ПОСТАВЬ СЕБЯ НА МОЕ МЕСТО
Т.Н. Садыкова
Ямало-Ненецкий АО, г. Муравленко
Аннотация: в статье рассматривается одно из направлений работы с родителями детей дошкольного возраста – консультирование с целью формирования гармоничных детско-родительских отношений на основе психотерапевтической техники «ментализация». Способность понять внутренний мир своего ребенка и понять причину его поступков рассматривается как важнейшая социальная компетенция родителей – умение поставить себя на его место.
Ключевые слова: эмпатия, ментализация, семья, работа с семьей, детско-родительские отношения, социальная компетенция.
В современных условиях развития образования важной задачей педагога является не только работа с ребенком и решение поставленных образовательных задач в соответствии со стандартом и программой, но и работа с родителями. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указано, что в основе образования должны лежать принцип личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия родителей и педагогических работников (п. 1.2), принцип сотрудничества педагогов с семьей (п. 1.4), решение задач по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (п. 1.6) [1].
Психолого-педагогическая поддержка семьи направлена на повышение уровня их компетентности в вопросах воспитания детей, формирования их личности. Для этого необходимы социальные компетенции. Под компетенцией понимается совокупность представлений об объекте (знания), представления о возможных способах работы с объектом (умения и навыки), реальные действия и поступки (способы деятельности и поведения) (С.Г. Молчанов) [2]. В структуру социальных компетенций родителей можно включить знания, умения и способы деятельности, которые позволяют им создать условия для формирования личности ребенка в условиях семьи.
В структуру социальных компетенций родителей можно включить компетенции, которые позволяют им понять внутренний мир ребенка, причины его поступков и поведения. Данные компетенции являются важными, что отражено в представлениях как народной педагогики, так и психолого-педагогической науке. Древняя мудрость «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» сегодня понимается как важнейшая социальная компетенция и условие психического здоровья человека.
Умение ставить себя на место другого отражено в таких категориях психологии, как «эмпатия» и «ментализация». При этом в психотерапевтических исследованиях категория «ментализация» является более широким понятием. Под эмпатией понимается умение сопереживать и сочувствовать, понимать эмоциональное состояние другого человека, а ментализация включает помимо этого умение представлять внутренний мир другого человека, а также понимать, почему он совершает те или иные поступки, почему выражает именно те или иные эмоции и чувства [3].
Способность к ментализации не сформирована у всех людей, не каждый способен поставить себя на место и другого и понять его чувства и переживания. Для формирования данной способности необходимы определенные качества – открытость, образность восприятия и мышления, наблюдательность, отзывчивость и другие. Для тех, у кого данная компетенция не сформирована или занижена, можно использовать упражнение «Поставь себя на место другого». Данное упражнение может быть использовано в работе с родителями по формированию у них данной социальной компетенции, которая позволит им лучше узнать и понять своего ребенка, особенности его внутреннего мира, причины эмоциональных проявлений и поступков.
Упражнение «Поставь себя на место другого» направлено на улучшение детско-родительских отношений. Его можно использовать в процессе беседы, обсуждения какого-либо события, поступка ребенка, в разборе конфликтных ситуаций. Главным условием является то, что родитель должен мысленно представить себе определенную ситуацию и посмотреть на себя со стороны, как бы он поступил на месте своего ребенка, какими причинами бы руководствовался в своих поступках. Затем можно проиграть в своем воображении ход действий, который позволит разрешить конфликтную ситуацию конструктивно и с учетом интересов как родителей, так и детей.
Данная психотерапевтическая подготовка связана со сменой авторитарной, жесткой позиции родителей как способа воздействия на ребенка на субъект-субъектное взаимодействие на основе внутреннего стремления к позитивному диалогу, общению, решению различных ситуаций конструктивно, с учетом особенностей внутреннего мира ребенка, его эмоционального состояния. Это позволит понять причины поступков детей, что в свою очередь даст возможность выбрать наиболее оптимальные методы и приемы воспитания.
Упражнение «Поставь себя на место другого» может использоваться в работе с родителями в процессе индивидуальных консультаций, а также групповых форм работы – родительских собраниях, семинарах, деловых играх. В ходе обсуждения педагог и родители могут проанализировать различные ситуации, в которых данное упражнение может быть использовано для оптимизации детско-родительских отношений. Например, для обсуждения можно предложить следующие ситуации, которые наглядно показывают, как важно для родителей умение ставить себя на место своих детей.
Ситуация 1. «Рассказ отца»: «Однажды мы с нашей пятилетней дочкой Анечкой, стояли на лестничной площадке и ждали лифта. Неожиданно она показала на стену и сказала: «Папа, что это за красная точка?». Я пригляделся, но на стене не было никаких точек. «Где?» – спросил я. «Да вот же», – дочка ткнула пальцем в совершенно пустое место. «Послушай, здесь нет никаких точек». – «Да нет же, вот она!» – упрямо настаивала дочь. И тут я догадался сесть на корточки и посмотреть на стену с высоты ее роста. Я сразу увидел светящуюся точку: это было всего лишь отражение какого-то счетчика с противоположной стены».
Ситуация 2. «Рассказ мамы»: «В детском саду кто-то украл клубнику. Об этом сообщил педагог родителям Саши. Дома мама Александра обнаружила пятно от клубники на его футболке. Когда отец обнаружил это пятно на футболке, мама сказала, что это она испачкала футболку краской. Саша все это слышал и понял, что папа не очень-то поверил маме. Потом ребенок разговорился с мамой на кухне:
Ребенок: «Чтобы ты стала делать, если бы к тебе подошёл твой товарищ и позвал на нехорошее дело? Если бы я не пошел, то он перестал бы со мной дружить!».
Мама: «Он сделал бы так, как продиктовала бы ему его совесть».
Ребенок: «Но я не пошел с ним…».
Мама: «Но ты ел ворованную клубнику? Кто её принёс? Скажи, как тебе после этого доверять? Ответь сам себе. Поставь себя на моё место. Что мне делать с тобой?».
Ребенок: «Мама! Я знаю, кто украл клубнику, но только мне нужно разобраться, выдавать или не выдавать. Пусть сам сознается. А я сознаюсь, что знал о краже».
В рассмотренных ситуациях показана важность такой социальной компетенции, как умение поставить себя на место другого, увидеть другими глазами причины поступков, особенности эмоционального состояния. Способность к эмпатии и ментализации – это важнейшая социальная компетенция для родителей, которая позволяет лучше понять ребенка, найти к нему подход, вместе решить ту или иную ситуацию, выбрать правильную тактику воспитательного воздействия. Данной компетенции можно обучать и детей, так как умение встать на место другого является важным и для них. Это позволит им понимать своих родителей. Упражнение «Поставь себя на место другого» можно использовать в работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста.
Таким образом, работа с родителями – это одна из важных задач в системе работы педагога. Повышение уровня компетентности родителей включает в себя формирование социальных компетенций, в том числе способности к эмпатии и ментализации. Умение покинуть свое собственное, внутреннее «Я» и поставить себя на место другого человека, понять мир ребенка – это умение, которое нужно формировать. Для этого необходима постоянная работа над собой, а также помощь профессиональных и компетентных людей – педагогов, которые помогут и направят родителей в правильное русло.