Духовно-нравственная составляющая в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и факторов на уроках русского языка и литературы
Автор: Долгих Людмила Александровна
ГБПОУ РХ Хакасский многопрофильный техникум, город Черногорск, Республика Хакасия, Россия
Аннотация: Современное общество потребовало новых подходов к воспитанию молодого поколения. Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности страны.
Цель гражданского и патриотического воспитания: ориентация подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
Задача: привить студентам чувство гордости за свою страну, родному языку, народным традициям, истории, культуре; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце студента богат. Важнейшее место среди них занимают уроки литературы. Литература – единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого класса и до выпуска из учебного заведения, а также в техническом техникуме достаточное количество уроков литературы. Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности студента является неоспоримым фактом. Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим, ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное. Большой процент студентов нашего техникума – это юноши, которых, помимо обучения профессии, дальнейшей адаптации в обществе, нужно подготовить и к службе в рядах Российской армии, как физически, так и морально.
Современное общество потребовало новых подходов к воспитанию молодого поколения. Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности страны.
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских. Любить надо свою страну такой, какая она есть.
Коснемся дисциплины «Русский язык». Этот учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: натаких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие подростка, усвоением всех других дисциплин. На уроках русского языка решается проблема патриотического воспитания. Но многое решает сам учебник, где текст каждого упражнения продуман. В основном этот цитаты из классической литературы.
В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику предмета, используются следующие методические приемы:
- Попутные разъяснения преподавателя, раскрывающие патриотический смысл слов, содержание текстов упражнений.
- Фронтальная беседа, раскрывающая смысл, например, фразеологического оборота. Пример: «Человек без родины – соловей без песни». (Объяснение: издавна соловьев ценили за их умение петь прекрасные птичьи песни. Однако «Соловей без голоса сродни вороне», то есть не ценен.) Так и человек должен иметь Родину, чтобы уметь ценить и быть ценимым.
Дисциплина «Литература»
На уроках литературы решаю следующие задачи:
- Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
- Воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
- Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыков устной, письменной и ораторской речи, творческих способностей обучающихся.
Моя задача на уроках литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение на примере произведений.
Литература несет в себе богатый учебный материал, который способствует патриотическому воспитанию. Сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей; произведения, которые отражают развитие нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению совей самобытности; шедевры нашей оборонной литературы, начиная с былин и предсказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне; тексты художественных произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефераты, диспуты, дискуссии.
Устные ответы студентов дают возможность преподавателю судить о влиянии изучаемых произведений на формирование чувств патриотизма и гражданственности. Обучающимся дают возможность глубже осознать свои взгляды и суждения, найти обоснования им, создать более или менее стройную систему представлений о важнейших жизненных проблемах и ситуациях, возможность выразить свои мысли о Родине, ее сложном пути о людях, которые мужественно и стойко переносили все тяготы и не сошли с него. Студенты постепенно взрослеют и осознают себя сопричастными этому пути. Так происходит рождение патриота. Тематики изучаемых произведений помогает. Например, изучая творчество Александра Сергеевича Пушкина, мы следим как из маленького кудрявого увальня, мальчик превратился в гибкого и быстрого как ртуть юношу. Говорим о том, что Пушкин обладал даром дружбы. И, в первую очередь, был патриотом. Студенты узнают о царскосельском лицее, где учился Пушкин. Бывшие лицеисты, друзья Пушкина, прославили своими делами Россию: Антон Дельвиг – известный книгоиздатель, Вильгельм Кухельбекер примкнул к востанию декабристов. Был осужден на каторжные работы. Константин Данзас – офицер русской императорской армии, стал секундантом на последней дуэли Пушкина. И сам Александр Пушкин – основоположник русского литературного языка.
Изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. А. Булгакова, А.И. Куприна и других дает возможность решать основную задачу воспитания – воспитание любви к Родине, чувство гордости за свою Родину.
Например, изучение творчества Ф.И. Тютчева. Рассказывая биографию Тютчева, акцентирую внимание студентов на то, что в 18 лет он в 1822 году был причислен к дипломатической миссии в Мюнхене. Чуть старше наших студентов, юный Тютчев представлял собой «могучую и косматую Россию».
Программное стихотворение «Умом Россию не понять»:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
В ходе урока обсуждались таки провокационные вопросы:
– Что такое любовь к Родине? Привычка, предрассудок, необходимость?
– Есть ли в нашей стране, в доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?
– Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве?
Создаю проблемную ситуацию на уроке. Она заключается в следующем:
– Есть две точки зрения. Первая: Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая – родина там, где сытно, дешево и удобно. Вопрос к студентам: Какую точку зрения будете отстаивать вы?
В ходе анализа стихотворений студенты приходят к выводу, что для поэта Родина – это место на земле, где она родился, врос. Он неразрывно связан с Родиной и невозможно разорвать эту связь, и не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее, так и будет»маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, любимой своей Россией.
Заканчиваю такой урок словами Сенеки: «Любят родину не ха то, что она велика, а за то, что своя».
Наверное, нельзя сказать, что студенты, выйдя с урока, сразу стали истинными патриотами, но если он оставил хоть небольшой след в их душе, то урок достиг цели.
Отсюда, формирование истинного патриота совей Родины – дело благодатное и значимое.
Помимо патриотического формирования молодых людей также на уроках литературы идет упор на высшие ценности и идеалы. Например, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – это бескомпромиссный поиск истины, боль за человека – как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбу мира. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – это любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни. Эти произведения играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие вопросы. Кстати, в романе «Война и мир» тема патриотизма красной нитью проходит через все 4 тома. Князь Болконский умирает на поле боя. Маленький ростом капитан Тушин сражается до последнего вздоха и умирает возле своего разорванного орудия: маленький человек, совершивший огромный подвиг.
Русская классическая литература – литература, проверенная временем, и она существует не для удовольствия, а для опыта. Русская литература, прежде всего, бытовое, социальное, историческое, психологическое, философское и нравственное исследование. Важно «как», если важно «что».
А это зависит от педагога.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на студентов обладают произведения о Великой Отечественной войне, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающее чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Такие произведения дают конкретные представления о таких понятиях как преданность Родине, храбрость, мужество; формируют бережное отношение к историческому прошлому России. Особенна ярка и точна поэзия. Например, Роберт Рождественский «Баллада о маленьком человеке».
Специфика нашей роботы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не скоро, не вдруг. Иногда к нашей обшей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков студенты станут хоть немного чище, добрее друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то преподаватель русского языка и литературы может считать свою задачу выполненной.