ПАСПОРТ наглядно – дидактического пособия “Мой край родной – Кузбасс”

ФИО: Запорожцева М.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4185
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: ПАСПОРТ наглядно - дидактического пособия "Мой край родной - Кузбасс"
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



ПАСПОРТ 

наглядно – дидактического пособия  

“Мой край родной – Кузбасс”

Актуальность

     Любой край неповторим в своей природе, поэтому важно показать эту особенность. Это позволит сформировать представление о том, чем богат родной край.

     Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, – одна из главных задач педагога. Любовь к Родине неотделима от любви к своему родному краю, к тем местам, где проходят детские и юношеские годы, а часто и вся жизнь! Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота.

       Природа Кемеровской области разнообразна и непредсказуема на протяжении всей территории. Широкие поля превращаются в холмы и скалы. Небольшие пролески и леса постепенно разрастаются в дремучую тайгу с рвущими небо пиками сосен и елей, а река Томь разбрасывает по разные стороны рукава дочерних рек и речек, каждая из которых имеет свою историю. 

       Кузбасс – самый красивейший и богатейший уголок России: красивая местность, в которой гармонично сочетаются горные заснеженные пики с кристальными озерами и чистыми реками. Область является домом для живописных прекрасных лесов, удивительных водопадов и таинственных пещер с подземными источниками. Природа щедро наградила нашу землю. Кто хоть раз побывал в наших лесах, обязательно захочет вернуться снова и снова. 

      Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что у детей недостаточно сформированы представления о природе родного карая. Дети не могут назвать животных и птиц, которые проживают на территории Кузбасса. Не знают, чем питаются животные, птицы.

Знают только одну реку, которая протекает в городе, а про другие ничего не знают. Знают, что в лесу обитают животные, но какие не знают. 

      Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с природой родного края, обогащая при этом развивающую среду группы. Именно это способствовало созданию наглядно – дидактического пособия “Мой край родной Кузбасс”.

 

Описание наглядно – дидактического пособия 

“Мой край родной – Кузбасс”

      “Мой край родной – Кузбасс” – это фетровое полотно, представляющее собой макет уменьшенной картографической копии территории Кузбасса с названиями крупных городов, обозначениями мест обитания животного мира Кузбасса, а также обозначениями на карте почвы и растительности Кузбасса.

          

 К пособию прилагаются 5 пластиковых папок, в которых имеются дополнительные детали для игры, изготовленные из фетра, а также карточки с геральдикой кузбасских городов. Наглядно – дидактическое пособие включает в себя цикл занятий на темы:

  • Занятие № 1 “Мой край родной – Кузбасс” (знакомство с картой Кузбасса);
  • Занятие № 2 “По лесным тропинкам” (деревья, кустарники, цветы);
  • Занятие № 3 “Животный мир Кузбасса” (животные);
  • Занятие № 4 “Пернатые друзья родного края” (птицы);
  • Занятие № 5 “Кладовая земли Кузбасса” (полезные ископаемые).

      На каждом занятии главным действующим героем является путешественник кузнечик Кузя, который знакомится с Кемеровской областью – Кузбассом через выполнение различных заданий, разгадывая загадки, решая ребусы совместно с ребятами. 

Кузя вместе с ребятами приходит на помощь своему брату Скутеру, находит в книжном уголке заколдованную книгу о животных, помогает зверям найти свои хвосты и жилища. Также на одном из занятий в гости к ребятам приходит тетушка сова Большая голова, которая просит помочь Кузю и ребят расколдовать волшебный мешочек, освободить из клеток ее пернатых друзей. На занятии “Кладовая земли Кузбасса” ребята находят запертый сундук и чтобы открыть его, им приходится совершить научную экспедицию к недрам земли и стать учеными – исследователями.

     Пособие с яркими фетровыми играми поможет рассказать дошкольникам о лесных животных Кемеровской области. Они узнают много нового и интересного о бобрах, белках, лисах, волках, медведях и о многих других. Эта информация поможет сделать рассказ увлекательным и познавательным для каждого малыша.

Инновация: данное пособие, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Наглядно – дидактическое пособие “Мой край родной – Кузбасс” обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, педагогов и родителей, содержательно, насыщено,  трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно. Ценность наглядно – дидактического пособия  заключается в том, что он используется в работе педагогов, и в самостоятельной деятельности детей, также дает родителям идеи для творческого участия в образовательном процессе детского сада и в семье. Пособие предназначено для подгрупповых и индивидуальных занятий.

Методическое значение

     Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов, и средств в работе с детьми.

Этим средством было выбрано наглядно – дидактическое пособие “Мой край родной – Кузбасс” из фетра сшитый своими руками. Уникальность заключается в том, что наглядно – дидактическое пособие  из фетра не только воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых детьми при знакомстве с новой страничкой, но и несут в себе большой развивающий потенциал. Развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на развитие речи. 

     Наглядно – дидактическое пособие  ориентировано на детей дошкольного возраста, его мы используем в непосредственной образовательной деятельности детей на индивидуальных и подгрупповых занятиях по разным направлениям работы:

  – развитие лексико-грамматической стороны речи;

 – развитие связной речи;

– воспитание любви и привязанности к родному краю;

– обогащение и систематизация знаний детей о природе родного края;

– развитие мелкой моторики

 – развитие психических функций.

Категория детей: старший дошкольный возраст.

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Цель наглядно – дидактического пособия “Мой край родной – Кузбасс”: развитие игровой и познавательной активности дошкольников, создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.

Задачи:

  1. Формировать совместное со взрослыми вариативное обыгрывание наглядно – дидактического пособия в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.
  2. Воспитывать у детей любовь к растительному и животному миру.
  3. Познакомить детей с геральдикой разных городов Кузбасса.
  4. Развивать мышление, память, логику, внимание, мелкую моторику, воображение и эмоциональную сферу.
  5. Развивать речь ребенка: развивать лексико-грамматическую сторону речи, связную речь, формировать слоговую структуру слова, обучать элементам грамоты
  6.  Развивать психические функции: внимание, память, мышление
  7. Развивать мелкую моторику.
  8. Формировать умения и навыки у воспитанников старшего дошкольного возраста в пространственном ориентировании на плоскости (вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева и т.д.)

     Через игровую деятельность с использованием наглядно – дидактического пособия решаются различные образовательные задачи в областях: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно – эстетическое развитие».

Организуя предметно – игровую среду с использованием наглядно – дидактического пособия “Мой край родной – Кузбасс” в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.

Занятия детей с наглядно – дидактическим пособием «Мой край родной – Кузбасс» – это отличный способ закрепить определённую тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой дети участвуют в изучении информации. Такая форма работы способствует лучшему запоминанию. Использование на занятии наглядно – дидактического пособия позволяет разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей.

Практическое применение: наглядно – дидактическое пособие “Мой край родной – Кузбасс” используется как на индивидуальных, так и на групповых занятиях с воспитанниками. Предлагаемый в пособии наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, для развития логического мышления.

 

При планировании игр с наглядно – дидактическим пособием  педагоги используют следующие приемы:

  •  Создание предметно игровой среды макета. 
  •  Презентация дополнительного материала для игры-макета.

–          Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

–          Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.

–          Пополнение знаний детей по темам игры-макета путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов. 



    Наглядно – дидактическое пособие «Мой край родной – Кузбасс» способствует формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, внимания, расширению кругозора о животных, подготовке к обучению грамоте.

 

Приложение

Занятие № 1.

Конспект занятия «Мой край родной –  Кузбасс» 

(знакомство с картой Кузбасса).

Цель: знакомство с картой Кемеровской области – Кузбасса, названиями крупных городов, формирование представления о родном крае.

Задачи: 

  1. воспитывать любовь  и привязанность к родному краю;
  2. дать детям представление об истории родного края;
  3.  познакомить с  картой Кемеровской области и  символами Кузбасса: гербом, флагом, гимном;
  4. познакомить детей с достопримечательностями города Прокопьевска;
  5. развивать речь, память, внимание, логическое мышление;
  6. развивать интерес к традициям русского народа и коренных народов Кузбасса.

Демонстрационный материал: макет карты из фетра с условными обозначениями горной местности, названиями водоемов, а  также крупных городов Кузбасса, значки из фетра для условного обозначения городов Кузбасса, папка – раскладушка с фотографиями достопримечательностей Прокопьевска, игрушка кузнечик Кузя, разрезные  флаги и гербы городов Кемеровской области – Кузбасса, очки из фетра для виртуальной экскурсии для всех воспитанников, воспитателя и Кузи, игра из фетра «Город в числах».

Ход занятия:

Организационный момент

(В приемной слышится шум, как при падении тяжелого предмета)

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, вы слышали шум в приемной? Как вы думаете, что это? Давайте посмотрим (дети заглядывают в приемную, там, на полу сидит Кузнечик).

Воспитатель берет в руки кузнечика и обращает внимание, что у кузнечика в руках телефон, а в нём голосовое сообщение.

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, давайте прослушаем сообщение, что же хочет нам сказать кузнечик и вообще откуда он прилетел к нам?». Воспитатель включает голосовое сообщение.

КУЗНЕЧИК КУЗЯ: « Здравствуйте, ребята. Меня зовут кузнечик Кузя, я летел на воздушном шаре, хотел облететь весь мир, но тут подул сильный ветер, моя корзина с воздушным шаром зацепилась за крышу здания, и я влетел в это открытое окно. Где я? (ответы детей) И что это за место? (город Прокопьевск). Прокопьевск? Ни разу не слышал. Что это за город такой?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну что, ребята, поможем Кузе? Расскажем ему о Кузбассе?

Основная часть

ВОСПИТАТЕЛЬ: Прокопьевск, это один из городов Кузбасса. Кузя, ты слышал что- нибудь о Кузбассе?

КУЗНЕЧИК КУЗЯ: Я не слышал о таком месте, но очень хотел бы о нем узнать. Вы мне расскажите?

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ну что, ребята, расскажем Кузе? Давайте пригласим нашего гостя к нам в группу и покажем какая огромная карта Кузбасса у нас есть и расскажем много интересного о красотах нашего родного края. 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вступительная беседа о Родине: «Ребята, что такое Родина? (Родная земля, дом, цветы, мама). Как называется наша Родина (Россия). Значит мы с вами называемся: (россияне)? Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (педагог обращается к карте) – в Сибири. Значит, мы: (сибиряки). А как называется область в Сибири, в которой мы живем? (Кемеровская область – Кузбасс). Кузя, видишь, ты находишься на нашей Родине, в Кузбассе. Добро пожаловать!».

ВОСПИТАТЕЛЬ: (обращается к карте) 

«Кемеровская область – часть нашей огромной страны. Столица Кузбасса – город Кемерово. Ребята, а какие города еще вы знаете? (ответы детей: Таштагол, Киселевск, Междуреченск, Мариинск, Прокопьевск, Новокузнецк, Белово, Шерегеш, Кемерово). Молодцы! Кузя, видишь сколько городов знают ребята?! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру»

Игра «Город в числах»

Каждому воспитаннику предлагается много карточек по типу домино: в верхней части написана буква в нижней цифра. Ребятам необходимо установить последовательно числовой ряд, тем самым будет составлено название одного из  городов Кузбасса. После того как ребенок выполнил задание, ему предлагается условно (с помощью значка)обозначить местонахождение города на карте.

Игра «Разрезные картинки»

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, каждый город имеет свою символику. У каждого города есть свой герб и флаг».

Педагог прикрепляет к названиям городов маленькие гербы, а детям предлагает собрать их из разрезных частей, т.е. собрать по образцу.

Виртуальная экскурсия

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, мы с вами говорили о том, что мы живем в городе Прокопьевске. Сейчас я предлагаю вам погрузиться со мной в виртуальную экскурсию и узнать какие достопримечательности нашего родного города у нас есть. Может с какими то из них вы уже знакомы».

Воспитатель предлагает воспитанникам погрузиться в виртуальную экскурсию, надев виртуальные очки. Также очки надевают кузнечику Кузе. Педагог представляет книжку –  раскладушку с фотографиями достопримечательностей города Прокопьевска. Показ книжки – раскладушки сопровождается рассказом.

Давным – давно на том месте, где сейчас стоит наш город, была дремучая тайга и непроходимые болота: о чем свидетельствуют названия районов города: Березовая роща (здесь росло много берез), Ясная поляна (был много полей и лугов), Зиминка – место, где можно проехать только зимой, когда болото замерзало. Со временем сюда стали приезжать богатые купцы и бедные крестьяне. Они возвели монастырь и вокруг него построили деревню. Деревню называли «Монастырской». Постепенно деревня переросла в село. Село назвали в честь святого Прокопия – село Прокопьевское.

Заключительная часть,  рефлексия

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ну что, Кузя, мы тебя подробно познакомили с нашим красивым Кузбассом? Ребята, вам понравилась наша виртуальная экскурсия по городу? Какие достопримечательности запомнились вам больше всего?»

КУЗНЕЧИК КУЗЯ: «Да, ребята! Как много городов есть в вашей области. Какие красивые названия они имеют. А какой ваш город Прокопьевск красивый! Сколько в нем достопримечательностей. Вы такие молодцы, что знаете так много информации».

 

Занятие № 2.

Конспект занятия «По лесным тропинкам» (деревья, кустарники, цветы).

Цель: познакомить детей с природой Кузбасса.

Задачи: 

  1. познакомить детей с деревьями, кустарниками, цветами Кемеровской области;
  2. обогащать и систематизировать знания детей о деревьях;
  3. развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику и координацию движений руки, познавательный интерес, совершенствовать речь, обогащать словарь;
  4. формировать целенаправленность действий, устойчивость внимания и интерес к игре.
  5.  познакомить с понятием «тайга»;
  6. развивать бережное отношение к природе;
  7. формировать у детей представление о целостном образе предмета, правильно собирать изображение из отдельных частей;
  8. упражнять в умении подбирать лист или ветку к дереву, опираясь на особенности данного растения

Демонстрационный материал: макет карты из фетра с условными обозначениями горной местности, названиями водоемов, а  также крупных городов Кузбасса, игрушка кузнечик Кузя, письмо в конверте, детали из фетра в пластиковом конверте – деревья, кустарники, цветы, фотографии с изображением полей огоньков, кандыков, ландышей, фотоаппарат из фетра, конверт для фотографий, игровые поля для игр «С чьей ветки детки?», игровые поля «полянки», элементы цветов ландышей, кандыков, огоньков (лепестки, соцветия, стебли)

Ход занятия:

Организационный момент

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, посмотрите, какой забавный кузнечик Кузя пришел к нам, посмотрите, что у него в руках. Это письмо «Для воспитанников группы…». Давайте прочтем его? (воспитатель читает письмо)».

 «Здравствуй, Кузя! Пишет тебе твой двоюродный брат кузнечик Скутер. Я очень много слышал о красоте Кузбасса, о месте где ты живешь. К сожалению, я не могу приехать сам. Если тебе не трудно, пришли мне фотографии своего родного края »

 

Основная часть

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, давайте поможем Кузе и сделаем красивые фотографии природы Кузбасса. Для начала мы рассмотрим карту Кузбасса. Посмотрите какие различные водоемы присутствуют на карте, давайте узнаем какая разнообразная растительность присутствует на территории Кузбасса. Горные районы – это Салаирский кряж, Кузнецкое Алатау, Горная Шория, вся местность покрыта Тайгой. Ребята, тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Тайга – густой – почти непроходимый лес». 

Воспитатель предлагает детям найти среди деревьев из фетра хвойные деревья (ель, сосна и т.д.) и разместить их на макете карты Кузбасса. 

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Давайте вспомним, какие хвойные деревья мы знаем и найдем их. Затем я попрошу вас расположить эти деревья на карте. Ребята, также в тайге встречаются и лиственные деревья: береза, дуб, тополь. Помогите расположить их на карте. А также лиственные деревья произрастают на территории других районов Кузбасса

ВОСПИТАТЕЛЬ: «А теперь, давайте запечатлеем красоты нашей тайги». Воспитатель предлагает одному из детей «сделать» фотографию тайги. После фотографирования воспитатель достает из «фотоаппарата» фото и демонстрирует другим ребятам, отдает фотографию Кузе.

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Также есть в нашей области и различные водоемы: реки, озера. А еще наш Кузбасс богат полезными ископаемыми, нор об этом мы поговорим на других занятиях»

Игра «С чьей ветки детки?»

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть»

Воспитатель выкладывает перед каждым ребенком игровое поле и деревья из фетра, с отличительными признаками и детали из фетра (части деревьев, листья, цветы, ягоды – отличительные признаки деревьев). Воспитатель рассказывает детям об особенностях деревьев, обращает внимание на характерные особенности. Начиная игру, ребята выбирают деталь и соотносят его с тем деревом, для которого характерна та или иная деталь, заранее определив отличительные признаки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: «А теперь, давайте запечатлеем какие красивые деревья растут в лесах Кузбасса». Воспитатель предлагает одному из детей «сделать» фотографию деревьев. После фотографирования воспитатель достает из «фотоаппарата» фото и демонстрирует другим ребятам, отдает фотографию Кузе.

Игра «Разноцветные полянки»

Каждому ребенку предлагается игровое поле из фетра зеленого цвета («полянка») и разнообразные детали цветка (листья, стебельки, соцветия, лепестки). Каждому ребенку необходимо составить цветок из разрезных деталей (ландыш, огонек, кандык) из соответствующих деталей. После чего ребенку необходимо сказать, как называется его полянка. Почему полянка оранжевая, белая, фиолетовая. Перед выполнением задания, воспитатель показывает картинки с изображением полей ландышей, огоньков и кандыков. Показ сопровождается рассказом.

Кандык – многолетнее луковичное растение, цветет ранней весной 2-3 недели, прорастает во время таяния снега. Растение с крупным розово – лиловым поникающим цветком. Занесен в Красную книгу РФ, высотой от 10 до 20 см.

Огоньки –  купальница, жарка, балаболки… это многолетнее травянистое растение из семейства лютиков. Встретить купальницу в первую очередь возможно в местах, где очень много воды – местности, связанные с водой: сырые луга, берега водоемов, затенённые опушки леса. Иногда, проезжая по сибирским лесам весной, можно видеть «огненные» поля.

Ландыши – травянистое растение с изящными душистыми белыми цветками. У ландыша два листа и длинный корень. Ландыши растут в лесу под кустарниками. Летом на месте цветков появляются плоды – красные ягоды. Запомните!!! Есть эти ягоды нельзя. Ландыши ядовиты.

ВОСПИТАТЕЛЬ: «А теперь, давайте запечатлеем какие цветы растут в лесах Кузбасса». Воспитатель предлагает одному из детей «сделать» фотографию цветов. После фотографирования воспитатель достает из «фотоаппарата» фото и демонстрирует другим ребятам, отдает фотографию Кузе.

Заключительная часть, рефлексия

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, посмотрите, сколько красивых фотографий мы сделали для брата Кузи Скутера. Мы отправим ему фото и он наконец узнает, какая красивая природа Кузбасса. Сколько здесь различных деревьев, кустов, цветов, какая непроходимая тайга с хвойными деревьями есть в наших лесах. Ребята, как называется густой непроходимый лес с хвойными деревьями? Молодцы! Сегодня мы отправим ваши фотографии брату Кузе Скутеру, пусть он тоже полюбуется красотами нашего Кузбасса».

 

Занятие № 3.

Конспект занятия «Животный мир  Кузбасса» (животные).

Цель: формирование у детей представления о разнообразии животного мира Кузбасса.

Задачи: 

  1. уточнение и закрепление знаний у детей о животных Кузбасса
  2. развитие способности понимать пользу и значение животных в жизни человека;
  3. знакомство с интересными фактами из жизни животных;
  4. воспитание бережного отношения к природе;
  5. развитие концентрации внимания, речевых навыков и умения логически мыслить;
  6. закрепление формы предложного падежа существительных.

Демонстрационный материал: макет карты из фетра с условными обозначениями горной местности, названиями водоемов, а  также крупных городов Кузбасса, игрушка кузнечик Кузя, макет книги из фетра,  силуэтные изображения животных (лось, бобр, белка, лиса, волк, медведь, олень, ёж, заяц, рысь, кабан), мешочек с фишками с цифрами, игровые поля для игры «Кто где живет?»

Ход занятия:

Организационный момент:

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, наш друг Кузя подсказывает мне на ушко, что в нашем книжном уголке появилась какая – то новая книжка. Давайте посмотрим? Как вы думаете, о ком эта книга? Почему вы считаете, что это книга о животных? 

Воспитатель открывает книгу, а из неё выпадает записка: «Здравствуйте, ребята! Я хочу познакомить вас с некоторыми животными Кемеровской области. Ваша книга о животных Кузбасса».

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, наша книга очень большая, здесь очень много различных животных, давайте сегодня познакомимся только с некоторыми из них. Для этого мне нужно, чтобы каждый из вас из моего волшебного мешочка вытянул цифру с номером страницы и мы откроем именно эту страничку и узнаем  о чем интересном она нам хочет рассказать?»

Основная часть

Игра «Найди похожий»

Воспитатель открывает первую страницу книги, которую выбрал воспитанник, на которой расположено животное из фетра, с его названием. Ребятам предлагается из предложенных силуэтных изображений уменьшенного размера найти такого же животного как в книге и разместить его на карте, обозначив тем самым среду обитания. Данное упражнение выполняется при сопровождении словесного рассказа и художественного слова о животных.

ЛОСЬ. 

Лось самый крупный олень в наших лесах, который также является одним из самых крупных зверей нашей страны. Лось ловкий и быстрый в движениях, у него хорошо развиты слух и обоняние, а вот зрение слабое. Лоси предпочитают равнинную тайгу, где много речек и ручьев, озер, молодых осинок озер, болот, с зарослями ив, осинок и берез. На голове самца красивые ветвистые рога, напоминающие соху. За эти рога лось и получил название «сохатый». Вес рогов лося составляет 20 килограмм. 

БОБР. 

Есть на речках лесорубы, 

В серебристо – бурых шубах,

 Из деревьев, веток, глины, 

Строят прочные плотины. 

Бобр – самый крупный грызун в нашей стране и области. Он обладает красивым  мехом, который состоит из грубых волос. Окраска меха темно – бурая, иногда черная. Бобер отлично плавает и ныряет. Глаза, уши и нос расположены так, что он видит и слышит, не поднимая головы, когда плывет. Его пища – осиновая кора и болотные травы. На зиму бобры запасают ветки под водой. Бобры являются самыми искусными инженерами – строителями. Бобр еще и рыбовод. Они усердно очищают реки от разлагающего ила, выгребая его на берег. От этого в воде становится больше кислорода, поэтому в бобровых запрудах всегда много рыбы. В настоящее время его добыча запрещена.

БЕЛКА.

На ветке не птичка – 

Зверек-невеличка, 

Мех теплый как грелка 

Кто же это?.. 

Белка – типичный лесной зверек. Питается белка молодыми почками, побегами, грибами, насекомыми, птичьими яйцами, муравьиными куколками и гусеницами. На зиму делает запасы кормов. Белка прекрасно лазает по стволам и веткам деревьев. Большими прыжками перемещается с дерева на дерево, причем хвост служит ей рулем.

ЛИСИЦА.

За деревьями, кустами, 

Промелькнуло быстро пламя. 

Промелькнуло, пробежало, 

Нет ни дыма, ни пожара. 

Лиса – хищник средних размеров. Основной пищей служат ее мышевидные грызуны (мыши, полевки и другие) Лисица – весьма полезный зверь: она уничтожает вредителей сельскохозяйственных культур.

 

ВОЛК.

Он живет в громадной стае, 

как собака, но не лает, 

И зубами щёлк да щёлк.

 Кто же это, дети… 

Волк широко распространен на всей территории нашей страны. Везде охотится за крупной добычей: дикими копытными, домашними животными. Успешно ловит зайцев, мелких грызунов, птиц. Длина туловища волка от кончика носа до хвоста составляет до 2 метров. Оружие волка это зубы, всего их 42.

 

МЕДВЕДЬ.

Хозяин лесной, просыпается весной, 

А зимой, под вьюжный вой, 

Спит в избушке снеговой. 

Медведь – характерный обитатель лесов Кузбасса. Медведь всеяден – питается птицами, мышевидными грызунами лягушками, насекомыми, орехами, ягодами, грибами, любит мед, может напасть на кабанов, лосей, оленей. С виду неуклюж, в действительности он очень подвижный и ловкий. Рост медведя 2,5 метра.

 

ОЛЕНЬ

Олень – древнейший обитатель лесов. Окрас оленя может быть разным от темно – бурого до темно – серого. Питаются олени грибами, ягодами и орехами.  В зимний период времени, олень пользуется возможностью добывать опавшие осенние листья под снегом, также употребляет в пищу хвою сосны и ели.

 

ЕЖ

Глазки угольки, 

Ножки коротки. 

Гладить он себя не просит, 

Потому что иглы носит. 

 Ежи относятся к отряду насекомоядных животных. Еж ест жуков, червей, улиток, лягушек, гадюк и других мелких животных. На зиму ему никакое пропитание не требуется. Он спит, как медведь в берлоге.

 

ЗАЯЦ

Серенький зверёк лесной, 

Словно столбик под сосной,

 Замер посреди травы – ушки больше головы! 

Заяц – беляк обитает в тайге и смешанных лесах. Питается он в сумерках и ночью: летом поедает травянистые растения, грибы, зимой – мелкие ветви и кору деревьев.

 

РЫСЬ

У этих ловких кисочек, 

Есть маленькие кисточки, 

Они на кончиках ушей,

 У взрослых и у малышей.

 Рысь – самая крупная кошка. Зверь очень редок в нашей области. Главным объектом добычи является заяц – беляк. Ловит не только мелких зверей, но и крупных – лисиц, косуль, маралов, лосей. А также мышей, полевок, птиц – глухарей, рябчиков, тетеревов.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, послушайте стихотворение !

На повестке есть вопрос:
Чей в лесу потерян хвост?
Все зверюшки встрепенулись,
Закрутились, оглянулись
И проверили хвосты –
Далеко ли до беды»

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, у зверей нашего леса, случилась неприятность. Все их хвосты перепутались. Давайте поможем нашим зверятам и вернем им их хвостики »

 

Игра «Чей хвост ?» (2 варианта игры)

1 вариант игры. Воспитатель выкладывает перед воспитанниками зверей из фетра и отдельно их хвосты. Все части перепутаны, воспитанникам необходимо подобрать хвост тому животному, к которому он относится. 

2 вариант игры. На специальных карточках из фетра изображены животные. Часть животного скрыта, виден только хвост. Воспитанникам необходимо отгадать чей хвост выглядывает. После проведения игры, воспитанники, выбрав из силуэтных изображений, размещают остальных животных на карте.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята!

Игра «Кто, где живет?»

На игровом поле из фетра педагог размещает силуэты диких животных из фетра медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д. Под игровым полем расположены картинки из фетра с изображением жилищ животных. Воспитанникам необходимо правильно соотнести животных с их жилищами. 

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.

Игра «Кто что любит?»

На фетровом круге изображены: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди,  трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети, используя животных на прищепках, прикрепляют их к игровому полю к соответствующему предмету. 

Белка любит шишки и т.д.

Заключительная часть, рефлексия

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, сегодня вы получили много знаний о разнообразном животном мире Кузбасса. Давайте вспомним, каких животных мы находили на просторах нашей земли кузнецкой? Кому помогали? Ребята, вы молодцы, легко справлялись с заданиями! До новых встреч!»

 

Занятие № 4.

Конспект занятия «Пернатые друзья родного края» (птицы).

Цель: расширение представлений детей о птицах Кемеровской области, об особенностях их внешнего вида.

Задачи: 

  1. познакомить воспитанников с птицами, обитающими в Кузбассе.
  2. воспитывать интерес и любовь к природе родного края
  3. формировать у воспитанников гуманное отношение к животному миру и стремление проявлять заботу о братьях наших меньших
  4. развивать логическое мышление, речь, зрительное восприятие, мелкую моторику;
  5. развитие умения классифицировать по существенному признаку, обобщать

Демонстрационный материал: макет карты из фетра с условными обозначениями горной местности, названиями водоемов, а  также крупных городов Кузбасса, игрушка кузнечик Кузя, волшебный мешочек с карточками – ребусами, игрушка тетушка Сова – большая голова, игра на индивидуальных фетровых карточках «Кого поймала кошка?», игра на индивидуальных фетровых карточках «Четвертый лишний».

Ход занятия:

Организационный момент

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, давайте закроем глаза и послушаем. Скажите, что вы слышите! (Голоса и пение птиц)»

В то время, когда закрыты глаза детей, воспитатель достает сову (тетушка Сова – большая голова)

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, посмотрите наш друг кузнечик КУЗЯ, пригласил к нам в гости тетушку Сову. Кузя гулял по нашему Кузбассу, встретил мудрую Сову и рассказал, какие любознательные ребята в группе «*****», сколько много интересного они рассказали Кузе про животный и растительный мир Кузя говорит, что тетушка Сова – большая голова, принесла нам заколдованный мешочек, а в нем что – то лежит. Давайте посмотрим? 

 

Основная часть

Игра «Заколдованный мешочек (ребусы)».

Ребята, это какое – то заколдованное слово. О чем же тетушка Сова нам хочет сегодня рассказать Тетушка Сова просит расколдовать слова. Давайте ей поможем?»

Воспитатель достает из мешочка карточки с ребусами и раздает каждому ребенку для отгадывания. Ребята выполняют задания.

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, вы сумели расколдовать карточки тетушки Совы. Молодцы! А что у вас получилось на карточках? На ваших карточках появились названия птиц: СОВА, СОРОКА, ДЯТЕЛ. Животный мир Кузбасса очень разнообразен в нем обитают очень много разнообразных птиц, вы расколдовали некоторые их названия»

Дятел – птица оседлая, иногда кочующая. Дятлы предпочитают хвойные и смешанные леса. Питается и насекомыми и растительностью. Его часто называют «лесным доктором», он приносит немалую пользу, истребляя вредных для леса насекомых.

Сова – ночная хищная птица. Величина тела сов различна: от 40 до 180 см и от 50 г до 3,5 кг. Глаза большие, неподвижные, зато шея очень подвижна, совы могут поворачивать голову на 270 °. Клюв крепкий, с острым изогнутым крючком на конце. Крылья широкие, когти длинные и острые. Хвост обычно короткий. Окраска оперения в основном серого и бурого цвета. Чаще всего самки крупнее самцов. Летают совы бесшумно.

Сорока – черная голова, спинка, крылья с синеватым отливом, хвост с зеленым оттенком, живот и полоски на плечах белые, длинный ступенчатый хвост, на крыльях белые полосы на перьях.

Это умная, хитрая и осторожная птица. В период линьки, а это происходит в середине лета, прячется в лесу. Увидев облезлую птицу с коротким хвостом, трудно представить, что это сорока. Поэтому она так скрытна в период линьки.

Длина птицы 50 см, вес 200 – 235 грамм.

 

Игра «Кого поймала кошка?»

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, тетушка сова – большая голова подсказывает мне, что с ее друзьями птицами случилась неприятность. Черная кошка поймала ее друзей птиц и заточила их в клетку. Ребята, на игровом поле вам необходимо «пройти» пальчиками по дорожкам и узнать какую же птичку поймала кошка. Ну что готовы? Тогда начинаем!»

На игровых полях, которые созданы для этой игры размещены птицы и дорожки, которые переплетены. Ребенку необходимо провести пальчиками по этим дорожкам и назвать птицу,   которая была в заточении и снять с нее клетку.

После того, как воспитанник «освободил» нужную птичку, он должен разместить ее на карте Кемеровской области – Кузбасс.

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, мы уже познакомились с некоторыми птицами Кемеровской области – Кузбасс. Сейчас я расскажу вам еще о некоторых из них»

Кукушка – перелетная птица, она не вьет гнезда, не насиживает яиц и не выкармливает своих птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в гнезда других птиц. Кукушка питается насекомыми вредителями – волосатыми гусеницами, которых не едят другие птицы.

Глухарь самая крупная лесная птица. Оперение глухаря темное с металлическим оттенком, брови ярко – красные, перья под клювом образуют характерную «бороду». Глухарки – пестрые, буро – коричневого цвета. Глухарь живет в хвойных, смешанных лесах. Глухари предпочитают глухие места. В брачный период (токование) он так увлеченно «поет», и становится на некоторое время глухим. Поэтому он и получил свое название. Питаются  растительной пищей. Зимой глухари кормятся хвоей сосны, ели, кедра. Глухари – редкий вид, поэтому подлежат охране».

Игра «Четвертый лишний»

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, вы уже знаете много птиц нашего региона. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». На карточках изображены силуэты птиц, но птицы здесь не все, есть среди них и животные. Вам необходимо определить «кто здесь лишний».

Воспитанники выполняют задание, определяя, кто не является на карточке птицей.

Заключительная часть, рефлексия

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по лесам родного Кузбасса. О ком мы сегодня говорили? О каких птицах говорили? Чем занимались сегодня? Что понравилось? Ребята, тетушка Сова большая голова благодарит вас за то, что вы помогли ей спасти ее пернатых друзей. Она очень рада, что пришла к вам в гости, и тетушка Сова хвалит вас за то, какие вы умные, как легко вы расколдовали ее волшебный мешочек». 

 

Занятие № 5.

Конспект занятия «Кладовая земли Кузбасса» (полезные ископаемые).

Цель: формирование у детей представления о полезных ископаемых Кемеровской области – Кузбасса.

Задачи: 

  1. повторить и закрепить знания о полезных ископаемых Кузбасса, их свойствах;
  2. прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые;
  3. развивать мышление, память, внимание;

 

Демонстрационный материал: макет карты из фетра с условными обозначениями горной местности, названиями водоемов, а  также крупных городов Кузбасса, игрушка кузнечик Кузя, сундук с полезными ископаемыми из фетра, каски исследователей с фонариками, фотографии сталактитов, подземных пещер, полезных ископаемых, игра из фетра «Подбери ключик».

Ход занятия:

Организационный момент: 

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, наш друг Кузя путешествовал в недрах кузбасской земли и  нашел огромный сундук. Как вы думаете, что в нем? (воспитатель выслушивает предположения детей и задает вопросы о содержании сундука)». Воспитатель пытается открыть сундук, а он не открывается.

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, наш сундук не открывается. Кузя подсказывает мне, для того, чтобы открыть сундук, нам необходимо совершить научную экспедицию к недрам Земли и стать учеными – исследователями. Для начала давайте уточним меры безопасности: громко не разговаривать, надеть каски и включить фонарики».

После предъявления инструкции, воспитатель демонстрирует ребятам картинки с изображение пещеры, подземных недр Кузбасса

Основная часть

Рассказ воспитателя с демонстрацией наглядного материала

Далее ребятам предлагается рассмотреть картинки с изображением подземных пещер, сталактитов, полезных ископаемых и декоративных камней. Рассматривание картинок сопровождается рассказом воспитателя о подземном мире. 

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, на предыдущих занятиях вы уже обращали внимание на то, что на нашей карте написано название «Кемеровская область – Кузбасс». Наш друг кузнечик Кузя спрашивает нас «Как вы думаете, почему наш родной край имеет такое название – Кузбасс ?» (воспитатель слушает ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, это кузнецкий угольный бассейн»

КУЗНЕЧИК КУЗЯ: «Ура! Ура! Это бассейн, в котором можно купаться!»

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Нет, Кузя, ты не прав. В этом бассейне не купаются. Ребята, обратите внимание на карту. Карта с трех сторон окружена горами и похожа на неправильный прямоугольник. На небольшой площади находятся запасы каменного угля, глины, железной руды, песчаника, золота и алмазов».

Воспитатель демонстрирует полезные ископаемые Кузбасса, используя книжку – раскладушку с фотографиями полезных ископаемых.

Игра «Подбери ключик»

ВОСПИТАТЕЛЬ: «А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Золотой ключик». Ребята, для того, чтобы нам открыть сундук, необходимо к замочкам подобрать правильный ключик. Представим, что Ваши ключики сделаны из золота как в сказке про Буратино “Золотой ключик”. Золото добывают на юге Кузбасса в районе рек. Ребята, скажите, а что еще делают из золота?» (воспитатель слушает ответы детей).

Каждому воспитаннику раздается индивидуальная карточка из фетра с изображением замка с замочной скважиной. Воспитанникам необходимо подобрать ключик из фетра к замочку. После выполнения задания (когда ребята подобрали ключики), замочек на сундуке открывается.

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, молодцы! Вот мы и открыли замочек на нашем сундуке. Посмотрите сколько полезных ископаемых здесь лежит»

В сундуке лежат полезные ископаемые из фетра в виде условных обозначений. Один из детей берет условное обозначение полезного ископаемого (золото) и размещает его на карте в районе рек.

 

Загадки “Полезные ископаемые”

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята послушает следующие загадки и попробуйте отгадать о чем идет речь»

  • Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже (ПЕСОК)

  • Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы и ключи.. (ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА)

    3.Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали,

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий (КАМЕННЫЙ УГОЛЬ)

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Наш уголек пылает не только в печах и котельных ТЭЦ, но и на металлургических заводах. Ведь чтобы из руды получить металл, нужно её расплавить. А еще из угля химики делают много полезных вещей. Например, игрушки в нашей группе сделаны из пластмассы. А пластмасса сделана из угля! Из каменного угля производят асфальт, удобрения, резину и красители».

 

Игра «Из чего сделано!»

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ребята, именно поэтому ископаемые Кузбасса называют «полезными». Они приносят много пользы людям, из них создают различные предметы, материалы и т.д.»

Воспитанникам предлагается подобрать предметы к полезному ископаемому, из которого они изготовлены.2 

 

Заключительная часть, рефлексия

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ну вот, Кузя, мы рассказали тебе, в каком сказочном мире мы живем, рассказали тебе о подземных богатствах нашего родного края, помогли тебе открыть сундук с полезными ископаемыми, узнали много нового».