“Искусство руководить и направлять”

ФИО: Плотникова Л.Р.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4226
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: "Искусство руководить и направлять"
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



 

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

Муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 4 «Солнышко»

 

Прокопьевский ГО 2023

Паспорт программы

Полное наименование Программы Программа наставничества Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 №Солнышко»»
Решение об утверждении Программы Приказ №–
Авторы-разработчики Программы
Нормативно-правовая база  Федеральный уровень:

– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»                             (с изменениями и дополнениями от 24.04.2020                       № 147-ФЗ)

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-Р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

– Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;

– Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);

Уровень субъекта РФ:

Распоряжение губернатора Кемеровской области от 08.04.2020 г. № 38-рг «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимся»; 

Приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 17.04.2020 г. №782 «О внедрении в Кемеровской области-Кузбассе целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам профессионального образования».

Муниципальный уровень: 

Постановление Администрации города Прокопьевска от 23.09.2019г. № 146-п

Уровень образовательной организации: 

– Положение о системе наставничества в МБДОУ «Детский сад № 4»

– Программа наставничества

– Приказ о назначении наставников

– Согласие сотрудника исполнять функции наставника

– Индивидуальная программа наставника

Цель Программы Оказание помощи молодым педагогам в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей, повышении квалификации, профессиональном становлении.
Задачи Программы 1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.

2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.

3. Прививать молодым педагогам интерес к педагогической деятельности.

4. Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развивать его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога. 

Ожидаемые результаты – Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
– Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями
(законными представителями).
– Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
– Рост профессиональной и методической компетенции молодых педагогов, повышение
уровня их готовности к педагогической деятельности.
– Адаптация и закрепление работников в образовательном учреждении.
– Повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии.
– Психологическая устойчивость, адаптированность к работе в условиях постоянной модернизации современного образования.
– Повышение компетентности педагогов-наставников, повышение их профессионального статуса в образовательном учреждении.
Реализуемые формы наставничества В отношении педагогических работников реализуется форма наставничества «педагог-педагог»
Система мониторинга – Анкетирование работников о степени удовлетворенности.
– Отчет наставника о результатах работы по
наставничеству за определенный период.
– Количественный показатель участия работника в конкурсных мероприятиях.
– Транслирование опыта педагогической деятельности.

– Создание молодым педагогом портфолио педагогических достижений.

 

  1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность разработки Программы наставничества

     В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.

     Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

     Каждый руководитель образовательной организации, заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель осознает тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

     Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

     Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.

     Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.

     Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

     Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

     Вопрос организации перечисленных выше условий является актуальным для нашего дошкольного учреждения. Опытные, квалифицированные воспитатели с большим стажем практической работы в детском саду составляю 88% педагогов. Молодых воспитателей, стаж педагогической работы которых составляет менее 1 года – 12%.

     Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.

     Срок реализации программы: 1 год.

1.2. Цель и задачи Программы наставничества

Цель Программы: оказание помощи молодым педагогам в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей, повышении квалификации, профессиональном становлении.

Задачи Программы:

1.Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.

2.Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.

  1. Прививать молодым педагогам интерес к педагогической деятельности.

4.Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развивать его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

  1. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

1.3. Целевая группа реализации Программы наставничества: молодые специалисты. 

  1. Нормативные основы реализации Программы наставничества

Федеральный уровень:

– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-Р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

– Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;

– Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);

Уровень субъекта РФ:

Распоряжение губернатора Кемеровской области от 08.04.2020 г. № 38-рг «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимся»; 

Приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 17.04.2020 г. №782 «О внедрении в Кемеровской области-Кузбассе целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам профессионального образования».

Муниципальный уровень: 

Постановление Администрации города Прокопьевска от 23.09.2019г. № 146-п

Уровень образовательной организации: 

– Положение о системе наставничества в МБДОУ «Детский сад № 4»

– Программа наставничества

– Приказ о назначении наставников

– Согласие сотрудника исполнять функции наставника

– Индивидуальная программа наставника

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы наставничества

Для молодых специалистов:

-Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.

-Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).

– Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.

-Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

Для наставников:

– Эффективный способ самореализации;

– Повышение квалификации;

– Достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

Для образовательной организации:

– Успешная адаптация молодых специалистов;

-Повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательном учреждении.

В Программе используются следующие понятия и термины:

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставник – участник Программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый – участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 

Куратор – сотрудник организации, отвечающий за организацию Программы наставничества.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

  1. Структура управления реализацией Программы наставничества
Уровни структуры Направления деятельности
Руководитель МБДОУ 1.Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для реализации Программы наставничества.

2. Разработка Программы наставничества.

3.Разработка и реализация мероприятий дорожной карты Программы наставничества.

4. Реализация кадровой политики в Программе наставничества.

5. Назначение куратора.

6. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации Программы наставничества.

Куратор 

(заместитель заведующего, старший воспитатель)

1. Формирование базы наставников и наставляемых.

2. Организация обучения наставников.

3. Контроль процесса реализации Программы наставничества.

4.Решение организационных вопросов, возникающих в
процессе реализации Программы наставничества.

5. Мониторинг результатов эффективности реализации
Программы наставничества.

Наставник  1. Разработка и реализация планов индивидуального развития наставляемых совместно с куратором.

2. Разработка персонализированных программ наставничества.

3. Мотивационная (эмоционально-психологическая) поддержка наставляемого. 

4. Оказание ситуативной помощи в выполняемой деятельности наставляемого.

5. Контроль и оценивание результатов собственной деятельности и деятельности наставляемого.

6. Участие в мониторинге результатов эффективности реализации Программы наставничества.

Наставляемый 
  1. Решение поставленных задач через взаимодействие с наставником.
  1. Кадровая система реализации Программы наставничества

     В процессе реализации Программы наставничества выделяются три главные роли:

  1. Наставляемый – участник Программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
  2. Наставник – участник Программы, имеющий успешный опыт в достижении профессионального результата, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
  3. Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла Программы наставничества.

     Реализация наставнической Программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.

     Формирование этих баз осуществляется куратором с привлечением педагогов, располагающих информацией о потребностях педагогов – будущих участников Программы.

Формирование базы наставляемых осуществляется из числа педагогов:

– молодых педагогов;

– находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;

– находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;

– желающих овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.

Формирование базы наставников осуществляется из числа:

-педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и в создании продуктивной педагогической атмосферы;

– ветеранов педагогического труда.

Критерии отбора наставника

Квалификация 

сотрудника

Должность: педагог первой или высшей квалификационной категории

Приветствуется наличие предыдущего опыта наставничества

Показатели результативности Стабильно высокие результаты образовательной деятельности.

Отсутствие жалоб.

Профессиональные навыки – глубокое знание методики дошкольного образования, психологических особенностей детей дошкольного возраста;

– умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и воспитанниками;

– знание компьютерных программ

Профессионально важные качества личности – умение обучать других;

– умение слушать;

– умение говорить (грамотная речь);

– ответственность;

– ориентация на результат;

– командный стиль работы

Личные мотивы к наставничеству – желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам);

– потребность в приобретении нового статуса;

– как подтверждение своей профессиональной квалификации 

     

База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей дошкольного учреждения в целом и от потребностей участников образовательных отношений.

 

  1. Этапы реализации Программы наставничества
этапы мероприятия  Результат
Подготовка условий для запуска Программы наставничества 1. Создание благоприятных условий для запуска Программы.

2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых.

3. Выбор аудитории для поиска наставников

4. Информирование и выбор форм наставничества

5. На внешнем контуре информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации Программы 

Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов
Формирование базы наставляемых 1. Выявление конкретных проблем у молодых педагогов, которые можно решить с помощью наставничества

2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых

Сформированная база наставляемых
Формирование базы наставников 1. Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей Программе наставничества, так и в будущем
Отбор и обучение наставников 1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной Программы

2. Обучение наставников для работы с наставляемыми (при необходимости)

Заполнение анкеты потенциальными наставниками

Собеседование с наставниками

Формирование наставнических пар/групп 1. Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом формате.

2. Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора

Сформированные наставнические пары/группы, готовые продолжить работу в рамках Программы
Организация и осуществление работы наставнических пар/групп Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. 

Работа в каждой групп включает:

– встречу-знакомство 

– пробную рабочую встречу

-встречу-планирование

– комплекс последовательных встреч

– итоговую встречу

Мониторинг:

– сбор обратной связи от наставляемых для мониторинга влияния Программы на наставляемых;

– сбор обратной связи от наставника наставляемых и кураторов для мониторинга эффективной реализации Программы

Завершение реализации Программы наставничества 1. Подведение итогов работы каждой пары/группы

2. Подведение итогов Программы дошкольного учреждения

3. Публичное подведение итогов и популяризация практик

Собраны лучшие наставнические практики.

Поощрение наставников.

  1. Формы наставничества

       Для успешной реализации Программы наставничества предусматривается выделение формы наставничества.

     Исходя из образовательных потребностей МБДОУ «Детский сад № 4» в Программе рассматривается форма наставничества «педагог-педагог»

Форма наставничества «педагог-педагог»

Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

  1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
  2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
  3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
  4. Прививать молодому педагогу интереса к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
  5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.

Результат:

  1. Высокий уровень включенности молодых педагогов в образовательную деятельность и культурную жизнь дошкольного учреждения.
  2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного педагогического и творческого потенциала.
  3. Улучшение психологического климата в дошкольном учреждении.

4.Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния педагогов. 

  1. Рост числа педагогов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе.
  2. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, методических практик молодого педагога и.т.д.).

Характеристика участников формы наставничества «педагог-педагог»

Наставник Наставляемый
молодой специалист Педагог
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов). Педагог, склонный к активной общественной работе, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.  Имеет небольшой опыт работы (от 0 до 3-х лет), испытывающий трудности в организации образовательного процесса, во взаимодействии с обучающимися, коллегами, родителями. Педагог, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представления о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости

 

Возможные варианты программы наставничества «педагог-педагог»

Формы взаимодействия Цель
«Опытный педагог – молодой педагог» Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы.
«Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» Реализация психоэмоциональной 

поддержки, сочетаемой с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив.

«Педагог-новатор – консервативный педагог»  Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.
«Опытный педагог – неопытный педагог» Методическая поддержка.

Схема реализации формы наставничества «педагог – педагог»

Этапы реализации Мероприятия
Представление Программы наставничества в форме «педагог-педагог» Педагогический совет
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу. Анкетирование. Использование базы наставников
Обучение наставников Проводится при необходимости
Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающие добровольно принять участие в Программе наставничества. Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.
Формирование пар/групп После встречи, обсуждение вопросов.
Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация. Проведение мастер-классов, открытых занятий.
Рефлексия реализации формы наставничества Анализ эффективности реализации Программы
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус Поощрение на педагогическом совете 
  1. Мониторинг и оценка результатов реализации Программы наставничества

     Реализация Программы рассчитана на один учебный год, осуществляется
наставниками, наставляемыми, куратором.

     На основе плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы, в соответствии с которыми и осуществляется работа, контроль и мониторинг.

     Мониторинг процесса реализации Программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о Программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

     Организация систематического мониторинга Программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

     Мониторинг Программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  1. оценка качества процесса реализации Программы наставничества;
    2. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

Цели мониторинга:

–  Оценка качества реализуемой Программы наставничества.

– Оценка эффективности и полезности Программы наставничества как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации.

Задачи мониторинга:

– сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

– обоснование требований к процессу реализации Программы наставничества, к личности наставника;

– контроль хода Программы наставничества;

– определение условий эффективной Программы наставничества.

     Мониторинг проводится куратором и наставником два раза за период наставничества, промежуточный и итоговый.

     Контроль и реализации Программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и наставляемым, анализ планов и отчетов. В конце учебного года результаты работы по наставничеству, то есть результаты реализации Программы представляются на итоговом педагогическом совете.

Оформление результатов.

     По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT- анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.

     Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества. SWOT- анализ проводит куратор программы.

     Для оценки соответствия условий организации Программы наставничества
требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой Программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников Программы наставничества.

  1. Критерии эффективности работы наставника.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации.

 Также к результатам правильной организации работы наставников относятся:

Наставляемый получает необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, профессиональному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

  1. Механизмы мотивации и поощрения наставников.

     К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на уровне ДОУ, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.

    Мероприятия по популяризации роли наставника:

– Организация и проведение конференций наставников на уровне ДОУ;

– Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;

– Создание на официальном сайте ДОУ специального раздела «Наставничество»; 

– Награждение грамотами «Лучший наставник».

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

работы наставника 

№ п/п Наименование мероприятий Сроки

выполнения

Отметка о

выполнении

Примечание
1.  Изучить анкетные данные наставляемого
2.  Ознакомить наставляемого с историей и традициями ДОУ
3.  Оказать помощь молодому педагогу в усвоении основных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию деятельности ОУ
4.  Провести беседу о профессиональной этике
5.  Подобрать и рекомендовать для изучения перечень специальной литературы, провести беседу 
6.  Оказать помощь в разработке плана проведения НОД и мероприятий 
7. Оказать методическую помощь 
8. На конкретных примерах объяснить порядок, формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников
9. Подготовить характеристику на закрепленного педагога

ФИО наставника

Подпись наставника «__» ________ 20__ г.

 

ПАМЯТКА

молодому воспитателю

Уважаемый молодой коллега! Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как воспитателю -наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в детском саду воспитателем.

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план работы:

– сделать анализ предыдущий работы 

– написать характеристику группы;

– определить цель, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать прогулки, развлечения, темы консультаций для родителей.

Приготовьтесь к тому, что воспитатель ведет следующую документацию:

-рабочие программы;

–  журнал посещаемости;

– план работы;

– личные дела воспитанников;

– психолого-педагогические карты изучения диагностики воспитанников;

– папки с разработками мероприятий;

-ИОМ

Составьте себе памятку:

– группа, закрепленная за вами;

– прикрепленный дошкольный участок;

– – список многодетных и социально не защищенных семей;

– сведения об воспитанниках группы и и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;

– расписание занятий группы;

– расписание по личной учебной нагрузке;

– дни рождения воспитанников по месяцам;

– дела, которые требуют предварительной подготовки;

 

АНКЕТА 

для молодых педагогов

1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

Да 

Нет 

Частично 

2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?______________________________________________________

  1. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

– в календарно-тематическом планировании 

– проведении занятий

– проведении внегрупповых мероприятий 

– общении с коллегами, администрацией 

– общении с воспитанниками , их родителями 

– другое (допишите) _____________________________________________

  1. Что представляет для вас наибольшую трудность?

– формулировать цели занятия

– выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока 

– мотивировать деятельность воспитанников

– формулировать вопросы проблемного характера 

– создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении 

– подготавливать для воспитанников  задания различной степени трудности 

– активизировать деятельность воспитанников на занятии

– организовывать сотрудничество между воспитанниками

– организовывать само и взаимоконтроль воспитанников

– организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН воспитанников

– развивать творческие способности воспитанников

другое (допишите)______________________________________________

  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

– cамообразованию 

– мастер-классам 

– – индивидуальной помощи со стороны наставника 

– школе молодого педагога 

– другое (допишите)__________________________________________