Конспект организованной образовательной деятельности Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Тема: «Мой любимый Башкортостан»

ФИО: Шамшурина И.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4222
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект организованной образовательной деятельности Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Тема: «Мой любимый Башкортостан»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 с. Кандры муниципального района Туймазинский район

Республика Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел: «Патриотическое воспитание»

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Тема: «Мой любимый Башкортостан»

Возрастная категория: старшая группа

                      

                      

                                                                     Выполнила: воспитатель

                                                                     Шамшурина Ирина Николаевна

                                                                     Категория: высшая

2024-2025 уч.год.

Цель: закрепить и расширить знания детей о Республике Башкортостан.

Задачи: Образовательные: закреплять и расширять знания о родной республике, в которой они живут, о культуре, богатстве Башкортостана; формировать интерес к своему краю, вызвать чувство гордости за свою родину.

Развивающие: развивать художественную речь, память, логическое мышление, музыкальный слух, умение аргументировать свой ответ, навыки работы по физической карте; развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок обогатить словарь башкирских слов.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, к своему народу, желание беречь и сохранить природные богатства, желание помогать друг другу во время игры.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Развитие речи». «Познавательное развитие», «Художественно –  эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Активизация словаря: интеллектуальная игра, кумыс, кубыз, домбра,

Средства реализации:  фонограммы мелодий, ноутбук, медали, фишки.

Предварительная работа: Ознакомление детей с родным краем, интересными людьми, бытом и традициями, культурой, достопримечательностями.
Знакомство с символикой Башкортостана и России, беседы о родном крае.
Чтение башкирских народных сказок. Заучивание стихов, скороговорок, потешек, пословиц, загадок народов проживающих в нашей республике.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием, с композиторами, дидактическими и музыкальными подвижными играми народов нашей республики. Разучивание и пение песен народов Башкортостана.

Ход организованной образовательной деятельности

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Организационный момент:

Воспитатель. Дети, сегодня к нам на занятия пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной…

Пускай на глобусе ты кажешься листком,

Горячим занесенным ветерком, –

Башкирия моя! Твой сын простой,

Я восхищен твоею широтой (М. Карим).

Воспитатель. Вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в котором мы живем. Это прекрасная страна. Где есть горы, вознесшиеся выше облаков, бескрайные хлебные просторы, реки, где много разнообразных рыб, есть озёра, бушующие как море, густые леса, которая богата животными и растениями.

Воспитатель. И сейчас мы с вами проведём игру, где вы покажете свои знания о нашей республике.

 Основная часть НОД:

Воспитатель:

Мы начинаем нашу игру. Дети  займите свои места.

За каждый правильный ответ вы получаете фишку.

1 задание. Блиц вопросы:

1.Как называется наша республика? (Башкортостан).

2.Столица Башкортостана? (Уфа). Какие города вы еще знаете?

3.Как называется наше село? (Кандры).

4.Как раньше называлось жилище башкир (юрта).

5.Национальный напиток башкир (кумыс).

6.Башкирский национальный инструмент (курай).

7.Башкирский национальный герой (Салават Юлаев)

2 задание. 

Воспитатель. Мы все с вами ребята знаем, что каждый человек на свете имеет свое имя, фамилию, поэтому не спутаешь одного человека с другим. Как и люди – деревни, города, республики и страны имеют свои названия. Так и у нашей республики есть свои отличительные знаки – это флаг и герб.

Задание. Необходимо правильно сложить герб и флаг Башкортостана
Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белом полю «Башкортостан».

Флаг состоит из трёх равных горизонтальных полос: синей, белой и зелёной. В центре белой полосы, в золотом кольце изображено соцветие курая. Синий цвет символизирует ясность, и чистоту помыслов народов Башкирии, белый — миролюбие, открытость, готовность к сотрудничеству,

 зелёный — свободу и вечность жизни; 

цветок курая — символ дружбы и семи родов.

3 задание. 

Воспитатель: Наш родной край богат разнообразием животных. И ваша команда должны отгадать загадки о животных. 

Лежала между ёлкам                                     

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала (ёж )

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора (заяц)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара (лиса)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом (белка)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (волк)

4 задание

Воспитатель. Башкирские музыкальные инструменты неразрывно связаны с духовной культурой башкир, с их богатой историей. Я вам расскажу легенду об одном инструменте. Давным – давно юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл. Вот так и появился башкирский музыкальный инструмент – курай.

Задание. Назовите башкирские народные  музыкальные инструменты.
Воспитатель.  А сейчас я ставлю музыкальную паузу.

 Воспитатель. Башкирский народ всегда умел на славу не только трудиться, но и веселиться. Скажите, какой башкирский народный праздник вы знаете? 

Ответы детей.

Воспитатель. Сабантуй. Переводится как «праздник плуга»

Этот праздник тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивали себе отдых. Для праздника выбиралась большая поляна и там происходили главные соревнования. Целый день продолжаются игры и пляски.

Башкирская подвижная игра «Юрта».

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

Разбежимся на лужок.

5 задание. Воспитатель. Внимание! Цветной ящик!
Воспитатель. Для самых дорогих гостей башкиры готовят свои национальные блюда, среди которых есть и это блюдо. Подают его к чаю.
Внимание вопрос: Что же находится в «Цветном ящике»? 

Ответы детей: (чак-чак)
Воспитатель: Открываем  ящик, совершенно верно.
6 задание. 

Воспитатель. Мы все с вами ребята знаем, что каждый человек на свете имеет свое имя, фамилию, поэтому не спутаешь одного человека с другим, но и адрес, где он проживает. А вы знаете свой домашний адрес?

Ответы детей.

Воспитатель. В нашем селе есть различные достопримечательности?

Пальчиковая гимнастика по теме «Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал: Плавные, волнообразные движения ладонями.

Вот дубовый,  (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

 Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол)

В нашем селе есть различные достопримечательности?

Задание. Собрать  пазлы (фото Кандров).

Заключительная часть. Подведение итогов.