности и мотивации учащихся в условиях смешанного обучения. Переход на онлайн-платформы может привести к ощущению изоляции у некоторых учащихся, уменьшая межличностные связи, присущие традиционному формату обучения. Поддержание постоянного участия становится проблемой: педагоги постоянно стараются сделать так, чтобы учащиеся оставались активными участниками как в физическом, так и в виртуальном измерениях своего учебного процесса, что мешает сосредоточиться на учебном материале и педагогическом взаимодействии [5, с. 34].
  3. Институциональные барьеры, то есть сопротивление переменам среди педагогов и администрации. Укоренившиеся образовательные практики создают огромное сопротивление интеграции смешанного обучения. Культурные изменения, необходимые для успешной реализации смешанного формата, требуют стратегического подхода к преодолению институциональной инерции, созданию благоприятной среды, поощряющей экспериментирование и адаптацию. Кроме того, отсутствие комплексной подготовки педагогов по использованию технологий в учебных целях может препятствовать эффективной реализации смешанного обучения [2, с. 810].
  4. Неравенство в доступе к технологиям. Учащиеся из малообеспеченных семей могут столкнуться с трудностями при приобретении необходимых устройств или поддержании надежного подключения к Интернету, что ограничивает их участие в онлайн-формате. 
  5. Оценивание успехов учащихся в процессе смешанного обучения представляют собой особые проблемы, которые усугубляют его ограничения. Традиционные методы оценки могут с трудом адаптироваться к многогранной природе смешанного обучения, когда учащиеся используют как физические, так и виртуальные компоненты. Обеспечение достоверности и надежности оценок в этой динамичной среде требует инновационных подходов, что поднимает вопросы об эффективности традиционных систем оценок. Продолжающиеся дебаты вокруг стандартизации методов оценки в смешанном обучении отражают необходимость в более гибкой системе оценки, которая соответствует разнообразной природе этого образовательного подхода.
  6. Быстрое развитие образовательных технологий добавляет элемент неопределенности к ограничениям смешанного обучения. По мере появления новых инструментов и платформ педагогам и учреждениям может быть сложно следить за последними разработками и обучаться им, что приводит к потенциальному устареванию существующих практик [6, с. 5]. 

Таким образом, хотя такие проблемы, как технологические ограничения, потенциальное неравенство и институциональное сопротивление, создают препятствия, возможности, присущие смешанному обучению, обладают огромным преобразующим потенциалом. Гибкость, позволяющая адаптировать различные стили обучения, способствовать сотрудничеству и предоставлять персонализированный опыт обучения, подчеркивает его перспективность. Интеграция технологий индивидуального оценивания и развитие навыков обучения на протяжении всей жизни посредством следования технологическому прогрессу подчеркивают положительное влияние смешанного обучения. Признание этих двойственных аспектов имеет решающее значение для педагогов и родителей.

Список использованных источников

  1. Балацкий, Е. В. «Ловушка аудиторных часов» и новая модель образования / Е.В. Балацкий. – Текст: непосредственный // Высшее образование в России. — 2018. — № 2. — С. 63-69.
  2. Логинова, А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2019. — № 7. — С. 809-811. URL: https://moluch.ru/archive/87/16877. – Текст: электронный.
  3. Маслакова, Е. С. История развития дистанционного обучения в России / Е.С. Маслакова. – Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Международной научной конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2021 г.). — СПб, 2021. — С. 29-31.
  4. Нагаева, И.А. Моделирование процесса преподавания в виртуальном образовательном пространстве вуза // Сетевой научно-практический журнал «Перспективы науки и образования». – 2019. – №4. – С. 79-92. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pnojournal.files.wordpress. com/2013/08/1304pno.pdf, свободный. – Текст: электронный.
  5. Нагаева, И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития / И.А. Нагаева. – Текст: непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Ч.: ЧИППКРО. – 2018. – № 3. – С. 31-37.
  6. Орешкина, А.К. Теоретические основы развития образовательного пространства системы непрерывного образования в контексте его социальных измерений / А.К. Орешкина. – Текст: непосредственный // Инновационные образовательные технологии. – 2019. – №2. – С.4-7.
  7. Хаблиева, С. Р. Организация модели смешанного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс] // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. Сетевой научно-методический журнал. — 2018. — № 2. — С. 20-25.