ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 4 «Солнышко»
Прокопьевский ГО 2023
Паспорт программы
Полное наименование Программы | Программа наставничества Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 №Солнышко»» |
Решение об утверждении Программы | Приказ №– |
Авторы-разработчики Программы | |
Нормативно-правовая база | Федеральный уровень:
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 24.04.2020 № 147-ФЗ) -Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-Р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; -Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; – Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; – Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16); Уровень субъекта РФ: Распоряжение губернатора Кемеровской области от 08.04.2020 г. № 38-рг «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимся»; Приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 17.04.2020 г. №782 «О внедрении в Кемеровской области-Кузбассе целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам профессионального образования». Муниципальный уровень: Постановление Администрации города Прокопьевска от 23.09.2019г. № 146-п Уровень образовательной организации: – Положение о системе наставничества в МБДОУ «Детский сад № 4» – Программа наставничества – Приказ о назначении наставников – Согласие сотрудника исполнять функции наставника – Индивидуальная программа наставника |
Цель Программы | Оказание помощи молодым педагогам в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей, повышении квалификации, профессиональном становлении. |
Задачи Программы | 1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями. 3. Прививать молодым педагогам интерес к педагогической деятельности. 4. Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развивать его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности. 5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога. |
Ожидаемые результаты | – Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития. – Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями). – Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь. – Рост профессиональной и методической компетенции молодых педагогов, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности. – Адаптация и закрепление работников в образовательном учреждении. – Повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии. – Психологическая устойчивость, адаптированность к работе в условиях постоянной модернизации современного образования. – Повышение компетентности педагогов-наставников, повышение их профессионального статуса в образовательном учреждении. |
Реализуемые формы наставничества | В отношении педагогических работников реализуется форма наставничества «педагог-педагог» |
Система мониторинга | – Анкетирование работников о степени удовлетворенности. – Отчет наставника о результатах работы по наставничеству за определенный период. – Количественный показатель участия работника в конкурсных мероприятиях. – Транслирование опыта педагогической деятельности. – Создание молодым педагогом портфолио педагогических достижений. |
- Пояснительная записка
1.1. Актуальность разработки Программы наставничества
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель осознает тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Вопрос организации перечисленных выше условий является актуальным для нашего дошкольного учреждения. Опытные, квалифицированные воспитатели с большим стажем практической работы в детском саду составляю 88% педагогов. Молодых воспитателей, стаж педагогической работы которых составляет менее 1 года – 12%.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год.
1.2. Цель и задачи Программы наставничества
Цель Программы: оказание помощи молодым педагогам в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей, повышении квалификации, профессиональном становлении.
Задачи Программы:
1.Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
2.Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.
- Прививать молодым педагогам интерес к педагогической деятельности.
4.Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развивать его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
1.3. Целевая группа реализации Программы наставничества: молодые специалисты.
- Нормативные основы реализации Программы наставничества
Федеральный уровень:
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 24.04.2020 № 147-ФЗ)
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-Р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
-Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
– Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
– Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);
Уровень субъекта РФ:
Распоряжение губернатора Кемеровской области от 08.04.2020 г. № 38-рг «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимся»;
Приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 17.04.2020 г. №782 «О внедрении в Кемеровской области-Кузбассе целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам профессионального образования».
Муниципальный уровень:
Постановление Администрации города Прокопьевска от 23.09.2019г. № 146-п
Уровень образовательной организации:
– Положение о системе наставничества в МБДОУ «Детский сад № 4»
– Программа наставничества
– Приказ о назначении наставников
– Согласие сотрудника исполнять функции наставника
– Индивидуальная программа наставника
- Ожидаемые результаты реализации Программы наставничества
Для молодых специалистов:
-Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
-Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
– Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
-Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
Для наставников:
– Эффективный способ самореализации;
– Повышение квалификации;
– Достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
Для образовательной организации:
– Успешная адаптация молодых специалистов;
-Повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательном учреждении.
В Программе используются следующие понятия и термины:
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставник – участник Программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Куратор – сотрудник организации, отвечающий за организацию Программы наставничества.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
- Структура управления реализацией Программы наставничества
Уровни структуры | Направления деятельности |
Руководитель МБДОУ | 1.Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для реализации Программы наставничества.
2. Разработка Программы наставничества. 3.Разработка и реализация мероприятий дорожной карты Программы наставничества. 4. Реализация кадровой политики в Программе наставничества. 5. Назначение куратора. 6. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации Программы наставничества. |
Куратор
(заместитель заведующего, старший воспитатель) |
1. Формирование базы наставников и наставляемых.
2. Организация обучения наставников. 3. Контроль процесса реализации Программы наставничества. 4.Решение организационных вопросов, возникающих в 5. Мониторинг результатов эффективности реализации |
Наставник | 1. Разработка и реализация планов индивидуального развития наставляемых совместно с куратором.
2. Разработка персонализированных программ наставничества. 3. Мотивационная (эмоционально-психологическая) поддержка наставляемого. 4. Оказание ситуативной помощи в выполняемой деятельности наставляемого. 5. Контроль и оценивание результатов собственной деятельности и деятельности наставляемого. 6. Участие в мониторинге результатов эффективности реализации Программы наставничества. |
Наставляемый |
|
- Кадровая система реализации Программы наставничества
В процессе реализации Программы наставничества выделяются три главные роли:
- Наставляемый – участник Программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
- Наставник – участник Программы, имеющий успешный опыт в достижении профессионального результата, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
- Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла Программы наставничества.
Реализация наставнической Программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
Формирование этих баз осуществляется куратором с привлечением педагогов, располагающих информацией о потребностях педагогов – будущих участников Программы.
Формирование базы наставляемых осуществляется из числа педагогов:
– молодых педагогов;
– находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
– находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
– желающих овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.
Формирование базы наставников осуществляется из числа:
-педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и в создании продуктивной педагогической атмосферы;
– ветеранов педагогического труда.
Критерии отбора наставника
Квалификация
сотрудника |
Должность: педагог первой или высшей квалификационной категории
Приветствуется наличие предыдущего опыта наставничества |
Показатели результативности | Стабильно высокие результаты образовательной деятельности.
Отсутствие жалоб. |
Профессиональные навыки | – глубокое знание методики дошкольного образования, психологических особенностей детей дошкольного возраста;
– умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и воспитанниками; – знание компьютерных программ |
Профессионально важные качества личности | – умение обучать других;
– умение слушать; – умение говорить (грамотная речь); – ответственность; – ориентация на результат; – командный стиль работы |
Личные мотивы к наставничеству | – желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам);
– потребность в приобретении нового статуса; – как подтверждение своей профессиональной квалификации |
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей дошкольного учреждения в целом и от потребностей участников образовательных отношений.
- Этапы реализации Программы наставничества
этапы | мероприятия | Результат |
Подготовка условий для запуска Программы наставничества | 1. Создание благоприятных условий для запуска Программы.
2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых. 3. Выбор аудитории для поиска наставников 4. Информирование и выбор форм наставничества 5. На внешнем контуре информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации Программы |
Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов |
Формирование базы наставляемых | 1. Выявление конкретных проблем у молодых педагогов, которые можно решить с помощью наставничества
2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых |
Сформированная база наставляемых |
Формирование базы наставников | 1. Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. | Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей Программе наставничества, так и в будущем |
Отбор и обучение наставников | 1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной Программы
2. Обучение наставников для работы с наставляемыми (при необходимости) |
Заполнение анкеты потенциальными наставниками
Собеседование с наставниками |
Формирование наставнических пар/групп | 1. Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом формате.
2. Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора |
Сформированные наставнические пары/группы, готовые продолжить работу в рамках Программы |
Организация и осуществление работы наставнических пар/групп | Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.
Работа в каждой групп включает: – встречу-знакомство – пробную рабочую встречу -встречу-планирование – комплекс последовательных встреч – итоговую встречу |
Мониторинг:
– сбор обратной связи от наставляемых для мониторинга влияния Программы на наставляемых; – сбор обратной связи от наставника наставляемых и кураторов для мониторинга эффективной реализации Программы |
Завершение реализации Программы наставничества | 1. Подведение итогов работы каждой пары/группы
2. Подведение итогов Программы дошкольного учреждения 3. Публичное подведение итогов и популяризация практик |
Собраны лучшие наставнические практики.
Поощрение наставников. |
- Формы наставничества
Для успешной реализации Программы наставничества предусматривается выделение формы наставничества.
Исходя из образовательных потребностей МБДОУ «Детский сад № 4» в Программе рассматривается форма наставничества «педагог-педагог»
Форма наставничества «педагог-педагог»
Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
- Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
- Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
- Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
- Прививать молодому педагогу интереса к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
- Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
- Высокий уровень включенности молодых педагогов в образовательную деятельность и культурную жизнь дошкольного учреждения.
- Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного педагогического и творческого потенциала.
- Улучшение психологического климата в дошкольном учреждении.
4.Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния педагогов.
- Рост числа педагогов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе.
- Рост числа собственных профессиональных работ (статей, методических практик молодого педагога и.т.д.).
Характеристика участников формы наставничества «педагог-педагог»
Наставник | Наставляемый | |
молодой специалист | Педагог | |
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов). Педагог, склонный к активной общественной работе, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. | Имеет небольшой опыт работы (от 0 до 3-х лет), испытывающий трудности в организации образовательного процесса, во взаимодействии с обучающимися, коллегами, родителями. | Педагог, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представления о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. |
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости |
Возможные варианты программы наставничества «педагог-педагог»
Формы взаимодействия | Цель |
«Опытный педагог – молодой педагог» | Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы. |
«Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» | Реализация психоэмоциональной
поддержки, сочетаемой с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив. |
«Педагог-новатор – консервативный педагог» | Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями. |
«Опытный педагог – неопытный педагог» | Методическая поддержка. |
Схема реализации формы наставничества «педагог – педагог»
Этапы реализации | Мероприятия |
Представление Программы наставничества в форме «педагог-педагог» | Педагогический совет |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу. | Анкетирование. Использование базы наставников |
Обучение наставников | Проводится при необходимости |
Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающие добровольно принять участие в Программе наставничества. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар/групп | После встречи, обсуждение вопросов. |
Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация. | Проведение мастер-классов, открытых занятий. |
Рефлексия реализации формы наставничества | Анализ эффективности реализации Программы |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус | Поощрение на педагогическом совете |
- Мониторинг и оценка результатов реализации Программы наставничества
Реализация Программы рассчитана на один учебный год, осуществляется
наставниками, наставляемыми, куратором.
На основе плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы, в соответствии с которыми и осуществляется работа, контроль и мониторинг.
Мониторинг процесса реализации Программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о Программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга Программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг Программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации Программы наставничества;
2. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Цели мониторинга:
– Оценка качества реализуемой Программы наставничества.
– Оценка эффективности и полезности Программы наставничества как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации.
Задачи мониторинга:
– сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
– обоснование требований к процессу реализации Программы наставничества, к личности наставника;
– контроль хода Программы наставничества;
– определение условий эффективной Программы наставничества.
Мониторинг проводится куратором и наставником два раза за период наставничества, промежуточный и итоговый.
Контроль и реализации Программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и наставляемым, анализ планов и отчетов. В конце учебного года результаты работы по наставничеству, то есть результаты реализации Программы представляются на итоговом педагогическом совете.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT- анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.
Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества. SWOT- анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствия условий организации Программы наставничества
требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой Программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников Программы наставничества.
- Критерии эффективности работы наставника.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации.
Также к результатам правильной организации работы наставников относятся:
Наставляемый получает необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, профессиональному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
- Механизмы мотивации и поощрения наставников.
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на уровне ДОУ, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника:
– Организация и проведение конференций наставников на уровне ДОУ;
– Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
– Создание на официальном сайте ДОУ специального раздела «Наставничество»;
– Награждение грамотами «Лучший наставник».
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
работы наставника
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки
выполнения |
Отметка о
выполнении |
Примечание |
1. | Изучить анкетные данные наставляемого | |||
2. | Ознакомить наставляемого с историей и традициями ДОУ | |||
3. | Оказать помощь молодому педагогу в усвоении основных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию деятельности ОУ | |||
4. | Провести беседу о профессиональной этике | |||
5. | Подобрать и рекомендовать для изучения перечень специальной литературы, провести беседу | |||
6. | Оказать помощь в разработке плана проведения НОД и мероприятий | |||
7. | Оказать методическую помощь | |||
8. | На конкретных примерах объяснить порядок, формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников | |||
9. | Подготовить характеристику на закрепленного педагога |
ФИО наставника
Подпись наставника «__» ________ 20__ г.
ПАМЯТКА
молодому воспитателю
Уважаемый молодой коллега! Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как воспитателю -наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в детском саду воспитателем.
Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план работы:
– сделать анализ предыдущий работы
– написать характеристику группы;
– определить цель, поставить воспитательные задачи.
Постарайтесь спланировать прогулки, развлечения, темы консультаций для родителей.
Приготовьтесь к тому, что воспитатель ведет следующую документацию:
-рабочие программы;
– журнал посещаемости;
– план работы;
– личные дела воспитанников;
– психолого-педагогические карты изучения диагностики воспитанников;
– папки с разработками мероприятий;
-ИОМ
Составьте себе памятку:
– группа, закрепленная за вами;
– прикрепленный дошкольный участок;
– – список многодетных и социально не защищенных семей;
– сведения об воспитанниках группы и и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;
– расписание занятий группы;
– расписание по личной учебной нагрузке;
– дни рождения воспитанников по месяцам;
– дела, которые требуют предварительной подготовки;
АНКЕТА
для молодых педагогов
1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да
Нет
Частично
2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?______________________________________________________
- В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
– в календарно-тематическом планировании
– проведении занятий
– проведении внегрупповых мероприятий
– общении с коллегами, администрацией
– общении с воспитанниками , их родителями
– другое (допишите) _____________________________________________
- Что представляет для вас наибольшую трудность?
– формулировать цели занятия
– выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
– мотивировать деятельность воспитанников
– формулировать вопросы проблемного характера
– создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
– подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности
– активизировать деятельность воспитанников на занятии
– организовывать сотрудничество между воспитанниками
– организовывать само и взаимоконтроль воспитанников
– организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН воспитанников
– развивать творческие способности воспитанников
другое (допишите)______________________________________________
- Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
– cамообразованию
– мастер-классам
– – индивидуальной помощи со стороны наставника
– школе молодого педагога
– другое (допишите)__________________________________________