Метафорическая деловая игра «Мне б в наставники пойти»

ФИО: Плотникова Т.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2291
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Метафорическая деловая игра «Мне б в наставники пойти»
Итоговая оценка: 1 место,  91 баллов(-а)



Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Метафорическая деловая игра «Мне б в наставники пойти»

Автор: 

Плотникова Татьяна Александровна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Районная станция юных техников» Грачевского муниципального округа Ставропольского края

с. Старомарьевка, 2022 г.

  1. ВВЕДЕНИЕ

Проблема  и актуальность разработки.

      В 2020 году перед многими педагогическими коллективами встал вопрос практического внедрения в свою практику методологии наставничества. 

      На первом же этапе возникает проблема: Как мотивировать участников образовательных отношений принять участие в программе наставничества! Нестандартным способом поиска её решения станет метафорическая деловая игра – форма работы, чаще используемая на бизнес-тренингах.

       Понятие метафорическая деловая игра было введено в научный оборот        Жанной Завьяловой. В отличие от традиционной деловой игры, данная технология предполагает поиск решения возникшей проблемы  в соответствии с сюжетом, основанным на метафоре. В качестве метафоры применяются сказки, легенды и даже известные анекдоты. 

       В данной разработке приведен пример использования адаптированного варианта этой формы на этапе формирования базы потенциальных участников программы наставничества учреждения в форме «ученик-ученик».

      Цель: создание условий для принятия обучающимися идеологии наставничества, выявление кандидатов в наставники и потенциальных наставляемых. 

Задачи:

– распространение информации о целях и задачах программы наставничества, ее принципах и планируемых результатах;
– мотивирование, рассказ о тех возможностях, которые открывает потенциальному наставнику участие в программе (повышение социального статуса, личностный рост, развитие собственных гибких навыков;
– отработка наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия;

– развитие навыков командной работы;

– формирование активной жизненной позиции.

Ожидаемый результат: 

– положительная динамика степени включенности, мотивированности и осознанности обучающихся в образовательные процессы организации;

– формирование базы потенциальных наставников и наставляемых.

Необходимое для проведения оборудование:

    • ноутбук, проектор и экран;
    • столы и стулья для размещения команд;
  • набор авторучек, ватманы и бумага для записей.
  • бейджи с названиями команд.
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ «МНЕ Б В НАСТАВНИКИ ПОЙТИ»

Раздел 1.Описание подготовительной работы и игрового сюжета

       Первоначально выделим в проблеме субъектов действия. В нашем случае первый субъект – это потенциальный наставник, фигура, имеющая опыт и необходимые качества. Второй субъект – это потенциальный наставляемый, который имеет потребность повысить уровень своей компетентность в каком-либо вопросе.

       На следующем этапе концентрируем внимание на отношениях между субъектами, изучаем их мотивацию, интересы, желания эмпирическим путём.

       Далее подбираем по аналогии пример из сказки. В нашем случае подойдет сказка «Вовка в тридевятом царстве» в следующем эпизоде:

«..И попал он в другую сказку – к Василисам Премудрым. Пожалели они его и решили научить своим премудростям.

– Опять учиться? – испугался Вовка. – Не хочу!..»

      Отношения Василис и Вовки напоминают отношения наставника и наставляемого, которые не мотивированы, не осознают целей  и выгод своей совместной деятельности. В ходе игры мы ответим на вопрос: «Как мотивировать на участие в программе наставничества?»

Раздел 2. Ход игры

      Начинается игра в просторном зале, где происходит формирование команд. Команды знакомятся с сюжетом игры.

Ведущий 1: Ребята вы на предыдущей встрече узнали о программе наставничества, которая стартует в нашем учреждении, познакомились с её целью, с результатами, которые может достигнуть каждый из её участников. Думаю, многие из вас еще сомневаются: «А зачем мне участвовать, для чего?». Давайте вместе попытаемся найти ответы на этот вопрос. Вы очень удивитесь, но начать я предлагаю с одной всем известной мульт-сказки – «Вовка в тридевятом царстве». 

    Демонстрируется фрагмент мультфильма:

«..И попал он в другую сказку – к Василисам Премудрым. Пожалели они его и решили научить своим премудростям.

– Опять учиться? – испугался Вовка. – Не хочу!..»

Ведущий 2: – Налицо проблема. С одной стороны есть Василисы, которые много умеют и готовы поделиться знаниями. С другой – Вовка, мальчик который не хочет признавать, что, чтобы что-то сделать, нужно знать как, научиться. 

Предлагаю вам определиться, кому из наших героев вы сопереживаете больше, чья позиция вам ближе? Выбирайте бейдж с надписью «Вовка», или «Василиса» и занимайте места в своей команде единомышленников.

Формируем из участников группы две команды. Первая команда – это Вовки, а вторая – Василисы (символизирующие наставляемого  и наставника с их системой мотивации).

Ведущий 1: 

       Итак,  теперь вы «Вовки» и «Василисы». Вы должны выполнять предстоящие задания с позиции своих героев, думая как они. 

       Перед вами ватманы, ручки и конверты с вопросами. В течение следующих 10 минут каждая команда должна совместно найти ответ на поставленный перед ней вопрос. Итак, время пошло!

       Вопрос для команды «Вовки»: «Что такое должны предпринять  Василисы, чтобы Вовка действительно захотел научиться новому именно у них?» – по сказке мы знаем, что в итоге Вовка осознал ценность полученных навыков, но, сколько испытаний ему прежде пришлось пройти.

      Вопрос для команды «Василисы»: «При каких условиях вы, Василисы, действительно захотите  учить Вовку, делиться с ним своим мастерством?». 

Работа в командах.

      Далее команды отправляются в свободное плавание в поисках ответов на вопросы. В течение 2 минут они должны придумать как можно больше способов, позволяющих справиться с задачей, пусть они будут самыми фантастическими и комичными. 

       В течение следующих 10 минут команды готовятся презентовать свои идеи, изобразив их на ватмане. 

 Ведущий 1: Итак, время истекло. Кто первым готов представить свои аргументы?

Команды презентуют свои идеи. Ведущий анализирует их, ищет совпадения и «переводит» с языка метафоры на язык реальный. В итоге вся группа видит параллели между сказкой и жизнью и получает реальное понимание о том, как мотивировать на участие в программе наставничества, какие возможности открываются для участников.

Подведение итогов:

Ведущий 2: «Итак, Василисы, как умудренные опытом мастера, обещают научить Вовку, как самому построить все что захочет, и Вовка хочет построить избу для старухи – здесь они совпадают во мнениях. Прекрасно! Программа наставничества в нашей образовательной организации тоже ставит цель, чтобы по её итогам качество ваших знаний и навыков выросло, мастерство наставников, их социальный статус возрос.   Наставляемый также получает максимальную личную выгоду от участия в программе наставничества.» 

Рефлексия:

Ведущий 1.: Ребята, надеюсь, что сегодняшняя встреча была для вас интересной и полезной. Оцените нашу сегодняшнюю совместную работу, наклеив на доску цветные стикеры:

Полезно и интересно– красный;

Полезно, но не интересно – желтый;

Было интересно, но желания идти дальше не возникло – зеленый;

Мне не было ни интересно, ни полезно – серый.

Ведущий 2.: Спасибо за ваше мнение! До новых встреч!

Список источников:

  • Метафорическая деловая игра. Под ред. Ж. Завьяловой. — СПб.: Речь, 2004.—134 с.