Сыропятова И.И.,
воспитатель МАДОУ «Детский сад «Сказка»,
Артинский городской округ,
Свердловская область
Представление опыта работы по использованию технологии «Умный пол» с родителями детей с ОВЗ.
Организуя работу по вовлечению родителей в образовательную деятельность по проблеме речевого развития, мы ожидаем увидеть положительные результаты.
С появлением стандартов ДО меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества. Следовательно, должны перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы и условия.
Основная задача детского сада – это вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике речевого развития.
А чтобы работа с родителями была эффективна, необходимо найти такую форму взаимодействия с родителями, которая бы способствовала воспитанию у них самосознания, помогала бы обучать и развивать детей играя, объединяла детей и взрослых вокруг общего интересного дела.
Хочу познакомить вас с одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс по речевому развитию – это «Технология «Умный пол» в развитии детей с речевыми нарушениями в ДОУ и семье».
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к задачам по речевому развитию, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Актуальность использования напольных игр говорит сама за себя.
Все мы знаем, что дети очень любят играть на полу. Можно свободно двигаться в любом направлении, прыгать, качаться, кроме того, напольные игры развивают моторику рук и ног, опорно-двигательный аппарат, речь, память, мышление, кругозор детей.
Технология “умный пол” пришла из Реджио – педагогики. Создатель Реджио – педагогики – итальянский педагог и психолог Лорис Маллагуцци (1920-1994). Реджио-педагогика большое значение придает обучающим возможностям среды, которая окружает ребенка. Ее суть заключается в том, что ребенок, получая информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный, игровой ресурс.
Занятия с использованием напольных игр имеют совершенно другую эмоциональную окраску. Дети получают радость от движения. В движении дети быстрее и радостнее обучаются. Движение активизирует их мозг, задействует все органы и системы организма.
Для изготовления «игрового поля» для игр, я использую преимущественно цветную изоленту и термопленку (жидкое стекло). Игры можно назвать многофункциональными эти игры фактически универсальны по содержанию, позволяют включать любой тематический материал.
Предоставляю вашему вниманию подборку игр на развитие речи детей:
«Классификация окружающих предметов по цвету» (Использую игровое поле «соты»):
В середину игрового поля кладется предмет любого цвета, задача детей заполнить остальные клетки поля любыми предметами заданного цвета.
«Загадки –договорки» (на игровом поле «квадраты») раскладываются картинки-отгадки, детям загадывается загадка, они договариваю/отгадывают ответ, и встают на отгаданную фигуру)
«Кто где живет» (Игровое поле «елочка»)
В центр поля кладется картинка места обитания животных (лес, ферма, водоем), детям необходимо из перемешанных картинок найти соответствующих животных.
Практика работы с напольными играми разного формата показала, что воспитанники с удовольствием включаются в такие игры, они вызывают большой интерес. Данные игровые поля развивают, позволяют безопасно двигаться в условиях группы, позволяют использовать в играх любое тематическое содержание. Поверхность позволяет не разуваться, потому что такой материал хорошо обрабатывается.
С технологией «Умный пол» познакомила родителей на мастер-классе, чтобы привлечь их внимание к речевому развитию детей.
Родители с удовольствием «окунулись» в увлекательный мир напольных игр.
«Умный пол» применили дома, чтобы закрепить полученные знания.
Дети с увлечённостью, достойной подражания, развивают речь, осваивают логику, счёт, развивают пространственное воображение, коммуникативные и сенсорные навыки, тренируют память и глазомер, попутно развивая как мелкую, так и крупную моторику.
Результатом совместной работы детского сада и семьи стали положительные результаты в речевом развитии:
- У детей активизировался словарный запас,
- Дети отвечают на вопросы простыми предложениями, называют основные цвета, различают и называют домашних и диких животных, их жилища,
- Узнают и называют геометрические фигуры в изображении предметов окружающей действительности.
В заключение, хочу сказать, что данная технология помогла превратить занятия в увлекательную игру не только в детском саду, но и в работе с семьей.