Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профессиональной направленности «Финансовое проектирование. Студенческие гранды»

ФИО: Ташлинцева Е.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4240
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профессиональной направленности «Финансовое проектирование. Студенческие гранды»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  профессиональной направленности «Финансовое проектирование. Студенческие гранды»

Срок реализации программы: 2024 – 2025 уч.год

Руководитель кружка: 

Ташлинцева Е.Н. 

 

г. Екатеринбург, 2024

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) «Финансовое проектирование. Студенческие гранды» направлена на повышение финансовой грамотности обучающихся и разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: 

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Концепция развития дополнительного образования обучающихся (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). 

СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования обучающихся” (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41).

  СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года. 

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196). 

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р). 

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания обучающихся и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242). 

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»). 

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 №1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3 

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Реализация образовательной программы или ее частей возможна как очно, так и с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 

Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для использования в организациях дополнительного образования студентов. 

Новизна и особенности образовательной программы заключаются:

а) в двухслойном содержании образования, представляющем системное соединение содержания финансовой грамотности с одной стороны, и учебной проектной деятельности учеников, – с другой стороны;

б) в интерактивной форме обучения в виде финансовых боев, коммуникативных турниров, проектных кейс-игр. Данные формы включают в себя проектную командную деятельность, имитационно-ролевые игры, экспертно-консультативные и аналитические сессии, круглые столы, публичные выступления и оппонирование, групповую и индивидуальную учебную рефлексию;

в) в модульном устройстве образовательной программы, позволяющем составлять различные конкретные варианты организации образовательной практики по типу «конструктора» в зависимости от педагогических задач и условий работы образовательной организации дополнительного образования детей и выездной лагерной смены.

Цель и задачи реализации образовательной программы дополнительного образования 

Цель программы – повышение финансовой грамотности школьников студентов СПО средствами проектной деятельности и интерактивных форм обучения в организациях дополнительного образования детей.

Задачи 

Образовательные:

  • приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений.

Воспитательные:

  • повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния.

Развивающие:

  • усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач.

Организационные условия реализации программы 

Объем курса – 136 часов. 

Занятия проводятся в разновозрастных группах. Возраст обучающих 14-22 лет. 

Группа формируется из обучающихся с сопоставимыми входными параметрами готовности к усвоению материала. 

Группа формируется из обучающихся с сопоставимыми входными параметрами готовности к усвоению материала. 

Наполненность группы – 6 человек. 

Программа построена с учетом психофизических и возрастных особенностей детей с ОВЗ и инвалидностью и опирается на знания, полученные ими в общеобразовательных учреждениях. 

Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение всего срока реализации программы, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями применяя полученные знания на практике. 

В процессе реализации программы, обучающиеся выполняют как самостоятельные, так и коллективные проекты, что способствует процессу творческого взаимодействия, через который формируются коммуникативные навыки, гражданское сознание, толерантное отношение к людям и к живым существам вообще. 

При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения детей). На занятиях создается атмосфера, когда ребята свободно советуются, комментируют, помогают друг другу. 

Освоение программы или ее части может быть реализовано удаленно, путем организации образовательной деятельности в электронной информационнообразовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. 

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. 

Материально-техническое условия реализации дополнительной общеобразовательной программы

 

Требования к помещению: 

кабинет с 6 рабочими местами для обучающихся, с 1 рабочим местом для преподавателя; 

Необходимое оборудование:

1 проектор с компьютером.

Программное обеспечение: 

Microsoft Office 

Расходные материалы: 

картридж, 

бумага формата А4, 

канцелярские принадлежности.

  1. Учебно-тематический план
№ занятия Наименование разделов, тем занятий Количество часов Вид занятия
Раздел. 1 

Персональный бюджет клиента

Организация рабочего процесса и безопасность 2 лекция
Формирование финансового дела-досье клиента 2 практика
Деловая коммуникация 2 лекция
Персональный поход к клиенту 2 практика
Сбор и анализ данных 2 лекция
Определение статей доходов и расходов клиента 2 Практика
Планирование и проектирование 2 лекция
Владение программным обеспечением (Excel и Word) 2 лекция
Составление первоначального бюджета клиента в форме таблицы (Excel) 2 практика
Составление первоначального бюджета клиента в форме таблицы (Excel и Word)
Определение категории первоначального бюджета 2 практика
Разработка мероприятий по оптимизации бюджета клиента 2 практика
Оценка «финансового самочувствия» клиента 2 практика
Составление оптимизированного бюджета клиента в форме (Excel) 2 Практика
Раздел. 2

Личный финансовый план

1. Планирование работы 2 лекция
2. Деловая коммуникация 2 лекция
3. Введение переговоров с клиентом 2 практика
4. Сбор и анализ данных 2 практика
5. Анализ финансовых целей клиента 2 практика
6. Планирование и проектирование 2 лекция
7. Определение кредитоспособности клиента 2 практика
8. Определение платежеспособности клиента 2 практика
9. Подбор инвестиционных продуктов и услуг с учетом финансовых целей 2 практика
10. Предложение с обоснованием клиенту подобранных финансовых и инвестиционных продуктов и услуг 2 практика
11.  Выявление финансовых рисков 2 практика
12.  Разработка личного финансового плана клиента в форме таблицы (Excel) 2 практика
13.  Предоставление клиенту личного финансового плана в форме презентации 2 практика
Раздел. 3 

Карьерный план 

Выявление потребностей клиента 2 лекция
Формирование досье клиента 2 практика
Оформление договора на оказание финансовых услуг 2 практика
Сбор и анализ данных 2 практика
Определение личных особенностей, внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие карьеры 2 практика
Выявление и установление причин карьерных неудач 2 практика
Идентификация роли финансового плана 2 практика
Выявление возможностей клиента 2 практика
Разработка мероприятий подходящего типа по развитию личной карьеры клиента 2 практика
Обоснование клиенту мероприятий подходящего типа, связанных тс развитием карьеры 2 практика
Определение механизмов реализации предложенных мероприятий 2 практика
Обучение по составлению карьерограммы в форме таблицы (Excel и Word)  2 лекция
Составление карьерограммы в форме таблицы (Excel) 2 практика
Составление карьерограммы в форме таблицы (Word) 2 практика
Представление клиенту карьерограммы в форме презентации 2 практика
Раздел. 4

Семейный бюджет

Составление семейного бюджета 2 лекция
Формирование финансового дела 2 практика
Сбор и анализ данных 2 практика
Составление первоначального бюджета семьи в форме таблицы (Excel) 2 практика
Составление первоначального бюджета семьи в форме таблицы (Word)  2 практика
Определение категории первоначального бюджета семьи 2 практика
Разработка мероприятий по сбалансированности бюджета семьи 2 практика
Обоснование мероприятий, необходимых для сбалансированности бюджета семьи 2 практика
Составление оптимизированного бюджета семьи 2 практика
Представление  клиенту оптимизированного бюджета семьи в форме презентации 2 практика
Раздел. 5

Финансовый план семьи

Составление финансового плана семьи 2 Лекция
Деловая коммуникация 2 практика
Определение финансовых целей 2 практика
Анализ финансовых целей 2 практика
Определение кредитоспособностей семьи 2 практика
Определение платежеспособности семьи 2 практика
Подбор финансовых и инвестиционных продуктов и услуг с учетом финансов 2 практика
Обоснование подобранных финансовых и инвестиционных продуктов и услуг 2 практика
Выявление финансовых рисков от использования предложенных финансовых продуктов и услуг 2 практика
Расчет налоговых вычетов 2 практика
Предложение страхования с расчетами 2 практика
Подбор государственных пособий и помощи семьям если это возможно 2 практика
Определение способов минимизации финансовых рисков 2 практика
Разработка финансового плана в форме таблицы (Excel)   2 практика
Разработка финансового плана в форме таблицы (Excel)   2 практика
Представление финансового плана в форме презентации 2 практика
Итого: 136

III. Содержание программы

  1. Раздел 1 Персональный бюджет клиента

Тема 1. Организация рабочего процесса и безопасность (2 часа)

Тема 2. Формирование финансового дела-досье клиента  (2 часа)

Тема 3. Деловая коммуникация (2 часа)

Тема 4. Персональный поход к клиенту (2 часа)

Тема 5. Сбор и анализ данных (2 часа)

Тема 6. Определение статей доходов и расходов клиента (2 часа)

Тема 7. Планирование и проектирование (2 часа)

Тема 8. Владение программным обеспечением (Excel и Word) (2 часа)

Тема 9. Составление первоначального бюджета клиента в форме таблицы (Excel) (2 часа)

Тема 10. Составление первоначального бюджета клиента в форме таблицы (Excel и Word) (2 часа)

Тема 11. Определение категории первоначального бюджета (2 часа)

Тема 12. Разработка мероприятий по оптимизации бюджета клиента (2 часа)

Тема 13. Оценка «финансового самочувствия» клиента (2 часа)

Тема 14. Составление оптимизированного бюджета клиента в форме (Excel) (2 часа)

 Раздел 2. Личный финансовый план

Тема 1.Планирование работы (2 часа)

Тема 2. Деловая коммуникация (2 часа)

Тема 3. Введение переговоров с клиентом (2 часа)

Тема 4. Сбор и анализ данных (2 часа)

Тема 5. Анализ финансовых целей клиента (2 часа)

Тема 6. Планирование и проектирование (2 часа)

Тема 7. Определение кредитоспособности клиента (2 часа)

Тема 8. Определение платежеспособности клиента (2 часа)

Тема 9. Подбор инвестиционных продуктов и услуг с учетом финансовых целей (2 часа)

Тема 10. Предложение с обоснованием клиенту подобранных финансовых и инвестиционных продуктов и услуг (2 часа)

Тема 11. Выявление финансовых рисков (2 часа)

Тема 12. Разработка личного финансового плана клиента в форме таблицы (Excel) (2 часа)

Тема 13. Предоставление клиенту личного финансового плана в форме презентации (2 часа)

Раздел 3  Персональный бюджет клиента,

Тема 1. Выявление потребностей клиента (2 часа)

Тема 2. Формирование досье клиента (2 часа)

Тема 3. Оформление договора на оказание финансовых услуг (2 часа)

Тема 4. Сбор и анализ данных  (2 часа)

Тема 5. Определение личных особенностей, внешних и внутренних факторов, влияющих  на развитие карьеры  (2 часа)

Тема 6. Выявление и установление причин карьерных неудач (2 часа)

Тема 7 Идентификация роли финансового плана  (2 часа)

Тема 8. Выявление возможностей клиента (2 часа)

Тема 9. Разработка мероприятий подходящего типа по развитию личной карьеры клиента (2 часа)

Тема 10. Обоснование клиенту мероприятий подходящего типа, связанных тс развитием карьеры (2 часа)

Тема 11. Определение механизмов реализации предложенных мероприятий (2 часа)

Тема 12. Обучение по составлению карьерограммы в форме таблицы (Excel и Word) (2 часа)

Тема 13. Составление карьерограммы в форме таблицы (Excel)  (2 часа)

Тема 14. Составление карьерограммы в форме таблицы (Word) (2 часа)

Тема 15. Представление клиенту карьерограммы в форме презентации (2 часа)

Раздел 4. Семейный бюджет

Тема 1. Составление семейного бюджета (2 часа)

Тема 2. Формирование финансового дела (2 часа)

Тема 3. Сбор и анализ данных (2 часа)

Тема 4. Составление первоначального бюджета семьи в форме таблицы (Excel) (2 часа)

Тема 5. Составление первоначального бюджета семьи в форме таблицы (Word) (2 часа)

Тема 6. Определение категории первоначального бюджета семьи (2 часа)

Тема 7. Разработка мероприятий по сбалансированности бюджета семьи (2 часа)

Тема 8. Обоснование мероприятий, необходимых для сбалансированности бюджета семьи (2 часа)

Тема 9. Составление оптимизированного бюджета семьи (2 часа)

Тема 10. Представление  клиенту оптимизированного бюджета семьи в форме презентации (2 часа)

Раздел. 5 Финансовый план семьи

Тема 1. Составление финансового плана семьи (2 часа)

Тема 2. Деловая коммуникация (2 часа)

Тема 3. Определение финансовых целей (2 часа)

Тема 4. Анализ финансовых целей (2 часа)

Тема 5. Определение кредитоспособностей семьи (2 часа)

Тема 6. Определение платежеспособности семьи (2 часа)

Тема 7. Подбор финансовых и инвестиционных продуктов и услуг с учетом финансов (2 часа)

Тема 8. Обоснование подобранных финансовых и инвестиционных продуктов и услуг (2 часа)

Тема 9. Выявление финансовых рисков от использования предложенных финансовых продуктов и услуг (2 часа)

Тема 10. Расчет налоговых вычетов (2 часа)

Тема 11. Предложение страхования с расчетами (2 часа)

Тема 12. Подбор государственных пособий и помощи семьям если это возможно (2 часа)

Тема 13. Определение способов минимизации финансовых рисков (2 часа)

Тема 14, Разработка финансового плана в форме таблицы (Excel) (2 часа)   

Тема 15. Разработка финансового плана в форме таблицы (Excel) (2 часа)

Тема 16. Представление финансового плана в форме презентации (2 часа)

 

  1. Прогноз результативности.

В результате освоения дополнительной программы образования «Финансовое проектирование. Студенческие гранды» обучающиеся должны 

знать: 

  • что такое личный доход и каковы пути его повышения;
  • что такое личные расходы, и каковы общие принципы управления расходами;
  • различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
  • общий доход семьи и его источники, и каковы пути повышения дохода;
  • что такое заработная плата и каковы различные виды оплаты труда;
  • как вести учет доходов и расходов и в чем его необходимость;
  • как аккумулировать сбережения для будущих трат и в чем их необходимость;
  • принцип хранения денег на банковском счете, как сбережения могут приносить доход;
  • что необходимо иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
  • что такое кредит и почему кредит дается под проценты;

уметь:

  • Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять деятельность.
  • Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, контролировать и корректировать деятельность, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
  • Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.
  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
  • Умение использовать групповую рефлексию для осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
  1. Методические условия реализации программы. 

Методы и формы обучения: …. 

Лекция-диалог, практикум, творческий конкурс, проектная деятельность.

Методы организации занятий: …. 

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы подведения итогов:….. 

Защита проекта, участие в конкурсах.

  1. Список информационных источников. 
  2. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 148 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16794-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543965
  3. Фрицлер, А. В. Финансовая грамотность: 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 139 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-17006-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544853
  4. Айзман, Р. И. Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, Н. О. Новикова, Е. Н. Богданчикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19972-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557401
  5. Алексеева, Г. И. Бухгалтерский финансовый учет. Отдельные виды обязательств : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 238 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13289-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/54319
  6. Финансовое право. Практический базовый курс : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. М. Ашмарина [и др.] ; под редакцией Е. М. Ашмариной, Е. В. Тереховой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 163 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17460-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537911

 

Приложение 2 к программе «Финансовое проектирование. Студенческие гранды»

 

Согласовано

___________А.В. Коржев

«__» ______ 2024 г. 

 

График работы кружка   

на 2024-2025 учебный год

День недели Время

 

Руководитель кружка __________________________/Е.Н. Ташлинцева/

 

Приложение 3 к программе «Финансовое проектирование. Студенческие гранды»

 

Списочный состав кружка «Финансовое проектирование. Студенческие гранды» 

на 2024-2025 учебный год

ФИО обучающегося Группа 

 

Руководитель кружка __________________________/Е.Н. Ташлинцева/