Методическое пособие
по развитию навыка чтения
у детей с задержкой психического развития
Разработал(а): Гапенко Алия Анваровна,
учитель-дефектолог, учитель начальных классов.
Г. Черемхово, 2024 г.
Введение
В условиях современного образования и социального взаимодействия, умение читать занимает центральное место в развитии личности ребенка. Однако для детей с задержкой психического развития (ЗПР) овладение этим навыком представляет особую трудность. Задержка психического развития часто сопровождается замедлением темпов формирования когнитивных функций, таких как внимание, память, логическое мышление и речевое развитие. Все это делает процесс обучения чтению более сложным и требует индивидуального подхода.
Актуальность данного методического пособия обусловлена необходимостью разработки специальных методик и стратегий, позволяющих эффективно обучать чтению детей с ЗПР. Оно направлено на создание условий, при которых дети смогут успешно осваивать навык чтения, несмотря на имеющиеся затруднения. Внедрение подобных методик способствует улучшению академической успеваемости, повышению самооценки и уверенности в себе у детей с особыми образовательными потребностями.
Для кого предназначено пособие?
Методическое пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми с ЗПР:
- Учителя начальных классов: основная аудитория, так как именно учителя начальных классов сталкиваются с задачей обучения чтению на ранних этапах школьного образования. Пособие предоставляет практические рекомендации и методики, позволяющие учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с ЗПР.
- Логопеды и дефектологи: специалисты, работающие непосредственно с коррекцией речевых нарушений и развитием когнитивных процессов у детей. Пособие содержит задания и упражнения, направленные на улучшение фонематического слуха, развитие мелкой моторики и формирование основ чтения.
- Психологи образовательных учреждений: психологическая поддержка детей с ЗПР важна для успешной адаптации и преодоления трудностей в обучении. Пособие включает рекомендации по созданию благоприятной психологической атмосферы и мотивации детей к учебе.
- Студенты педагогических вузов: будущие педагоги могут использовать данное пособие как практический материал для своей профессиональной подготовки. Оно поможет студентам глубже понять специфику работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
- Родители детей с ЗПР: пособие может быть полезно родителям, стремящимся активно участвовать в образовательном процессе своих детей. Оно предоставит им инструменты и стратегии для поддержки ребенка дома, дополняя школьное обучение.
Таким образом, методическое пособие по развитию навыка чтения у детей с задержкой психического развития актуально для широкого круга специалистов и родителей, заинтересованных в создании оптимальных условий для обучения и развития детей с особенностями здоровья.
Содержание
Часть I. Подготовка к чтению
- Формирование слуховой памяти и фонематического слуха
Упражнения на различие звуков речи.
Игры со звуками: “Найди звук”, “Подбери слово”.
- Развитие мелкой моторики
Пальчиковые игры.
Лепка, рисование, раскрашивание.
- Тренировка зрительно-пространственного восприятия
Раскладывание предметов по образцу.
Игра “Что изменилось?”.
Часть II. Начальные этапы чтения
- Знакомство с буквами
Изучение каждой буквы отдельно.
Ассоциации букв с предметами и животными.
Работа с карточками и кубиками.
- Соединение букв в слоги
Слоговое чтение.
Составление слов из слогов.
Рифмованные упражнения.
- Чтение простых слов
Использование коротких слов с повторяющимися слогами.
Проговаривание вслух и закрепление через игру.
Часть III. Осознанное чтение
- Работа над пониманием смысла слов
Чтение коротких предложений.
Вопросы после прочтения текста.
Объяснение значения новых слов.
- Разбор сложных текстов
Постепенный переход от простых текстов к более сложным.
Анализ структуры предложения.
Выделение главных мыслей.
- Творческая работа с текстом
Пересказ текста своими словами.
Рисование иллюстраций к тексту.
Придумывание продолжения истории.
Часть I. Подготовка к чтению.
- Формирование слуховой памяти и фонематического слуха
Для успешного освоения чтения важно развить у ребёнка способность различать звуки речи и тренировать слуховую память. Ниже приведены примеры упражнений и игр, направленных на достижение этих целей.
Упражнения на различие звуков речи
- “Повторяй за мной”.
Цель: различение отдельных звуков и слов.
Описание: педагог произносит различные звуки (“а”, “о”, “с”, “ш”) или короткие слова (“кот”, “дом”), а ребёнок должен повторить их точно так же.
Постепенно можно увеличивать длину слов и добавлять сложные сочетания звуков.
- “Какой звук пропал?”
Цель: тренировка слуховой концентрации и внимания.
Описание: взрослый произносит цепочку звуков или слов, а потом просит ребёнка закрыть глаза и пропускает один элемент. Задача ребёнка – угадать, какой звук или слово было пропущено.
- “Кто сказал ‘мяу’?”
Цель: определение источника звука.
Описание: несколько игрушек (например, кошка, собака, утка) расставлены перед ребёнком. Взрослый прячется за ширмой и озвучивает одну из игрушек (издаёт соответствующий звук), а ребёнок должен указать на ту игрушку, которая издала этот звук.
Игры со звуками: “Найди звук”, “Подбери слово”
- “Найди звук”
Цель: поиск определённого звука в словах.
Описание: учитель говорит слово (например, “собака”) и просит ребёнка хлопнуть в ладоши, когда услышит звук “с”. Постепенно можно усложнять задачу, добавляя другие звуки или предлагая ребёнку самому называть слова, содержащие нужный звук.
- “Подбери слово”
Цель: ассоциативное мышление и расширение словарного запаса.
Описание: взрослый называет звук (например, [к]), а ребёнок должен придумать слово, которое начинается с этого звука. После того как ребёнок назовёт слово, взрослый может предложить другой вариант, расширяя кругозор ребёнка.
- “Цепочка слов”
Цель: укрепление ассоциативной связи между звуками и словами.
Описание: первый участник называет слово, второй должен подобрать слово, начинающееся с последнего звука предыдущего слова. Например: “кот” – “топор” – “ракета” и т.д.
- “Слова на букву…”
Цель: активизация слуховой памяти и поиск слов на нужную букву.
Описание: ведущий называет букву, а участники должны быстро вспомнить и назвать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Побеждает тот, кто назвал последнее слово до окончания времени.
Регулярные тренировки таких навыков помогают детям лучше воспринимать речь, улучшают концентрацию и внимание, а также способствуют успешному освоению чтения.
- Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика играет важную роль в процессе подготовки к чтению, поскольку она связана с координацией движений пальцев и рук, что необходимо для письма и манипуляций с учебными материалами. Рассмотрим подробнее упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Пальчиковые игры
- “Сорока-белобока”
Цель: координация движений пальцев.
Описание: классическая игра, знакомая многим поколениям. Взрослый читает стишок, сопровождая его движениями пальцев: “Сорока-сорока, кашу варила, деток кормила…” Каждый палец ребёнка по очереди становится “петушком”, который клюёт кашу.
- “Пальчики здороваются”
Цель: развитие координации и силы пальцев.
Описание: ребёнок поочерёдно касается большим пальцем остальных пальцев руки, начиная с мизинца и заканчивая указательным. Повторяется упражнение сначала правой рукой, затем левой.
- “Пальчиковая гимнастика”
Цель: улучшение гибкости и подвижности пальцев.
Описание: выполняются разнообразные движения пальцами обеих рук одновременно: сгибание-разгибание, вращение, соединение пальцев в замок и т.п. Можно использовать стихотворные тексты для сопровождения упражнений.
Лепка, рисование, раскрашивание
- Лепка из пластилина или глины
Цель: развитие силы и точности движений пальцев.
Описание: детям предлагаются задачи разной сложности: от простого скатывания шариков до создания фигурок животных или людей. Лепка помогает укрепить мышцы кистей и пальцев, улучшает координацию движений.
- Рисование карандашами и красками
Цель: тренировка контроля над движениями кисти и пальцев.
Описание: дети рисуют линии, кружочки, фигуры, стараясь делать их ровными и аккуратными. Также можно предлагать им раскраски, где требуется закрасить мелкие детали.
- Раскрашивание мелких деталей
Цель: совершенствование точности движений.
Описание: дается задание раскрасить маленькие элементы рисунка, требующие точного попадания кистью или карандашом внутрь контура. Это поможет улучшить контроль над движениями руки.
- Создание аппликаций
Цель: работа с ножницами и клеем.
Описание: задания включают вырезание небольших элементов из бумаги и приклеивание их на основу. Это требует аккуратных и точных движений пальцев, а также развивает пространственное восприятие.
Все перечисленные виды активности способствуют укреплению мышц рук и пальцев, развивают координацию и точность движений, что является важным этапом подготовки к письму и чтению.
3. Тренировка зрительно-пространственного восприятия
Зрительно-пространственное восприятие играет ключевую роль в обучении чтению, так как оно связано с умением распознавать формы букв, ориентироваться в пространстве страницы и понимать расположение объектов относительно друг друга. Рассмотрим два вида заданий, направленных на тренировку этого навыка.
- Раскладывание предметов по образцу
Цель: развитие способности к восприятию и воспроизведению визуальной информации.
Описание:
- Перед ребенком кладут образец композиции из нескольких предметов (игрушек, геометрических фигур, пуговиц и т.д.).
- Рядом дают такие же предметы, но в случайном порядке.
- Задача ребенка — разложить предметы таким образом, чтобы они соответствовали образцу.
Варианты усложнений:
-увеличение количества предметов:
-изменение расположения образца (вертикально, горизонтально, диагонально);
-добавление дополнительных элементов, которые не входят в исходную композицию.
- Игра “Что изменилось?”
Цель: тренировка наблюдательности и умения замечать изменения в окружающей среде.
Описание:
- На столе перед ребенком размещают несколько предметов (например, игрушки, карандаши, кубики).
- Ребенку предлагают внимательно рассмотреть композицию и запомнить расположение предметов.
- Затем просят закрыть глаза, а в это время взрослый меняет местами некоторые предметы или добавляет новые.
- Когда ребенок открывает глаза, он должен заметить, какие изменения произошли.
Варианты усложнений:
-увеличивать количество предметов;
-менять не только положение, но и цвет или размер предметов
-использовать более сложные объекты (например, фотографии или рисунки).
Обе эти игры помогают детям научиться концентрироваться на деталях, улучшать зрительное восприятие и развивать навыки сравнения и анализа. Эти качества важны для успешного освоения чтения, так как они позволяют ребенку быстрее распознавать буквы и слова, а также ориентироваться в тексте.
- Игра “Что изменилось?”
Цель: тренировка наблюдательности и умения замечать изменения в окружающей среде.
Описание:
- На столе перед ребенком размещают несколько предметов (например, игрушки, карандаши, кубики).
- Ребенку предлагают внимательно рассмотреть композицию и запомнить расположение предметов.
- Затем просят закрыть глаза, а в это время взрослый меняет местами некоторые предметы или добавляет новые.
- Когда ребенок открывает глаза, он должен заметить, какие изменения произошли.
Варианты усложнений:
-увеличивать количество предметов;
-менять не только положение, но и цвет или размер предметов;
-использовать более сложные объекты (например, фотографии или рисунки).
Обе эти игры помогают детям научиться концентрироваться на деталях, улучшать зрительное восприятие и развивать навыки сравнения и анализа. Эти качества важны для успешного освоения чтения, так как они позволяют ребенку быстрее распознавать буквы и слова, а также ориентироваться в тексте.
Часть II. Начальные этапы чтения
- Знакомство с буквами
Изучение каждой буквы отдельно
Задания:
- Рисуем букву.
Педагог показывает ребенку карточку с изображением буквы, например, «А».
Ребенок пытается нарисовать эту букву на листе бумаги.
Затем можно попросить его обвести букву пальчиком несколько раз.
- Лепим букву.
Ребенку предлагается слепить букву из пластилина или глины.
Это упражнение развивает мелкую моторику и помогает лучше запомнить форму буквы.
- Тактильное узнавание.
Подготовьте карточки с выпуклыми буквами или используйте специальные тактильные алфавиты.
Закройте глаза ребенку и попросите его определить букву, ощупывая ее пальцами.
- Буква в воздухе.
Предложите ребенку «писать» букву пальцем в воздухе.
Сначала педагог показывает, как это делается, затем ребенок повторяет за ним.
- Игра «Угадай букву».
На столе разложены карточки с разными буквами.
Учитель называет букву вслух, а ученик должен найти соответствующую карточку среди других.
- «Пазлы» с буквами.
Используйте разрезные картинки-пазлы, где каждая часть представляет собой отдельную букву.
Задача ребенка – собрать пазл так, чтобы получилась правильная буква.
- Звукоподражание.
Называйте звуки, соответствующие изучаемой букве («а», «б», «в»), и просите ребенка повторять их вслед за вами.
Можно использовать игрушки или предметы, начинающиеся на эти звуки, чтобы сделать процесс интереснее.
Ассоциации букв с предметами и животными
Задания:
- Карточки с картинками.
Приготовьте набор карточек с изображениями животных, предметов и букв.
Покажите ребенку карточку, например с буквой «К», и попросите выбрать картинку, название которой начинается с этой буквы (например, кот).
- Игрушечные ассоциации.
Соберите небольшие игрушки, названия которых начинаются с разных букв.
Показывайте ребенку игрушку и спрашивайте, какая буква соответствует её названию.
- Стихотворения и рифмы.
Читайте короткие стихи или рифмовки, где первая строка начинается с определенной буквы.
Например: «Аист – птица важная, буква ему нравится…»
- Загадки.
Загадывайте загадки, ответ на которые начинается с нужной буквы.
Пример: «Он большой и полосатый, любит мед, но он не сладкий?» (Ответ: медведь)
- Коллажи.
Дайте ребенку вырезанные изображения животных и предметов, названия которых соответствуют определенным буквам.
Пусть он создаст коллаж, наклеивая картинки рядом с соответствующими буквами на большом листе бумаги.
- Музыкальное сопровождение.
Включите песни или мелодии, где упоминаются животные или предметы на определенную букву (например, «В лесу родилась елочка»).
Попросите ребенка назвать все слова, начинающиеся с данной буквы.
Работа с карточками и кубиками
Задания:
- Кубики с буквами.
Дети собирают простые слова из кубиков с буквами (например, МАМА, КОТ).
Начинайте с самых простых слов, постепенно увеличивая сложность.
- Мозаика из букв.
Подготовьте набор маленьких карточек-букв.
Ребенок выкладывает из них слова по образцу или придумывает свои собственные комбинации.
- Сортировка букв.
Распределите карточки с буквами по группам (гласные/согласные, твердые/мягкие).
Ученик должен правильно распределить буквы по соответствующим категориям.
- Поиск букв.
Сделайте большую карту с разбросанными по ней буквами.
Задача ребенка – найти все буквы определенного типа (например, гласные) и отметить их фишками.
- Игра «Собери слово».
На столе лежат перемешанные карточки с буквами одного слова.
Ребенку нужно собрать слово, расположив карточки в правильном порядке.
- Конструктор из букв.
Используйте большие магнитные буквы или буквы-конструкторы.
Предлагайте детям составлять слова, соединяя буквы между собой.
- Соединение букв в слоги
Слоговое чтение
Задания:
- Чтение слогов по карточкам.
Готовятся карточки с написанными на них простыми слогами (МА, БА, СО, ТУ и т.д.).
Педагог показывает карточку, а ребенок громко читает слог.
- Составление слогов из букв.
Используя кубики или карточки с буквами, дети составляют слоги и читают их вслух.
Например, из букв «М» и «А» получается слог «МА».
- Доска для слогового чтения.
Создайте специальную доску с ячейками, куда можно вставлять карточки с отдельными буквами.
Помогите ребенку составить слоги, меняя порядок букв и читая получившиеся комбинации.
- Составление слов из слогов
Задания:
- Сборка слов из кубиков.
Предоставьте ребенку кубики с написанными на гранях слогами.
Его задача – сложить из кубиков слово, например, «КО-Т», «ДО-М».
- Карточки со слоговыми разрезами.
Нарежьте карточки с короткими словами на части, соответствующие слогам.
Пусть ребенок соберет слово из частей, прочитав его вслух.
- Пазлы со слоговым делением.
Разработайте пазлы, где каждое слово разделено на две-три части (по количеству слогов).
Ребенок должен соединить части и прочитать полученное слово.
Рифмованные упражнения
Задания:
- Рифмование слогов.
Учитель предлагает ребенку завершить фразу, добавив подходящий слог, чтобы получилось рифмованное сочетание.
Например: «Мама сварила компот, а папа купил… (хлеб)».
- Игра «Рифма».
Один игрок называет слово, а другой должен придумать слово, заканчивающееся на тот же слог.
Продолжайте игру до тех пор, пока не исчерпаете варианты.
- Стихи и песенки.
Читайте вместе с детьми короткие стихи или песенки, где есть рифмующиеся слоги.
Просите ребенка выделить рифмованные пары слов.
- Чтение простых слов
Использование коротких слов с повторяющимися слогами
Задания:
- Чтение односложных слов.
Начните с простых слов, состоящих из одного слога (МАМА, КОТ, ЛИС).
Используйте карточки с этими словами, чтобы ребенок мог видеть и читать их.
- Составление слов с одинаковыми слогами.
Предложите ребенку слова, где первый и последний слог совпадают (МА-МА, БА-БА, ПО-ПО).
Это облегчит запоминание и чтение.
- Игровое чтение.
Организуйте игровую ситуацию, где ребенок должен находить и читать определенные слова (например, в игре «Найти слово»).
Для этого можно использовать карточки с изображениями и соответствующими словами.
Проговаривание вслух и закрепление через игру
Задания:
- Хоровое чтение.
Вместе с группой детей читайте простые слова хором, чтобы закрепить навык чтения вслух.
Можно использовать плакаты или карточки с крупными печатными буквами.
- Индивидуальное чтение.
Попросите ребенка самостоятельно прочитать слово, показанное учителем.
Если возникают трудности, помогите, проговорив слово по слогам.
- Закрепляющие игры.
Игра «Кто быстрее?»: двое детей получают одинаковые наборы карточек с простыми словами; кто первым правильно прочитает все слова, тот выигрывает.
«Слово дня»: ежедневно выбирайте новое слово и учитесь его читать, используя разные игровые подходы.
Эти задания помогут детям с ЗПР легко освоить начальные этапы чтения, создавая прочную базу для дальнейшего изучения языка.
Часть III. Осознанное чтение
- Работа над пониманием смысла слов
Чтение коротких предложений
Задания:
- Чтение предложений вслух.
Подготовьте карточки с короткими предложениями, например: «Мама сварила суп», «Кошка спит на диване».
Ребенок читает предложение вслух, стараясь правильно интонировать и соблюдать паузы.
- Картинки-подсказки.
К каждому предложению добавьте изображение, иллюстрирующее его содержание.
Это поможет ребенку лучше понять смысл прочитанного.
- Составление предложений.
Дайте ребенку набор карточек с отдельными словами и предложите составить из них простое предложение.
Затем пусть он прочитает составленное предложение вслух.
Вопросы после прочтения текста
Задания:
- Простые вопросы.
После прочтения предложения или короткого текста задавайте ребенку вопросы, связанные с содержанием: «Что сделала мама?», «Где спит кошка?».
Ответы помогут убедиться, что ребенок понял текст.
- Выбор правильного ответа.
Предложите несколько вариантов ответов на вопрос, связанных с текстом, и попросите ребенка выбрать правильный.
Например: «Куда положил мальчик книгу? На полку / под стол / в шкаф?».
- Вопросы с альтернативой.
Задавайте вопросы, предполагающие выбор между двумя вариантами: «Книга была на полке или под столом?».
Такие вопросы стимулируют аналитическое мышление.
Объяснение значения новых слов
Задания:
- Контекстное объяснение.
Если в тексте встречается незнакомое слово, объясните его значение в контексте предложения.
Например: «Суп был горячим, значит, его нельзя было сразу есть».
- Иллюстрации и жесты.
Используйте наглядные материалы (картины, жесты) для объяснения значений новых слов.
Так, слово «горячий» можно объяснить, показав на чайник с паром.
- Мини-словарь.
Заведите небольшой словарь, куда будут записываться новые слова с их значениями.
Периодически возвращайтесь к этому словарю, чтобы повторить и закрепить знания.
- Разбор сложных текстов
Постепенный переход от простых текстов к более сложным
Задания:
- Расширение объема текста.
Начните с коротких рассказов, постепенно увеличивая их объем.
Следите за тем, чтобы текст оставался понятным и интересным для ребенка.
- Добавление новых элементов.
Вводите в тексты новые грамматические конструкции, сложные слова и описания.
Постепенно усложняйте структуру предложений, сохраняя при этом доступность содержания.
- Чтение по ролям.
Выберите рассказ с несколькими персонажами и предложите ребенку читать текст, меняясь ролями с другими участниками.
Это сделает процесс чтения более интерактивным и увлекательным.
Анализ структуры предложения
Задания:
- Разбор предложений на составляющие.
Возьмите простое предложение и попросите ребенка разделить его на отдельные слова.
Затем обсудите, какое слово является подлежащим, сказуемым и т.д.
- Составление схем предложений.
Нарисуйте схему предложения, где каждое слово обозначено отдельным блоком.
Ребенок должен расставить слова в правильной последовательности.
- Изменение порядка слов.
Предложите ребенку изменить порядок слов в предложении, сохранив его смысл.
Обсудите, как изменение порядка влияет на понимание текста.
Выделение главных мыслей
Задания:
- Краткое изложение.
После прочтения небольшого текста попросите ребенка кратко пересказать его, выделяя основные моменты.
Помогите ему сформулировать главные мысли.
- Маркировка важных моментов.
Во время чтения текста отмечайте важные места (например, с помощью цветных маркеров).
Потом обсудите, почему именно эти фрагменты были выделены.
- Сравнение текстов.
Дайте ребенку два похожих текста и попросите его сравнить их, отметив общие и отличающиеся моменты.
Такое сравнение помогает развивать критическое мышление.
- Творческая работа с текстом
Пересказ текста своими словами
Задания:
- Свободный пересказ.
Позвольте ребенку рассказать историю, которую он только что прочитал, своими словами.
Не ограничивайте его рамками оригинального текста, дайте возможность добавить свои детали.
- Диалоговый пересказ.
Проведите беседу с ребенком, в ходе которой он будет отвечать на ваши вопросы о содержании текста.
Таким образом, вы сможете оценить, насколько хорошо он усвоил материал.
- Групповой пересказ.
Организуйте коллективное обсуждение прочитанного текста, где каждый участник делится своими впечатлениями и мыслями.
Такой формат стимулирует активное участие и обмен мнениями.
Рисование иллюстраций к тексту
Задания:
- Создание иллюстраций.
Попросите ребенка нарисовать иллюстрации к ключевым моментам текста.
Это поможет ему лучше запомнить сюжет и выразить свое видение событий.
- Комикс на основе текста.
Предложите создать комикс, основанный на прочитанном тексте.
Пусть ребенок сам решает, какие сцены включить и как их изобразить.
- Коллективное творчество.
Совместно с другими детьми создайте общую картину, отражающую события из текста.
Каждый участник отвечает за свою часть иллюстрации.
Придумывание продолжения истории
Задания:
- Фантазийный финал.
Завершив чтение текста, предложите ребенку придумать собственное продолжение истории.
Что могло бы произойти дальше? Какие решения могли бы принять герои?
- Альтернативный сценарий.
Обсудите возможные альтернативные пути развития сюжета.
Как изменилась бы история, если бы герой поступил иначе?
- Совместное сочинительство.
Работая в группе, придумайте общее продолжение истории, где каждый ребенок внесет свой вклад.
Запишите или зарисуйте совместный результат.
Эти задания направлены на углубленное понимание текста и развитие творческих способностей у детей с ЗПР. Они помогут сделать процесс чтения более осмысленным и интересным, способствуя всестороннему развитию ребенка.
Заключение
Методика, представленная в данном пособии, направлена на постепенное развитие навыка чтения у детей с ЗПР. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому необходимо адаптировать предложенные методы под индивидуальные особенности учащегося. Регулярность занятий и позитивный настрой помогут достичь наилучших результатов.