«Современное детство. Подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников через игровую деятельность”

ФИО: Коровкина Т.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2277
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Современное детство. Подходы к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников через игровую деятельность"
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)



Творческий проект

“«Современное детство. Подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников через игровую деятельность”

Введение

Актуальность Детство – это  период человеческого развития, когда ребенок учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. 

Детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Исходя из этого, можно сказать, что ближайшее окружение ребенка, работники медицинского учреждения несут большую ответственность за воспитание гражданина страны. Само собой разумеется, что все должны вкладывать в подрастающее поколение общепринятые нравственные нормы и формировать личность. Тема актуальна, так как современное детство отличается от привычного детства прошлого века

Проблема. Проблемой является то, что современные дети, по сути, живут больше в виртуальном мире. Современное детство ориентировано на информационную перегруженность детей. Ко всему прочему добавим стремление родителей занять своего ребенка дополнительными образовательными программами и получается, что ребенок все время учится, лишаясь возможности полноценного проживания детства.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Распространение опыта. Современное детство и его отличие от детства наших предков.

Задачи:

  • Сравнить детство разных поколений;
  • Рассказать о достижениях прошлых лет;
  • Научить уважать и почитать старшее поколение;
  • Сравнить условия жизни детей 21 века и современных детей. 

Участники проекта

Воспитатели, родители и пациенты ГБУЗ НКПТД ТЛО для детей №2.

Обеспечение достижения цели и задач проекта осуществят: составитель проекта.

Стратегия достижения поставленных целей

Основная работа по проекту будет осуществляться на базе ГБУЗ НКПТД

Реализация проекта будет проходить в три этапа: подготовительный, функциональный, обобщающий.

На первом подготовительном этапе (январь 2023 – апрель 2023) осуществиться изучение нормативных документов, инструктивно-методических материалов, разработка поэтапного плана реализации проекта.

На втором этапе функциональном (апрель 2023– август 2023) осуществиться реализация поэтапного плана проекта.

На третьем обобщающий этапе (сентябрь 2023 – октябрь 2023) извлечения выводов общего характера. 

План реализации проекта

№ Этапы реализации проекта

I этап подготовительный (январь 2023 – апрель 2023)

1 Изучение психолого- педагогической литературы по воспитанию нравственных, гражданско-патриотических чувств. (октябрь ноябрь декабрь 2022г.)

2 Анкетирование родителей, детей (декабрь 2022г.)

3 Составление перспективного плана работы по проекту. (декабрь 2022г.)

4 Создание необходимых условий для реализации проекта. (в течении всего периода реализации проекта)

II этап функциональный (апрель 2023– август 2023)

5 Реализация поставленных целей и задач( апрель — август 2023г. )

6 Презентация ’ Современное детство и его отличие от детства наших предков” (апрель-май 2023г.)

7 Игротека «Игры поколений» (март 2023г).

8 Итоговое мероприятие: литературная гостинная

«Писатели Кузбасса – детям!» (апрель 2023г.)

III обобщающий (сентябрь- октябрь 2023)

9 Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами, определение перспектив (август 2023г)

10 Составление отчета по реализации проекта

11 Подготовка материалов для публикаций, презентаций на официальном сайте  ГБУЗ НКПТД, участие в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня

Ресурсы проекта

Кадровые ресурсы: педагог отделения ГБУЗ НКПТД.

Материально-технические: мультимедийная техника, множественная техника –ксероксы, принтеры и др., оборудованные помещения: музыкальный зал, групповые помещения.

Методические ресурсы: для реализации проекта могут быть использованы методические ресурсы методкабинета, электронные методические ресурсы.

Ожидаемые результаты

– Привлечение внимания родителей к проблемам и перспективам развития современного детства;

-Воспитание уважения к старшему поколению;

– Повышение чувства собственной значимости, ответственности и патриотизма в становлении и дальнейшем развитии и воспитании подрастающего поколения.

Дальнейшее развитие проекта

В перспективе планируется дальнейшее развитие проекта, в частности увеличение количества участников, развитие содержания и планирование совместных мероприятий разных поколений.

Приложение №!

Сценарий литературной гостиной 

«Кузбасские писатели – детям!»»

Цель: развитие познавательных потребностей, интереса к родному краю, людям, нравственным ценностям. Знакомство с поэтами и писателями Кузбасса.

Задачи:

  • формировать навыки поэтического чтения текста;
  • развивать творческое мышление обучающихся, исследовательские навыки, коммуникативные способности;
  • воспитывать интерес к родному краю, бережное отношение к родному языку,чувство патриотизма.
  • познакомить детей с военными, прославившими Кузбасс.
  • воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.

Вход в группу, на полочке книги кузбасских писателей.

Воспитатель: Уважаемые посетители нашей библиотеки, мы с вами входим в зал, где собраны сочинения наших с вами земляков, поэтов и писателей земли Кузбасской. Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои О многом говорится в этих произведениях, но самое главное каждый автор говорит о дружбе, как одно из самых ценных качеств человека.

  1. Организационный момент.

Звучит гимн Кузбасса. Дети становятся в круг, исполняя гимн.

Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,

по секрету скажу вам, будет интересно!

Кузбасс — России малый уголок.

Здесь корни предков, здесь мое начало.

Здесь испокон долбили уголек, 

И в зыбке меня мать качала…

Я в этот край влюблен с рожденья,

Здесь перелески, реки и поля…

Порой приходят в сноведеньях

Отцовский дом и мать моя

Забыть такое невозможно,

Куда бы не забросила судьба.

И жизнь травою придорожной

Была в пыли, была порой горька.

Моя семья и мои внуки

Отцов и дедов продолжают путь,

Стремясь мозолистые руки,

Сердца в его дела вдохнуть.

Уедет кто-то в город иль в станицу

Не променяю даже на столицу 

Свой край, его рабочий неуют.

Багров А.Н.

Кузбасская земля богата своими талантами, мы с вами познакомимся с двумя прекрасными поэтами нашего Края:

едоров Василий Дмитриевич (1918-1984)

Поэт, писатель, журналист

Член Союза писателей СССР с 11 октября 1956 года

 

Родился 23 февраля 1918 года в селе Усть-Искитимское (с мая 1918 года город Щегловск, с 1932 года город Кемерово). В метрической книге Николаевской церкви за 1918 год есть запись о его крещении 25 февраля священником Евгением Золотницким (хранится в Государственном архиве Кемеровской области. ОДФ-60).

С 1919 по 1934 год жил в деревне Марьевка  Яйского района Кемеровской области. В 1932 году окончил 6 классов Жарковской  школы колхозной молодежи (ныне «Яйская ООШ №1»), в 1938 году Новосибирский авиатехникум.

С 1938 по 1941 год работал на Иркутском авиазаводе, с 1941 года по 1947 – на Новосибирском авиазаводе. С 1947 года жил в Москве. В 1950 году окончил Литературный институт им. А.М. Горького.

В 1951 году восьмой номер журнала «Новый мир» опубликовал его очерк «Кузнецкие сталевары», созданный по материалам поездки на КМК в г. Сталинск (Новокузнецк). С 1970 года построил в деревне Марьевка дом и каждое лето приезжал туда работать.

В Марьевке созданы такие известные произведения, как поэма «Женитьба Дон-Жуана» (1977), цикл новелл «Сны поэта», «Заметы», стихотворения: «Прощай, село!..», «Озеро Кайдор», «Когда ты в Марьевке живешь…» и др.

Автор двух повестей, более сорока поэтических книг и двухтомного (1970), трехтомного (1976), пятитомного (1987) собрания сочинений, изданных в Москве.

Секретарь правления Союза писателей РСФСР, член редакционных советов издательств «Художественная литература», «Современник»,  «Советская Россия», член редколлегии журнала «Молодая гвардия» в 1960-1980-е годы.

Поддерживал кузбасских поэтов (Е. Буравлев, В. Баянов, В. Иванов, Н. Колмогоров и др.). Дружил с Валентином Махаловым. Принимал участие  в работе Зонального семинара молодых писателей Западной Сибири и Урала в г. Кемерово (1966). Постоянный участник Дней советской литературы в Кузбассе.

Написал предисловие к первой антологии кузбасской поэзии «Дыхание земли родимой (1979).

Награды и премии: Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1968); Государственная премия СССР (1979); два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971); орден Октябрьской революции (1976).

Седьмого декабря 1984 года в селе Марьевка Яйского района Кемеровской области открыт Литературно-мемориальный музей-усадьба В.Д. Федорова. С 1985 года там проводятся Федоровские чтения. В Марьевке, на Назаркиной горе, 11 августа 1985 года установлены памятная доска на доме-усадьбе и быст поэта (выполнен кемеровским скульптором Григорием Трофимовым; в 1992 году он создал еще ростовую скульптуру из металла высотой 40 см).

В Иркутске 1 ноября 1985 года была установлена мемориальная доска на здании общежития №7 Иркутского авиазавода (ул. Авиастроителей, 28).

Приказом Министерства культуры РСФСР №379-п от 24.06.1987 года имя советского поэта В. Д. Федорова присвоено Кемеровской областной научной библиотеке (ул. Дзержинского, д. 19), а 24 февраля 1988 года на здании именной библиотеки установлена мемориальная доска. В 1993 году бюст поэта из гранита работы кемеровского скульптора Владимира Нестерова установлен в областной научной библиотеке им. В. Д. Федорова.

В 1995 году учреждена областная литературная премия им. В. Д. Федорова. В 2013 году проведен областной молодежный конкурс научного и литературно-художественного творчества «Праздник Федоровской поэзии».

Графические и живописные портреты В. Д. Федорова написали профессиональные художники: Ольга Шереметинская (Новосибирск, 1847), Павел Судаков (Москва, 1963), Иван Филичев (Кемерово, 1987), Владимир Черепанов (1995-1998).

С 1982 по 1986 годы кемеровский художник Герман Захаров создал пять живописных портретов Василия Федорова. В 1990 году кемеровский скульптор Алексей Хмелевской создал скульптуру  «Поэт В.Д. Федоров» (Бронза, сталь, литье, 30*13*14; с 1992 года находится в фонде Кемеровского областного музея изобразительных искусств).

По признанию поэта лучшие его фотопортреты созданы корреспондентом газеты «Кузбасс» Виктором Грызыхиным.

С 1994 по 2017 год Заслуженный работник культуры РФ Виктор Егоров создал 43 песни на стихи своего земляка (ноты опубликованы в книге «Дорогая Родина моя!» – Новокузнецк, 2017).

Песни на стихи Василия Федорова создали профессиональные композиторы (Давид Тухманов, Владимир Пипекин, Михаил Тавриков, Александр Тимошенко, Константин Туев, Олег Зверьков) и барды (Владимир Турапин, Станислав Тимофеев, Вячеслав Кириллов).

В Государственном архиве Кемеровской области создан Фонд-коллекция документов о поэте В.Д. Федорове (Р-1469).

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. В 1991 году там установлен беломраморный памятник поэту (скульптор А. А. Бичуков).

Сибирским девчонкам и мальчишкам повезло, потому что у них есть уникальная возможность познакомиться с творчеством замечательного детского поэта Александра Михайловича Береснева. У него издано 15 книг и в каждой из них поэт смотрит на мир глазами ребенка, полного жизни, радости и чудесных открытий.

Родился Александр Михайлович Береснев 29 января 1936 года в городе Тогучин Новосибирской области в семье, где было пять детей. Ему было два года, когда семья переехала в поселок Промышленное Кемеровской области. Все самое заветное у Александра связано с этим рабочим поселком И где бы он ни ездил, где бы ни бродил по свету, дорога всегда приводила его в родные места

Хорошо, привольно летом!

Птицы вьются в вышине,

Рожь качается под ветром,

Словно кланяется мне.

Искупаться приглашает

Речка тихая Иня,

Лес приветливо встречает

В лог за ягодой маня.

Писательский талант Саши первой почувствовала его мама Анна Ильинична. В школе, где учился Саша, работало литературно-творческое объединение юных поэтов, и он был одним из активных членов этого кружка.

Уже в школьные годы Саша выступал со своими стихами в стенной печати, в районной газете «Красное знамя». Доброе слово поэта Александра Михайловича Береснева – наша общая радость и прикоснуться к ней нужно и взрослым, и детям. 

Мы начали нашу встречу с разговора о чем?. …. Конечно же о дружбе. Стихотворение «Игра в снежки» о дружбе двух замечательных мальчишек.

ИГРА В СНЕЖКИ

Мы в сугробах кувыркались

И катались на коньках.

А потом в снежки сражались

За деревнею в кустах.

Мишка спрятался за ветки.

Но напрасно: в тот же миг

Угодил снежок мой меткий

Точно в цель: за воротник.

Солнце село за осинку,

Догорает зимний день.

Мы идём с тобой в обнимку,

Шапки сдвинув набекрень.

Загадки:

Мы приготовили ждля вас загадки

Рыхлый снег На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …

(Ответ: Весна)

Прилетел с пшеничных полей,

Очень шустрый… (Воробей)

ВЕРБЫ РАСЦВЕЛИ

Вербы первыми в апреле

У овражка расцвели,

Словно им на ветки сели

Бело-жёлтые шмели.

Вешним солнышком согретый,

Скачет к вербам воробей

И глядит, как ветер с веток

Сдуть пытается шмелей.

Игра «Четвертый лишний»

ГРИБНОЙ ДОЖДЬ

Хлынул дождь в лесной сторонке,

И запенился поток.

Дружно прыгнули опёнки

На берёзовый пенёк.

Боровик залез под ёлку,

А маслёнок — под сосну.

Гром грохочет без умолку.

Напугал грибы в лесу.

Дождь застал меня в ложбинке,

Налетел, не пожалел.

Я на голову корзинку

Вместо зонтика надел.

Игровой момент Пазлы

ЗАЙЧИК

Паутинкою паук

Измеряет всё вокруг:

И деревья, и лосят,

И медведей, и лисят.

Смерил зайчика, сказал:

– Ой, как ты, зайчонок, мал!

Всем ты, серенький, хорош,

Жаль, что медленно растёшь.

Не скрывая горьких слёз,

Зайчик скрылся средь берёз.

Успокоившись слегка,

Снова ищет паука.

Разыскал его у пня,

Прошептал под шум берёз:

– Перемеряйте меня,

Может, я уже подрос?

Физминутка : игра с мячом «Один – пять»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с

числительными.

Ход: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с

числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же

существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь»,

«восемь».

Пример:

Один стол – пять столов

Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей

Один лебедь – пять лебедей

Одна гайка – пять гаек

Одна шишка – пять шишек

Один гусёнок – пять гусят

Один цыплёнок – пять цыплят

Один заяц – пять зайцев

Одна шапка – пять шапок

Одна банка – пять банок

Одна пуговица – пять пуговиц

Одна мыльница – пять мыльниц

Одна шляпа – пять шляп

Одна книга – пять книг

Одна конфета – пять конфет

 

ИТОГ Ребята давайте вспомним, какие стихотворения мы сегодня с вами прочитали?

О чем писали Кузбасские поэты?

Кто может назвать этих поэтов и где они проживали?

Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше, чтобы достучаться до их сердец, потому что дети живут в другом, волшебном мире. Говорил К. И. Чуковский

Ну чтож, уважаемые посетители нашей библиотеки на этом наша экскурсия подошла к завершению и мы говорим вам ДО-СВИ-ДА-НЬЕ!. До новых встреч. 

Приложение № 2

Сценарий игротеки «Игры поколений»

(совместное мероприятие для детей и взрослых)

Цель: Повысить уровень компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Участники:воспитатель,родители, дети

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть вас на нашей игротеки «Игры поколений!».

Воспитатель. «Поиграй со мной!» – как часто нам приходится слышать эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть «больным» или «серым волком», «пиратом» или «ребенком».

Уважаемые родители, я вас приглашаю сегодня поучаствовать в увлекательном мероприятии, окунуться в мир детства, игры и хорошего настроения. Вы согласны?

Воспитатель: Ребята, вы хотите поиграть с вашими папами и мамами?. А играть мы будем в игра , которые играли в детстве ваши мамы и папы.

  1. Игра “Я знаю 5 имен”

Цель: развивать многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до десятки. 2. Игра «Ассоциации или Ответь быстро» (между родителями и детьми) Я назову время года, а вам надо подобрать слова, которые подходят к этому времени года.

Зима- снег,лед,мороз и т. д

  1. Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать. 4. Игра «В сундучок я положу»(с детьми)

  1. Выбивной

Игроки делятся на две команды. Путем жеребьевки определяется место команды. Одна команда становится в середину поля, другая команда становится за пределами игрового поля.  По свистку выдается мяч команде, которая находится за пределами поля. Их задача заключается в том, что они должны за определенное время, выбить как можно больше человек из противоположной команды. Победителем становится та команда, которая выбила наибольшее количество игроков.

  1. Фанты

Правила игры Старая добрая детская игра. Вариантов её множество. Расскажу про ту в которую играли мы. Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет должен выполнить задание написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание. Это обстоятельство несколько ограничивает садистские замашки.

  1. Жмурки. 

Правила игры Играют в Жмурки несколько человек. С помощью считалки или по жребию выбирается водящий. Игроки завязывают воде плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя, раскручивают его на месте и “рассыпаются” в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал – пойманный игрок становится водящим.

Воспитатель- Уважаемые родители, вам приятно было играть с детками?

– Ребята, а вам понравилось играть вместе с мамами и папами? В какие игры вам понравилось играть больше всего? (можно спросить каждого ребёнка «Больше всего мне понравилось играть с мамой в игру…»)

– Уважаемые родители, спасибо за ваше желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. Нам очень приятно было видеть ваши добрые и нежные улыбки и счастливые глаза ваших детей.

Подводя итоги, мы отметили,что наши дедушки и бабушки, мамы и папы, как мы любили играть в игры. Отличие мы видим в том, что во времена детства наших предков , дети очень много знали и играли в подвижные игры. 

Современные дети перестают играть в обычные игрушки, отдавая предпочтение электронным. Более того, они вообще не умеют играть друг с другом, а когда собираются вместе, способны лишь на самое примитивное взаимодействие. Эта примитивизация, которую несет «электронный век», отнюдь не невинная примета времени. Психологи предупреждают, что наступление эпохи «Человека неиграющего» влечет за собой неизбежное снижение интеллекта и творческих способностей, утрату навыков общения людей друг с другом, эрозию общественных связей. Для детей, которые не умеют играть друг с другом, сегодня создаются бесконечные квесты, познавательные экскурсии, мастер-классы и дополнительные занятия, которые подростки меняют так же часто, как раньше их родители меняли дворовые игры. Кто в итоге вырастет из неиграющего ребенка? Эксперты пока не знают. Но то, что жизнь проще не станет, уверены Играйте с детьми дома, как можно чаще!